Меню
Поиск



рефераты скачать Современный этап мирового цивилизованного развития

В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения - престарелых, инвалидов, многодетных семей.

Помимо классов и других социальных групп социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности, нации. Современное человечество представлено примерно двумя тысячами различных народов, а   в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около 200. Следовательно, большинство народов проживает в многонациональных государствах. И значит, сколько бы не была нам дорога историческая память о своих национальных корнях, важно понимать и другое: все мы живём и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей. Это требует от каждого из нас особой личной деликатности и ответственности в отношениях с людьми других национальностей. Тем более что у разных народов больше общих черт, чем различий, и их общность постоянно нарастает, поскольку усиливается взаимозависимость, взаимосвязанность и целостность мира. Конечно, сближение народов не означает отрицание их национальных особенностей. Напротив, именно своеобразие их культуры служит живым источником духовного богатства всего человечества, бесконечного многообразия мировой культуры.

Исторически сложившиеся общности людей— род, племя, народность. Так, род и племя характерны для первобытного общества. Народность складывается с появлением классов и государств. Капитализм активизирует экономические  и культурные связи, создаёт единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, Сплачивает различные входящие в него народности в единое национальное целое. Возникает нация.

Наряду с понятиями «племя», «народность», «нация» в науке утвердилось понятие «этнос». Это греческое слово означает «народ» и не имеет однозначной характеристики. Под этносом понимается совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающие эту общность как выражение общности исторических судеб. Более широкое толкование термина состоит в том, что он объединяет понятия племя, народность, нация.

Нация— наиболее развитая историко-культурная общность людей. Она складывается в течение длительного исторического периода в результате объединения, «перемешивания» представителей различных (родственных и неродственных друг другу) племён и народностей. Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности.

Начнём с языка, как важнейшего элемента культуры, основной формы проявления национального и личностного самосознания, как главного средства общения людей.

Обычно представители одной нации говорят, пишут на одном языке (что не исключает развитие диалектов). Видимая простота и кажущаяся ясность этого признака приводят некоторых учёных к мнению, что язык— несомненный признак нации. Однако это не совсем так. В Швейцарии, например, четыре равноправных языка— немецкий, французский, итальянский и ретороманский, однако швейцарцы являются единой нацией. Ещё пример: англичане и американцы говорят на одном языке, но это разные нации. Но язык несомненно является одним из факторов влияющих на национальные отношения.

Сплочению наций способствует общность их исторического пути. Русские, американцы, узбеки, французы, эстонцы— каждая нация или народность имеет свои корни в истории, прошла свой неповторимый, часто только ей свойственный исторический путь. Здесь имеется в виду ряд составляющих: складывание и развитие общности на определённой территории, образование и укрепление государственности, возникающие и развивающиеся в рамках территориального размещения наций хозяйственные связи, дипломатические, военные, экономические отношения с соседями— ближними и дальними. Несомненна значимость и религиозного влияния.

История невозможна без памяти. Историческая память—великий источник национальной общности и национальной ответственности.

Помнить об уроках прошлого, чтить память предков, вести летопись хороших дел, остерегаться ошибочных поступков, чувствовать ответственность перед поколениями— это важные функции исторической памяти, помогающей сплачивать национальную общность.

Один из наиболее осязаемых результатов исторической памяти— национальная культура: сказки, легенды, исторические повествования, песни, танцы, музыка, особое художественное мастерство, проявляющееся в храмовых постройках, иконах, домашней утвари; это народный эпос, где ярко выступают национальные отличия, это творчество писателей, в том числе современных, где находят своё отражение национальный колорит, национальные  легенды.

Однако  было бы неверно представлять себе процесс развития народов, как идеально прямой путь движения от одной общности к другой. Человечество— это живой многоцветный мир народов. Он пребывает в непрерывном движении: народы появляются, расцветают, исчезают…И у каждого народа своя судьба.

Многие когда-то известные народы ушли в небытие или растворились в других народах (финикийцы, скифы, сарматы и др.), а некоторые современные народы появились в глубокой древности (армяне, грузины и др.). Английская нация сложилась в XVI в., русская—в XVII-XVIII вв. Десятки наций сформировались и формируются в XX в. Нынешнее человечество представлено всем многообразием исторически сложившихся форм общности— сегодня на Земле живут роды и племена, народности и нации, что связано с  разнообразием, природно-климатических, экономических, социальных и культурных условий их жизнедеятельности.

Что касается понятия национальность, то оно означает принадлежность человека к той или иной нации. В большинстве стран мира национальность определяется не государственными органами, а самим человеком добровольно. Сегодня на Земле всё больше становится людей, родившихся от смешанных браков (т. е. от родителей разных национальностей), они вправе выбирать себе национальность любого из родителей. В подавляющем большинстве современных демократических государств каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.

Учёные считают, что сегодня существует два основных направления, или тенденции, в развитии наций и межнациональных отношениях: Дифференциация и интеграция. Первая проявляется в естественном стремлении к саморазвитию, национальной самостоятельности, развитию национальной культуры, экономики, политики и т. д. Эту тенденцию ещё называют национальной.

Вторая тенденция (её принято называть интернациональной) ведёт к расширению связей между различными нациями, ломке национальных перегородок, развитию общения в сфере культуры, углубления экономических, политических, гражданских отношений, к восприятию всего лучшего, что создано другими народами.

Действие указанных тенденций прослеживается на протяжении всей истории человечества. Они способствуют прогрессу цивилизации, ибо ведут к развитию и расцвету народов: одна через внутреннее совершенствование, другая— путём взаимообогащения, обмена национальными ценностями, всестороннего сближения народов, укрепления взаимопонимания, доверия, дружбы и мира, а в конечном счёте обе тенденции благоприятно сказываются на развитии человеческой личности, на личностном становлении каждого человека.

Обращаясь к истории, можно заметить, что за время существования наций и народностей отношения между ними были нередко напряжёнными и даже трагическими. Так, русские земли испытывали на себе удары монгольских кочевников, немецких рыцарей, польских захватчиков. По Средней Азии и Закавказью огненным валом прокатились войска Тамерлана.

И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. Подтверждением этому служат недавние события в Югославии, в ряде территорий бывшего Советского Союза.

Особенно тяжёлые последствия вызывает национальное насилие— подавление или принижение нации, которые могут осуществляться в разных формах: это и ущемление прав нации, и запрещение или преследование её религии, культуры, языка, традиций и т. д.

Прогрессивные силы мира ведут напряжённый поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Если кратко охарактеризовать основные достижения в этом направлении, то можно сказать: передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в добровольном поиске согласия (консенсусе), в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества, в признании приоритета прав личности над правами государства и нации. Иначе говоря, обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности, есть условие свободы любого народа. Такова основная идея современного цивилизованного подхода к решению национальных проблем.

Современная цивилизация и политическая жизнь.

Политика в переводе с греческого означает государственные дела, искусство управления государством. Зачем нужно такое искусство?

В любом неоднородном обществе, где существуют разнообразные противоречивые интересы наций, социальных слоёв, классов. Возникает потребность в регулировании отношений между ними, а значит, в деятельности государства. Ведь государство, как правило, выполняло и выполняет ряд общественно значимых функций, и прежде всего таких, как поддержание общественного порядка и стабильности в обществе; использовании имеющихся возможностей для экономического развития; защита безопасности страны. Эти функции государство выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии, включающей цели, задачи, средства и пути достижения поставленных целей. Таково значение понятия политика  в узком смысле слова.

Для выполнения общественно значимых дел современное государство располагает законодательными органами—парламентами; исполнительными - правительствами и подчиненным им министерствам и ведомствами; судебными и другими правоохранительными органами—прокуратурой, милицией. Государство – основной политический институт власти.

Внешняя и внутренняя политика государства в большей степени представляет, выражает и защищает интересы одних классов, наций, социальных групп и слоев и в меньшей - других. В результате одни классы, социальные группы располагают властью, другие стремятся к власти, предъявляют ей те или иные требования. Между ними возникает особый вид отношений - политические отношения, связанные с вопросами государственной власти. Когда, например, рабочие обрабатывающей промышленности Швейцарии через профсоюзы провели переговоры с отдельными предпринимателями и добились рекордного в мире повышения почасовой оплаты труда, то здесь налицо экономические отношения. Но когда профсоюзы от лица рабочих выступили перед государством с инициативой ввести такую оплату на всех предприятиях обрабатывающей промышленности, то они вступили в сферу политических отношений.

Следовательно, политика—это отношения внутри общества между классами, нациями, социальными группами, возникающие по вопросу государственной власти, а также отношения между государствами на международной арене.

В современном обществе главными участниками развитых политических отношений являются не столько сами классы, нации, социальные группы, сколько созданные ими негосударственные организации. Именно через них различные социальные силы оказывают влияние на государство, на процесс выработки и осуществления политической линии. Вокруг государства возникает густая сеть негосударственных организаций, которые стремясь оказать влияние на государственную власть, вступают друг с другом в конкурентную борьбу, заключают между собой союзы и компромиссы. Эта широкая панорама политических отношений представляет собой не просто разрозненные явления, а целостную взаимосвязанную систему.

В науке принято выделять четыре основных компонента политической системы:

1) Политические отношения

2) Политические организации

3) Политические нормы

4) Политические взгляды, идеи, теории, политическая культура.

К политическим институтам относятся государство, политические партии, общественно – политические организации и движения. Они создаются для того, чтобы выражать, защищать в политической системе многообразные социальные интересы: классовые, молодежные, женские, профессиональные.

Среди негосударственных организаций главнейшую роль в политической жизни современного общества играют политические партии. В течении длительного времени партия определялась как наиболее активная и организованная часть класса или слоя, выражающая и защищающая его интересы. По своей политической направленности партии обычно делятся на социал-демократические и коммунистические, консервативные и либеральные. С середины нынешнего столетия, когда основной формой политической борьбы стала парламентская деятельность, на смену классовым партиям стали приходить общенародные партии.

Термин общенародная нельзя понимать буквально, так как ни одна партия не может удовлетворить интересы всех. Но каждая стремится учитывать в своей программе интересы не только определенного класса или строя, но и целого блока социальных сил. Например, социал-демократические партии ориентируются на государственное регулирование экономики, достижение социальной справедливости, солидарности, на защиту трудящихся. Естественно, что в такой политике заинтересованы и рабочие, и часть мелких средних собственников, и пенсионеры, и безработные, а также другие, наиболее ущемленные слои населения.

Консервативные и либеральные партии, напротив, выступают чаще всего за ограничение вмешательства государства в экономическую сферу, за активизацию её наиболее мощного - частного сектора.

Ряд партий считаются партиями классического типа. Они имеют разветвлённый партийный аппарат, партийного лидера, постоянное членство и источники финансирования. Лейбористские партии, например в Великобритании, Канаде и других странах, выражающие преимущественно интересы рабочих, были созданы по инициативе профсоюзов, которые стали коллективными членами этих партий и финансируют их.

К 80-м годам относится появление новых партий-партий движенческого типа. Обычно они берут за образец организационную структуру и деятельность социальных движений. Так партия «зелёных» возникшая на базе экологического движения, характеризуется полной открытостью и гласностью внутрипартийной жизни, сокращением до минимума профессионального партийного аппарата (в него входят всего 11 человек), отсутствием постоянного партийного лидера, а также традиционно оформленного постоянного членства. «Зелёные» создали только первичные (земельные) организации, отказавшись от объединения партий в единый федеральный союз. Такая облегчённая, неформальная структура, рассчитанная не столько на массовость, сколько на более оперативную и гибкую работу с избирателями, имеет свои преимущества и даёт нередко положительный результат.

Массовые общественно-политические движения и объединения практически не имеют того организованного оформления, как партии, и являются более аморфными (расплывчатыми) и не стабильными образованиями.

Взаимодействие политических институтов происходит на основе определённых политических норм, к которым относятся правовые нормы, корпоративные, политические обычаи и традиции, нормы морали. Они устанавливают границы допустимого политического поведения. Наиболее важными среди них являются правовые нормы— конституции и базирующиеся на них законы, другие нормативные акты. За отступление от них налагаются государственные санкции. Важное значение для осуществления политической деятельности имеют также нормы, создаваемые общественными организациями и регулирующие отношения внутри них. Их часто называют корпоративными.

Политическая жизнь регулируется и моральными нормами. Столетиями считалось, что политика— дело грязное, однако сегодня всё более осознаётся необходимость нравственного поведения в сфере политике, возврата к таким нравственным ориентирам, как совесть, честь, благородство.

Субъектами политики являются как отдельные личности, так и социальные группы, слои , классы, народности, нации, и всегда они привносят в политику часть своего внутреннего мира— надежды, стремления, интересы, представления о смысле жизни и счастье, которые находят отражение в политической культуру, в  политических взглядах, в политических платформах и программах, в политических решениях, в отношении к политическим нормам и в политическом поведении.

Политическая культура чрезвычайно важный компонент политической системы, поскольку мир политики не существует без человека, наделённого сознанием. От того, какие политические и нравственные принципы избирает личность в процессе политической деятельности, зависит эффективность политики, а значит, и жизнь общества в целом, его прогресс.

В результате взаимодействия указанных компонентов политической системы в обществе складывается определённый политический порядок, или политический режим. История знает демократические, авторитарные и тоталитарные режимы.

Демократический порядок признаётся самым прогрессивным из них, так как создаёт условия для подлинной свободы личности, её творчества и самовыражения во всех сферах деятельности. Демократический режим господствует сегодня во многих странах мира, и ему присущи следующие наиболее характерные признаки: выборность в органы государственной власти; правовое государство; разделение государственных властей на законодательную, исполнительную и судебную; широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии и защита; деятельность негосударственных общественно-политических организаций как равноправных партнёров государства; политический плюрализм; полная гласность; широкие возможности личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления правительственных решений..

Авторитарный режим основан на власти какого-либо авторитета. В условиях такого режима безраздельно господствует исполнительная власть. Парламент хоть и сохраняется, но значительная его часть не избирается, а назначается. Основными методами государственной деятельности становятся команды и приказы. Личность теряет способность к самостоятельности суждений и действий, слепо подчиняясь авторитету.

Тоталитарный режим представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером. Основные признаки этого режима: всесторонний контроль за жизнью общества, отсутствие реальных прав и свобод, демократических организаций; подавление оппозиции; репрессии; милитаризация жизни общества; господство единой общеобязательной идеологии.

Политическая система оказывает целенаправленное воздействие на развитие общества, всех его сфер, т. е. осуществляет управление им. Суть управления заключается прежде всего в определении целей развития общества, каждой из его сфер, соответственно формируется внутренняя— экономическая, социальная, национальная, культурная— политика государства и внешняя— в области развития отношений между различными странами. Разработка целей, как правило, осуществляется политическими партиями. После победы на выборах в парламент её политический курс принимает характер общеобязательных государственных велений, опирающихся на принудительную силу государства.

Органы государственного управления, являясь важнейшим рычагом воздействия на общественные процессы, мобилизует общество на выполнение принятых решений. Основные функции управленческого процесса— обработка и использование информации, принятие и реализация решений, контроль за их исполнением.

Косвенное влияние на управленческий процесс оказывают и непартийные общественные организации и союзы, которые выступают в защиту государственной политики или против неё.

Главный институт политической системы— государство, отличительной чертой которого является суверенность. Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять всё общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами общества, и, наконец, осуществлять правосудие.

Государственная власть имеет в своём распоряжении профессиональные отряды людей— армию, полицию, и т. п., и потому государство выступает как сила, способная осуществлять принуждение в отношении любого члена общества.

В последней трети XX в. во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют его как государство правовое.

Вдумайтесь в словосочетание «правовое государство»: на первом месте в нём— право, на втором—государство. В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции страны и распространяется на все прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный суд и вся система судов правового государства.

Верховенство права в обществе как главный принцип правового государства и предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону самого государства, его органов и должностных лиц, других организаций, граждан. В ФРГ, например, было возбуждено дело за неуплату налогов против министра экономики, в США- против второго лица в государстве—вице- президента.

Правовое государство отличается от неправового и качеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека – право на жизнь, на достойное существование. Наивно думать, что эти права дарует гражданину государство. Он обладает ими от природы.  « Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, и на личную неприкосновенность». Но свобода не может быть абсолютной, она предлагает ограничения, т. е. имеет определенную меру. В общественной жизни мера свободы выражается в форме прав человека. Эта мера должна быть равной для всех. Например человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не допускать опасности жизнь другого человека, а тем более покушаться на неё. Иначе право одного человека становится бесправием, произволом для другого, превращается в одностороннюю привилегию.

В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социальной, культурной личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированны, тем свободнее личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя униженно, неуверенно, теряет способность к творчеству, ограничивая таким способом свои творческое развитие.

Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. Тем самым государство признаёт автономию личности по отношению к себе, исключает возможность превращения гражданина в своего верноподданного и рассматривает его как своего равноправного партнёра. Оно защищает, охраняет от произвола прав человека, которые становятся ядром правовой системы. Законы и другие нормативные акты, исходящие от государства, согласуются с правами человека, подчинены принципу его нерушимости. Именно поэтому незыблемость прав человека, его чести и достоинства, его интересов, их охрана и гарантированность составляют ещё один принцип правового государства.

Правовое государство в отличие от неправового осуществляет управление обществом в нормативном порядке, т. е. через законы, а не через индивидуальные акты— команды, приказы. Конечно, без последних современному обществу не обойтись, но в правовом государстве они сводятся к минимуму, не противоречат законам и не выходят за их рамки. Кроме того сами законы отражают объективную необходимость, закрепляют естественно складывающиеся отношения в обществе.

Для того, чтобы законы были справедливыми, осуществлялись гуманными средствами и защищались, необходим эффективный контроль за правотворчеством, правоприменением и правозащитой. Этому служит принцип разделения власти.

Принцип разделения власти - это разделение власти между законодательными, исполнительными и судебными органами. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объёме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений.

Но в то же время, если ни одна из трех отраслей государственной власти не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится  в силу не движения, а торможения. Верховное положение в правовом государстве занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе.

Во всех правовых государствах  законодательная власть принадлежит парламенту – представительному выборному органу.

Текущая жизнь государства складывается из многочисленных актов реализации тех норм, которые приняты законодателем. Поэтому выдвигается на первый план исполнительно-распорядительная ветвь власти – правительство и подчиненные ему ведомства.

В США – это кабинет при президенте, состоящий из 14 человек – глав исполнительных департаментов. Он не отвечает перед палатами конгресса, и конгресс не может вынести ему вотум недоверия. Однако сдерживание исполнительной власти достигается, во-первых, тем, что конгресс утверждает большинство назначений, сделанных президентом. Во-вторых, он, опираясь на свои контрольные функции, следит за правомерностью деятельности должностных лиц. В еще большей степени конгресс использует свои финансовые полномочия, включая рассмотрение ассигнований правительству на конкретные цели.

Во Франции, в отличие от США, правительство находится в двойном подчинении. Его формирует и контролирует президент, но оно отвечает и перед Национальным  собранием (парламентом), которое может выразить правительству вотум недоверия. В свою очередь президент имеет право роспуска Национального собрания.

Существующие во многих странах президентские республики, независимо от модели – американской или французской, предполагает наличие избранного народом «сильного»  президента, которому вручается  высшая  исполнительная власть. Важную роль в борьбе со злоупотреблениями власти играет институт импичмента – привлечения к ответственности президента и других должностных лиц за нарушение закона.

Исполнительная власть не должна подменять власть судебную. Никто не может быть судьей в собственном деле. Поэтому гражданин в правовом государстве имеет право обжаловать действия исполнительной власти в независимом суде. Независимость суда достигается путем назначения судей пожизненно или на длительный срок.

Во всех правовых государствах созданы конституционные суды, обеспечивающие проверку законов и подзаконных актов с точки зрения их соответствия Конституции.

Конечно, и правовые государства мирового сообщества не идеальны. Они складывались по-разному, имеют свои особенности и недостатки. Однако в процессах их формирования прослеживалась общая черта – движение общества к свободе, осознанное стремление обуздать государство-Левиафана, заставив его уважать и защищать права, честь и достоинство личности как высшую ценность. 

 

 

Заключение.

 

 

Мир стоит на пороге нового тысячелетия. С надеждой и тревогой за судьбы цивилизации мы смотрим в будущее. Какие прогнозируемые сценарии воплотятся в действительность? А может быть, это будут какие-нибудь неведомые нам варианты развития? Ответы даст сама жизнь. Однако ясно, что никакое заранее уготованное и уже сейчас ожидающее нас будущее не существует. Даже Апокалипсис до последнего мгновения предоставляет человечеству свободу выбора: умножать силы зла или созидать добро. Общественное развитие, особенно в переломные моменты, содержит в себе различные, нередко альтернативные возможности. Какие из них осуществляется на практике? В конечном счёте это зависит от сознательной и активной деятельности людей.

Список использованной литературы.

 

 

Учебное пособие для учащихся 10-11 классов; Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лабезникова.



Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.