—здоровье,
организация здравоохранения и социального обслуживания.
Старение
населения ведет к постарению рабочей силы, т.е. к увеличению в ней доли
возрастов старше 45 лет. Пожилые люди могут сохранять трудовую активность до 80
лет, после этого возраста она практически прекращается. Трудовая активность
высока у мужчин и женщин в первые пять лет после выхода на пенсию. Так, в конце
90-х гг. в нашей стране были заняты на постоянной работе более трети
женщин-пенсионерок в возрасте 50—54 года и 44% мужчин в возрасте 60—64 года. В
возрасте 65—69 лет у мужчин и женщин она резко сокращается до 14%.
Постарение
рабочей силы влияет на ее производительность по двум основным направлениям: в
связи со стажем работы растут трудовые навыки, опытность и квалификация. В
отраслях со стабильной и традиционной профессионально-квалификационной
структурой это играет положительную роль. Однако в перспективных отраслях,
связанных с научно-технической (информационной) революцией большее значение
имеет среднее специальное и высшее образование, умение быстро адаптироваться к
изменяющимся технико-технологическим условиям. Этими характеристиками в большей
степени обладают молодые люди. Они быстрее овладевают и используют новые
достижения науки в производстве, более образованы, более мобильны как в
профессиональном, так и в территориальном плане.
Уровень
образования вносит положительный вклад в увеличение трудовой активности среди
пожилого населения и является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние
на их занятость, особенно занятость пенсионеров. С одной стороны, образование
расширяет спектр рабочих мест, которые могут быть предложены пенсионерам,
создает заинтересованность работодателя в сохранении и использовании
квалифицированного работника. С другой стороны, образование, особенно высшее,
повышая конкурентоспособность работника на рынке труда, одновременно
способствует занятию видами деятельности, требующими творчества, то есть
приводит к тому, что работа становится одним из обязательных компонентов образа
жизни.
Основным
фактором, влияющим на уровень жизни пожилых людей, выступает их пенсионное
обеспечение. По данным Всемирного банка, с 1990 по 2030 гг. число пожилых людей
в мире утроится и составит 1,4 млрд. человек. Соответственно доля пожилых людей
в населении мира возрастет с 9% до 16%. В России доля населения 60 лет и старше
возросла с 1959г. по 1999г. с 9% до 18%, по различным оценкам, к середине
нынешнего столетия она может почти удвоиться.
Одно из последствий старения населения — рост пенсионных
затрат. Сейчас в большинстве развитых стран возраст выхода на пенсию составляет
65 лет. В России повышение пенсионного возраста рассматривается как возможный
способ снижения демографической нагрузки на трудоспособное население. Но
российская модель смертности значительно отличается от той, что сформировалась
в развитых странах, поэтому их опыт организации пенсионного обеспечения нельзя
перенести сюда в неизменном виде. В силу того что в России ожидаемая
продолжительность жизни у старших возрастных групп крайне низка, повышение
возраста выхода на пенсию означало бы для наших пожилых, что у них без всякой
компенсации отнимают несколько лет «свободного времени».
Нельзя не принять во внимание и другие негативные последствия
этой непопулярной меры. В России традиционно велика роль бабушек и дедушек в
воспитании внуков. Повышение возраста выхода на пенсию может сказаться на
снижении рождаемости и повлечь еще больший рост беспризорности и социального
сиротства. На это обратил внимание А. В. Сидоренко, руководитель Программы ООН
по проблемам старения, в интервью, данном во время Международного
экологического форума (Санкт-Петербург, 2003): «В западной культуре есть
понятие “рашен бабушка” — собирательный образ российской пенсионерки с
совершенно не западным менталитетом. Это жертвенная, энергичная, трудолюбивая
натура, живущая интересами своих детей и внуков. Пока пожилая немецкая фрау
путешествует и танцует, наша бабуля нянчит малышей и возделывает огород. Так
кто же обществу более ценен?» Заметим, что на Западе в
последнее время отмечается важность контактов детей с бабушками и дедушками. Старение
населения приводит к необходимости решения этой проблемы, обострившейся
особенно в последнее время.
Наряду с пенсионной реформой в нашей стране должна решаться и
проблема реформы здравоохранения и социального обслуживания, полнее учитывающая
последствия старения населения (как в области объективно необходимого пожилым
людям увеличения финансирования, так и структурной перестройки). В ее решении
большое значение имеет совершенствование системы социальной реабилитации и
социальной помощи пожилым людям.
Переход России к
рыночным отношениям вызвал ухудшение социального положения большинства пожилых
людей. Происходит быстрая люмпенизация стариков. Низкий социально-экономический
статус пожилых ограничивает их жизненные потенциалы. Идет процесс падения
авторитета старости.
В социально-психологическом
плане проблема, прежде всего, состоит в том, что пожилые люди гораздо хуже
вписываются в современные социально-экономические реалии, что вызывает
повышенную конфликтогенную обстановку в обществе. Кроме того, эта часть
населения находится, как правило, в наихудшем экономическом положении и не
имеет зачастую возможности, в том числе, физической, существенно его поправить.
Отчуждение между
поколениями, усиливаемое разным восприятием социально-экономических процессов,
негативно отражается на общем психологическом климате в обществе. Особой и
очень острой проблемой здесь стоит невозможность трансляции пожилыми людьми их
опыта молодому поколению по причинам кардинального изменения политической и
социально-экономической ситуации в обществе. Это, в свою очередь, усиливает у
пожилого населения «синдром ненужности». В силу этих обстоятельств,
проблема старения населения в России более болезненна, чем в имеющих ту же
тенденцию развитых странах.
2.2.
Пути решения проблемы постарения населения
Рост доли пожилых
и старых людей в составе населения обуславливает необходимость изучения состава
этой части, их нужд, потребностей, биологических и социальных возможностей.
Демографическое постарение становится государственной проблемой, требующей
соответствующего решения уже в настоящее время и широкой подготовки на
ближайшие годы.
Нельзя не признать, что в ближайшие десятилетия в России, как
и в большинстве промышленно развитых стран, меньшему числу работников придется
содержать больше пенсионеров. Но при этом за счет скромного увеличения темпов
прироста производительности труда можно не только сгладить остроту
демографических проблем, но и повысить уровень жизни.
С точки зрения мирового сообщества старение населения не
ставит перед человечеством неразрешимых задач. Этого же мнения придерживаются
многие исследователи. Поскольку старение населения протекает эволюционно, его
последствия проявляются постепенно и предсказуемо. А значит, они могут и должны
своевременно учитываться.
Старение
населения ставит новые и неизвестные ранее проблемы, а также открывает новые
возможности для организации жизни отдельных людей и формирования
социально-экономической и культурной среды.
Чтобы
стареющее общество процветало, необходимо приспособить системы и условия для
доступного в соответствующем возрасте их использования, а также расширить
доступ к образованию для взрослых, ввести практику постепенного ухода на
пенсию, дать возможность старикам работать неполный рабочий день и создать
систему заключения контрактов между поколениями, гарантирующих устойчивый доход
и медицинский уход при достижении престарелого возраста
Выход из
положения специалисты видят прежде всего в повышении производительности труда в
сочетании с привлечением на рынок труда большего числа женщин и лиц более
старшего возраста. Создание благоприятных рабочих условий для пожилых людей
позволит им продолжать вносить вклад в развитие экономики, считают эксперты
ООН. В связи с сокращением числа работающих на каждого пенсионера необходимо
провести реформу пенсионного обеспечения, а также систем здравоохранения.
За последние
10-12 лет во всех субъектах Российской Федерации, была создана принципиально
новая для отечественных условий государственная служба социальной поддержки и
обслуживания одиноких пожилых людей и инвалидов. В тяжелые годы экономических и
политических преобразований эта новая широкомасштабная сеть учреждений
социальной защиты взяла на себя ответственность за спасение от голода и
заброшенности многих тысяч представителей старшего поколения. В настоящее время
около 40 тысяч одиноких пожилых людей находится под непосредственной опекой
центров социального обслуживания. Успехами в этой сфере социальной политики
наша область может заслуженно гордиться, тем более, что они признаются и высоко
оцениваются как отечественными, так и зарубежными специалистами.
Однако все, кто
связан с развитием этой сферы, хорошо понимают, что пока что решена только
часть проблемы старшего поколения. Состоялся лишь первый этап в развитии
программ социальной поддержки пожилых. Дело в том, что те, кто оказался сегодня
в зоне внимания государственной службы социальной защиты населения и имеет по
закону право на бесплатное обслуживание, составляют не более 5% от всех
пенсионеров по возрасту.
Между тем,
совершенно очевидно, что такой подход требует многократного увеличения расходов
на нужды социальной защиты. Таких средств нет не только в российском бюджете.
Ни одна страна в мире не может себе позволить такие расходы из государственной
казны. Они слишком велики, учитывая, что численность старшей возрастной группы
во всем мире, включая и Россию, неуклонно возрастает от года к году.
Поэтому все
большее внимание ученых и политиков переключается на развитие негосударственных
форм поддержки старшего поколения. Нет необходимости говорить о том, насколько
это актуально для России.
Обычно,
перечисляя известные формы негосударственной поддержки пожилых, в первую
очередь называют благотворительные фонды, общества милосердия, общественные
организации типа "Армии Спасения" (в США), коммерческие организации,
которые оказывают платные услуги по широкому ассортименту. К сожалению,
развитие последних в России существенно ограничивается из-за общего низкого
уровня материальной обеспеченности населения, не говоря уже о самих
пенсионерах. И, тем не менее, попытки создания системы платных услуг
предпринимаются. Главным образом, через те же центры социального обслуживания.
В условиях, когда
большинство пенсионеров оказываются за чертой бедности, социальная поддержка
своих ветеранов, людей, вышедших на пенсию по возрасту, негосударственными
предприятиями, представляющими собой разнообразные ОАО, ЗАО, ТОО и иные частные
организации, представляет собой один из резервов улучшения их положения.
Поэтому все
большее внимание ученых и политиков переключается на развитие негосударственных
форм поддержки старшего поколения. Нет необходимости говорить о том, насколько
это актуально для России.
Данные,
полученные в ходе исследования, позволяют утверждать, что материальные
проблемы, хотя и играют важную роль в жизни старшего поколения, но не следует
думать, что они в первую очередь определяют социальное самочувствие пожилых
людей. Во всяком случае, более 50 процентов людей пенсионного возраста на
первое место ставят проблемы социальные.
1.
одиночество,
информационный вакуум;
2.
потеря
смысла жизни (дальнейшей), особенно у мужчин;
3.
невозможность
приложить где-то свои силы и знания;
4.
эйджизм и
взаимонепонимание с окружением;
5.
ценностный
кризис, неприятие происходящих изменений.
Государственные
службы социальной защиты пытаются решать и эти проблемы, но они не имеют для
этого достаточной материальной базы и условий.
Необходимо
вмешательство в этот процесс органов государственного управления, политическая
воля и соответствующая ориентация социальной политики территорий.
И в первую очередь
должна решаться проблема малодетности в семьях. Общее развитие модели семьи в
России за прошедшие сто лет однозначно сводится к снижению числа детей в ней. В
настоящее время почти во всех развитых странах семьи с одним-двумя детьми стали
типичными.
Снижение числа
многодетных семей (с пятью и больше детьми) в развитом обществе понятно, но
отсутствие в семье второго и третьего ребенка с точки зрения расширенного
воспроизводства населения может привести к неблагоприятным последствиям.
Многодетная семья (то есть с 3 и более детьми) давно уже перестала быть
для страны типичной. Сокращается не только абсолютное число многодетных семей,
но и их доля в семейной структуре. На долю многодетных семей в настоящее
время приходится около 20% от общего числа детей в возрасте до 18 лет. В городе
каждый седьмой ребенок растет в многодетной семье, в сельской местности –
каждый третий. В крупных городах доля многодетных семей менее 2%, а проживает в
них примерно каждый тринадцатый ребенок. Со стороны государства уже ведутся
активные работы в направлении увеличения числа детей в семьях. Население России
будет убывать в геометрической прогрессии, если количество детей в семьях не
будет превышать 2 человека. .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Постарение
населения является естественным процессом, обусловленным уменьшением
рождаемости и увеличением средней продолжительности жизни. Но в то же время,
этот процесс требует от общества больших усилий и большого внимания, связанных
с содержанием все большей численности непроизводительного населения. В связи с
этим, перед обществом возникают три проблемы. Первая проблема – необходимость
усиленного роста общественной производительности труда, потому что на каждого
работающего человека повышается нагрузка в связи с увеличением неработающего
населения. Без интенсивного роста общественной производительности труда
общество не в состоянии будет дальше развиваться – не только повышать, но даже
поддерживать достигнутый уровень душевого потребления. Вторая проблема –
создание условий для всемерного участия лиц пожилого возраста в общественной
жизни страны. Большее вовлечение пенсионеров возможно только в том случае, если
для них будут созданы особые условия труда, отличные от условий труда лиц
трудоспособного возраста; речь идет о соответствующих профессиях, режиме работы
и других условиях. Во-вторых, общество может предусмотреть более активное
привлечение лиц пожилого возраста к общественной деятельности в ее самых
различных формах, чтобы человек, оставивший работу, не почувствовал резкого
изменения всего ритма жизни, что, как правило, отрицательно сказывается на
психике. У некоторых людей в этом возрасте наступает упадок энергии,
который естественен, но частично может вызываться психологическими моментами.
Тщательной и серьезной системой мероприятий по привлечению лиц пожилого
возраста к деятельности в различных общественных организациях (например,
общественными контролерами в сфере обслуживания или производства и т.д.) можно
сохранить в строю десятки миллионов людей, которые имеют большой опыт и большие
знания, но не могут уже активно работать на тех местах, где они работали
раньше. Получается, что главные проблемы здесь социально-экономического и
социально-психологического характера.
Третья проблема -
самая главная- повышение рождаемости в стране.
На мой взгляд, сегодня
проблема стареющего населения решается в глобальном масштабе. Наглядный пример
в России - повышение детских пособий по уходу за ребенком, повышение
единовременного пособия при рождении ребенка, повышение прожиточного минимума,
плата за рождение второго ребенка - своеобразные стимулы для создания семей с
2-мя и более детьми. 2008 год в России объявлен годом семьи и ведутся активные
работы на политическом уровне по пресечению главной проблемы старения в России-
снижения рождаемости детей. На сегодняшний день само население мало
задумывается о проблеме, которая уже наступила. И если не сбить темпы
смертности, то в ближайшем будущем можно говорить не о старении населения в
России, а вымирания русского народа, как нации.
Страницы: 1, 2
|