- Принцип ролевой
организации учебно-воспитательного процесса тесно связан с двумя предыдущими.
Роли и маски в группе в большой степени способствуют управлению общением на
уроке. Учебное общение в интенсивном обучении предполагает наличие постоянно
активных субъектов общения (все учащиеся), которые не ограничиваются просто
восприятием сообщения и реакцией на него, а стремятся выразить свое отношение к
нему, то есть «я – маска» всегда проявляет личностную характеристику. Ролевая
игра – это одно из эффективных средств создания мотива к иноязычному общению
учащихся.
- Принцип
концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса
является не только качественной, но и количественной характеристикой
интенсивного метода. Концентрированность проявляется в различных аспектах:
концентрированность учебных часов, концентрированность учебного материала. Все
это вызывает высокую насыщенность и плотность общения, разнообразие форм
работы. Это побуждает преподавателей работать в постоянном поиске новых форм
подачи материала.
- Принцип полифункциональности
упражнений отражает специфику системы упражнений в интенсивной методике обучения.
Языковые навыки, которые сформировались в неречевых условиях, непрочны. Поэтому
наиболее продуктивно работающим считают подход к обучению иностранному языку, который
предполагает одновременное и параллельное овладение языковым материалом и
речевой деятельностью. Полифункциональность упражнений позволяет реализовать
этот подход. В системе интенсивной методики тренировка употребления каждой
данной грамматической формы осуществляется серией упражнений, где в меняющихся
ситуациях реализуется одно и то же коммуникативное намерение. При этом для
учащихся любое упражнение монофункционально, для преподавателя – всегда полифункционально.
В этом методе полифункциональность строго обязательна.
Все пять рассмотренных
принципов интенсивного обучения иностранным языкам обеспечивают четкую
взаимосвязь учебного предмета и учебной деятельности и тем самым способствуют
эффективной реализации целей обучения.
2.4 Деятельностную методику
сочли возможным использовать в старших классах общеобразовательной школы,
исключая младшие классы, так как первый методический принцип этой методики
можно сформулировать так:
- Принцип необходимости
логического мышления.
Деятельностная методика ориентирована
на понятийное, логическое мышление обучаемых, но допускает возможность
использования в школе с того возраста, становится очевидным сформировавшееся
логическое мышление. Применение деятельностной методики позволило бы
систематизировать и обобщить имеющийся у школьников языковый и речевой опыт.
- Принцип активности.
При деятельностной методике
активность обучаемого очевидна. Необходимость этого заложена в самом ее
названии. Эта методика предусматривает большую активность по предварительному овладению
языковыми средствами и последующим овладением общением на основе имеющихся
знаний, учений, навыков использования языковых средств в речи.
- Принцип первичного
овладения языковыми средствами.
Этот принцип возник из того,
что создатели деятельностной методики считают неверным обучение языковым
средствам в процессе работы с содержанием сообщаемого. Они считают, что это
делает практически невозможным полноценное владение языковыми средствами.
- Принцип использования
речекоммуникативных единиц.
Создатели деятельностной
методики выделили новую речекоммуникативную языковую единицу, что обусловило
необходимость переосмыслить проблему языкового содержания обучения, прежде
всего принципов отбора грамматического знания.
Как видно из всего
вышеперечисленного, деятельностная методика имеет ряд специфических средств,
присущих ей одной, что более подробно описано в Главе 3. И если предыдущие
методики могут использоваться с детьми на начальной ступени обучения, то в этой
методике такой возможности нет.
Методики, описанные выше, можно подвести под один заголовок: «Лучшее
обучение общению – это общение».
И все-таки, несмотря на
большое количество сходных черт, невозможно не заметить дифференциацию методов,
приемов, содержания обучения иностранному языку, в зависимости от целей и
планируемых уровней владения им, от особенностей контингента учащихся и условий
обучения. Отсюда и вытекают специфические черты методик обучения английскому
языку, о которых пойдет речь в следующей главе.
Глава 3.
Сравнительная характеристика современных методик
обучения английскому языку.
3.1 Как уже было сказано
ранее, многие современные методики являются коммуникативно-ориентированными, и
одной из важнейших их целей является обучение общению и владению речевыми
средствами. Каждая из методик использует при этом разные средства, методы и
принципы. То есть, каждая из методик имеет отличительные специфические черты.
3.1.1 Самой первой
специфической чертой коммуникативной методики является то, что целью обучения
является не овладение иностранным языком, а «иноязычной культурой», которая
включает в себя познавательный, учебный, развивающий и воспитательный аспект.
Эти аспекты включают в себя знакомство и изучение не только языковой и
грамматической системы языка, но и его культуры, взаимосвязи ее с родной
культурой, а также строя чужого языка, его характера, особенностей, сходства и
различия с родным языком. Также они включают в себя удовлетворение личных
познавательных интересов обучаемого в любой из сфер своей деятельности.
Последний фактор обеспечивает дополнительную мотивацию к изучению иностранного
языка со стороны обучаемых, в этом не заинтересованных.
Второй специфической чертой
коммуникативной методики является овладение всеми аспектами иноязычной культуры
через общение. Именно коммуникативная методика впервые выдвинула положение о
том, что общению нужно обучать только через общение, что стало для современных
методик одной из характерных черт. В коммуникативной методике обучения общение
выполняет функции обучения, познания, развития и воспитания.
Следующей отличительной
чертой предлагаемой концепции является использование всех функций ситуации.
Коммуникативное обучение строится на основе ситуаций, которые (в отличие от
других методических школ) понимается как система взаимоотношений. Главный
акцент здесь ставится не на воспроизведение с помощью средств наглядности или
словесное описание фрагментов действительности, а на создание ситуации как
системы взаимоотношений между обучаемыми. Обсуждение ситуаций, построенных на
основе взаимоотношений обучаемых, позволяет сделать процесс обучения иноязычной
культуре максимально естественным и приближенным к условиям реального общения.
Коммуникативная методика
также включает в себя и овладение невербальными средствами общения: такими,
как жесты, мимика, позы, дистанция, что является дополнительным фактором при
запоминании лексического и любого другого материала.
Специфической чертой
коммуникативной методики является также использование условно-речевых
упражнений, то есть таких упражнений, которые построены на полном или частичном
повторении реплик преподавателя. По мере приобретения знаний и навыков характер
условно-речевых упражнений становится все более сложным, пока необходимость в
них не исчерпывает себя, когда высказывания обучаемых не становятся
самостоятельными и осмысленными.
3.1.2 Эффективность
проектной методики в большей степени обеспечивается
интеллектуально-эмоциональной содержательностью включаемых в обучение тем.
Также следует отметить их постепенное усложнение. Но отличительной особенностью
тем является их конкретность. С самого начала обучения предполагается участие
обучаемых в содержательной и сложной коммуникации, без упрощения и
примитивизма.
Другой
отличительной чертой проектной методики является особая форма организации коммуникативно-познавательной
деятельности обучаемых в виде проекта. От чего, собственно, и появилось
название методики.
Проект, как говорилось
ранее, это самостоятельная, реализуемая обучаемым работа, в которой речевое
общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности.
Новизна же подхода в том,
что обучаемым дается возможность самим конструировать содержание общения,
начиная с первого занятия. В курсе мало текстов как таковых. Они
воспроизводятся в процессе работы обучаемых над проектами, предложенные
авторами.
Каждый проект соотносится с
определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени. Тема
имеет четкую структуру, делится на подтемы, каждая из которых заканчивается
заданием к проектной работе.
Особенно важной чертой
является то, что обучаемые имеют возможность говорить о своих мыслях, своих
планах.
Благодаря работе над
проектом создается прочная языковая база.
Специфическим является также
подразделение навыков на два вида: навыки изучающего язык и навыки пользователя
языком. Для развития первого вида навыков используются фонетические и
лексико-грамматические упражнения тренировочного характера. Это упражнения на
имитацию, подстановку, расширение, трансформацию, восстановление отдельных фраз
и текстов. Их особенность в том, что они даются в занимательной форме: в виде
текста на проверку памяти, внимания; игр на догадку; головоломок, иногда в виде
фонограммы.
Обучение грамматическим
навыкам и их тренировка обычно проводятся в виде работы на основе таблиц. Все упражнения,
что особенно важно, выполняются на фоне разработки представленного проекта.
Для практики в пользовании
языком дается большое количество ситуаций, создаваемых с помощью вербальной и
предметно-образной наглядности.
Очевидным здесь является то,
что специфические черты коммуникативной и проективной методик имеют много
сходного, строятся на идентичных принципах, но применяются они в различных
способах обучения. В первом случае, обучение основывается на использование
ситуаций, во втором – на использовании проектов.
3.1.3 Перейдем к интенсивной
методике и рассмотрим ее специфику. Данная методика основана на психологическом
термине «суггестии». Это и есть первая специфическая черта интенсивной
методики. Использование суггестии позволяет миновать или снимать различного
рода психологические барьеры у обучаемых следующим путем. Педагог проводит
занятия с учетом психологических факторов, эмоционального воздействия,
используя логические формы обучения. Он использует также на занятиях различные
виды искусства (музыку, живопись, элементы театра), с целью эмоционального
воздействия на обучаемых.
Однако суггестопедическое
обучение предполагает определенную концентрацию учебных часов. На старших
этапах, например, целесообразно выделять шесть часов в неделю за счет школьного
компонента учебного плана, их стоит разделить на три, по два часа каждое. При
необходимости количество часов можно свести к трем.
Также специфической чертой
интенсивной методики является то, что суггестопедия широко опирается на
положение о разных функциях двух полушарий головного мозга. Подключение
эмоциональных факторов к обучению иностранному языку значительно активизирует
процесс усвоения, открывая новые перспективы в развитии методики обучения
иностранным языкам. Вся атмосфера занятий организуется таким образом, что
освоению языка сопутствуют положительные эмоции. С одной стороны, это является
важным стимулом для создания и поддержания интереса к предмету. С другой
стороны, интеллектуальная деятельность учащихся, подкрепленная эмоциональной
деятельностью, обеспечивает наиболее эффективное запоминание материала и
овладение речевыми умениями.
Еще одним отличительным
фактором служим активное использование ролевых игр. Специфика интенсивного
обучения заключается именно в том, что учебное общение сохраняет все
социально-психологические процессы общения. Ролевое общение – это одновременно
и игровая, и учебная, и речевая деятельность. Но при этом, если с позиции
учащихся ролевое общение – игровая деятельность или естественное общение, когда
мотив находится не в содержании деятельности, а вне его, то с позиции
преподавателя ролевое общение – форма организации учебного процесса.
Как утверждает
Л.Г.Денисова [10; с35], основными результативными моментами интерактивной
методики обучения иностранным языкам являются:
- создание сильной немедленной
мотивации обучения, осуществляемого при
неформальном общении и мотивации
общения, приближенного к реальным;
- высокая и немедленная
результативность обучения: уже на второй день занятий учащиеся общаются на
изучаемом иностранном языке, используя речевые клише, заложенные в основном
учебном тексте – помните, текст полилога вводится в первый день занятий;
- предъявление и усвоение большого
количества речевых, лексических и грамматических единиц; за одно предъявление
вводятся и усваиваются 150-200 новых слов, 30-50 речевых клише и несколько
типичных грамматических явлений.
Это тоже, несомненно,
является специфическими чертами.
Все вышеперечисленное и есть
особенности интенсивной методики, которые в большей степени обеспечивают ее
эффективность. Эти специфические моменты практически совершенно отличны от двух
предыдущих методик. Только в одном они, пожалуй, схожи. Все три методики
считают необходимым условием успешного обучения коллективную работу в положительной
эмоциональной атмосфере. При этом интенсивная методика больше внимания уделяет
таким видам деятельности, как говорение и аудирование.
3.1.4 Какие же специфические
черты имеет деятельностная методика обучения английскому языку? Необходимо
отметить, что таких средств обучения, характерных только для деятельностной
методики, довольно много.
В начале отметим, что создатели
этой методики считают, что обучать навыкам оформления и умения работы с
содержанием сообщаемого следует отдельно. Для того чтобы обеспечить
сознательное овладение языковыми средствами и обучение навыкам оформления, их
необходимо формировать до того, как будет иметь место обучение умениям работы с
содержанием. Из этого вытекает другая специфическая черта данного метода.
В деятельностной методике
имеет место разделение между предварительным овладением языковыми средствами и
последующим овладением общением на основе имеющихся знаний, умений, навыков
использования языковых средств.
Но действительно
специфической чертой деятельностной методики составляет выделение того, что
называется языковыми речекоммуникативными единицами. Так как для полноценной
коммуникации при обучении недостаточно только речевого статуса языковых единиц
– речевой статус должен сочетаться со свободой их выбора в речи. Языковые
единицы, как говорилось ранее, которые обладают речевым статусом и обеспечивают
полноценную коммуникацию с точки зрения свободы их выбора, исходя из смысла
сообщаемого, называется языковыми коммуникативными единицами.
И последней специфической
чертой является использование такого метода, как условный перевод, при котором
используется не только то, чем ученики уже овладели, так и то, чему их обучают
на данном этапе.
Из этого видно, что
деятельностная методика значительно отличается своей спецификой от первых трех
методов.
3.2 В настоящее
время цель обучения английскому языку формулируется так: научить учащихся
общаться на английском языке. Но при поставленной таким образом цели она
становится самоцелью. Цель же образования намного шире, чем приобретение определенных
навыков и умений, а возможности предмета «английский язык» значительно шире.
Поэтому цель обучения английскому языку в данный момент можно сформулировать
следующим образом: научить учащихся не только участвовать в коммуникации на
английском языке, но и активно участвовать в становлении и развитии личности
ученика.
Исходя из этого, большая
часть современных методик обучения английскому языку основаны на принципе
активной коммуникации.
Коммуникативность
предполагает построение обучения, как модели процесса общения. Чтобы придать
обучению основные черты процесса общения, во-первых, необходимо перейти на
личностное общение с учащимися, благодаря чему в работе с аудиторией
складывается нормальный психологический климат. Во-вторых, для решения этой
задачи необходимо использовать все способы общения – интерактивный (когда
происходит взаимодействие учителя с учениками на основе какой-либо
деятельности, помимо учебной), персептивный (когда имеет место восприятие друг
друга как личностей, минуя статусы учителя и ученика), информационный (когда
ученик и учитель меняются своими мыслями, чувствами, а не словами и
грамматическими структурами). И третье необходимое условие – это создание
коммуникативной мотивации – потребности, которая побуждает учащихся участвовать
в общении с целью изменить взаимоотношения с собеседником. Общение должно быть
построено таким образом, чтобы происходило постепенное овладение речевым
материалом.
Мотивацией для общения могут
быть различные стимулы. При работе с проектной методикой это работа над
совместными проектами. Тот же самый стимул используется и в дистанционном
обучении, и в интенсивной методике. Зачастую ситуации, используемые в ходе
обучения, носят проблемный характер. Эти ситуации должны способствовать формированию
различных мнений у обучаемых и не давать однозначного решения. Обсуждение
подобных ситуаций позволяет сталкивать различные мнения, вызывает потребность
отстоять свою точку зрения, то есть потребность в общении на иностранном языке.
Использование проблемных ситуаций также имеет еще одну положительную сторону,
так как дает возможность решать и воспитательные задачи, поскольку воспитать
активную личность можно только при обсуждении ситуаций, в основе которых лежат
подлинные ценности.
Также важно отметить, что
ситуативность должна пронизывать все этапы усвоения речевого материала на всех
этапах обучения.
Кроме того, практически во
всех методах широко используется коллективная совместная деятельность.
Тенденция замены индивидуальной работы групповой развивается уже давно.
Коллективная работа очень активизирует коллектив. Формирование навыков и умений
происходит в системе коллективных действий, которые способствуют внутренней
мобилизации возможностей каждого учащегося. Формы коллективного взаимодействия легко
реализуются на занятиях. Это работа в парах, втроем, в микрогруппах и в полных
группах. Следует также отметить, что ролевое общение, постоянно взаимодействуя
с личностным, является его предпосылкой и условием. Ситуации ролевого общения,
в которых формируются навыки и умения иноязычного общения, обеспечивают переход
к более высокому уровню общения.
И все-таки коллективная
работа во всех методиках реализуется по-разному. В коммуникативной методике –
это создание ситуаций, подобных реальным, постановка проблемных вопросов и их
обсуждение. В проектной методике также используется групповая совместная
работа над проектами.
Следующая черта,
встречающаяся во всех методиках – это познавательная самостоятельность.
Учитывается то, что теперь обучение английскому языку должно строиться на
принципиально новой основе, которая осуществляет перенос акцента с передачи
обучаемым готовых знаний к добыванию их в процессе активной
учебно-познавательной деятельности, благодаря чему формируется активная
личность с творческим мышлением. Широко применяется этот принцип в
деятельностной методике, так как он рассчитан, прежде всего, на людей со
сложившимся логическим мышлением. Кроме того, он позволяет осознанно овладевать
языковыми средствами и осмысленно их использовать, а также он обеспечивает
формирование прочных знаний и умений.
Все большее распространение
в методиках обучения иностранным языкам приобретают черты интенсивной методики
обучения английскому языку. Так, например, полифункциональные упражнения.
Необходимо помнить, что полифункциональность присуща и должна быть характерна
для всех речевых упражнений в существующей практике обучения. Ведь при этом
задействованы несколько видов деятельности: аудирование, говорение и
определенные грамматические знания.
Так же обстоит дело с
условно-речевыми упражнениями, некогда являвшимися характерной чертой коммуникативной
методики. Теперь же они используются также и в интерактивной методике.
Существует еще одна идея,
встречающаяся практически во всех методиках, с небольшими вариациями. Это
принцип управления учебным процессом на базе его квантования и программирования
в коммуникативной концепции. Квантованию при этом подвергается все, начиная с
целей и заканчивая материалом, учебный процесс делится на определенные циклы. В
проектной методике подобное явление называется «принцип систематичности»,
который проявляется не только в делении материала на темы и подтемы, но и в
цикличной организации учебного процесса. Учебный процесс при дистанционном
обучении подвергается структурированию; структура курса является модульной,
чтобы обучаемый мог четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю, или
выбирать модуль в зависимости от уровня своей подготовки. Даже деятельностная
методика делит курс овладения английским (иностранным) языком, как уже было
сказано ранее, на предварительное овладение языковыми средствами и последующее
овладение общением.
А используется эта
систематизация обучения для более конкретной постановки целей курсов обучения;
кроме того, материал, объединенный по те-мам, более удобен для запоминания, а
также его использования и закрепления.
Таким образом, мы видим, что
современные методики, несмотря на большое количество специфических черт, имеют
много общих черт, лежащих в самой их основе.
3.3 Для того, чтобы определить,
насколько хороша каждая из рассматриваемых методик, попытаемся выделить и
изучить положительные и отрицательные стороны каждой из них.
Коммуникативный метод имеет
ряд положительных сторон, которые должны активно использоваться при работе с
ним.
В первую очередь, это цель
обучения, которой является не просто овладение иностранным языком, а обучение
иноязычной культуре. Это достигается путем равнозначности и взаимосвязанности
всех аспектов обучения. Придерживаясь такой установки, педагог участвует в
формировании личности обучаемого, что, несомненно, является положительной
стороной.
Еще один плюс данной
концепции – взаимосвязь и равномерное развитие всех видов деятельности
(говорение, аудирование, чтение, письмо). Этот фактор является весьма важным.
Весьма хорошим фактором
является также создание дополнительной мотивации, используя межпредметную
связь.
Но наиболее важными
положительными сторонами стали применение общения, как основного метода
обучения английскому языку, и использование ситуаций для реализации этого.
Впрочем, несправедливо будет
не сказать, что последние два фактора характерны и для остальных рассмотренных
в работе методик.
Ярко выраженных
отрицательных черт данная методика не имеет. Возможно, в ней есть мелкие
недочеты, но они не выражены столь явно, как положительные качества.
Теперь перейдем к
интенсивной методике.
Несомненно, что самый
большой ее плюс - это очень быстрое получение результатов. Уже на второй день
занятий учащийся общается на английском языке, используя речевые клише,
изученные на первом занятии.
Также
существенным плюсом служат психологические основы данной методики (суггестии),
которые позволяют создать психологически комфортную обстановку на занятиях, но
и используются для более эффективного обучения.
Большими плюсами являются
полифункциональные упражнения, неоднократно упоминаемые ранее, а также весьма
хорошо большое количество времени, уделяемое на активизацию новой лексики. На
каждый цикл занятий рекомендуется тратить до 20-24 часов, из них на активизацию
нового материала – 18-20 часов.
В этом методе также имеется
ряд недостатков. Например, слишком большой объем нового материала, даваемого за
одно предъявление (150-200 новых слов, 30-50 речевых клише и несколько типичных
грамматических явлений).
Недостатком также является
обучение, прежде всего, устным формам общения: чтению и аудированию, письменные
же формы общения при этом становятся второстепенными, чего допускать ни в коем
случае нельзя.
Проектная методика обучения
иностранному языку не имеет ярко выраженных недостатков, подобно
коммуникативной методике. При этом для нее характерны положительные черты,
такие как: овладение культурой проектирования, развитие способностей творчески
и самостоятельно мыслить, прогнозировать варианты решения стоящей задачи.
Положительной чертой
является широкое использование проблемности, это заставляет обучаемых мыслить.
Хочется отметить, что
грамматика дается чаще всего в виде таблиц, что значительно облегчает ее
усвоение и систематизирование учащимися.
При этом сам курс является
очень интересным и увлекательным, поскольку он широко использует эгофактор.
А теперь
перейдем к деятельностной методике, которой присущи следующие положительные
стороны.
Во-первых, это формирование
навыков выбора языковых средств при речи, исходя не только из смысла
сообщаемого, но и из умения построить логическую последовательность.
Второй положительной чертой
является возможность построения системы грамматики по данной методике,
используя речекоммуникативные единицы.
Эта методика предполагает
также обильную речевую практику.
Недостатком деятельностной
методики является то, что цели обучения английскому языку (практические,
воспитательные, образовательные и развивающие) недостаточно взаимосвязаны между
собой, а также то, что процент самостоятельной познавательной деятельности
ниже, чем в других методиках.
Анализируя все
вышеизложенное, можно сказать, что идеальных методов обучения английскому языку
на данный момент не существует. Хотя коммуникативная и проектная методики
являются на данный момент наиболее гармоничными и актуальными с точки зрения
современной методологии.
Заключение
Итак, мы рассмотрели
современные методики преподавания. Существует ли общая основа, на которой
базируются все эти методики? Да, несомненно, в основе этих методик лежит ряд
общих методических принципов. Но прежде нужно сказать, что все эти четыре
методики имеют общую цель обучения - научить обучаемых общаться на английском
языке, а также участвовать в становлении и развитии личности учащихся.
Базисным принципом всех этих
методик является принцип активной коммуникации, за основу в которой берутся
ситуации различного характера (от социально-бытовых до проблемных). Ситуации
эти реализуются через работу в группах (коллективная работа), но при этом все
эти принципы являются одновременно личностно-ориентированными, и эффективней
всего реализуются в положительной психологической атмосфере, когда все
чувствуют себя комфортно и находятся в атмосфере взаимопонимания и активного
взаимодействия, делятся не только информацией, но и эмоциями. Еще одним
значительным моментом описанных методик является создание дополнительной
мотивации, обеспечивающей повышенную заинтересованность обучаемых в процессе
обучения. Также следует упомянуть то, что в современных методах большую роль играет
самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Не приветствуется подача
учащимся готового материала, они должны проявлять больше самостоятельности, ибо
это способствует запоминанию. Основная идея этих методик одинакова: лучший
способ обучения – это общение.
И все-таки, независимо от
такого большого количества сходных черт, каждая из методик имеет свои
специфические черты. Именно благодаря им эти методики и отличаются друг от
друга и становятся отдельными, самостоятельными явлениями в методологии. Специфические
черты придают каждой методике ее собственный облик, также они обуславливают те
положительные и отрицательные качества, которые присущи каждой их них.
После анализа положительных
и отрицательных черт можно сделать вывод, что наиболее эффективной, успешной и
гармоничной является коммуникативная методика обучения иностранной культуре.
Но, впрочем, задача данной
работы не в выявлении самой лучшей методики обучения английскому языку, а
выделение основных их черт, которое призвано облегчить преподавателю выбор
методики для использования.
Необходимо отметить, что при
выборе методики обучения нужно учитывать не только собственные предпочтения, а,
прежде всего, следует ориентироваться на возраст, способности, интересы и
психологические особенности обучаемых. Ориентируясь на них, вы сможете выбрать
наиболее приемлемый и результативный метод.
Данная работа может быть
полезна также при создании и развитии других методик и, кроме того, для
выделения основных тенденций развития методики обучения английскому языку на
сегодня.
Большинство современных
методик являются коммуникативно-ориентированными. Один из основных их признаков
– творчество учащихся. Именно творческие задания, как видно из этой работы,
являются сегодня признаком современности. Они позволяют по-новому построить
работу не только над устным высказыванием, но и при других видах деятельности.
Что касается практического
применения методов, я считаю, что вовсе не обязательно использовать один метод.
Лучше всего было бы интегрировать несколько методик, объединив их наилучшие
стороны, применительно к учащимся.
На данный момент не
существует универсального метода, так как эффективность того или иного метода
зависит от многих факторов. На современном этапе развития методики происходит
интеграция методов. Можно сказать, что началось образование комплексного
метода, который вбирает в себя лучшие элементы разных методов.
Список литературы:
1. Денисова Л.Г. Место
интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе.
Иностранные языки в школе. 1999.№4
2. Китайгородская Г.А. Методика
интенсивного обучения иностранному языку. – М., 1986г.
3. Комарова Ю. А.. О принципах
обучения в интенсивном курсе иностранного языка для научных
работников. http://linguact.hyperlink.ru/articles/komarova.html
4. Ляховицкий М.В. Методика преподавания
иностранного языка. – М., 1981г.
5. Миролюбов А.А., Рахманов
И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе.
– М., 1967г.
6. Пассов Е.И. Урок иностранного
языка в средней школе. – М., 1988г.
7. Пассов Е.И. Основы
коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М., 1989г.
8. Пассов Е.И. , Кузовлёв В.П.,
Коростелёв В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития
общества. Иностранные языки в школе. 1990 г. №6
9. Пассов Е.И. Коммуникативный
метод обучения иноязычному говорению. – М., 1991г.
10. Рогова Г.В., Верещагина И.Н.
Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М.,
1988г.
11. Рогова Г.В, Рожкова Ф.М
«Английский за два года», - М., 1981г.
12. Скалкин В.Л. Английский язык
для общения. – М., 1986г.
Страницы: 1, 2, 3
|