Становление и развитие современного нотариата в РФ
I. Краткий обзор становления и развития нотариата до 1993
г. 2
1. Происхождение
нотариата.
2. Содержание
термина “нотариат”.
3. История
становления нотариата до 1993 года.
II.
История развития и становления нотариата в РФ.
1. Становление нотариата в РФ.
2. Юридические аспекты
государственного регулирования института.
3. Ценность нотариата для
государства.
4. Позитивный потенциал
нотариата.
5. Коррупция и нотариат.
6. Статус российского нотариуса.
7. Государственный нотариат.
III.
Будущее нотариата.
1. Место и возможности
Международного Союза Латинского Нотариата в развитии Российского нотариата.
2. Возможные перспективы
развития.
I.Краткий обзор становления и развития нотариата до 1993 г.
1. Происхождение нотариата.
Термин
"нотариус" - латинского происхождения. Им называли писарей. В их
обязанности входило не только составление разного рода посланий и прошений, но
и составление различных сделок. Было две категории писцов: состоявшие на
государственной службе (scribae) и на содержании частных лиц (exceptores et notarii), т.е.
современные государственные и частные нотариусы.
2.Содержание
термина “Нотариат”.
Термин нотариат
многозначен. В самом общем смысле "нотариат" - это система
огранизаций и должностных лиц (нотариусов и иных должностных лиц, имеющих право
на выполнение некоторых нотариальных функций), наделенных в соответствии с
законом правом совершения нотариальных действий. В более узком смысле
"нотариат" - это отрасль законодательства, правовыми нормами которой
регулируется организационные основы деятельности нотариата, правила
нотариального делопроизводства, правила совершения нотариальных действий,
порядок учреждения и ликвидации нотариальнеых контор, финансовое обеспечение
деятельности нотариуса, гарантии профессиональной деятельности нотариуса, права
и обязанности нотариуса, контроль за нотариальной деятельностью. В самом узком
смысле под термином "нотариат" понимается учебный курс,предметом которого
является изучение основ деятельности нотариуса и правил совершения нотариальных
действий.[1]
3. История становления нотариата до 1993 года.
Появление
института нотариата в России связано с периодом царствования династии Романовых.
В царствование Алексея Михайловича было принято Соборное Уложение. Именно
Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года создало целую эпоху в развитии
российского нотариального института. Оно упорядочило и систематизировало
действующие до его появления отдельные указы, создало ту основу, на которой
впоследствии вырос твёрдый порядок укрепления прав на имущество, принятый в
Своде законов в 1832 году.
Одним из
главнейших преобразований в этот период и имевшим решительное влияние на
дальнейшее историческое развитие нотариального дела в России, следует считать
установление строгого надзора за площадными подьячими и зависимости их от
органов правительственной власти. Указом Петра Великого от 9 декабря 1699 года
предписано “…совершать всякие крепости…” не у площадных подьячих на Ивановской
площади в Москве, а в соответствующих приказах, куда надлежало “…присылать раз
в два месяца все крепости, совершаемые в городах”. 1 января 1700 года
совершение всех крепостей между лицами городского сословия в Москве передано во
владение московской ратуше, а торговых крепостей – Московской большой таможне.
Полной централизацией нотариального дела Петр Великий предполагал устранить
беспорядки и злоупотребления, которые часто происходили при совершении правовых
актов подьячими на Ивановской площади. Но этот порядок оказался неудобным,
поэтому 30 января 1701 года “было полено писать крепости по прежнему указу в
палатке Ивановской площади”, а надзор за деятельностью площадных подьячих был
поручен Оружейной палате. Впоследствии “для ближайшего заведывания крепостным
делом учрежден особый приказ крепостных дел, состоявший из нескольких судей”.
После учреждения юстиц-коллегии в губерниях были образованны самостоятельные
особые конторы крепостных дел, состоявшие из писцов и надсмотрщиков. Надзор за
деятельностью главных контор поручен особому секретарю или комиссару, который
назначался юстиц-коллегией. Следующий этап становления нотариата связан с
царствованием Екатерины II. Вместе с упразднением в 1775 году
юстиц-коллегии, совершение крепостных актов было передано Палате гражданского
суда, представляющей собой соединенный Департамент юстиции и Вотчиной коллегии.
Для создания органа публичной деятельности, близко стоящего ко всем
имущественным оборотам и содействующего их развитию, Екатерина II делает
попытку сокращения излишних формальностей при совершении правовых актов,
предоставляя возможность частным маклерам совершать акты о переходе недвижимых
имуществ. С 1781 года утверждаются маклеры и нотариусы исключительно для
торговых сделок и разного рода посредничеств. В период правления Екатерины II в
соответствии с новым Уложением возникла масса правительственных учреждений
нотариального характера для наблюдения за правильным и законным совершением
различных частноправовых актов и составлением документов, освобожденных от
тягостного для контрагентов крепостного порядка их совершения.
В эпоху реформ
Александра II, охвативших все отрасли общественной и государственной
жизни России, было преобразовано и нотариальное дело.
Вместе с новыми
Судебными Уставами императора Александра II было
выработано и Положение о нотариальной чести, в основу которого положены три
нотариальных законодательства Западной Европы: французское 1813 года,
австрийское 1845 года и баварское 1861 года. Результатом этой законодательной
деятельности стали 2 проекта 1863 и 1866 годов. Первый из них наиболее
приближенный к жизни, не прошел через Государственный совет. Второй проект
Положения был утверждён 14 апреля 1866 года. Вместе с введением нотариального
Положения все прежние нотариусы и маклеры, кроме биржевых, прекратили свою
деятельность. Отделив по образцу Запада нотариальную часть от судебной,
законодатель создал самостоятельный нотариальный институт с обширным и
независимым кругом действий.
Вышеназванные
положения продействовали до самой революции. Примечательно, что до начала
революции шло непрекращающееся обсуждение отдельных статей и разделов Положения
о нотариальной части, готовился отдельный самостоятельный Закон о нотариате,
проект которого рассматривался несколько раз.
Нотариат в
советский период получает новое правовое регулирование. Одним из первых
декретов Советской власти, опубликованных 24 ноября 1917 года, упразднены
“буржуазно-помещичьи” судебные органы. После октябрьской революции, а особенно
в период гражданской войны и интервенции необходимость нотариата как института
публичного права отпала. Так как не стало общественных отношений, регулируемых
им. Нотариат впервые упомянут 23 марта 1918 года, когда Совет Народных
Комиссаров Москвы и Московской губернии принял постановление, которым отменил
“ныне действующее Положение о нотариальной части” и ввел новое Положение о
муниципализации нотариальных контор.
В период
Гражданской войны и борьбы с иностранными интервентами гражданский оборот в
стране был крайне незначительным, и это определило место нотариата в системе
Государственных органов. Обязательные отношения сводились к алиментным,
семейно-имущественным делам, бытовой купле-продаже, бытовому подряду и не
выходили за пределы домашнего обихода. Однако необходимость контроля за быстро
разваливающейся экономикой, недостаток налогов приводят большевиков к
необходимости постепенно восстанавливать старые институты в новом обилчии.
Возрождение
нотариата как института произошло в связи с переходом в НЭПу. Так, 2 августа 1921
года издается Декрет Совета народных Комиссаров, которым устанавливается, что
свидетельствование сделок и договоров производится нотариальными столами
губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиций. Принципиальные вопросы
организации и деятельности нотариата обсуждались IV Всероссийским
съездом деятелей советской юстиции, который открылся 26 января 1922 года. В
печати были опубликованы “Тезисы о нотариате”, в которых подчеркивалось, что в
Советском государстве нотариат является государственным учреждением, а все
элементы гражданско-правовых отношений между нотариусами и клиентами,
свойственные капиталистическим странам по вознаграждению за услуги, не должны
иметь место. 4 октября 1922 года принято “Положение о государственном
нотариате”, которое заложило основы Советского нотариата.
14 мая 1926
года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление “Об основных принципах организации
государственного нотариата”, на основе которого в союзных республиках были
разработаны и приняты аналогичные положения о государственном нотариате.
Со временем, мо
мере изменения и развития экономических и социальных условий, росло значение
нотариата. Совершенствовалось материальное и процессуальное законодательство. В
республиканское законодательство о нотариате включались необходимые уточнения и
изменения. В РСФСР Положения о государственном нотариате в новой редакции
утверждались 30 июля 1930 года, 31 декабря 1947 года, 30 сентября 1965 года.
Шестая сессия Верховного Совета СССР VIII созыва 19 июля
1973 года приняла “Закон СССР о государственном нотариате”.
II. История развития и становления нотариата в РФ.
1.Становление нотариата в РФ.
Спустя почти 20
лет в Россию вернулся “свободный” нотариат – 11 февраля 1993 года Верховным
Советом российской Федерации приняты “Основы законодательства РФ о нотариате”
(далее - Основы). Однако день нотариата отмечают 14 апреля - в тот день, когда
была принята в 1866 г. "Положение о нотариальной части".
Внебюджетный
нотариат, уничтоженный советским правительством в 1918 году, пережил
"второе рождение” в 1993 г. Становление и развитие российского частного
нотариата связано с процессами приватизации, изменившими отношения
собственности в России и потребовавшими адекватных правовых способов их защиты,
в том числе и путем развития системы нотариата. До притятия Основ по стране
действовал Закон РСФСР от 2 августа 1974 года "О государственном
нотариате". С момента вступления Основ в силу (13 марта) и до момента
вступления новой Конституции в силу (25 декабря) в 1993 году был своеобразный
переходный период. Старая система государственного (или бюджетного) нотариата
уже перестала удовлетворять возросшие потребности участников гражданского
оборота. В связи с провозглашением прав и свобод человека и гражданина,
возрастанием количества договоров, связанных с недвижимостью, доверенностей,
учредительных документов, закономерно возросло количество необходимых для их
подтверждения нотариальных действий. И государственный нотариат старой системы
не мог соответствовать многообразию общественных отношений ни своим количесвом
ни качеством.конецформыначалоформы Кроме
того, модель частного латинского нотариата России потребовалась как для
сближения с мировым сообществом, так и для восстановления дореволюционного
института.
2.Юридические
аспекты государственного регулирования института.
В соответствии
со ст.72 Конституции РФ нотариат находиться в совместном ведении РФ и её
субъектов. С момента вступления в силу Конституции возникла проблема
соотношения законодательства субъектов РФ и его взаимодействия федеральным
законодательством. Сложность этого заключается в том,что указание на предмет
совместного ведения не определяет в тексте конституции, что в этой сфере
деятельности правомочна делать Федерация, а что - её субъекты. (И для
разграничеения этой компетенци в самой Конституции необходимо также на
полномочия каждой из сторон провоотношений). Одновременно с этим 11 статья
конституции закрепляет способы разграничения предметов ведения – так
называемые договорный и конституционный. В дополнение к этому статья 76
косвенно указывает ещё на один способ разграничения полномочий - федеральном
законе. Применительно к нотариальной деятельности этим "федеральным
законом" будут являться Основы. Почему же этот важнеий документ назван не
федеральным законом, а "Основами законодательства"? Дело в том, что в
момент принятия Основ Конституция РФ ещё не была принята, а такой источник
правового регулирования как "федеральный закон" не не был известен ни
Конституции СССР 1977 г., ни Конституции РСФСР 1978 г. На основании
федеральных законов и во исполнение норм Конституции рядом субъектов приняты
законы,регулирующе порядок организации нотариальной деятельности. К примеру,
Законодательным собранием Нижегородской области 19 июня 1995 года был принян
закон "О нотариате", Новгородская областная Дума 30 сентября 1997
года - закон "О регулировании нотариальной деятельности".
Законодательство субъектов не может и не должно противоречить Основам.
Исключать какие-либо требования к статусу нотариуса или вводить дополнительные
- противозаконно. Само содержание принципа совместного регулирования нашло свое
отражение в Основах, в то время как в конституция лишь констатирует факт
разграничения. В Основах говорится о сроках повторной сдачи квалификационного экзамена.
Ч.8 Ст.4 Основ предусматривают, что законодательством республик в составе РФ
могут устонавливаться и иные сроки повторной сдачи экзамена.
Так, в законе
Нижегородской области ст.3 говорит о сроке пересдачи не ранее чем через шесть
месяцев, после принятия решения квалификационной коммисией.. Ст.4 Основ
закрепляет текст присяги нотариуса, но ч.3 статьи предусматривает возможность
принятия республиками РФ иного текста присяги. В Ст.15 Основ позволяет
нотариусу совершать определенные нотариальные действия в интересе физических
(или юридических) лиц, но законодательством субъекта РФ может быть
предусмотрено иное. В ст.19 Нижегородского закона у нотариуса существует
возможность оказывать дополнительные правовые услуги клиентам в виде
юридических консультаций, если это требуется по обстоятельствам дела. Закон
даже устонавливает определенные тарифы на консультации в зависимости от её
сложности. Количество вакансий на должность нотариуса в нотариальном округе
согласно Основам - исходя из мнения органа юстиции субъекта совместно с мнением
нотариальной палаты субъекта. В соответствии с общим правилом количество
нотариусов в округе устанавливается из числа совершаемых нотариальных действий
и количества населения округа.
3.Ценность
нотариата для государства.
Наиболее
афористично необходимость нотариата в гражданском обществе выразил Гегель,
писавший: “Собственность покоится на договоре и на формальностях, делающих ее
доказательной и правомерной”. Нотариат возник как институт гражданского
общества, обеспечивающий защиту частной собственности и бесспорность
имущественных прав, охрану прав всех участников гражданского оборота. На
протяжении всей истории развития государства и права нотариат является
составной частью правовой системы любой страны, поскольку осуществляемые
нотариусами функции объективно необходимы и востребованы обществом, в
особенности в обществе с развитой экономикой и гражданским оборотом. Ценность
института нотариата (латинского типа), как своеобразного компромисса между
государством и обществом заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать
правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий
участников гражданского оборота за счет них же самих,без каких-либо затрат со
стороны государства. Мало того, свободный нотариат позволяет государству
успешнее осуществлять не только правоохранительные, но и фискальные и
судебно-юрисдикционные функции. На такие сущностные характеристики нотариата
важно обратить внимание именно сейчас, когда государство испытывает большие
сложности при финансировании правоохранительной и судебной систем России.
Нотариат также может значительно разгрузить суды.
Статус
нотариуса, речь о котором пойдет ниже, позволяет наделить его дополнительными
полномочиями по удостоверению соглашений между субъектами различных
правоотношений (может быть, за редкими исключениями), которые имели бы силу
исполнительных документов. Надо отметить, что именно с учетом принципиальных
законодательных изменений в статусе нотариуса и организации деятельности
нотариата в целом Российская Федерация была принята в Международный союз
латинского нотариата уже в 1995 году.
4.Возможности
нотариата.
Нотариат может
значительно разгрузиь судебную систему, которая в РФ уже сильно рагруженна. К
примеру, стороны - кредитор и должник - могут прийти к соглашению о своих
обязательствах друг перед другом, а также о том, что их принудительная
реализация допускается без обращения в суд; достоверность и законность
соглашения удостоверяется независимым и компетентным лицом, действующим по
поручению государства, - нотариусом. Наличие такого соглашения дает все
основания предполагать отсутствие спора о праве, что делает излишней судебную
процедуру.
Страницы: 1, 2
|