Наличие
в семье хотя бы одного человека с высшим образованием вдвое снижает риск
бедности. О расширении благодаря образованию возможностей занятости и
заработков свидетельствует и соотношение в бюджете семьи денежных и натуральных
доходов. Если в домохозяйствах, где никто из взрослых не имеет даже среднего
образования, денежные доходы примерно равны натуральным, то в семьях, где все
взрослые имеют высшее образование, денежные доходы в четыре раза превышают
натуральные.
Рис.
1.2
Бедность
работающих. Интуитивно понятна и оправданна бедность
людей, обладающих плохим здоровьем, низкой квалификацией или профессией, не
пользующейся спросом на рынке труда. Такие люди считаются социально уязвимыми и
пользуются поддержкой общества. В последние годы в соответствии с концепцией
устойчивого человеческого развития эта поддержка направляется на обеспечение им
возможности самим зарабатывать себе на жизнь.
В
Украине же бедность очень часто становится спутником не просто достаточно
образованных и квалифицированных людей, а людей работающих, причем в режиме
полной занятости. Согласно результатам обследования условий жизни 9,2 тыс.
домохозяйств, проведенного Госкомстатом в 2004
году, около 78% бедных семей — те, в которых хотя бы один из членов семьи
работает.
Такая
ситуация отражает типичный для бедного общества процесс обесценения рабочей
силы, продолжающийся по крайней мере десять лет: удельный вес оплаты труда в
ВВП снизился с 53% в 1990-м до 45% в 2004 году,
а в денежных доходах населения доля оплаты труда уменьшилась с 71 до 49%. В
1991—2004 годах реальная зарплата сокращалась
значительно быстрее, чем ВВП и производительность труда, и даже в 2004-м,
когда по всем признакам в стране наблюдался экономический рост, она снизилась.
Почти четверть работающих получают зарплату ниже порога бедности, хоть он и
является расчетным, а не установлен официально. Остаются весьма значительными
долги по выплате заработной платы: по данным на 10 января с.г., они составили
4,9 млрд. грн., причем 40% этой суммы приходится на промышленность (здесь трудится
26% всех занятых в экономике) и 31% — на сельское хозяйство (16% всех занятых).
Сокращение
объемов производства и соответственное снижение спроса на рабочую силу
обернулось снижением занятости, прежде всего в промышленности, строительстве и
сельском хозяйстве, традиционно определявших структуру рынка труда Украины,
привело к распространению вынужденной неполной занятости, росту уровня и
продолжительности безработицы. В промышленности, некогда определявшей лицо
отечественной экономики, эти негативные процессы оказались настолько
существенными, что численность работающих здесь нынче уступает численности
самозанятых (включая занятых в личном подсобном хозяйстве).
Кроме
того, именно в промышленности в течение последних лет наблюдается самый низкий
из всех отраслей экономики уровень использования фонда рабочего времени — 72% в
2000 году (в целом по экономике — 78%), т.е. на деле ситуация еще хуже. Около
трети так называемых занятых в промышленности находятся в административных
отпусках (в целом по экономике — 16%) — это те люди, которые фактически не
имеют ни работы, ни заработков и вынуждены ориентироваться на
незарегистрированный сектор экономики.
Бедность
семей с детьми. При таком уровне оплаты труда даже двое
работающих родителей не всегда могут обеспечить достойный (по нашим низким
национальным стандартам) уровень жизни своим несовершеннолетним детям. Когда
трудятся и отец, и мать и в семье нет неработающих взрослых, бедными являются
26,1% семей с детьми — что уж тогда говорить о многодетных! Уровень бедности
среди семей с одним ребенком составляет 29,5%, с двумя — 35,9%, с тремя —
47,0%; среди семей с четырьмя детьми он увеличивается до 64,1%, а с пятью и
более — до 88,7%.
Количество
детей до трех лет является особенно заметным фактором риска (в среднем уровень
бедности среди таких семей составляет 44,1%).
Закономерно,
что бедность очень тесно связана с безработицей. Особенно опасен рост так
называемой семейной безработицы, характерной для малых и монофункциональных
городов. Наличие в семье хотя бы одного безработного повышает риск бедности на
50%, двоих — в 2,3 раза, а троих и более (к сожалению, в Украине, особенно в
так называемых депрессивных регионах, есть и такие семьи) — в 2,6 раза. Почти
половина безработных женщин имеет несовершеннолетних детей, а 6% — это
многодетные матери.
По
идее, материальными трудностями семей с детьми в таких условиях должно
озаботиться государство. Но даже простое сравнение разных видов помощи на детей
со средней зарплатой показывает, что этого не происходит. Если в 1994 году
одинокая мать получала на ребенка 13,4% средней по Украине зарплаты, а жена
солдата — 24,7%, то в 1999-м — соответственно только 4 и 6,1% (табл. 3).
Но
даже такие мизерные суммы население не получает вовремя. Помощь,
предусмотренная законом о государственной помощи семьям с детьми, — едва ли не
единственный вид социальных трансфертов, задолженность по выплате которых не
сокращается, а растет: за 1999 год — в 1,6 раза, а за 2004-й
— еще в 1,4 раза. Общая сумма задолженности на 1 января 2005-го
составляла 61,5 млн.грн., т.е. 5,3% полученного в 2005
году профицита бюджета страны. Фактически в счет задолженности, например, в
декабре 2004 года было выплачено меньше
трети необходимой суммы.
Бедность
пенсионеров. Об этой проблеме говорят, пожалуй, больше всего,
особенно перед выборами. В самом деле, 96% пенсий, назначаемых на общих
основаниях (то есть не государственным служащим, не работникам суда или
прокуратуры, не военным — список желающие могут продолжить самостоятельно,
ознакомившись с действующим законодательством), — ниже порога бедности. В
результате основная часть населения пенсионного возраста использует все
возможности для трудовой деятельности (частично как наемные работники в
зарегистрированном секторе, частично — в личном подсобном хозяйстве, частично —
в теневой экономике). Во многих случаях, особенно в сельской местности, для
55—70-летних пенсия перестала быть основным источником доходов.
В
то же время глубокие старики, которые уже не в состоянии работать, просто
бедствуют. Особенно в тяжелом положении находятся одинокие, не имеющие
постоянной помощи, но крайне нуждающиеся в ней.
Таким
образом, материальное положение сегодняшнего пенсионера (имеются в виду люди,
получающие пенсии на общих основаниях) определяется не стажем работы, не
заработком в течение всей предыдущей жизни — с которого, кстати, платились
взносы в Пенсионный фонд, — а возможностью продолжать трудовую деятельность
после выхода на пенсию и наличием детей, которые могут помочь материально.
Несмотря на выплаченные, наконец, долги и небольшое повышение пенсий, положение
неработающих пенсионеров остается крайне тяжелым, в частности из-за низкого
соотношения пенсий и зарплат. Если в экономически развитых странах оно
составляет примерно 70%, то в Украине — 32%. И без кардинального изменения
системы финансирования существенно увеличить его невозможно.
Региональная
бедность. В течение последних лет происходит усиление
региональной дифференциации доходов и уровня жизни населения, причем пропасть
между областями по части доходов их жителей углубляется гораздо быстрее, чем
разрыв в экономическом потенциале.
Самые
высокие уровни бедности характерны для юго-восточных областей, где меньше
распространены самозанятость и временная трудовая миграция, т.е. там, где
население хуже адаптировалось к новым социально-экономическим условиям.
Несколько лучше ситуация в областях с относительно высоким развитием
незарегистрированного сектора экономики, включая личное подсобное хозяйство. По
единым для всей страны критериям самые высокие уровни бедности — в Луганской
(44,8%) и Николаевской (42,6%) областях, а самые низкие — в Киеве (10,9%). И
эти различия нельзя не учитывать при разработке стратегии преодоления бедности
и ее реализации в контексте региональной политики.
4.
Пути преодоления бедности
Однако,
сам по себе экономический рост нигде и никогда не решал социальные задачи.
Вполне возможной (особенно в условиях Украины) представляется ситуация, при
которой его плодами воспользуется очень ограниченный круг. Эта прослойка будет
ускоренными темпами накапливать в своих руках богатство, а бедные — так и
оставаться бедными.
Таким
образом, наряду с реформированием системы оплаты труда, концепция которого
разработана и утверждена Президентом, необходимо добиваться снижения
экономического неравенства путем внедрения гибкой налоговой политики,
рациональных социальных трансфертов, стимулирования малого и среднего бизнеса,
защиты прав мелких акционеров.
Еще
один довод противников такого решения связан с якобы неминуемой катастрофой на
рынке труда. Однако крайне постепенное повышение (в отличие от, например,
Грузии, где в одночасье пенсионный возраст был повышен на пять лет) приведет к
тому, что в течение первых четырех лет, когда это будет касаться самых молодых
пенсионеров (значительная часть которых и сейчас работает), дополнительное
предложение рабочей силы на рынке труда не превысит 100 тысяч человек в год. И
только затем этот показатель будет заметно большим, но начало экономического
роста дает все основания рассчитывать на рост спроса на рабочую силу к этому времени.
Необходимо
принципиально изменить действующую систему льгот. Существование развитой
системы льгот (в налогообложении, в оплате целого ряда услуг и т.п.)
представляет собой одну из болевых точек нынешней социальной политики.
Сторонники ее сохранения подчеркивают, что во многих странах военнослужащим, к
примеру, кроме зарплаты предоставляется целый ряд льгот. Но, во-первых,
соответствующая отрасль возмещает убытки, которые могли бы понести из-за этого,
скажем, транспортники. То есть фактически происходит перераспределение средств
отрасли между прямыми и косвенными расходами на оплату труда. Во-вторых, и
стоимость, и объемы использования этих льгот четко определены. У нас же и
убытков отрасль не возмещает, и стоимость предоставленных льгот никто не считает.
При этом не стремятся к наведению порядка с учетом использованных (а не просто
продекларированных) льгот прежде всего те структуры, которые их предоставляют.
Ныне
в украинском законодательстве предусмотрено девять видов многоразовых и четыре
вида одноразовых льгот. Часть их должна обеспечивать определенные привилегии
лицам, и без того имеющим достаточные средства к существованию, а часть
направлена на социальную поддержку ущемленных слоев населения. Наиболее
распространены льготы на оплату проезда в городском и пригородном пассажирском
транспорте, право на которые имеет треть населения страны (фактически
использует чуть больше половины этой трети), право на льготный проезд в
междугородном транспорте (имеют 13% населения, а используют его — лишь 2,5%). В
отличие от этого льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг использует 94%
имеющих на них право (примерно 8% населения, а с учетом членов семей — 14%).
Вообще лишь 43% населения использует свое право на те или иные льготы, причем
их удельный вес значительно выше среди более состоятельных слоев.
Более
70% получателей льгот — вполне обеспеченные, по украинским стандартам, люди, а,
например, среди пользователей льготами на оплату жилищно-коммунальных услуг
доля небедных достигает 77%.
Подводя
итоги, хочу подчеркнуть необходимость минимизации льгот и замены их денежными
выплатами. Кроме всего прочего, льгота ограничивает право выбора, например,
пенсионера между проездом на трамвае и покупкой каких-либо товаров или оплатой
услуг.
Те
же льготы, которые будут сохранены, необходимо учитывать. Так, одним из
направлений упорядочения компенсаций транспортникам за бесплатный проезд
пенсионеров может стать выдача каждому пенсионеру определенного — можно и
неограниченного, но фиксируемого — количества талонов на проезд, отличающихся
от общих (чтобы предотвратить их использование другими гражданами). Такие
талоны должны сдаваться водителю или кондуктору при проезде и таким образом
попадать на транспортное предприятие. Только по фактической стоимости
предъявленных талонов и должна осуществляться бюджетная компенсация этому
предприятию затраченных средств.
Система
социальной поддержки уязвимых слоев населения должна быть ориентирована на
действительно нуждающихся. Необходимо, чтобы парламентарии наконец преодолели
свою «стыдливость» и назвали бедность бедностью. За этим должно последовать
утверждение официальных критериев и порогов бедности, разработка механизма
государственной поддержки бедных слоев общества.
Альтернативный
подход опирается на так называемые индикаторы бедности, т.е. на наличие у семьи
(домохозяйства) одной или нескольких характеристик, тесно коррелирующих с
бедностью, — например, не менее чем пять детей в семье, семья пенсионеров (или
одинокие пенсионеры) старше 75 лет и т.п. Преимущество такого подхода — в
упрощении процедуры предоставления помощи и, соотвественно, сокращении
административных затрат. Недостатки же связаны с тем, что все индикаторы
бедности являются лишь косвенными ее характеристиками. Соответственно могут
возникать ошибки в обеспечении адресности — либо неполнота охвата бедных, либо,
наоборот, предоставление пособия небедным.
В
значительной степени предупредить распыление средств может так называемый
механизм самоидентификации, или самоадресности. Его идея сводится к
формированию таких видов помощи, к получению которых стремятся только
действительно бедные слои населения. Например, трудоспособным могут быть
предложены общественные работы с оплатой, не превышающей порога бедности.
Говоря
об эффективности предоставления социальной помощи, необходимо подчеркнуть два
основных ее проявления: максимальный охват всех нуждающихся и минимальное
предоставление пособий тем, кто в них не нуждается. При этом речь не идет о
нарушении действующего законодательства и случаях неоправданного назначения пособия
(субсидии). В условиях существования разнообразной системы поддержки доходов
населения (разных критериев предоставления разных видов пособий и разных
пороговых значений дохода семьи) важно нацелить ее именно на бедные слои
общества.
Преодоление
бедности — задача не одного дня. Настоятельно
необходимой представляется координация разноплановых усилий, определение
приоритетов на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. Достаточно быстро
адресными действиями (преимущественно пассивного характера — денежными
выплатами, субсидиями, помощью продуктами, одеждой и т.п.) можно искоренить
абсолютную бедность в самых острых ее проявлениях. Смягчение же относительной
бедности, связанной прежде всего с экономическим неравенством населения,
потребует большего времени и усилий главным образом активного характера (помощи
в трудоустройстве, в открытии собственного дела, в получении необходимой
квалификации). Что же касается субъективной бедности, то для предупреждения
вызываемых ею социальных конфликтов необходимы время, доверие к власти на всех
уровнях и согласованные действия едва ли не всех социальных институтов
общества.
5.
Украина до 2015 года уничтожет бедность
Министр
труда и социальной политики Украины Михаил Папиев уверен в том, что преодоление
бедности - это многоэтапный процесс, на протяжении которого изменяются задачи и
уточняются критерии измерения бедности в соответствии с социально-экономическим
развитием страны.
"Украина
как одна из 191 государства-члена ООН взяла на себя обязательства войти в 2015
год, уничтожив наиболее острые проявления этого социального недуга. С 2001 года
в нашей стране поэтапно реализуется Стратегия преодоления бедности", -
заявил он в интервью еженедельнику "Зеркало недели", опубликованном в
субботу.
По
словам министра, в мире нет ни одной страны, преодолевшей бедность. "Такие
же стратегии утверждают и в США, и в Германии, и в других развитых странах. На
первых двух этапах мы преодолевали проявления крайней бедности, то есть
добивались улучшения условий жизни граждан, находившихся за чертой бедности, -
некоторых категорий инвалидов, одиноких матерей и тому подобное. Сейчас
реализуется третий этап стратегии, рассчитанный на 2005-2009 годы. Речь идет о
мерах, направленных на повышение уровня занятости, развитие социального страхования,
усовершенствование адресной социальной помощи, социальную поддержку семей с
детьми и детей, лишенных родительской заботы. Кроме того, осуществляется
постоянный мониторинг показателей бедности", - заявил Папиев.
Говоря
о конкретных измерениях бедности, он подчеркнул, что их оценивают по сложной
формуле в соответствии с данными комплексного обследования состояния
домохозяйств, которое регулярно осуществляется Госкомстатом. "Если в 2001
году, например, черта бедности составляла 175 грн., а уровень бедности - 27,2%,
то в 2005 году черта была установлена уже на пометке 365 грн., а уровень
бедности при этом составлял 27,1%. Таким образом, повышается черта бедности в
денежном измерении, а инфляционные процессы в нашем государстве учитываются
непосредственно в измерении показателей бедности", - пояснил министр,
передает "ЛИГА".
Кроме
того, он отметил, что мониторинг показателей бедности проводится и по критерию,
определенному ООН для стран региона Центральной и Восточной Европы в размере
$4,3 по паритету покупательной способности. "По этому критерию уровень
бедности в Украине в 2005 году составлял 1,3% против 3,2% в 2004-м и 11% - в
2001-м. Комплексно оценивая по разным критериям все изменения ситуации, можно
сделать вывод, что они происходят в положительном направлении, и эта динамика
сохранится и в следующем году", - заявил Папиев.
При
этом он отметил, что в настоящее время в Украине сложилась "вообще
уникальная ситуация: бедность является проблемой и для работающих".
"По состоянию на июнь 2006 года 814 тыс. граждан Украины была начислена
зарплата ниже минимальной, установленной законодательством, а зарплата 2,76
млн. человек была меньше прожиточного минимума для трудоспособных лиц. На таких
категориях граждан необходимо сосредоточить особое внимание. Именно поэтому
премьер-министр Украины определил преодоление бедности среди работающих как
один из основных приоритетов социальной политики на следующий год", -
добавил глава Минтруда. /газеты "Деньги".
Заключение
В
заключение мне бы хотелось отметить, что цель данной работы выполнена. С
помощью научной и методической литературы я изучила и проанализировала
проблемы бедности в стране.
Самые
высокие уровни бедности характерны для юго-восточных областей, где меньше
распространены самозанятость и временная трудовая миграция, т.е. там, где
население хуже адаптировалось к новым социально-экономическим условиям.
Несколько лучше ситуация в областях с относительно высоким развитием
незарегистрированного сектора экономики, включая личное подсобное хозяйство.
Среднемесячная
цена рабочей силы в долларовом эквиваленте в Украине достигла в 2001 году лишь
57,9 долл. США, в 2002 году — 70,6, за первое полугодие 2003 года — 79,5 долл.
США. То есть среднемесячная величина заработной платы в Украине находится ниже
черты абсолютной бедности (4 долл. США на человека в день). При этом Украина по
уровню зарплаты попадает в категорию стран, которые считаются бедными и
развивающимися, а также безнадежно отстают от стандартов Европы. Почему за
последние 10 лет уровень потребления мяса, молочных продуктов, фруктов снизился
в два раза, сахара — на 20%, рыбы — в 1,6 раза, общая заболеваемость выросла на
10%, количество больных активной формой туберкулеза увеличилось на 34% (причем
четверо из пяти больных — трудоспособного возраста), продолжительность жизни
снизилась в среднем на три года, обеспеченность населения телевизорами
сократилась в 5 раз, холодильниками — в 2,5 раза, часами — почти в 6 раз,
стиральными машинами — вдвое, велосипедами и мотоциклами — в 15 раз и т.д.?
Список
литературы
1. В.Максимова,
А.Шишов. “Рыночная экономика” Учебник. Украина, 2000
2. П.Г.
Ермишин Основы экономической теории. М.: Луч, 2001. с. 134.
3. П.Г.
Ермишин Основы экономической теории. М.: Луч, 2001. с.150-151.
4. Камаев
В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика) – М.: Владос, 2002.
с.116.
5. Амбарцумов
А.А. Экономика: учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
6. Большой
экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 3-е изд. – М.: Институт
новой экономики, 1998.
7. Валовой
Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. – М.: ИНФРА-М,
1997.
8. Заблоцький
Б.Ф. и др. Економіка України. – Львів: Львівський банківський коледж
Національного банку України, 1997.
9. Камаев
В.Д. Экономическая теория: Учебник – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
10. Прусова
Л.Г. Экономика в вопросах и ответах. – К.: АОЗТ «Експрес-об’ява», 1998.
11. Основи
економічної теорії: поліекономічний аспект: Підручник / За ред. Г.Н. Климка,
В.П. Нестеренка. – К.: Вища шк., 1994.
12. Современная
экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.
13. Теоретическая
экономика. Политэкономия: Учебник для вузов/ Под ред. Г.П. Журавлевой. – М.:
Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
Страницы: 1, 2
|