Выходными данными
сертификации являются достоверность и беспристрастность. Достоверность
определяется технической компетентностью органов по сертификации и
испытательной лабораторией. Беспристрастность в получении результатов
сертификации зависит от степени независимости заинтересованных лиц
(производителя и потребителя), а также самих органов по сертификации.
Достоверность и беспристрастность – это 2 критерия обеспечения качества
сертификации.
Петля качества сертификации
Проанализируем
петлю качества сертификации:
На стадии 1 качество сертификации определяется
анализом и выбором системы сертификации. Здесь оценивают область аккредитации
органа по сертификации (ОС), признание результатов сертификации, наличие
аккредитации. Факторы, влияющие на качество сертификации на 2 стадии – это
пожелание клиентов, требования законодательства и организационно-технические
аспекты деятельности органа по сертификации и исследовательской лаборатории.
3 стадия. Ресурсы
включают наличие помещений, квалифицированного персонала, фонда нормативной
документации, средств измерений и испытательного оборудования, оргтехники.
4 стадия.
Процессы сертификации должны быть разработаны таким образом, чтобы
гарантировать достоверность и беспристрастность. Примеры процессов – отбор
образцов для испытаний; обработка заявки; проведение испытаний; проведение
инспекционного контроля и т.д. Планировать процессы нужно так, чтобы была
возможность внутренних и внешних проверок качества выполнения процессов.
Необходимо обеспечивать конфиденциальную информацию содержания, коммерческую
тайну при проведении сертификации.
5 этап. Процесс
сертификации должен соответствовать правилам системы сертификации, выбранной
схеме и внутренними инструкциями, разработанным в органах по сертификации и
исследовательных лабораториях.
6 этап. Контроль
процессов сертификации осуществляется путем внутреннего и внешнего аудита.
Внутренний проводят сами работники органа по сертификации или исследовательной
лаборатории во главе с ответственными за систему качества, внешний аудит
проводят специалисты аккредитующей организации в рамках инспекционного
контроля. По результатам аудита планируют корректирующие мероприятия. Контроль
результатов сертификации проводят с применением статистических методов.
7 этап. На стадии
оформления сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия
необходимо соблюдать требования к форме и содержанию. Каждый сертификат должен
иметь:
·
название
органа по сертификации;
·
отметку
об аккредитации органа по сертификации;
·
дату
выдачи;
·
срок
действия;
·
название
объекта сертификации;
·
нормативный
документ, которому соответствует объект сертификации.
Эти сведения
должны быть во всех схемах сертификации.
Пункты с 8 по 11
относятся к после сертификационной деятельности. Реестр сертифицированных
объектов должен быть доступным широкому кругу пользователей и содержать
необходимую информацию об объектах сертификации. Информационная деятельность
органа по сертификации заключается в предоставлении сведений о результатах
сертификации и в обмене опытом о проведении сертификации на национальном и
международным уровне между заинтересованными структурами.
По истечении
срока действия сертификата заявитель принимает решение о новой сертификации,
т.е. происходит повторение всех указанных в петле качества процедур.
Организация деятельности органов по
сертификации
В зависимости от
объекта сертификации можно выделить 3 разновидности органа по сертификации:
1)
Орган по
сертификации продукции и услуг;
2)
Орган по
сертификации персонала;
3)
Орган по
сертификации систем качества.
I.
Функционирование
органа по сертификации продукции и услуг.
Возможно 2
варианта:
1)
Исследовательная
лаборатория находится в структуре органа по сертификации. В этом случае
функционирование осуществляется по схеме
|
|
Орган
по аккредитации органа по сертификации
|
|
Заявка
Аттестат аккредитации
Заказ
Протокол
испытаний
Сертификат
соответствия Заявка и образцы продукции
Пояснения. ОС с
собственным испытательным оборудованием должны обеспечить внутреннее
распределение обязанностей. Нужно установить персональную ответственность
сотрудников проводящих испытания и ответственность сотрудников выдающих
сертификат. Нельзя проводить испытания и выдавать сертификат одним и тем же
лицам.
ИЛ функционирует
как самостоятельная структура
Заявка
Аттестат аккредитации Заявка Аттестат аккредитации
Информация
Заявка и
Сертификат Протокол Образцы
Протоколы соответствия
испытаний продукции
испытаний
Особенность этой схемы. ОС должен
четко соблюдать процедуру передачи заказа и документировать ее. Заявитель может
обратиться в ИЛ самостоятельно и представить в ОС протокол испытаний на
рассмотрение.
II.
Функционирование
ОС персонала
Заявка
Аттестат аккредитации
Заказ
Протокол
Экзамена
Заявка+свидетельство
Сертификат о квалификации
Образовательное
учреждение
|
|
Заявка
Свидетельство о квалификации
Функции органа по сертификации персонала
1) Экспертиза заявки:
А) проверка сведений;
Б) оформление договора о сертификации.
2) Подготовка и проведение
экзамена:
А) назначение срока и места экзамена;
Б) назначение экзаменаторов (штатных или привлекаемых);
В) выбор экзаменационных вопросов;
Г) проведение экзамена;
Д) оценка знаний заявителя в баллах;
Е) оформление протокола экзамена.
3) Решение по сертификации:
А) рассмотрение протокола экзамена
Б) оформление и выдача сертификата или отказ;
В) назначение срока пересдачи экзамена.
4) Текущая работа:
А) повышение квалификации экзаменаторов;
Б) инспекционная работа сертифицированных специалистов;
В) информационная деятельность;
Г) ведение баз данных;
Д) составление каталога экзаменационных вопросов и его актуализация;
Е) управление системой обеспечения качества сертификации;
Ж) актуализация.
III. Функционирование ОС систем качества
При создании и
функционировании ОС систем качества уделяют особое внимание квалификации
экспертов. Эксперты по сертификации систем качества должны соответствовать
квалификационным критериям по ГОСТ Р ИСО 10011-2. Специалисты по проверке
систем качества в соответствии с этим ГОСТом разделяются на:
1. Экспертов
2. Консультантов
3. Наблюдателей
Эксперт должен
знать стандарты, регламентирующие требования к системам качества, методы
осмотра и оценивания систем качества, иметь опыт необходимый для руководства
проверкой систем качества. Руководит экспертами главный эксперт, который
формирует комиссию из
Экспертов и
разрабатывает программу проверок систем качества.
Консультант –
лицо, не имеющее квалификации эксперта подтвержденной сертификатом, но
обладающее знанием в определенной области. Эксперты привлекают консультантов
для разъяснений отдельных специфических процессов или методов испытаний.
Наблюдатель
обычно назначается органом по аккредитации для наблюдения за проведением оценки
и проверки системы качества. Оценка систем качества проводится в соответствии с
ГОСТ Р ИСО 10011-1,который содержит указания по проверке систем качества.
Орган по сертификации систем качества должен иметь процедуры:
-
отбора
экспертов, включая технических экспертов исходя из их компетентности;
-
оценки
действий экспертов во время проверки;
-
процедура
контроля работы экспертов.
При проведении
проверок систем качества ОС должен быть независимым и технически компетентным.
Требования к органу по сертификации систем качества изложен в ГОСТ Р ИСО / МЭК
62-2000.
Создание систем
качества на предприятии и сертификация систем качества должны проводится
разными людьми.
Создание руководства по качеству
органа по сертификации
Любой ОС должен
внедрить у себя систему качества, за функционированием которой следит
ответственный за систему качества. Основные показания системы качества
формируются в руководстве по качеству, т.е. документе, который составляется по
рекомендациям ИСО 10013.
Основные разделы руководства
по качеству
- Заявление о политике в области
качества;
- Юридический статус ОС, его
полномочия;
- Правила проведения различных
процедур;
- Сведения о персонале (их фамилия,
квалификация, опыт работы, полномочия);
- Сведения о повышении квалификации
персонала;
- Организационная схема, отражающая
подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала;
- Процедура оценки результатов
испытаний проводимых в рамках сертификации;
- Сведения об используемых средствах
испытания;
- Порядок проведения инспекционного
контроля за сертификационными объектами;
- Перечень субподрядчиков и сведения о
процедурах оценки их компетентности;
Страницы: 1, 2, 3
|