Различают
общегосударственную и внутриведомственную отчетность. Общегосударственная
отчетность обязательна для предприятий и организаций всех форм собственности и
предоставляется в органы государственной статистики.
Внутриведомственная
отчетность используется министерствами и ведомствами для своих оперативных
нужд.
По способам предоставления
сведений отчетность бывает телеграфной, телетайпной и почтовой.
По содержанию
отчетность бывает типовой и специализированной. Типовые формы отчетности
содержат одни и те же показатели для всех предприятий и организаций данной
отрасли и всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности
вопросы видоизменяются в зависимости от особенностей отдельных отраслей
народного хозяйства.
Все формы
статистической отчетности утверждаются Росстатом.
В правовой
статистике наблюдение проводится главным образом в форме государственной
статистической отчетности, которая поступает в отделы статистики
соответствующих органов МВД России, Прокуратуры РФ, Верховного суда РФ, Высшего
Арбитражного Суда РФ и Минюста России. Например, в целях совершенствования
показателей статистического учета, в связи с изменением законодательства и
необходимостью анализа практики его применения, Судебным департаментом при
Верховном Суде РФ с 1 июля 2006 г был введен и утвержден табель форм
статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и
мировых судей, образцы форм и статистическую карточку на подсудимого. [1]
Генеральная прокуратура Российской Федерации
совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами
разрабатывает систему и методику единого учета и статистической отчетности о состоянии
преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском
надзоре, а также устанавливает единый порядок формирования и представления
отчетности в органах прокуратуры. [2]. В
этих целях используются формы статистической отчетности
- Постановление Госкомстата РФ от 11 июня 1997
г. N 39 "Об утверждении формы ведомственной государственной статистической
отчетности о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлении";
- Постановление Госкомстата РФ от 26 марта 1997
г. N 20 "Об утверждении формы ведомственной государственной статистической
отчетности о следственной работе";
- Постановление Федеральной службы
государственной статистики от 31 марта 2006 г. N 12 "Об утверждении
статистического инструментария для организации статистического наблюдении за
деятельностью следственных органов и органов дознания";
- Постановление Федеральной службы
государственной статистики от 28 июня 2006 г. N 24 "Об утверждении
статистического инструментария для организации Генеральной прокуратурой
Российской Федерации статистического наблюдения за работой прокурора" и
другие.
Данные
статистической отчетности могут служить эффективным средством управления
социальными процессами лишь при соблюдении следующих общих требований к
отчетности:
·
отчетные
данные должны быть достоверными, полными, точными и своевременными;
·
данные
отчетности должны быть сопоставимы, то есть, единообразны по своим
качественным признакам и отрезкам времени.
Следующая форма
статистического наблюдения – специально организованное статистическое
наблюдение. Данная форма наблюдения применяется при необходимости
получения показателей, не охваченные официальной статистической отчетностью.
Наиболее простым примером данного наблюдения является перепись. Перепись – это
специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные
промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии
объекта наблюдения по ряду признаков. Из всех переписей наиболее известны
переписи населения.
В правовой
статистике данная форма наблюдения используется редко. Например, при изучении
эффективности мер борьбы с преступностью может возникнуть необходимость изучить
участие сотрудников правоохранительных органов в правовой пропаганде, работу по
повышению их квалификации. В этих целях соответствующими подразделениями
органами внутренних проводятся специально организованные плановые и
внеплановые проверки (обследования).
Регистровая
форма наблюдения – это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными
процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный
конец. В практике статистики различают регистры населения и регистры
предприятий. В правовой статистике данная форма наблюдения не применяется.
В настоящее время получило распространение
специально организованное систематическое наблюдение за состоянием явлений и
процессов, объектов совокупности, то есть мониторинг. Мониторинг
используется для характеристики и слежения за социальными индикаторами,
позволяющими исследовать, например, качество жизни, ее уровень и т.д. Так, в
целях принятия мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим
деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти Правительством
РФ была образована Федеральная служба по финансовому мониторингу. Одной из
функций данной службы является осуществление сбора, обработки и анализа информации
об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих
контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации.[3]
Виды
статистического наблюдения.
Статистическое
наблюдение по времени регистрации фактов подразделяется на:
ü
текущее
наблюдение – наблюдение,
которое проводится, когда необходимо зарегистрировать все единицы совокупности,
случаи, факты и т.п. по мере их возникновения и с целью изучения динамики
какого-либо явления;
ü
периодическое
наблюдение –
наблюдение, которое проводится через определенные промежутки или периоды
времени. Например, перепись населения.
ü
единовременное
наблюдение –
наблюдение, которое производится по мере возникновения потребности в сборе
данных, в исследовании конкретного явления или процесса, не охватываемого
показателями текущей статистики.
По полноте охвата
единиц исследуемой совокупности статистическое наблюдение бывает следующих
видов:
ü
сплошное
наблюдение –
это полный учет всех единиц совокупности. Основные недостатки данного вида
наблюдения: не обеспечение полного охвата всех без исключения единиц
совокупности и большие расходы на его проведение;
ü
несплошное
наблюдение - это наблюдение, при котором регистрации подлежит только часть единиц
изучаемой совокупности. В свою очередь, несплошное наблюдение можно
подразделить на способы основного массива, выборочный и монографический. Несплошное
наблюдение по способу основного массива основывается на регистрации и
изучении самых существенных, наиболее крупных единиц совокупности. Например,
при изучении криминальной ситуации в области для статистического наблюдения
отбираются районы, занимающие преобладающее значение по основным показателям
(территории, совершенным преступлениям и т.п.). Монографический способ несплошного
наблюдения применяется для глубоко изучения единичных, но типичных в
криминологическом отношении объектов. Оно проводится в основном с целью
выявления имеющихся или намечающихся тенденций в развитии какого-либо явления.
Выборочный способ несплошного наблюдения заключается в исследовании доступной
наблюдению либо специально отобранной части (выборки) совокупности, в основном
из-за того, что не всегда можно изучить всю совокупность в целом.
Способы статистического
наблюдения.
Непосредственное
получение статистической информации проводятся разнообразными способами.
Непосредственное
наблюдение –
это метод сбора информации об изучаемом объекте путем непосредственного
восприятия и регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с
точки зрения целей исследования. К таким фактам можно отнести взвешивание,
замер, подсчет и т.п. В процессе применения данного наблюдения появляется
возможность существенно расширить программу наблюдения за счет новых ранее не
предполагавшихся с точки зрения обстоятельств. Объектами такого наблюдения
могут быть:
ü
результаты
действия (бездействия) правонарушителей, а также лиц, осуществляющих
профилактику правонарушений;
ü
высказывания,
реакции, суждения правонарушителей или лиц из контрольной группы;
ü
поведение
правонарушителей в условиях конкретной ситуации;
По положению
наблюдателя, его участию в исследуемой ситуации наблюдение бывает полным,
включенным и наблюдением-участием.
Полное
наблюдение –
это наблюдение, где исследователь изучает значимые явления пассивно, как бы со
стороны.
Включенное
наблюдение
предполагает изучение криминогенных явлений и процессов изнутри путем
непосредственного восприятия исследователем изучаемой ситуации, группы, событий
повседневной жизни. Исследователь как бы смешивается с группой, становится
одним из ее членов. Основным недостатком данного наблюдения является то, что
для внедрения в какую-либо группу перед исследователем может встать
нравственно-этический вопрос об участии в аморальных или, например,
противоправных действиях, что недопустимо.
При наблюдении
– участии наблюдатель позитивно участвует в изучаемых им процессах и
явлениях, то есть непосредственно являющиеся активными членами изучаемой
группы, событий повседневной жизни. Например, сотрудники правоохранительных
органов, изучающие криминальные явления, активно участвующие в противодействии
им путем проведения следственной, прокурорской работы.
В зависимости от
источника статистической информации различают два способа наблюдения:
ü
документальный
способ основан на использовании в качестве источника статистической информации
различного рода документов, в основном носящие учетный характер. На документах
базируется отчетность.
ü
Способ
опроса, где источником информации являются сами опрашиваемые лица. Данный
способ основан на непосредственном или опосредованном взаимодействии между
исследователем и опрашиваемым лицом.
В зависимости от
того, с какой точность надо провести наблюдение, возможность практического
применения того или иного способа, материальных возможностей можно выделить
следующие способы опроса:
ü
Очный
опрос – это
способ сбора информации, основанный на непосредственном взаимодействии между
исследователем и опрашиваемым лицом. Например, данный способ опроса можно
применить к лицам ближайшего окружения преступника. На достоверность информации
полученной в ходе данного сбора информации влияет ряд обстоятельств: момент,
время и место опроса, подготовленность интервьюера, процедура оповещения
респондента о предстоящем вопросе.
ü
Интервью - это способ сбора
информации, основанный на посредственном взаимодействии между исследователем и
опрашиваемым лицом. Различают свободное и направленное (программируемое) интервью.
ü
Анкетный
опрос - одни
из эффективных и широко применяемых в правовых исследованиях методов получения
сведений о мнениях и настроениях лиц, уровнях понимания ими проблем
правосознания и т.п. Основными преимуществами данного опроса по отношению к очному
опросу является, то что он дает возможность в короткий срок и при сравнительно
небольших материальных затратах охватить представительскую группу изучаемых
лиц, получить сведения «из первых рук»; быстро провести повторные опросы через
определенный промежуток времени в целях выявления происшедших изменений и т.п.
С точки зрения
цели получения данных могут использоваться следующие способы собирания данных.
Экспедиционный
(устный)
способ основан на проведении опроса в виде заполнения формуляров (анкет, переписные
листы и т.п.) специально подготовленными регистраторами, которые одновременно
контролируют правильность получаемых ответов.
Корреспондентский
способ
заключается в предоставлении исследователю информации добровольными
корреспондентами на специально разработанном бланке.
Явочный способ предусматривает
предоставление данных в органы, ведущие наблюдение в явочном порядке, например,
при регистрации браков, разводов, налоговых деклараций и т.п.
Не менее важное
место в организации проведения статистического наблюдения занимает подготовка
кадров, их инструктаж по вопросам заполнения статистических документов,
соблюдения сроков и ответственности за качество работы.
Размножение
документации самого наблюдения, рекомендации по заполнению статистических
отчетов, их рассылка на места также относятся к организационным вопросам.
3.
Разработка программы статистического наблюдения как второй этап
статистического наблюдения.
Особо важным
вопросом является разработка программы статистического наблюдения.
Программа
наблюдения –
научно обоснованный перечень признаков (или четко сформулированных вопросов),
подлежащих регистрации в процессе наблюдения (или на которые должны быть
получены достоверные ответы по каждой обследуемой единице наблюдения). В данную
программу наблюдения включаются такие вопросы и признаки, которые имеют
наибольшее практическое и теоретическое значение и являются наиболее
существенными для данного субъекта. Содержание программы определяется
особенностями наблюдаемого объекта и целями статистического исследования.
Соответственно, составление программы наблюдения предполагает глубокое знание
сущности изучаемого явления, его особенностей и важнейших признаков.
Например, научная
основа программы наблюдения уголовно-правовой статистики – это теоретические
положения криминологии, уголовного права и процесса, раскрывающие природу
преступлений и преступности и законодательно предусмотренных мер
государственных органов по социально-правовому контролю над ней.
Законодательным основанием программ наблюдения являются действующие на
территории РФ уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное
законодательство и иные нормативные (подзаконные) акты, регулирующие
деятельность органов, осуществляющих контроль над преступностью.
Исходя из
вышеизложенного, можно составить основные программы наблюдения двух из основных
отраслей правовой статистики.
Программа
наблюдения уголовно-правовой статистики:
1.
состояние
преступности, ее структуру, динамику, причины и условия, способствующие
совершению преступлений, а также личность преступника;
2.
систему
виктимологических показателей и других общественно опасных последствий
преступности;
3.
деятельность
органов прокуратуры;
4.
деятельность
органов МВД России;
5.
деятельность
судебных органов;
6.
деятельность
учреждений ФСИН;
7.
деятельность
других правоохранительных органов.
Программа
наблюдения гражданско-правовой статистики:
1.
состояние
гражданских правоотношений, находящихся на разрешении в судах, арбитраже,
нотариате, структуру и динамику этих отношений, причины способствующие
нарушению гражданского законодательства, состав сторон (истцов и ответчиков);
2.
деятельность
судов, арбитража и нотариата
Современные
технологии сбора и обработки данных позволяют создавать такие программы
статистического наблюдения, которые гибко реагируют на особенности явлений или
изучаемых совокупностей.
4. Разработка инструментария
– третий этап статистического наблюдения.
Следующий этап
статистического наблюдения – это разработка инструментария, то есть выбор
формы документов первичного учета информации, содержащих программу и результаты
статистического наблюдения.
Инструментарий
статистического наблюдения составляют формуляр (карточки, анкеты, табели, формы
отчетности, переписные листы) и инструкция по его заполнению.
Статистический
формуляр –
это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может
быть представлен в разных формах: отчет, статистическая карточка, переписной
лист, опросный бланк, анкета и др. различают две системы формуляров:
·
Индивидуальная
система, в которой каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации
одной единицы наблюдения и ее признаков.
·
Списочная
система, в которой каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации
сведений о нескольких единицах наблюдения.
К статистическому
формуляру обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются цели
и задачи наблюдения, порядок заполнения формуляров и т.д.
Применительно к
правовой статистике, по показателям, заложенных в документах первичного учета
органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов, отражается характеристика
признаков объектов наблюдения данной статистики. Однако существуют и определенные
статистические инструментарии для организаций статистического наблюдения за
деятельностью следственных органов и органов дознания, утвержденный Росстатом.[4]
В настоящее время
получают распространение технические носители информации, то есть
совершенствуется так называемая безбумажная технология сбора информации и
введения ее в ЭВМ. Собранные в результате данные проходят контроль и
преобразуются в форму, воспринимаемую современной техникой, переносятся на
машинные носители.
Заключение
Статистика преступности свидетельствует, что на
протяжении последних лет в России сохраняется сложная криминогенная ситуация,
характеризующаяся интенсивной криминализацией общества. Для снижения роста
преступности необходимо привлекать все резервы эффективного социально-правового
контроля над преступностью. Существенный потенциал в этом направлении содержит
правовая статистика.
Согласно Указа Президента от 18 апреля 1996 г. N
567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с
преступностью" правоохранительные органы осуществляют совместный анализ
состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций
развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения
и пресечения преступлений; выполнение федеральных и региональных программ
борьбы с преступностью; разработку совместно с другими государственными
органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении
преступлений.
Для проведения данных мероприятий необходимо
овладеть знаниями общих основ статистики и общими навыками проведения
статистического исследования. Формирование информационной базы статистического
исследования в правовой статистике сложный, многоступенчатый процесс. Одним из
первоначальных этапов статистического исследования является статистическое
наблюдение. Статистическое наблюдение – это основополагающий способ сбора
данных во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере реализации
государственных мер контроля над правонарушениями.
В настоящее время ГИАЦ МВД России и ИЦ являются
держателями межведомственных статистических баз данных, представляющих собой
государственные информационные ресурсы, отражающие состояние правонарушений и
результаты борьбы с ними. Анализ статистических баз данных позволяет
информировать руководство страны, принимать управленческие решения центральным
аппаратам в министерствах и ведомствах, использовать его в работе по
совершенствованию законодательства.
Таким образом, без использования данных и знания
теории правовой статистики немыслимо совершенствование правоохранительных
органов любого государства.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Савюк
Л.К. Правовая статистика: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – 588 с.
2.
Горемыкина
Т.К. Общая и правовая статистика; 2006 ; МГИУ
3.
Правовая
статистика ;
Казанцев С.Я. , Лебедева С.Я.; 2007 ; Юнити ;
4.
Общая
теория статистики / А. И. Харламов, О. Э. Башина, В. Т. Бабурин и др.; Под ред.
А. А. Спирина, О. Э. Байтной. — М.: Финансы и статистика, 1994.
5.
Федерального
закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. От 24.07.2007) «О прокуратуре РФ»
6.
Комментарий
к федеральному закону от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ»
7.
Постановление
Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении положения о Федеральной
службе по финансовому мониторингу»
8.
Приказ
Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10.05.2006 № 42 «Об
утверждении табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных
судов общей юрисдикции и мировых судей»
9.
Постановление
Росстата от 31.03.2006г. № 12 «Об утверждении статистический инструментарий
для организаций статистического наблюдения за деятельностью следственных
органов и органов дознания»
[1] Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10.05.2006 № 42
«Об утверждении табеля форм статистической отчетности о деятельности
федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей»
[2] Ст.51 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. От 24.07.2007)
«О прокуратуре РФ»
[3] Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении
положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу»
[4] Постановление Росстата от 31.03.2006г. № 12 «Об утверждении
статистический инструментарий для организаций статистического наблюдения за
деятельностью следственных органов и органов дознания»
Страницы: 1, 2
|