Стратегический бомбардировщик ТУ-95 и его модификации
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ
БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-95 И ЕГО МОДИФИКАЦИИ
Описание
Ту-95
Восьмиместный
цельнометаллический свободнонесущий высокоплан с четырьмя ТВД, расположенными в
крыльях и трёхстоечным убираемым шасси. Стратегический бомбардировщик, Создан в
ОКБ-156, руководимом А.Н. Туполевым. Прототип совершил первый вылет 12 ноября
1952 г.,поднимал экипаж лётчика-испытателя А.Д.Перелёта.Серийное производство
началось в 1955 г . на
Куйбышевском
авиазаводе (в настоящее время - Самарский авиазавод) и продолжается по сей
день.Объём выпуска превысил 500 машин В начале 50-х годов в ОКБ А. Н. Туполева
начались работы по созданию стратегического бомбардировщика с
межконтинентальной дальностью полета. В 1952 г . состоялся первый полет нового
самолета, получившего обозначение Ту-95. В 1956 г . Ту-95 был принят на
вооружение частей дальней авиации. Особенностью новой машины явилось применение
стреловидного крыла и главное, впервые в практике мирового самолетостроения для
самолетов такого класса, установкой турбовинтовых двигателей. Новые двигатели
НК-12М были созданы в ОКБ Н.Д. Кузнецова. ТВД были снабжены дифференциальными
редукторами, вращающими два соосных винта в противоположные стороны. Расход
топлива новых двигателей составлял всего 0.207 кг/(л.с.*ч ). Ресурс нового ТВД
оказался в 10 раз больше, чем у любого другого современного двигателя
применяемого на бомбардировщиках, в том числе и зарубежных. В ответ на
перевооружение американцами своих стратегических бомбардировщиков В-52 «
Стратофортрсес » крылатыми ракетами ALCM , в СССР в 1981 г. принимается на
вооружение новая модификация бомбардировщика - Ту-95МС. Ту-95МС предназначен
для поражения крылатыми ракетами важных стационарных объектов днем и ночью в
любых метеоусловиях и в любой точке земного шара. В отличие от Ту-95
модернизированная машина имеет новое крыло с более скоростным профилем.
Установлен новый стабилизатор, теперь он может автоматически, в зависимости от
изменения центровки, связанной с выработкой горючего, менять угол установки.
Полностью заменено бортовое радиоэлектронное оборудование. В состав последнего
включены две бортовые ЭВМ. Модернизируются бортовые средства РЭБ. Главные
изменения касаются ударного вооружения. В бомбоотсеке устанавливается
барабанная пусковая установка, снаряженная 6-ю крылатыми ракетами РКВ-15Б с
дальностью стрельбы 2500 км . Строительство Ту-95МС было развернуто на
Самарском авиазаводе. Базировались Ту-95, помимо СССР, на авиабазах Кубы,
Гвинеи, Анголы, Сомали и Вьетнама. Это давало возможность стратегическому
командованию СССР эффективно контролировать практически любую точку земного
шара. К началу 90-х годов все Ту-95 с зарубежных баз были выведены. Помимо
ударных стратегических самолетов на базе Ту-95 были созданы самолеты радиолокационного
дозора и наведения АКРЛДН Ту-126, оснащенные радиотехническим комплексом
«ЛИАНА». Ту-126 предназначался для обнаружения воздушных целей, начиная со
средних высот Ту-95 был принят на вооружение в сентябре 1957 г . Различные
модификации самолёта состояли на вооружении Дальней авиации и ВМС вплоть до
распада СССР. После этого события Ту-95 оказались в распоряжении ВВС России и
Украины. В Украине самолёты применения не нашли и находятся в консервации.
Ведутся переговоры о передаче их в обмен на запчасти для самолётов фронтовой
авиации и вертолётов
В настоящее время
Ту-95МС является основой воздушных стратегических сил России Модификации Ту-95.
Ту-95 - стратегический бомбардировщик, в 1955-57 гг.построен 31 самолёт Ту-95А
- носитель ЯАБ, развитие предыдущей модификации; отличается наличием
термостабилизированного бомбоотсека, светозащитных шторок в кабине экипажа и
специального покрытия Ту-95В - серийный Ту-95, переоборудованный в качестве
носителя ТЯАБ в 1959. Специальная разработка для испытания сверхмощной (50-100
Мт) ТЯАБ на Новой Земле. Выпущен в единственном экземпляре Ту-95К -
самолёт-ракетоносец, вооружённый комплексом К-20, в состав которого входила КР
Х-20; было выпущено 2 прототипа, переделанных из находящихся в постройке Ту-95,
первый из которых поднялся в воздух 1 января 1956 г .; выпуск осуществлялся в
1958-62 гг Ту-95К-22 - самолёт-ракетоносец, получивший комплекс К-95-22 с УР
Х-22; переоборудовался из Ту-95КМ; головная машина поднялась в воздух 30
октября 1975 г Ту-95КД - Ту-95К, оборудованные системой дозаправки топливом в
полёте; прототип прошёл доработку и совершил первый вылет 5 июля 1961 г .; с
1962 г . было выпущено более 20 машин; кроме того, было переоборудовано
несколько ранее выпущенных Ту-95К Ту-95КМ - Ту-95КД, прошедшие в конце 60-х гг.
модернизацию путём установки нового БРЭО и перевооружения УР Х-22М Ту-95КУ -
Ту-95К, переоборудованные в учебные самолёты для подготовки экипажей для работы
с аппаратурой комплекса К-20 Ту-95ЛАЛ (Ту-119)- экспериментальный Ту-95 с
атомным реактором. «Летающая атомная лаборатория» Ту-95М - дальнейшее развитие
Ту-95 с ТВД НК-12М; совершил первый вылет в сентябре 1957 г .; до конца 1958 г
. выпущено 19 самолётов Ту-95М-5 - Ту-95М, переоборудованный в октябре 1976 г .
в носитель УР КСР-5; остался в опытном экземпляре Ту-95МА - самолёт-носитель
ЯАБ, изменения - аналогичные Ту-95А; выпускался серийно. Ту-95МР -
самолёт-разведчик; с конца 60-х гг. переоборудовано 4 Ту-95М Ту-95МС -
самолёт-носитель КР Х-55/РКВ-500А с экипажем из семи человек; прототип совершил
первый вылет в 1979 г .; выпуск до 1983 г .осуществлялся на Таганрогском
авиазаводе, а затем был переведён в Куйбышев Ту-95Н - самолёт-носитель
сверхзвукового бомбардировщика PC конструкции П.В. Цыбина ; прототип был
переоборудован из серийного изделия в 1958 г .; тема дальнейшего развития не
получила Ту-95РЦ - разведчик-целеуказатель для авиации ВМС; прототип совершил
первый вылет 21 сентября 1962 г .; серийно самолёт выпускался с 1963 г Ту-95У -
учебный вариант Ту-95/Ту-95М, предназначенный для подготовки экипажей Ту-95
более поздних модификаций, в 80-х гг. переоборудовано некоторое количество
старых самолётов Ту-96 - высотный бомбардировщик; опытный экземпляр проходил
испытания летом 1956 г .; серийно модификация не выпускалась Ту-116 - дальний
пассажирский самолёт для перевозки государственных деятелей в 1956 и 1957 гг. переоборудовано
два серийных бомбардировщика Ту-119 (Ту-95ЛАЛ, Ту-95АЛ) - экспериментальный
Ту-95 с атомным реактором Ту-126 - самолет радиолокационного дозора и наведения
АКРЛДН, оснащенный радиотехническим комплексом «ЛИАНА». Предназначался для обнаружения
воздушных целей, начиная со средних высот.
Кроме того,
несколько машин было переоборудовано в летающие лаборатории, носители экспериментальных
гиперзвуковых самолётов и т.д
Конструкция
Ту-95
Фюзеляж
Фюзеляж самолета
Ту-95 представляет собой конструкцию типа полумонокок обтекаемой формы, круглого
сечения, с гладкой работающей обшивкой, подкрепленной набором шпангоутов и
стрингеров.
Технологически он
делится на передний фонарь, носовую часть, включающую в себя переднюю негерметическую
кабину и обтекатель кормовой пушечной установки.
Фонарь и носовая
часть фюзеляжа образуют переднюю герметическую кабину, в которой расположены
места экипажа (летчики – командир корабля, помощник командира, штурман, второй штурман,
старший бортовой техник, старший воздушный стрелок-радист и офицер по системам РЭП).
Вход в кабину производится через отсек передней стойки шасси и люк в полу.
Аварийное покидание самолёта осуществляется при помощи подвижного пола через
люки в обеих кабинах.
К средней части
фюзеляжа крепится центроплан, здесь же расположен бомбовый отсек. Значительная часть
свободного объема занята контейнерами с топливными баками, ближе к наружной
поверхности вмонтированы спасательные лодки ЛАС-5-2М. В кормовой гермокабине
размещены рабочие места воздушного стрелка-радиста и командира огневых установок,
прицельные станции и оборудование.
Далее крепится
кормовая пушечная установка с обтекателем радиолокационной прицельной станцией Для
обзора боковых полусфер в кабине имеются блистеры из органического стекла.
Фонарь кормовой кабины остеклен прозрачной броней.
Крыло
Крыло на 95-м
кессоной конструкции. Состоит из центроплана, двух первых отъемных частей и
двух вторых отъемных секций. Кессон образован передним и задним лонжеронами,
верхними и нижними панелями с толстой работающей обшивкой. Между нервюрами в кессоне
размещаются мягкие топливные баки. На верхней панели есть узлы крепления гондол
двигателей. Нижняя панель в местах установки основных стоек шасси усилена двумя
балками.
На крыле
расположены органы управления самолетом. Элерон металлической конструкции проходит
вдоль всего размаха вторых отъемных частей крыла и разделен на три отсека, во
избежание заклинивания при прогибе крыла. Односекционный щелевой закрылок
расположен на первой отъемной части и разрезан на две части обтекателем шасси Оперение
цельнометаллическое, свободнонесущее, однокилевое, стреловидное. Угол
стреловидности вертикального и горизонтального оперения 40 D .
Стабилизатор
кессоного типа состоит из двух половин, стыкующихся между собой по оси
самолета.
Руль высоты тоже
из двух частей и имеет так же, как и руль направления, соответствующую
компенсацию
Шасси
Шасси самолета
трехстоечное, со сдвоенными баллонами. Основные стойки - двухосные, убираемые в
полете в крыльевые гондолы (что является фамильной чертой большинства
туполевских машин), носовая стойка - одноосная, убираемая по "потоку"
в фюзеляж. На основных стойках расположены тележки с четырьмя тормозными
колесами, имеющими пневматики 1500х500 мм. Передняя стойка с двумя колесами и
пневматиками 1100х330 мм крепится к передней части фюзеляжа
Управление
Управление
самолетом осуществляется с помощью двух штурвальных колонок и двух пар ножных педалей,
соединенных с органами управления тягами.
В управлении
элеронами частично применена росовая проводка. В системе управления рулем направления
и элеронами включены обратимые гидроусилители
Силовая
установка
В зависимости от
модификации, на Ту-95 применялись ТВД НК-12 мощностью 12000 л .с., НК-12М,
НК-12МВ либо НК-12МП (каждый мощностью по 15000 л .с.), расположенные в
мотогондолах , воздушных винтов типа АВ-60 и системы управления. Винты -
четырёхлопастные металлические изменяемого шага, установленные соосно.
Топливная
система
Топливная система
включает в себя топливные баки и систему автоматического измерения расходования
топлива, которая обеспечивает в полете диапазон допустимых центровок машины.
Горючее типа Т-1, ТС-1 или Т-2 располагается в 74 крыльевых и фюзеляжных мягких
топливных баках. Общий запас топлива для самолета Ту-95М может достигать 88,5
-100т
Гидравлическая
система
Гидравлическая
система включает две подсистемы: высокого и низкого давления. Нагнетание
высокого давления создается автономным гидронасосом с электроприводом, в
системе низкого давления – от гидронасосов, установленных на двигателях
Радиосвязное
оборудование
Состоит из KB
радиостанции, командной радиостанции, работающей в коротковолновом и среднем
диапазоне волн, УКВ радиостанции, аварийной радиостанции
Радионавигационное
оборудование
Радионавигационное
оборудование включает автоматический радиокомпас, радиовысотомеры малых и
больших высот, доплеровский измеритель скорости и угла сноса, системы
навигации, посадки, аппаратуры контроля места положения самолета
Радиолокационное
оборудование
На
бомбардировщиках (после проведённой в 70-х гг. модернизации) устанавливались: радиолокационный
прицел РПБ-4 «Рубидий-ММ-2» либо Р-1Д «Рубин-1 Д», сопряжённые с оптическим бомбоприцелом
ОПБ-11РМ (ОПБ-112), станция оповещения о радиолокационном облучении СПО-2 «Сирена-2»,
аппаратура РЭП СПС-1 либо СПС-2. Для управления оборонительными установками предназначались
4 оптические прицельные станции ПРС-153, а также прицельная РЛС ПРС-1 «Аргон».
Кроме того, в
грузоотсеке размещались системы автоматического сбрасывания диполей АСО-95 и АСО-2Б.
Для контроля результатов бомбометания и ведения попутной авиаразведки
установлен фотоаппарат АФА-42/100
На Ту-95К была
установлена РЛС ЯД, предназначенная для наведения УР. Остальное БРЭО было
аналогично тому, что устанавливалось на бомбардировочных модификациях У Ту-95КМ
РЛС осталась такой, как и на предыдущей версии, однако, произошла замена ряда
других систем БРЭО, Установлены: разведсистема «Ромб-3», прицельная станция
ПРС-4, аппаратура РЭП СПС-3, станция оповещения об облучении СПО-3 «Сирена-3» На
Ту-95К-22 вместо РЛС ЯД установлена ПНА-Б, а также смонтирована аппаратура
подготовки и пуска ракет «Кама»
На Ту-95МС также
установлено новое БРЭО, в т.ч. бортовой радиоэлектронный оборонительный комплекс
«Метеор-НМ»
Электросистема
Электросистема
самолета состоит из основной сети постоянного тока, питающейся от 8 генераторов
типа ГСР-18000М по 2 на каждом двигателе. В качестве аварийного источника
используются аккумуляторные батареи 12 CAM -55. Две вторичные системы переменного
тока питаются от преобразователей ПО-4500 и ПТ-1000. Кроме того, на каждом
двигателе установлены генераторы переменного тока нестабильной частоты типа
СГО-ЗОУ
Вооружение
Ту-95
Самолёты
поднимают до 12000 кг боевой нагрузки. У бомбардировщика она была представлена свободнопадающими
бомбами калибром от 1500 до 9000 кг , как фугасных, так и ядерных,
подвешиваемых в фюзеляжном отсеке. Ту-95В брал под фюзеляж, (габариты не
позволяли размещать в отсеке) ТЯАБ мощностью 20 и 50 мегатонн, массой до 22
тонн.
Также
предусматривалась подвеска бомбы мощностью 100 Мт (очевидно, именно её имел в
виду Никита Сергеевич Хрущёв, упоминая о "кузькиной матери")
Основным
вооружением Ту-95К и Ту-95КД была КР Х-20 комплекса К-20, подвешиваемая под
фюзеляжем в районе бывшего грузоотсека
На Ту-95К-22 там
же подвешивалась 1 КР Х-22М, либо 2 - под крылом. Ту-95МС несут КР РКВ-500А
(Х-55): 6 на внутрифюзеляжной барабанной многоцелевой ПУ МКУ-6-5 и 10 на 4
подкрыльевых пилонах. Вместо них на пилоны подвешивается до 8 КР X-55М
Ракетоносцы также
могут брать на подфюзеляжную подвеску 2 контейнера для бомб малого калибра Оборонительное
вооружение Ту-95МС состоит из 2 спаренных 23-мм двухствольных пушек ГШ-23Л, размещённых
в кормовой оборонительной установке.
Все остальные
модификации (кроме Ту-95К-22) вооружены 6 спаренными 23-мм пушками АМ-23, расположенными
в 3 оборонительных установках: верхней ДТ-В12, нижней ДТ-Н12, и кормовой ДК-12.
Общий боезапас - 2500 выстрелов. На Ту-95К-22 кормовая установка отсутствует, а
вместо неё смонтирована аппаратура РЭП
Боевое
применение Ту-95
Ту-95 на экспорт
не поставлялись и боевого применения не имели. Вместе с тем, самолёты привлекались
для проведения испытаний ядерного и термоядерного оружия. Так, осенью 1961 г .
с них во время подобного мероприятия, проводившегося на Новоземельском
полигоне, сбрасывались ТЯАБ мощностью 20 и 50 мегатонн
|