Меню
Поиск



рефераты скачать Сравнительный анализ культур Мессопотамии и Киевской Руси

Школа называлась в Месопотамии «эддубба», что означало «дом табличек», директора называли «отец дома табличек», а учителей — «старшие братья»; были в школах и надзиратели, которых называли «владеющие хлыстом», что иллюстрирует некоторые особенности метода обучения. Ученики осваивали письменность путем копирования сначала отдельных знаков, а затем целых текстов. Обучение происходило с раннего утра до позднего вечера и длилось много лет. Учиться было трудно, но профессия писца была выгодной и почетной.

Из «Труда писцов, собратьев моих»

Труд писцов, собратьев моих, тебе не по нраву! А ведь они по десять гуров зерна приносят! Молодые люди! Любой из них десять гуров зерна отцу приносит, Зерно, шерсть, масло, овец ему приносит! Как уважаем такой человек! Рядом с ним — ты не человек! Да и можешь ли ты так же трудиться? Мальчишка! Трудится и стар и млад! Даже мне порой не угнаться за ними, А уж моя голова повыше твоей! Кто еще так недоволен сыном? Среди моих собратьев не было таких! Скажи-ка это родичам моим! Побойся или постыдись! Соученики твои и товарищи —Не пример тебе?! Почему им не следуешь? Друзья твои и сверстники — не пример тебе?! Почему им не следуешь? И со старших бери пример, Да и с младших бери пример! Мудрые люди, что средь нас живут [6]

 

3.2. Достижения науки в Месопотамской культуре


Значительным развитием науки ознаменовался данный период развития культуры Месопотамии.

Определенных успехов достигла математика. Шумеры создали шестидесятеричную систему счета, в основе которой лежали числа 1, 60, 600, 3600. В дальнейшем возникла десятеричная система — с числами 1, 10, 100 в основе. Употреблялась также смешанная, соединявшая элементы этих двух, систем исчисления. Древние жители Месопотамии знали четыре правила арифметики, дроби, умели решать алгебраические уравнения с возведением в квадратную и кубическую степень, с извлечением корней. Знакомы они были с началами геометрии, знали число «Пи», умели вычислить длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Была выработана метрическая система и система мер и веса. В последней выделялись как максимальная мера — талант (30,3 кг), так и минимальная — шеум (зерно — 0,046 г).

Значительного развития в Месопотамии достигла астрономия, тесно связанная с астрологией. Ведение астрономических наблюдений стимулировалось не только практическими потребностями, но и верой в зависимость судьбы человека и государства от расположения светил на небе. Результаты этих наблюдений, в течение тысячелетий осуществлявшихся жрецами с вершин зиккуратов, тщательно фиксировались и привели к важным астрономическим открытиям. Создан был лунный календарь, в котором каждый месяц имел 29 или 30 дней, а год состоял из 12 месяцев и 354 дней. Расхождение лунного календаря с солнечным ежегодно составляло 11 дней, поэтому каждые 3 года требовалась вставка дополнительного, тринадцатого месяца. Год начинался с марта — апреля (месяц «нисан»). В III тысячелетии до н.э. в каждом шумерском городе имелся свой календарь, где большая часть месяцев называлась по характеру хозяйственных работ. Были месяцы «сева», «жатвы», «полбы», «праздника вкушения ячменя», «укладки кирпичей в форму» и т.п. На рубеже III — II тысячелетий до н.э. календарь унифицировали, взяв за основу ниппурскую систему[4].

Велись наблюдения за движением Солнца («путь Солнца»), Луны («путь Луны»), Венеры и других планет. Предсказывались и фиксировались солнечные и лунные затмения, отмечались появления комет, метеоритов, землетрясения. Известны были эклиптика и знаки Зодиака, положение Солнца в системе этих созвездий, менявшееся раз в 2000 лет. Пользовались солнечными и водяными часами (гномоном и клепсидрой, как их в последствии называли греки). День начинали не с восхода, а с захода солнца. Он делился на 12 частей по 2 часа каждая, дни складывались в 7-дневную неделю. Античные авторы сохранили имена древних вавилонских астрономов Набуриманни(VI в. до н.э.), Кидинну (IV в. до н.э.), сведения о существовании специальных школ«звездочетов». В библиотеке Ашшурбанапала сохранилась копия древнего учебника «Руководство по астрономии».

Медицина в Месопотамии не достигла столь высокого развития, как в Египте, возможно потому, что здесь не делали вскрытия трупов для их бальзамирования. Медицина была тесно связана с магическими действиями. Болезнями «ведали» демоны подземного мира, главой которых был бог чумы Ирра, распоряжавшийся 60 недугами. Но имелись и боги врачевания и здоровья, покровители и спасители страждущих: Энки (Эа), Ниназу, Нингиззида. Издревле больных подвергали лечению магическими средствами. В Лагаше, например, практиковалось возложение тяжелобольного на «тростник бога Энки». Но в городе имелись и врачи — «знающие воду», как называли их в Месопотамии. Кстати, из Лагаша до нашего времени дошла ваза «энси» Гудеа с символическим изображением бога здоровья в виде змей, обвивающих жезл, — эмблема, заимствованная современной медициной. В Древней Месопотамии были терапевты, хирурги, акушерки, ветеринары. Они лечили многие болезни: снимали катаракту с глаз, вскрывали нарывы, сращивали переломы, помогали при заболеваниях печени, желудка, кишечника, умели выявлять симптомы, поставить диагноз. Сохранились медицинские справочники, пособия (одно из них на 40 табличках), рецептурные сборники. Одним из наиболее древних является «Ниппурский справочник врача» (ХХIV в. до н.э.),содержащий 15 рецептов, среди которых есть весьма сложные припарки, мази и микстуры. При приготовлении лекарств использовались разнообразные растительные, животные и минеральные вещества.

В Древней Месопотамии появились зачатки знаний в области природоведения. Сохранились классификационные списки животных, растений, минералов. При царских дворцах в Вавилоне, Ашшуре создавались знаменитые «висячие сады», зверинцы, где содержались экзотические растения и животные. Агрономические сведения древних шумеров можно найти в ряде литературных и мифологических произведений. Особенно интересны шумерский «Календарь земледельца», где изложен весь цикл земледельческих работ, начиная с затопления полей и кончая молотьбой собранного зерна, и так называемые «Садоводческие книги» вавилонского царя Мардук-апла-иддина. Древние жители Месопотамии знали на практике некоторые законы физики, об этом свидетельствует техника судостроения, наведения понтонных мостов, использования надутых бурдюков как средства переправы. Знали они и ряд химических реакций, проявлявшихся при приготовлении вина, пива и лекарств, умели изготовлять краски из металлов и минералов, делать искусственные камни, глазурь, стекло, определять чистоту металлов и их подделку. Определенных успехов достигла география. Составлялись списки городов, стран, рек, гор, каналов, перечни завоеванных стран и провинций, податные реестры, проводилась перепись населения. Создавались планы и карты городов: Вавилона, Ниппура, Сиппара. Известна даже карта мира времен Саргона Аккадского, дошедшая до нас в нововавилонской копии, с изображением на глиняной табличке круга Земли, обвитого «Горькой рекой» и пересеченного рекой Евфрат, кружков, обозначающих местоположение крупных городов, треугольников, символизирующих отдаленные страны.

Многими научными открытиями месопотамцев мы пользуемся до сих пор, на их знания опираются  и современные науки, ими же пользовались сами русичи.

 

3.2. Особенности образования на Руси


Когда письменность зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 г. советский археолог Д.В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.

Итак славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А - «аз», Б - «буки» (их сочетание образовало слово «азбука»), В - «веди», Г - «глаголь», Д - «добро» и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры. «А» - цифру 1, «В» - 2, «Р» - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили «буквенные».

В честь своего создателя новая азбука получила название «кириллица».

Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука - глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределила дальнейшую судьбу глаголицы: к ХIII в. она почти полностью исчезла.

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащее легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.

Таким образом, грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии. Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в ХI-ХII вв. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.

С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.

Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и пригородах являются так называемые берестяные грамоты. С тех пор в научный оборот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Некто Микита написал своей возлюбленной Ульяне на бересте «От Микиты ко Улианици. Поиде за меня...».

Береста - очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой - «писалом» - из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.

Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамент - кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древний порядок брошюровки сохранился по сей день.

Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных - целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже ХIV-.XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик .наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств ХI-ХII вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.

Труд писца бел нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день удавалось написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но и красиво.

Самым сложным видом иллюстрирования книги были миниатюры. Миниатюры писали художники на свободных от текста листах книги кистью и красный. Чаще всего это были портреты заказчиков или автора книги (например, евангелистов), иллюстрации к тексту. Большое влияние на искусство миниатюры оказала иконопись. Лучшие мастера иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев писали книжные миниатюры. Меньшие размеры, по сравнению с иконами, требовали большей тонкости художественного исполнения.

Учитывая, что на основе месопотамской письменности позднее был основан греческий алфавит, на который опиралась потом славянская письменность, то именно благодаря Месопотамии, мы имеем кириллическую азбуку.

Рассмотрев системы письменности и  образования, в Месопотамии и Киевской Руси, находим много общих черт: обе культуры на своем этапе развития перешли от знакового письма к фонетическому, что в свою очередь, обусловило развитие письменности, образования, науки и появление литературы. Труд писцов был сложен и почетен как в Месопотамии, так и на Руси.

В Месопотамии книги имели вид глиняных табличек, на Руси же сначала – берестяные грамоты, позднее они приобретают вид современных книг, только на телячьей коже

Образование в Месопотамии получали в основном мужчины, и на Руси это тоже долгое время оставалось в основном привилегией мужчин.

 

 

4. Летописи

 

4.1. Появление и развитие литературы в Месопотамии


Литература Древней Месопотамии отличается многообразием форм и жанров. К древнейшим текстам относятся списки богов, некоторые мифы и гимны, позднее появляются эпические произведения, рассказывающие о богах и героях, складывается жанр исторической литературы, появляется публицистика, записываются сказки, пословицы и поговорки и т.п. По-видимому, самым знаменитым произведением является «Эпос о Гильгамеше».

Литературные произведения собирались в библиотеки.

Крупные храмы и дворцы правителей также нередко имели кроме хозяйственно-административных архивов большие библиотеки. Самая известная из них —библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии, обнаруженная в 1853 г. при раскопках холма возле деревни Куюнджик на левом берегу Тигра. Собрание Ашшурбанапала было не только крупнейшим для своего времени; это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная библиотека. Царь лично следил за ее комплектованием; по его приказам писцы по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых или частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы .Пространные тексты составляли целые «серии», включавшие иногда до 150табличек. На каждой такой «серийной» табличке стоял ее порядковый номер; заглавием служили начальные слова первой таблички. На полках «книги» размещались по определенным отраслям знаний. Здесь были собраны тексты«исторического» содержания («анналы», «хроники» и др.), судебники, гимны, молитвы, заговоры и заклинания, эпические поэмы, «научные» тексты (сборники примет и предсказаний, медицинские и астрологические тексты, рецепты, шумеро-аккадские словари и т.п.), сотни книг, в которых «отложились» все знания, весь опыт древне месопотамской цивилизации. Большая часть того, что мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при изучении этих 25 тыс. табличек и фрагментов, извлеченных из руин дворцовой библиотеки, погибшей при разрушении Ниневии.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.