Перекрестная
эластичность спроса.
Иногда важно знать, как
меняется количество товара X1, на которое предъявляется
спрос (например, рыба), при изменении цены другого товара Х2 (говядины).
Такие экономические взаимоотношения могут быть выражены с помощью
перекрестной эластичности спроса, определяемой следующим образом:
L(Х1,Х2)= процентное изменение величины
спроса QD на товар Х1
процентное
изменение цены Рх на товар Х2
Формула средней точки для
перекрестной эластичности спроса выглядит так же, как формула средней точки для
эластичности спроса по цене, с той лишь разницей, что числитель в данном случае
показывает процентное изменение величины спроса на один товар, а
знаменатель—процентное изменение цены некоторого другого товара.
Понятие перекрестной эластичности
применимо либо для товаров-заменителей, либо для взаимодополняющих товаров.
Для товаров-заменителей изменения Рх
товара Х2 и QD товара X1, происходит в одном направлении:
снижение цены товара Х2 вызывает снижение QD товара X1, а
рост цены Х2 приводит к увеличению QD товара X1. Значит,
для товаров-заменителей значения Lx1x2 всегда положительны и
теоретически могут изменяться от 0 до +оо.
У взаимодополняющих товаров
изменения Рх товара Х2 и QD товара X1, происходит в
обратных направлениях: увеличение Рх товара Х2 вызывает
сокращение QD товара X1. Поэтому для товаров, дополняющих друг
друга значение Lx1x2 всегда отрицательны и могут меняться от — оо до
0.
В странах с развитой рыночной
экономикой перекрестную эластичность используют при контроле за соблюдением
антитрестовского законодательства: если какая-то фирма производит товар X1,
имеющий заменитель—товар Х2, то монополизация этой фирмой отрасли
приведет к тому, что снизится производство конкурирующего товара-заменителя Х2.
В этой связи изменение цены товара Х2 будет мало сказываться на QD
товара X1 и Lx1x2 начнет снижаться, что послужит сигналом для
контролирующих органов о возможном возникновении монополии в производстве
товара X1.
Понятие эластичности может быть
применено и для предложения. Степень изменения в количестве предлагаемых
товаров и услуг в ответ на изменения в их цене представляет эластичность
предложения по цене. Коэффициент эластичности предложения по цене
определяется как частное от деления процентного изменения объема предложения на
процентное изменение цены. В определении показателя эластичности предложения по
цене важнейшим является фактор времени. Необходимо рассмотреть три временных
периода: текущий, краткосрочный и долгосрочный. В текущий период производитель
не имеет возможности отреагировать изменением производства на изменение
уровня цен, и предложение в этом случае является неэластичным. Краткосрочный
период уже позволяет, хотя и не в полной мере, отреагировать изменением
производства на изменение уровня цен, в результате эластичность предложения
повышается. Долгосрочный же период предполагает адаптацию производителей к
изменению цен, поэтому эластичность предложения будет выше, чем в двух
предыдущих случаях.
Т. о., предложение эластично, если
величина предложения изменяется на больший процент, чем цена. Предложение
наэластично, если величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена.
Для эластичности предложения также возможны два экстремальных (предельных)
случая: когда ls=0 и когда ls=oo. При ls=0 предложение абсолютно неэластично
по цене, т. е. QSx никак не реагирует на
изменение цены Рх. Подобное предложение характерно для сырьевых ресурсов
в краткосрочном периоде. Если ls=oo,
то предложение абсолютно эластично по цене: достаточно ничтожного изменения Рх,
чтобы QSx резко возросло. Абсолютно эластичным, например, является
предложение труда для отдельной некрупной фирмы. В графическом виде совершенно
неэластичному предложению соответствует вертикальная кривая предложения, а
совершенно эластичному — горизонтальная.
Выше мы уже рассмотрели влияние
фактора времени на эластичность предложения по цене. Кроме него большое влияние
оказывают издержки производства: если расширение выпуска товара связано с
резким удорожанием производства, то эластичность предложения этого товара будет
невелика. В этом случае производство каждой дополнительной единицы товара
требует таких затрат, что предприниматели пойдут на увеличение выпуска только в
случае значительного роста цены товара. Следовательно, небольшим приростом QSx
будут соответствовать значительные скачки Рх, что характерно для
неэластичного предложения.
В заключение выделим основные области
использования эластичности в микроэкономическом анализе:
1.Анализ поведения
потребителя.
2.Определение
стратегии фирм и предприятий, максимизирующей их прибыль.
3.Выработка
мероприятий государственного регулирования экономики и особенно политики занятости.
4. Разработка
структуры налогообложения.
5.
Прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за
изменения цены продукта.
4. Равновесная цена.
Дефицит и излишки.
«Нижний» и «Верхний» предел
цены.
4.1) Равновесная цена как пересечение
кривой спроса и предложения
Рынки передают информацию в
форме цен людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и
покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих
знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, при каждой данной цене люди
планируют купить или продать определенные количества товара.
На каждом
рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует
свои действия независимо от других. Если планы продавцов и покупателей
совпадают, то никому не приходится эти планы изменять, устанавливается
равновесная цена, которая устраивает одновременно и покупателя и продавца. При
цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж—такое равенство
существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах
которого потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать
тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять
на рынок.
Поместим
рассмотренные нами ранее кривые спроса и предложения в одной системе координат.
4.2) Избыточный спрос и избыточное предложение
Точка
пересечения кривых спроса (DD) и предложения (SS) есть точка равновесия (Е).
В этой точке объем спроса равен объему предложения. Здесь фиксируется
формирующаяся при этих условиях равновесная цена. Положение на рынке, при
котором количество товаров или услуг, которые хотят приобрести потребители,
абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить
производители, есть рыночное равновесие. Однако, равенство спроса и
предложения—это скорее теоретическая абстракция, позволяющая нам выявить
наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма, ибо в
реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким.
Отклонения от рыночного равновесия могут быть в следующих формах:
1)
избыточный спрос, когда количество благ, спрашиваемых на рынке, превышает количество
предлагаемых. Признаками такого положения служат сокращение товарных запасов
(т. е. тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к оперативной
продаже или использованию) и появление очередей в сфере услуг (т. к. запасы
невозможны в таких заведениях как парикмахерские, прачечные);
2)
избыточное предложение, когда количество благ, предлагаемых на рынке, превышает
количество спрашиваемых. Признаки такого положения—рост товарных запасов (они
превышают уровень, запланированный на случай нормальных изменений спроса) и
появление очередей предпринимателей, продавцов, предлагающих услуги.
На
графике подобные ситуации выглядят следующим образом:
Р
4.3) Изменение спроса и предложения под влиянием различных факторов
Если рыночная
цена превышает равновесное значение, то существует избыточное предложение
товаров, и это заставляет продавцов снижать цену. Если рыночная цена ниже
равновесного значения, то имеет место избыточный спрос на товары, и это
заставляет продавцов повышать цену. В любом случае, продавцы и покупатели имеют
определенные ожидания относительно рыночной цены. В состоянии экономического
равновесия хозяйствующий субъект—производитель или покупатель не имеет стимулов
к изменению своего экономического поведения. Если же рыночная цена не равна
равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении
равновесной цены.
На графике нахождение точки
равновесия выглядит просто. В реальной жизни рыночные условия изменяются очень
быстро. Как мы уже знаем, существует ряд факторов, которые помимо цены
воздействуют либо на объем спроса, либо на объем предложения, что
сопровождается сдвигом или кривой DD, или SS. В
результате равновесие будет достигаться при других значениях цены. Возможны
следующие 4 варианта:
1.Уменьшение
спроса под влиянием неценовых факторов ведет к падению равновесной цены и
объема предложения.
2.Увеличение
спроса под влиянием неценовых факторов повышает равновесную цену и объем
предложения.
3.Уменьшение предложения под
влиянием неценовых факторов ведет к повышению равновесной цены и сокращению
объема спроса.
4.Увеличение предложения под влиянием неценовых факторов ведет к
падению равновесной цены и расширению
объема спроса.
Теперь
рассмотрим некоторые вопросы практического использования категорий спроса и
предложения. Например, можно ли использовать спрос и предложение для анализа
рынка в условиях инфляции, т. е. при повышении уровня цен всех товаров? Ведь
ранее мы рассматривали кривые DD и SS товара X, при
условии что цены остальных товаров остаются неизменными. Здесь необходимо
учитывать, что цена любого товара в конкретный момент отражает его цену по
отношению к ценам других товаров, т. е. его относительную цену. Чтобы при инфляции
оценить снизилась или повысилась цена товара X, необходимо учесть, как
изменилась цена по отношению к ценам других товаров. Если цены на все товары
возрастут на 40%, а на товар Х только на 10%, то этот товар станет
относительно дешевым, т. е. снизится его относительная цена.
Это должно
привести к увеличению его QD. Т. о., в условиях инфляции изменения цены товара X, вызванные
расширением или снижением спроса на данный товар и его предложения, необходимо
соотносить с ростом общего уровня цен. Например, если спрос возрастает и цена
товара Х повышается на 10% при неизменных ценах на иные продукты, то при
15%-й инфляции он фактически увеличится на 26,5%.
Государство,
как известно, способно вмешаться в рыночный .механизм ценообразования и
установить либо нижний, либо верхний предел цен на тот или иной товар. В таких
случаях говорят о ценах «пола» и «потолка». В бытовом понимании пол находится
внизу, а потолок—наверху. В микроэкономике принято обратное представление,
поскольку «цена потолка» ограничивает рост цены (движение цены вверх)—это
искусственно заниженная цена. И наоборот, «цена пола» не позволяет цене
снизиться за пределы этого лимита—.это искусственно завышенная цена. Поэтому на
графике «цена пола» будет установлена выше точки равновесия, а «цена потолка»—ниже
ее.
Цены «пола» и
«потолка» могут устанавливаться государством посредством принудительных методов
регулирования цен для их поддержания выше или ниже уровня равновесия.
Пример
установления цены «пола»—завышение цен на продовольственные товары в США,
посредством субсидий фермерам, с тем, чтобы спасти их от разорения. Однако, при
этом образуются излишки непроданного товара, которые скупаются государством за
счет средств госбюджета.
«Потолковые»
цены занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению
рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены на товары—это политика
«замораживания» цен. Они обычно устанавливаются на определенном уровне с тем,
чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня.
Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с
уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем
введения карточной системы и другими способами нормированного распределения.
Основные термины и понятия.
Спрос, закон спроса, неценовые факторы
спроса, кривая спроса, предложение, кривая предложения, закон предложения,
эластичный спрос, абсолютно эластичный спрос, неэластичный спрос, единичный
спрос, эластичность спроса по доходу, эластичность предложения, равновесная
цена.
4.4) Варианты практического применения.
Концепция эластичности спроса имеет огромное практическое значение.
Несколько примеров продемонстрируют этот факт со всей очевидностью.
1. Переговоры об уровне
заработной платы.
Объединенный Союз рабочих-автомобилестроителей
(ОСРА) однажды пришел к выводу, что руководству автомобильной промышленности
следует повысить заработную плату рабочим и одновременно снизить цены на
автомобили. Аргументируя это тем, что эластичность спроса на автомобили
примерно равна 4, ОСРА заключил, что снижение цен поможет затормозить инфляцию,
увеличить суммарную выручку от продаж и сохранить или даже повысить прибыли
производителей. Однако представитель компании "Форд мотор" утверждал,
что, согласно существующим исследованиям, эластичность спроса на автомобили
варьируется в пределах от 0,5 до 1,5. Он доказывал, что снижение цен поэтому
привело бы к сокращению прибылей, или к убыткам производителей. В приведенном
случае эластичность спроса на автомобили была центральным вопросом в отношениях
между рабочими и управляющими и в переговорах об уровне заработной платы.
2. Небывалый урожай.
Исследования показывают, что спрос
на большую часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2
или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции
благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства
одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную
выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный
характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может
быть нежелательным! Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров
зависит от ограничения фермерского производства.
3. Автоматизация.
Характер воздействия автоматизации,
то есть быстрого технологического прогресса, на уровень занятости частично
зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма
устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и это приводит к
технологической безработице, скажем, 500 рабочих. Предположим также, что часть
экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу,
передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на
объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет
зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить
такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из
вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет
означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть
опять приняты на работу, так как прирост объема продаж и производства фирмы
будет невелик.
4. Дерегулирование
воздушного транспорта.
Первым следствием дерегулирования
воздушного транспорта в конце 70-х годов было увеличение прибыльности многих
авиакомпаний. Объяснялось это тем, что устранение государственных регулирующих
мер усилило конкуренцию между авиакомпаниями, снизив, таким образом, плату за
поле. Пониженная плата в сочетании с эластичным спросом на воздушные
путешествия привела к росту доходов. Поскольку дополнительные издержки,
связанные с перелетом целиком заполненного самолета в отличие от частично
заполненного, минимальны, постольку рост доходов опережал рост издержек, и
прибыли увеличивались. К несчастью для авиакомпании, эта высокая прибыльность
продержалась недолго. Причины были троякого рода. Конкурентная борьба за новые
маршруты привела к резкому сокращению прибылей, рост цен на топливо повысил эксплуатационные
затраты, длительная "война тарифов" сказалась на прибылях.
5. Акцизный налог.
Выбирая, какие из товаров и услуг
обложить акцизом, правительство принимает во внимание эластичность спроса на
них. Предположим, что на какой-то продукт установлен налог в 1 дол., а объем
продаж составляет 10 000 единиц. Доход от налогообложения, очевидно, равен 10
000 дол. Теперь, если налог будет повышен, скажем, до 1,5 дол, и соответственно
более высокая цена приведет к сокращению продаж до 5000 единиц в силу эластичности
спроса, доход от налогообложения упадет до 7500 дол. Повышение налога на
продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой сокращение
дохода от налогообложения. Это заставляет законодателей, устанавливая акцизные
налоги, искать такие продукты, спрос на которые неэластичен, например.
алкогольные напитки и сигареты.
6. Минимум заработной платы.
Федеральный закон о минимуме
заработной платы не позволяет нанимателям пленить занятым у них рабочим меньше
чем 3,35 дол. в час. Критики закона утверждают, что введение минимума
заработной платы, превышающего ее равновесный уровень, толкает найм назад и
вверх вдоль нисходящих кривых спроса на труд и приводит к безработице, особенно
среди рабочих моложе 20 лет. С другой стороны, рабочие, имеющие минимальную
заработную плату, получают более высокие доходы, чем при отсутствии закона.
Величина доходи, теряемого в связи с безработицей, и дохода, приобретаемого
теми, кто сохраняет занятость, зависит от эластичности спроса на труд молодых
рабочих. В целом ряде исследований высказывается предположение, что спрос
достаточно неэластичен, коэффициент эластичности, возможно, составляет всего
лишь 0.15 и 0,25. Если эти оценки верны, из них следует, что выигрыш дохода,
связанный с соблюдением закона о минимуме заработной платы, превышает его
потерю.
Аргументация критиков закона была бы
убедительнее, если бы спрос на труд молодых рабочих был эластичным.
Эти примеры можно было бы
продолжить, но основная идея уже ясна. Эластичность спроса жизненно важна для
бизнесменов, фермеров, наемных рабочих, а также дня разработчиков
государственной экономической политики.
Список использованной литературы.
1.М.
Сажина. Рынки ресурсов (материалы к лекции). Российский экономический журнал №
4, 1994 год.
2.Р.
Нуриев, Н. Розанова. Поведение потребителя в рыночной экономике. Вопросы
экономики № 1, 1994 год.
3. Дж. Ф.
Стенлейк. Экономикс для начинающих. Москва, издательство “Республика”, 1994
год.
4.Кэмпбэлл
Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Москва,
издательство “Республика”, 1993 год.
5.Эдвин Дж.
Долан. Микроэкономика. Издательство АО “Санкт-Петербург оркестр”, 1999 год.
6. Микро- и макроэкономика, практикум. АО “Литера плюс”,
“Санкт-Петербург оркестр”,2000 год.
7.
Макроэкономика. Учебное пособие. М.К.Бункина, В.А.Семенов. Издательство “Эльф К
- пресс”. Москва 1995.
8.
Микроэкономика. Учебное пособие. Науч.ред.акад. В.Г. Тимирясов.
[1] .Р. Нуриев, Н. Розанова. Поведение потребителя в рыночной экономике.
Вопросы экономики № 1, 1994 год.
[2] Микроэкономика.
Учебное пособие. Науч.ред.акад. В.Г. Тимирясов.
Страницы: 1, 2, 3
|