Меню
Поиск



рефераты скачать Стандартизация и сертификация

Выходными данными сертификации являются достоверность и беспристрастность. Достоверность определяется технической компетентностью органов по сертификации и испытательной лабораторией. Беспристрастность в получении результатов сертификации зависит от степени независимости заинтересованных лиц (производителя и потребителя), а также самих органов по сертификации. Достоверность и беспристрастность – это 2 критерия обеспечения качества сертификации.


Петля качества сертификации

 













Проанализируем петлю качества сертификации:

На стадии 1 качество сертификации определяется анализом и выбором системы сертификации. Здесь оценивают область аккредитации органа по сертификации (ОС), признание результатов сертификации, наличие аккредитации. Факторы, влияющие на качество сертификации на 2 стадии – это пожелание клиентов, требования законодательства и организационно-технические аспекты деятельности органа по сертификации и исследовательской лаборатории.

3 стадия. Ресурсы включают наличие помещений, квалифицированного персонала, фонда нормативной документации, средств измерений и испытательного оборудования, оргтехники.

4 стадия. Процессы сертификации должны быть разработаны таким образом, чтобы гарантировать достоверность и беспристрастность. Примеры процессов – отбор образцов для испытаний; обработка заявки; проведение испытаний; проведение инспекционного контроля и т.д. Планировать процессы нужно так, чтобы была возможность внутренних и внешних проверок качества выполнения процессов. Необходимо обеспечивать конфиденциальную информацию содержания, коммерческую тайну при проведении сертификации.

5 этап. Процесс сертификации должен соответствовать правилам системы сертификации, выбранной схеме и внутренними инструкциями, разработанным в органах по сертификации и исследовательных лабораториях.

6 этап. Контроль процессов сертификации осуществляется путем внутреннего и внешнего аудита. Внутренний проводят сами работники органа по сертификации или исследовательной лаборатории во главе с ответственными за систему качества, внешний аудит проводят специалисты аккредитующей организации в рамках инспекционного контроля. По результатам аудита планируют корректирующие мероприятия. Контроль результатов сертификации проводят с применением статистических методов.

7 этап. На стадии оформления сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия необходимо соблюдать требования к форме и содержанию. Каждый сертификат должен иметь:

·        название органа по сертификации;

·        отметку об аккредитации органа по сертификации;

·        дату выдачи;

·        срок действия;

·        название объекта сертификации;

·        нормативный документ, которому соответствует объект сертификации.

Эти сведения должны быть во всех схемах сертификации.

Пункты с 8 по 11 относятся к после сертификационной деятельности. Реестр сертифицированных объектов должен быть доступным широкому кругу пользователей и содержать необходимую информацию об объектах сертификации. Информационная деятельность органа по сертификации заключается в предоставлении сведений о результатах сертификации и в обмене опытом о проведении сертификации на национальном и международным уровне между заинтересованными структурами.

По истечении срока действия сертификата заявитель принимает решение о новой сертификации, т.е. происходит повторение всех указанных в петле качества процедур.


Организация деятельности органов по сертификации


В зависимости от объекта сертификации можно выделить 3 разновидности органа по сертификации:

1)                 Орган по сертификации продукции и услуг;

2)                 Орган по сертификации персонала;

3)                  Орган по сертификации систем качества.

I.             Функционирование органа по сертификации продукции и услуг.

Возможно 2 варианта:

1)                 Исследовательная лаборатория находится в структуре органа по сертификации. В этом случае функционирование осуществляется по схеме

Орган по аккредитации органа по сертификации

 
 


 



                                Заявка                Аттестат аккредитации

 






Испытания

 

Сертификация

 
                                             Заказ

                                                      


           Протокол

Заявитель

 
 испытаний


                   


  Сертификат соответствия   Заявка и образцы продукции


Пояснения. ОС с собственным испытательным оборудованием должны обеспечить внутреннее распределение обязанностей. Нужно установить персональную ответственность сотрудников проводящих испытания и ответственность сотрудников выдающих сертификат. Нельзя проводить испытания и выдавать сертификат одним и тем же лицам.

Орган по аккредитации ИЛ

 

Орган по аккредитации ОС

 
ИЛ функционирует как самостоятельная структура



 


Заявка      Аттестат аккредитации    Заявка        Аттестат аккредитации

ИЛ

 

ОС

 
                                          Информация

 




Заявка и          Сертификат    Протокол               Образцы

Протоколы     соответствия испытаний           продукции

Заявитель

 
испытаний



Особенность этой схемы. ОС должен четко соблюдать процедуру передачи заказа и документировать ее. Заявитель может обратиться в ИЛ самостоятельно и представить в ОС протокол испытаний на рассмотрение.


II.               Функционирование ОС персонала

Орган по аккредитации ОС

 
 


 


Экзаменационный центр

 

ОС

 
         Заявка             Аттестат аккредитации

                                                      Заказ

                            

Протокол

Специалист заявитель

 
Экзамена

Заявка+свидетельство              Сертификат    о квалификации

Образовательное учреждение

 
   

    Заявка

 


Свидетельство о квалификации


Функции органа по сертификации персонала

1)     Экспертиза заявки:

А) проверка сведений;

Б) оформление договора о сертификации.

2)     Подготовка и проведение экзамена:

А) назначение срока и места экзамена;

Б) назначение экзаменаторов (штатных или привлекаемых);

В) выбор экзаменационных вопросов;

Г) проведение экзамена;

Д) оценка знаний заявителя в баллах;

Е) оформление протокола экзамена.

3)     Решение по сертификации:

А) рассмотрение протокола экзамена

Б) оформление и выдача сертификата или отказ;

В) назначение срока пересдачи экзамена.

4)     Текущая работа:

А) повышение квалификации экзаменаторов;

Б) инспекционная работа сертифицированных специалистов;

В) информационная деятельность;

Г) ведение баз данных;

Д) составление каталога экзаменационных вопросов и его актуализация;

Е) управление системой обеспечения качества сертификации;

Ж) актуализация.


III. Функционирование ОС систем качества


При создании и функционировании ОС систем качества уделяют особое внимание квалификации экспертов. Эксперты по сертификации систем качества должны соответствовать квалификационным критериям по ГОСТ Р ИСО 10011-2. Специалисты по проверке систем качества в соответствии с этим ГОСТом разделяются на:

1.     Экспертов

2.     Консультантов

3.     Наблюдателей

Эксперт должен знать стандарты, регламентирующие требования к системам качества, методы осмотра и оценивания систем качества, иметь опыт необходимый для руководства проверкой систем качества. Руководит экспертами главный эксперт, который формирует комиссию из

Экспертов и разрабатывает программу проверок систем качества.

Консультант – лицо, не имеющее квалификации эксперта подтвержденной сертификатом, но обладающее знанием в определенной области. Эксперты привлекают консультантов для разъяснений отдельных специфических процессов или методов испытаний.

Наблюдатель обычно назначается органом по аккредитации для наблюдения за проведением оценки и проверки системы качества. Оценка систем качества проводится в соответствии с ГОСТ Р ИСО 10011-1,который содержит указания по проверке систем качества.

Орган по сертификации систем качества должен иметь процедуры:

-                 отбора экспертов, включая технических экспертов исходя из их компетентности;

-                 оценки действий экспертов во время проверки;

-                 процедура контроля работы экспертов.

При проведении проверок систем качества ОС должен быть независимым и технически компетентным. Требования к органу по сертификации систем качества изложен в ГОСТ Р ИСО / МЭК 62-2000.

Создание систем качества на предприятии и сертификация систем качества должны проводится разными людьми.


Создание руководства по качеству органа по сертификации

Любой ОС должен внедрить у себя систему качества, за функционированием которой следит ответственный за систему качества. Основные показания системы качества формируются в руководстве по качеству, т.е. документе, который составляется по рекомендациям ИСО 10013.


Основные разделы руководства по качеству

-  Заявление о политике в области качества;

-  Юридический статус ОС, его полномочия;

-  Правила проведения различных процедур;

-  Сведения о персонале (их фамилия, квалификация, опыт работы, полномочия);

-  Сведения о повышении квалификации персонала;

-  Организационная схема, отражающая подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала;

-  Процедура оценки результатов испытаний проводимых в рамках сертификации;

-  Сведения об используемых средствах испытания;

-  Порядок проведения инспекционного контроля за сертификационными объектами;

-  Перечень субподрядчиков и сведения о процедурах оценки их компетентности;

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.