По данным исследования Е.Малышева, опытные
интернет-пользователи почти безошибочно выделяют те сетевые проекты, которые с
большим основанием можно назвать интернет-СМИ. Вот ряд критериев, которыми они
обычно руководствуются и которые в совокупности говорят за то, чтобы считать
тот или иной проект сетевым СМИ:
1.
регулярное обновление информации;
2.
высокая посещаемость: оценивается не абсолютное количество
посетителей, а относительное, в сравнении с другими сайтами в той же сфере;
3.
авторитетность: известность того или иного информационного
проекта, большое количество ссылок на него - весомый аргумент «за»
интернет-СМИ;
4.
профессиональный (качественный, современный) дизайн: серьезное
издание, претендующее на звание интернет-СМИ, не может позволить себе выглядеть
«плохо»;
5.
наличие контактной информации либо имени главного редактора: у
русскоязычных сетевых изданий сегодня не принято публиковать выходные данные в
том виде, в каком мы привыкли их видеть в традиционной прессе. Сетевые СМИ
представляют их в несколько усеченном виде - однако наличие их и в такой форме
говорит в пользу высокого статуса интернет-СМИ;
6.
свидетельство о регистрации в Министерстве печати: как уже было
сказано, свидетельство о регистрации СМИ сегодня не является обязательным для
сетевых проектов, однако наличие такового у серьезных проектов сегодня стало
почти естественным;
7.
хороший язык: к сожалению, грамотность сегодня оставляет желать
лучшего, однако требования к ее уровню постоянно растут, и многие обращают на
нее все большее внимание.
С появлением глобальной сети возникли и
принципиально новые СМИ – электронные газеты, которые имеют ряд особенностей.
Одна из них состоит в том, что эта газета постоянно обновляется, часто хорошо
иллюстрирована и в ней нет, как правило, законченных статей. Статья или
материал заканчиваются тогда, когда заканчивается событие. В этом смысле
журналисты в газете, живущей в интернете, должны работать постоянно, и их
статьи пишутся таким образом, чтобы последняя фраза всегда могла бы быть дополнена.
Интересной особенностью электронных газет
является и гипертекстовая верстка, которая позволяет быстро искать различные
материалы, находить ссылки, и в этом смысле чтение электронной газеты
оказывается более осмысленным, содержательным и, может быть, более
разнообразным. Если говорить о других особенностях электронной газеты, то стоит
отметить их очень большую оперативность. Часто электронные газеты опережают не
только печатные, но и телевидение по скорости появления своих материалов.
Для периодизации развития веб-изданий
воспользуемся схемой, предложенной И. Давыдовым в докладе «Массмедиа
российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации»
(#"mailto:info@gzt.ru">info@gzt.ru»
Рассмотрим ведущие информационные ресурсы
российского интернета, изначально созданные для распространения посредством
исключительно виртуальной сети и классифицируем их по временному и
тематическому признакам.
I.
Обновляются в реальном времени.
1.
СМИ общего профиля: Daynews.ru, Dobryi.ru, E-News, ERPnews.ru, АПН, GlobalRus.ru,
ItalyNews.RU, MSN.ru, News-24.ru, NEWSru.com, Skavkaz.ru, Веб-информ, Всемирная
газетная ассоциация WAN, Вся Россия, Инопресса.Ру, ИноСМИ о России,
МедиаРеволюция, МедиаСпрут, Национальная информационная группа, Полярная
Звезда, Русский Deadline, Собкор.ру, Страна.Ru, Яндекс.Новости.
2.
Экономические издания: Commercial Realty, E-commerce.ru, E-FINANCE, Рокфеллер, Findaily.ru, Investfunds.ru, Oborot.ru, OilCapital.ru, Open Economy, PRonline, Биржа плюс,
Объединенный Сервер Коммерческой Недвижимости, Форекс Клуб.
3.
Политические издания: Politekonom, WashingtonProFile, Агентура.Ру, Взгляд,
Грани.Ру, Дни.Ру, Кавказский Узел, Компромат.Ру, Кремль.Org, Национальная
лаборатория внешней политики, Полит.Ру, Политком. Ru, ПолитСибРу, УралПолит.RU.
4.
Развлекательные издания: Fабрика.ру, IZone Domino, Ladno.ru, Pro Novosti, Weekend.ru, Глянцевый журнал, Имхо,
КиноИзм, НаСтоящая Литература:::Женский Род, Новый Вернисаж, Фильм.Ру.
5.
Издания рекламного характера: Advertology.ru, HEADHUNTER Magazine, SEONEWS.RU, Tovary.ru, Uslugy.ru, Недвижимость@ MAIL.RU, Независимый обзор провайдеров.
6.
Технико-технологические издания: 3DNews, Connect.ru, GamesLife.ru, HifiNews.ru, Internet.Ru, Mobil.ru, Mobime.ru, Сотовик.Ru.
7.
Религиозные издания: Asiatimes.ru, Islam.ru, Muslim.ru, Религия, Религия и СМИ.
8.
Спортивные издания: Euro Футбол, Спорт сегодня, СпортОбзор.Ру,
Телеспорт.Ru.
II. Ежедневные интернет-издания.
1.
СМИ общего профиля: Divnet.Ru, UfaLife, Webkrasnodar.ru, Webrostov.ru, Городовой: новости
Санкт-Петербурга, Заневский летописец, Инфобизнес-он-лайн, НИИ Корпункт, НРИСС
«Инфосел», Панорама, РОСИНФОРМРЕСУРС, Русская неделя, Телеграф «Вокруг света»,
Фонтанка.ру.
2.
Экономические издания: Клуб бухгалтеров «Проводка».
3.
Политические издания: Международник.ру, Новая политика,
Преемники.Ru, Секретные материалы России, Энциклопедия местного самоуправления.
4.
Развлекательные издания: Russian Story, TheStars.ru.
5.
Издания рекламного характера: VOL'KEY.
6.
Религиозные издания: Православие.Ru
III. Еженедельные интернет-издания.
1.
Экономические издания: «Вестник» Русского экономического общества,
Consulting.Ru, EconoBest.
2.
Развлекательные издания: ЗаШиБиСь, Прелесть.
III. Ежемесячные интернет-издания.
Издание общего профиля: Ростовская электронная
газета
IV. Обновляются реже, чем раз в месяц.
Развлекательное издание: Московский кулинарный
вестник
Проведенный анализ интернет-изданий Рунета
показал следующее:
-
из 117 ведущих информационных ресурсов российского интернета 86
обновляются в реальном времени, 24 – ежедневно, 5 – еженедельно, 1 –
ежемесячно, 1 – реже, чем раз в месяц;
-
интернет-изданий общего профиля на август 2007г. зафиксировано 39,
экономических – 27, политических – 19, развлекательных – 14, рекламных – 10,
технико-технологических – 8, религиозных – 6, спортивных – 4;
-
ведущие российские телеканалы периодически используют информацию
из интернет-изданий, обновляющихся в реальном времени: Daynews.ru, АПН, GlobalRus.ru,
News-24.ru, NEWSru.com, Skavkaz.ru, Инопресса.Ру, ИноСМИ о
России, Собкор.ру, Страна.Ru;
-
качественные аналитические статьи публикуются в экономических, политических
и религиозных изданиях: Commercial Realty, Findaily.ru, Investfunds.ru, OilCapital.ru, Open Economy, Politekonom, Взгляд,
Грани.Ру, Дни.Ру, Кавказский Узел, Национальная лаборатория внешней политики,
Полит.Ру, Политком. Ru, Православие.ру, Islam.ru, Muslim.ru;
-
все больше появляется региональных интернет-изданий общего
профиля.
В последние годы наблюдается снижение темпов
роста числа интернет-изданий, однако среди уже имеющихся СМИ заметна тенденция
к улучшению качества подачи материалов. Об увеличении внимания свидетельствуют
предпринимаемые попытки обучения новой журналистской профессии:
high-tech-журналистике. Как уже было сказано, будущее интернет-изданий напрямую
зависит от развития технологий. Уже сегодня более 90% пишущих в сеть используют
для создания своих материалов достижения высоких технологий или попросту
компьютеры. Со стороны читателей эта цифра и вовсе абсолютна, поскольку без
включения компьютера и входа в сеть в интернет-газете невозможно прочесть ни
строчки. И, таким образом, возникает некая новая стилистика, новый подход в
подготовке и подаче материала, а это уже абсолютно явные признаки достаточно
узкой специализации.
2.2. Радиовещание в сети интернет - одно из наиболее
динамично развивающихся направлений в журналистике.
Противоречивость и неопределенность в понимании
интернет-радио наблюдается и среди самих журналистов и деятелей сети. Одни
убеждены, что в скором времени других форм радио вообще не будет. Вот,
например, одно из высказываний Анатолия Левенчука, консультанта по вопросам
интернета (проект «Московский либертариум»): «Уже сегодня, когда настраиваешься
на программу Real Audio и появляются меню из разных стран мира, можно насчитать
примерно 5 тысяч радиостанций с программами передач и ведущими, которые вещают
в интернете. Жаль, что российских станций среди них пока немного, но они уже
есть. Я убежден, что тот, кто не «утечет» в эту открывшуюся дырочку, попросту
не сохранится. Я даже не знаю, будет ли это называться сайт или просто
радиостанция, потому что через некоторое время не будет других средств вещания,
кроме интернета».
Другие и вовсе пока его серьезно не воспринимают
(А. Носик, редактор нескольких электронных газет): «То, что мы видим сейчас, к
радиовещанию в интернете не имеет никакого отношения. Это просто выкладывание в
интернет радиостанциями своих визитных карточек. Если радиостанция, которая
имеет аудиторию 460 тысяч человек в Москве, получает через интернет
дополнительно 25 слушателей — то здесь вообще не о чем говорить. То, что мы видим
сегодня в России, это процесс накопления опыта, ценного и, безусловно, важного.
Но это не есть радиовещание»[13].
Действительно, пока интернет трудно назвать
массовым СМИ, а потому версии радиостанций в интернете еще не являются
конкурентами обычному радио. И все же это нечто новое, требующее отдельных
характеристик, а потому я буду основываться на той точке зрения, что само по
себе появление радио в интернете является новым этапом в развитии радиовещания
как СМИ. В то же время проходит процесс формирования нового вида СМИ, отличного
не только от радио. И всякое его проявление представляет собой научный интерес
для журналистики и достойно исследования.
Достоинства интернета для радиовещания заключены
в том, что, во-первых, интернет дает возможность проникать туда, куда
радиосигнал не доходит, или трансляция этого сигнала стоит настолько дорого,
что экономически не оправдана. Интернет в данном случае важен, прежде всего,
как средство коммуникации со слушателями, которые находятся вне зоны приема
радиостанции. Некоторые станции могут определить это себе как главную цель и
работать над тем, чтобы дать возможность этой аудитории приобщиться к эфирному
продукту. Во-вторых, интернет позволяет создать виртуальный клуб поклонников
радиостанции, дает возможность общаться и обсуждать музыкальные и
околомузыкальные темы. В-третьих, любая радиостанция, в том числе и
музыкальная, сообщает большой объем информации, и интернет позволяет эту
информацию делать, с одной стороны, визуальной, с другой — более доступной.
Возможность использования радиовещания в
интернете появилась не так давно. Программное обеспечение радиовещания в
интернете в реальном масштабе времени стало внедряться в середине 90-х, и
сейчас в мире насчитывается более 15 млн. пользователей Web-радио.
Как и в ситуации с другими видами сетевых СМИ,
проследить первопроходцев и уверенно их назвать достаточно сложно. Но ясно одно
— в России это произошло в столице в 1996 году. В большинстве источников
указана радиостанция «Европа Плюс», которая организовала трансляцию программы
А. Троицкого «Достоевский FM» через интернет одновременно с обычным эфиром. Но
представители станции «Серебряный дождь» настаивают, что впервые в рунете
появились именно они. В принципе это не столь важно. Главный вывод, который из
этих фактов можно сделать, заключается в том, что столичные российские
радиовещатели начали осваивать пространство интернета не с азов, а сразу с
применением последних мультимедийных достижений, в частности
медиапроигрывателя. Кстати, это в очередной раз подтверждает мнение, что
российское радиовещание в последнее десятилетие XX века развивалось крайне
интенсивно. На данном этапе радио в интернете проявляет себя в большом
многообразии форм.
В рамках данного исследования были изучены
наиболее популярные интернет-ресурсы, позволяющие слушать радио исключительно
посредством электронной сети.
На конец августа в 2007г. интернет-портал
«Радио-онлайн» (#"#_ftn14" name="_ftnref14" title="">[14].
Большинство моблогов рассказывает о жизни своего владельца,
о его перемещениях в пространстве. Однако моблоггинг нередко также используют
как средство гражданской журналистики - особенно когда нужна оперативность в
доставке изображений.
Моблогинг становился основным источником информации во
время топ-событий. Во время большого южноазиатского цунами в 2004 году моблоги
отдыхающих стали единственным источником фотографий и видео с места стихийного
бедствия, поскольку интернет там не работал. Фотография станции лондонского
метро после взрыва, заполненной лежащими телами, была опубликована с мобильного
телефона на сайте Moblog.co.uk и обошла СМИ всего мира. Фото, присылаемые с
мобильных телефонов на электронную почту BBC, немедленно размещались на сайте
телекомпании.
В Сингапуре в 2004 году по заказу властей был даже открыт
"Моблог Национального дня", куда каждый гражданин страны мог
присылать снятые мобильным телефоном фото с празднования Национального дня
страны.
Моблоги применяются и гражданскими активистами для освещения своих акций или
для долгосрочных мониторинговых проектов.
Таким образом, можно говорить о мобильной журналистике как
подвиде гражданской журналистики. Тем не менее, начинают появляться и мобильные
репортажи, которые ведут профессиональные журналисты.
Можно сформулировать такой закон журналистики и свойство
информации вообще: скорость передачи информации обратно пропорциональна ее
качеству. Речь идет не только о технических возможностях каналов передачи, но и
о необходимости журналисту уделить время для сбора данных и их анализа.
Ведение
мобильного репортажа имеет смысл, когда
1)
освещаемые события привлекают
значительное внимание, имеется желание получать как можно более оперативные
новости;
2)
визуальная информация с такого
события имеет значение;
3)
на месте отсутствуют другие
каналы интернет, кроме мобильных.
Под такие требования попадают, среди прочего, массовые
политические акции, выборы, стихийные бедствия, войны, концерты на открытых
площадках, фестивали вдали от городов, масштабные празднования. Примером
игнорирования условий успеха мобильного репортажа может быть Моблог Всемирного
газетного конгресса, проходившего летом 2006 в Москве. Он расположен по адресу #"#_ftn15"
name="_ftnref15" title="">[15]:
«3 июня 2006г., в преддверии 59-го Всемирного газетного конгресса, который
прошел в Москве с 4 по 7 июня, состоялся тренинг, посвященный новому для России
формату репортажа – мобильному блогу (моблог). О преимуществах и перспективах
мобильной журналистики рассказал Director of Publications, IFRA (международная
ассоциация газетных и медиа-технологий), Керри Нортрап.
Тренинг прошел в здании ИД «Экстра М Медиа»
(www.extra-m-media.ru) на 2-й Тверской-Ямской улице. На мероприятие были
приглашены журналисты и редакторы газеты «Округа» (www.okruga.com), издаваемой
ИД «Экстра М Медиа», общероссийского информационно-образовательного проекта для
молодых журналистов «Медиакратия» и Гильдии издателей периодической печати
(ГИПП).
Моблог – это регулярно обновляемая сетевая
лента. Журналисты с мобильных телефонов отправляют мультимедийные сообщения
(MMS) с фотографией и текстом на ноутбук редактора, откуда обработанная
информация отправляется на сетевую ленту (моблог).
Результатом обучения российских специалистов самым современным
технологиям журналистики стало мобильное освещение Всемирного газетного
конгресса (#"#" target="_blank">#"#" target="_blank">#"#" target="_blank">#"#" target="_blank">#"#" target="_blank">#"#" target="_blank">#"#" target="_blank">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Речменский, И.В. Обеспечение безопасности
предпринимательской деятельности при использовании информационных технологий:
Автореф. дисс. …канд. экон. наук: Спец.: 08.00.05 / И.В. Речменский; МИРБИС, –
М., 2007. – С. 1-8.
[2] Мамедов Н.М. Экологическая проблема и
технические науки. – Баку, 1992. – С. 48-57.
[3] Дорфман В.Ф. Микроэлектроника:
технологический прогресс// Вычислительная техника и ее применение. – М., 1999.
- №2 – С. 32.
[4] Барсуков В.С., Тарасов О.В. Новая
информационная технология//Вычислительная техника и ее применение. – 1989. -
№2 – С. 41-42.
[5] Сидоров А., Байнев В. Информация как
экономическая категория//ЭКО. – СПб., 2000. - №8. – С. 7-14.
[6] Фигурнов
В.Э. IBM PC для пользователя: седьмое издание. – М.: ИНФРА-М, -
1997. – С. 62-74.
[7] Фигурнов
В.Э. IBM PC для пользователя: шестое издание. – М.: ИНФРА-М, -
1995. – С. 23-37.
[8] Громов Г.Р. Национальные информационные
ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. - М., 2004. – С. 10-12.
[9] Мировые Информационные ресурсы: курс лекций/
Под ред. Выдрина А.Л. – СПб., 2007. – С. 34-51.
[10] Мильчакова Н. Телекоммуникации в России:
структурные реформы и повышение капитализации компаний//Вопросы экономики. –
М., 2001. - №7. – С. 17-29.
[11] См. об этом Адрианов В. Россия в мировом
процессе развития средств связи, компьютеризации и информатизации//Экономист. –
М., 2006. - №8 – С.10-18.
[12] См., в частности: Воскобойников Я. С., Юрьев
В. К. Журналист и информация. М., 1993.
[13] Новости мира компьютерных технологий, №4. –
М., 2007. – С. 8-15.
[14] Мобильная журналистика на МоБлоге «Украина»
от 15.11.2006г. Режим доступа: #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Корреспонденты «Округи» освоили
новейшие технологии журналистики на тренинге IFRA 2007. Режим доступа: http://www.media-online.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4
|