Становление и развитие библиотек в России
Челябинская Академия культуры и искусств
УРИКИДО
Реферат
Тема:
Становление и развитие библиотек в России
Выполнила: Баннова М.А.
Проверил:
Сургут, 2003
Содержание:
Введение
С. 2
I Появление первых научных и специальных
библиотек
в 17
веке С.
4
II Российские научные и специальные библиотеки
в 18 веке
С. 5
III Активное развитие научных и специальных
библиотек
в 19 - начале 20
вв. С. 7
IY Особенности развития научных и специальных
библиотек
В СССР
С. 10
Y Библиотеки России на рубеже
веков С.
13
Заключение С.
14
Введение.
Важнейшую роль в информационной, культурной,
просветительской и образовательной деятельности государства играет библиотека.
В эпоху информатизации принципиально изменился
облик библиотеки, ее роль социального института в обществе. Возникла
потребность обобщить весь пройденный библиотеками путь. Исследуя эволюционное
развитие библиотек, мы можем, используя опыт прошлого, прогнозировать, совершенствовать
работу библиотек в зависимости от требований времени.
История библиотек имеет определенную точку
отсчета. «Появление первых библиотек как учреждений, собирающих и хранящих
документы , обусловлено определенными изменениями
в жизни человека и появлением потребности в письменной фиксации и передаче
речевой информации». (3, стр. 8) В зависимости от исторического, общественного,
научного развития государства, библиотека как общественный институт является
учреждением, облик которого, содержание работы и ее масштабы постоянно
изменяются.
Основными и неизменными функциями библиотеки являются:
сбор и хранение документов (рукописных, печатных и т.д.), обеспечение доступа к
фондам или функция обслуживания (постепенный переход от почти полной закрытости
своих фондов ко всеобщей доступности).
Библиотека в каждую историческую эпоху выполняет,
наряду с неизменными исходными функциями, целый ряд иных задач. Изменения в
характере и масштабах их выполнения влекут за собой появление новых типов
библиотек.
На определенном этапе общественного развития, не
смотря на то, что библиотеки на протяжении многих веков служили науке,
образованию и культуре, возникают такие типы библиотек, которые определяют
современную библиотечную систему практически любого государства -это публичные
библиотеки, библиотеки, обслуживающие широкие слои населения; научные
библиотеки; национальные библиотеки; специальные библиотеки.
В данной работе мы будем рассматривать научные и
специальные библиотеки.
Цель нашей работы - изучить путь развития научных и
специальных библиотек, изменения их функций и задач, их эволюцию в зависимости
от общественного, экономического, культурного, научного развития Российского
государства.
Основные задачи
нашей работы:
Рассмотреть, что способствовало
созданию научных и специальных библиотек.
Проанализировать значимость
научных и специальных библиотек для научной, просветительской и образовательной
деятельности.
Раскрыть функции,
структуру, виды научных и специальных библиотек в зависимости от этапов
исторического развития государства.
I
Появление первых научных и специальных
библиотек в 17 веке.
На рубеже тысячелетий весьма полезно оглянуться назад,
чтобы увидеть каков путь, пройденный за прошлые годы, на каком отрезке эволюции
находятся научные и специальные библиотеки.
Предпосылки создания и формирования научных и
специальных библиотек мы можем отнести к середине 17 века.
Образование единого государства сыграло большую роль в
преодолении экономической и культурной разобщенности русских княжеств, в
ликвидации феодальной раздробленности.
Процесс государственной централизации создал
необходимые условия для развития науки, торговли и промышленного производства,
а также формирование государственного аппарата управления привело к образованию
новых типов и видов библиотек.
К середине 17 века в России были созданы центральные
правительственные учреждения - приказы, при которых, по государственному указу
или распоряжению в области библиотечного дела, были организованы специальные
ведомственные библиотеки.
Одной из самых значительных библиотек была библиотека
Приказа печатного двора (Типографская библиотека), созданная в начале 17 века.
Из составлявшихся книжных описей библиотеки известно что в 1649 г. в ней было
148 книг и рукописей, а в 1679 г. - 637 книг и рукописей на русском и
иностранных языках. К концу 17 века она превратилась в крупнейшее
книгохранилище России. Фондом этой библиотеки могли пользоваться не только
служащие, но и учителя академии, созданной по указу царя Федора Алексеевича в
1687 году. Большая библиотека была создана при Посольском приказе по указу
Петра I в 1696 году. В ней, кроме собраных книг из
разных мест, хранились книги, карты, и рукописи, присылавшиеся из-за границы. В
1696 году фонд составлял 333 книги, главным образом на иностранных языках. Фонд
книг был универсален и выдавались книги послам и дьякам в другие города.
Специальные библиотеки в 17 веке имели Пушкарский и
Аптекарский приказы. В первой собирались русские и иностранные издания по
технике, военному делу, фортификации, архитектуре, астрономии, математике,
геометрии, географии и другим наукам. Книги выдавались мастерам, литейщикам и
другим лицам.
В библиотеке Аптекарского приказа собиралась
медицинская литература - «лечебники», «травники», сочинения по анатомии,
биологии, ботанике, сельскому хозяйству и др.
Библиотеки специального назначения были созданы и при
других приказах.
Они могут быть признаны первыми специальными
библиотеками России по своему назначению, составу книжного фонда и характеру
деятельности. Так библиотеки Пушкарского и Аптекарского приказов были первыми
технической и медицинской библиотеками.
В этот период были организованы и первые библиотеки
высших учебных заведений на территории будущей России. Одной из них была
упомянутая библиотека при Славяно-греко-латинской академии.
Основание первых специальных библиотек способствовало
переходу в 16 - 17 вв. от религиозных к светским книжным собраниям, а также
последующему развитию библиотечной мысли в 18 в.
II. Российские научные и
специальные библиотеки в 18 веке.
Государственные реформы в сфере политики,
экономики, культуры и образования, проведенные в России в первой четверти 18
века императором Петром I, имели огромное значение и для развития
библиотек.
Рост промышленности и экономики в 18 веке, особенно во
второй его половине, способствовал значительному сдвигу в развитии науки и
техники в России. Образование новых научных обществ и учебных заведений,
заводов и горных рудников способствовало расширению числа научных и специальных
библиотек.
Наиболее важным событием в сфере библиотечного дела в
эпоху правления ПетраI стало учреждение в 1714 г. в Сант-Петербурге
первой государственной научной библиотеки в России, которая была основана
одновременно с Кунсткамерой. Оба эти учреждения были переданы в ведение
Академии наук, основанной в 1724 году. Создание фундаментальной библиотеки
отвечало назревшим потребностям общественно-политической и культурной жизни
России и оказало большое влияние на последующее развитие библиотечного дела.
Пополнялась библиотека в основном за счет частных
коллекций, передачи фонда из некоторых Приказов, покупки и обмена с
заграничными научными учреждениями. А также за счет обязательного экземпляра
литературы, напечатанной в типографии.
Фондом библиотеки могли пользоваться не только
академики, но и другие ученые, государственные деятели и представители знати.
Во второй половине 18 века открываются принципиально
новые для России по своему профилю научные библиотеки. В 1757 г. в
Санкт-Петербурге была открыта Библиотека Академии художеств, новшества в работе
этой библиотеки были существенные. В 1764 г. в ее уставе Екатерина II
утвердила, что посещать библиотеку в назначенные дни могли посторонние лица. В
1756 г. возникла репертуарная библиотека Русского драматического театра. В 1765
учреждена библиотека Вольного экономического общества, специализирующаяся в
основном на сборе литературы по экономике и сельскому хозяйству. Это была не
государственная, а общественная библиотека.
В 18 веке впервые в России начинают свою деятельность
университетские библиотеки.
Несмотря на то, что Петербургский университет старше
Московского, библиотека Московского университета, открытая для читателей с 1756
г., является старейшей в России.
Научная библиотека Петербургского университета,
основанного в 1724 году, ведет свою историю от Библиотеки Учительской
семинарии, основанной в 1783г.
Открываются в этот период и библиотеки
специализированных учебных заведений. С 1773 года работает библиотека при
горном училище в Санкт-Петербурге (Институт горных инженеров), которая стала
крупнейшей горно-технической библиотекой России. В 1799 году в Петербурге при
Адмиралтейств-коллегии была открыта Морская библиотека, которая изначально
комплектовалась «морской литературой», охватывающей географическую и
страноведческую литературу, а также описание кругосветных плаваний, книги по
морскому праву и морской истории.
Эти библиотеки были уже доступны и учащимся по распоряжению
ученого совета или преподавателя.
В период формирования и создания первых научных и
специальных библиотек общество ориентируется на расширение круга граждан,
приобщаемых к знаниям, вследствии чего расширяются сами масштабы библиотечного
обслуживания. «Наряду с этим библиотека начинает служить науке в качестве
учреждения, которое обеспечивает основу научной деятельности. А это вызывает
потребность в определении определенных требований к научной библиотеке».
(Володин с.143)
III Активное развитие научных и специальных
библиотек в 19 - начале 20 вв.
В 19 - начале 20 вв. процессы библиотечного развития,
начавшиеся в России в прошлом веке, продолжают интенсивно развиваться.
В этот период в России происходят бурные политические
и экономические события. Это и война 1812 года, которая поставила Россию в ранг
наиболее значимых мировых держав, что способствовало более активному
взаиодействию России со странами Европы. Это и восстание декабристов, что
всколыхнуло политическое движение в стране. Это и отмена крепостного права, что
способствовало промышленному развитию страны. На этом фоне развивается наука,
культура, образование, что требует совершенствование и рост библиотек в
государстве.
Активизировалась библиотечная деятельность не только в
Санкт-Петербурге, но и в различных регионах страны, что является одной из самых
отличительных черт периода 19 - начала 20 века.
В начале 19 века научные и специальные библиотеки
развивались в более благоприятных условиях, чем публичные библиотеки. На их
содержание правительство отпускало, хотя и недостаточные, денежные
ассигнования. В этот период бурно
развивается типографская деятельность, что
способствует росту числа книг, которые поступают в академические библиотеки
как обязательные экземпляры.
В связи с реформой народного просвещения в первой
половине 19 века открылись пять новых университетских библиотек. Научные
библиотеки также основываются при Институте инженеров железнодорожного
транспорта, Технологическом институте, Институте гражданских инженеров(1842) в
Петербурге, ремесленном училище (1832) в Москве, преобразованном в Высшее
техническое училище.
Создание университетов и других учебных заведений
способствовало организации новых научных обществ, при которых открываются
библиотеки. Это Общества истории и древностей российских, Общества испытателей
природы, Минералогические общества в Москве и Петербурге. Физико-технические,
математические, географические, сельскохозяйственные научные общества
открываются в других городах.
В начале 19 века крупнейшей университетской
библиотекой являлась библиотека Московского университета, в которой
насчитывалось свыше 20 тыс. книг.
Среди открытых в начале этого столетия университетов
выделялся Казанский университет, ректором которого был выдающийся математик
Н.И. Лобачевский, который одновременно занимал и пост директора библиотеки
университета. Как руководитель библиотеки и самого университета он добился
реорганизации системы комплектования библиотеки (которая с тех пор строится на
научной основе), уделяя особое внимание сохранности фонда и строительству
нового здания, которое бы овечала требованиям библиотечного обслуживания. При
этом Лобачевский добился превращения библиотеки в публичную в плане
обслуживания широкого круга «посторонних» читателей.
По прежнему фондами университетских библиотек
пользовались профессора и другие сотрудники университетов. Доступ «посторонних»
читателей допускался лишь в Московском, Казанском, Киевском университетах.
Пользоваться фундаментальной библиотекой студентам запрещалось, для них
создавались студенческие библиотеки, комплектовавшиеся в основном учебниками и
справочниками.
К числу научных библиотек относят Императорскую
публичную библиотеку в Петербурге (ныне Российская национальная библиотека),
открытую для чтения в 1814 году.
Открыта она была толька для ученых и рассматривалась
как хранилище и музей книжных редкостей.
Развитие науки и культуры, промышленного и
сельскохозяйственного производства во второй половине 19 в. содействовало
возникновению новых научно-исследовательских учреждений и ученых обществ,
высших и средних специальных учебных заведений. Это потребовало расширения сети
научных и специальных библиотек и повлекло за собой усложнение задач и
интенсификации деятельности уже существующих библиотек.
Продолжается рост университетских библиотек и
библиотек при научных оществах разных отраслей науки. Интенсивно увеличивается
и фонд библиотек, особенно фундаментальных.
В Академии наук во второй половине 19 века стала
совершенствоваться система обслуживания ученых по отраслям. Библиотека была
разделена на два отделения: 1 - книги на русском языке и 2 - книги на
иностранных языках. В свою очередь 1 отдел разделился на славянский,
журнальный, рукописный. Увеличились фонды и музеев Академии.
Но проблема доступности библиотек оставалась прежней.
Доступ студентов к фондам оставался по-прежнему ограниченным, пользоваться
можно было только по рекомендации профессора и разрешению администрации.
Ограничен был доступ и к каталогам и к справочно-библиографическому аппарату.
В начале 20 века в России реально сложилась
система библиотек. В более удовлетворительном состоянии по сравнению с
публичными и народными библиотеками находились научные и специальные
библиотеки. Однако и их отличало многообразие типов и видов, отсутствие
планомерности в развитии, неналаженности взаимодействия друг с другом.
Причиной этого было то, что устройством библиотек занимались различные
ведомства и учреждения, учебные заведения и научные общества. Только для
некоторых из библиотек правительство утверждало общие правила и уставы.
Подавляющее большинство научных и специальных
библиотек размещалось в центральной части страны, в столицах и крупных
губернских городах. Большую группу научных библиотек составляли государственные
публичные, университетские и другие вузовские библиотеки, а также библиотеки
Академии наук и других научных учреждений и обществ.
Крупнейшей из них была национальная - Императорская
Публичная библиотека, на 1917 год ее фонд составлял более 2 млн. Наименований. Второй
по величине была Библиотека Академии наук, фонд которой в 1911 году составлял
около 800 тыс. томов. Третье место в системе научных библиотек занимала
библиотека Румянцевского музея в Москве, фонд которой составлял на 1917 год
около 1 млн. томов.
В число крупных библиотек входила и библиотека
Исторического музея. Библиотеки законодательных учреждений - Государственного
совета и Государственной Думы, библиотеки Военных ведомств также относились к
числу крупных и ценных библиотек.
Немало было и проблем у библиотек к началу революции.
Большое пополнение фондов требовало увеличения
помещений, из-за недостаточности сотрудников библиотеки фонды не успевали
приводить в порядок, эадерживалось составление каталогов. Обслуживание
читателей по прежнему регламентировалось устаревшими правилами, что
ограничивало доступ к фондам различных групп читателей. Как правило, круг
читателей состоял из научных , инженерно-технических работников, и людей,
имеющих ученые степени и звания.
Таким образом, созданные для содействия развитию науки
и техники, культуры и искусства, научные и специальные библиотеки в
значительной мере недостаточно выполняли поставленные перед ними задачи.
IY Особенности развития научных и
специальных библиотек в СССР
Уже в первые годы советской власти были заложены
основы принципиально иного подхода к организации библиотечного дела. Советская
власть с самого начала уделяла библиотекам большое внимание, рассматривая их
как важнейший социальный институт. С 1917 года государство полностью берет на
себя руководство библиотеками. 17 июля 1918 г. вышел декрет Совета народных
комиссаров «Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР». На деле он положил
начало национализации библиотек всех учреждений.
Национализации подлежали не только ведомственные, но
и частные собрания свыше 500 книг, даже охранная грамота ученого не позволяла
иметь более 2000 томов.
На основе национализированных фондов были созданы и
новые библиотеки. В 1918 году были образованы наиболее значимые библиотеки
страны, это - библиотека социалистической Академии общественных наук ( в ее
фонд вошли библиотеки Практической академии, Биржевого комитета,
Литературно-художественного кружка и др. фонды). При Научно-техническом отделе
была основана Государственная научно-техническая и экономическая библиотека, в
состав фонда которой вошли фонды Московской технической библиотеки и целый ряд
богатых книжных собраний профессоров и инженеров.
Фонды научных библиотек различных ведомств, закрытых и
расформированных, были перераспределены по различным библиотекам.
В тех научных библиотеках, которые продолжали свою
деятельность в новых условиях, основные изменение в характере их работы были
связаны с изменениями в обслуживании читателей. Научные библиотеки были открыты
для массового читателя, что подразумевало и расширение маштабов обслуживания
через межбиблиотечный абонемент. Что привело к гибели части фондов крупных
научных библиотек. Дальнейшее развитие межбиблиотечного абонемента носило в
основном региональный характер.
Национальной библиотекой нового социалистического
государства в соответствии с постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 февраля
1925г. Стала Государственная библиотека имени В.И. Ленина, бывшая научная
Государственная Румянцевская библиотека.
Главной задачей национальной библиотеки страны стал
сбор и хранение всей печатной продукции, выходящей в свет на территории страны.
Много внимания советская власть стала уделять развитию
библиотечного дела и в регионах страны. Появление целого ряда новых научных
библиотек в регионах страны было также обусловленно национализацией фондов
ликвидированных библиотек. Губернские (областные) библиотеки в то время
рассматривались как научные библиотеки. Более сложной стала структура этих
библиотек, усилилась роль справочно-библиографических и краеведческих отделов.
В 20-е гг. Научные библиотеки на региональном уравне
активно стремились к взаимодействию, к достижению координации. Возникшие
библиотечные объединения решали управленчиские задачи, решали проблемы
комплектования иностранной литературой, разрабатывали инструкции по
каталогизации, составляли региональные сводные каталоги, занимались обменом
дублетных экземпляров. В 20-е годы проводилась попытка централизации некоторых
библиотечных операций.
В 30-е гг. произошли более глубинные изменения в
научных библиотеках. Это было связано с изменениями, происходившими в науке.
Произошли изменения в классификации наук, так появилась социально-экономическая
классификация. В связи с этим пришлось перестраивать работу библиотек. Введена
новая структура обслуживания читателей, создание читальных залов в соответствии
с новой классификацией наук. Например, историки были отделены от сети
гуманитарных наук.
В исторический период между двумя мировыми войнами
меняются масштабы библиотечного обслуживания на региональном и государственном
уровне. «Ранее самостоятельная, развивающаяся «сама по себе» библиотека
оказывается вовлечена в сложные процессы взаимодействия библиотек». (3, стр.
272) Прежде всего это было связано с необходимостью корпоративного
использования библиотечных ресурсов, в том числе координации и кооперации в
сфере комплектования.
В послевоенное время окончательно сформировалась сеть
научных и специальных библиотек.
С бурным развитием науки, техники, промышленного и
сельскохозяйственного производства повысилось значение научных и специальных
библиотек в обслуживании ученых, инженерно-технических работников и других
специалистов.
Для улучшения координации и методического руководства,
информатизации научных библиотек на Государственную Библиотеку СССР им. В.И.
Ленина была возложена обязанность общесоюзного методического центра для всех
научных и массовых библиотек, а на Государственную публичную научно-техническую
библиотеку СССР - для технических библиотек.
В последующие годы происходит рост научных и
специальных библиотек. Был открыт ряд научных библиотек общесоюзного и
республиканского значения, в их числе Библиотека по естественным наукам АН СССР
(1973), Фундаментальная библиотека общественных наук АН СССР в 1969 г.
преобразуется в Институт научной информации по общественным наукам.
Реорганизацию претерпели универсальные научные библиотеки, в которых стали
открываться отраслевые отделы.
На основе постановления Совета Министров СССР «Об
общегосударственной системе научно-технической информации» (1966) были
разработаны основные мероприятия по развитию универсальных библиотек как части
общегосударственной системы научно-технической информации. Совершенствуется и
структура научно-технических библиотек. При союзных министерствах создаются
отраслевые центральные научно-технические библиотеки, на которые возлагается
библиотечно-библиографическое обслуживание и методическое руководство
библиотеками соответствующих отраслей.
Совершенствуется и автоматизация и механизация
библиотек соответственно требованию времени, для быстрейшего донесения
информации до потребителя.
Y Библиотеки России на рубеже веков.
В 1994 году был принят закон « О библиотечном деле»,
который заложил основу законодательной базы для развития библиотек страны в
условиях информатизации общества, изменений рыночных отношений.
В новых условиях библиотечная система стала строиться
на сочетании трех уровней библиотек - федерального, регионального и местного
уровня.
Важная роль в жизни государства принадлежит научным и
специальным библиотекам.
На сегодняшний день система этих библиотек выглядит
следующим образом.
В системе научных библиотек важное место занимают
универсальные библиотеки, в нее входят крупнейшие библиотеки федерального
значения с универсальным фондом и региональные библиотеки. Также к ним
относятся библиотеки высших учебных заведений. Деятельность УНБ направлена на
удовлетворение информационной потребности читателей, связанных с
научно-исследовательской работой, расширением профессиональных знаний и повышением
квалификации лиц с высшим образованием во всех сферах общественной и
производственной деятельности.
Специальные библиотеки окончательно оформились в
специфическую группу в начале 20 века - это библиотеки, удовлетворяющие
особенные информационные потребности читателе. Определенные профессиональной
сферой их деятельности (производственной, научной, учебной, управленческой), на
основе отраслевого или многоотраслевого фонда. Круг пользователей здесь, как
правило, ограничен специалистами, занятыми в определенной отрасли народного
хозяйства, сотрудниками учреждений и предприятий , в составе которых находится
библиотека. Специальные библиотеки создаются в соответствии с принятой в стране
организацией и структурой производства, науки, образования и культуры. Поэтому,
они обычно не являются самостоятельными организациями, а принадлежат
государственным, акционерным, кооперативным, общественным учреждениям,
предприятиям, научно-исследовательским организациям и обслуживают работающих в
них специалистов. Основная задача этих библиотек - донести до потребителя
быстро и качественно более полную информацию по той или иной отрасли.
Заключение
Исследуя историю развития библиотек, мы увидели, что
способствовало появлению научных и специальных библиотек, как эволюционировали,
развивались эти библиотеки в соответствии с требованием времени.
Мы узнали, какое значение имели библиотеки для
научной, просветительской и образовательной деятельности в Российском
государстве того или иного периода.
Также мы увидели, как сформировались виды научных и
специальных библиотек, их структура и основные функции.
Вне сомнения, и библиотеки как учреждения и как
социальный институт изменяются. Изменяется и ее отношения с пользователем. Но и
в начале 21 века еще рано говорить о конце традиционной библиотеки. Неизменной
и основной остается основополагающая функция сбора и хранения документов
письменности и информации. Эволюционизирует и доступность библиотечных фондов,
от почти закрытости библиотек мы пришли к практически полной доступности
хранящейся в ней информации. Этому во многом спобствует развитие новых
информационных технологий.
«Несомненно и то, что к концу 20 века практически
перестали существовать библиотеки «чистых» типов. Хотя по-прежнему можно
говорить о специфике работы научных и публичных библиотек, границы между
выполняемыми ими функциями в условиях совершенствования компьютерной революции
становятся все более условными». (3, стр. 346)
Библиографический список:
Абрамов, К.И. История библиотечного дела в
СССР /
К.И. Абрамов; 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Книга, 1980. -
351 с.
Библиотековедение: Общий курс / Под ред.
К.И. Абрамова, Н.С. Карташова. - М.: Книжная палата, 1988. - 223 с.
Володин, Б.Ф. Всемирная история библиотек
/ Б.Ф. Володин. - СПб.: Профессия, 2002. - 352 с.
Карташов, Н.С., Общее библиотековедение:
Учебник. В
2 ч. / Н.С. Карташов, В.В. Скворцов. - М.: Изд-во МГУ, 1997. -
Ч. 2. - 256 с.
|