Именно поэтому
сам процесс целеполагания рассматривается, прежде всего, как деятельность по
выявлению и анализу потребностей управляемого объекта в продукции, услугах,
образовательном, интеллектуальном или информационном продукте с учетом реальных
возможностей их наиболее полного удовлетворения.
В целеполагании
всегда возникает задача - свести множество возникающих целей до минимума, из
минимума выбрать главную приоритетную, исключить из веера целей те из них,
которые выступают как средство достижения других целей, а также те, которые не
влияют на выбор альтернатив. Полезно при наличии конфликтных целей одного
уровня сопоставить их с целями более высокого уровня и выбрать те из первых,
которые предпочтительнее с точки зрения вторых.
Целеполагание -
сложный процесс, включающий не только образование целей, но и их проверку,
корректировку, согласование, прогнозирование. Завершающее звено целеполагания -
программирование деятельности по достижению сформулированных целей.
Сформированные
цели могут оказаться неприемлемыми. Поэтому необходимо прогнозирование их
достижимости. Только после этого полученные цели, прошедшие проверку,
корректировку, согласование на основе оценки сложившейся ситуации, могут быть
переданы в блок программирования.
Для выполнения
этой сложной работы используются математические методы для моделирования
комплексов целей. В настоящее время для согласования и корректировки целей применяются
специальные методы - диалоговые системы.
Внедряемые
сегодня на Западе системы социального управления, в том числе и по результатам,
не только направлены на достижение социального результата, но и управленчески-организационно
обеспечивают его достижение, имеют глубокую технологическую проработку,
которая способствует средствами планирования, нормативных документов проявлению
и развитию доверия к работнику, готовности к сотрудничеству, уважения к
творческим способностям людей. Поэтому за социальным диагностированием
логически следует необходимость применения методов социальных технологий,
которые обеспечивают практическую реализацию социальных резервов, освоение
социальных ситуаций путем принятия и осуществления конкретных социальных
решений, их «подтягивания» до уровня решений «технико-технологических».
В целом следует
сказать, что в качестве определяющих, главных целей общества, его отдельных
подсистем всегда были, а сегодня осознаются все в большей мере обеспечение
высокого качества жизни людей, изменение в лучшую сторону их образа жизни, материального
и духовного благосостояния.
Главное
преимущество корпоративного метода хозяйствования перед капиталистическим и социалистическим
состоит в том, что богатства одних не создаются за счет других. Суть проблемы
не в том, чтобы отнять богатство для бедных, а в том, чтобы всех сделать
богатыми, хотя и в разной мере, с учетом способностей каждого. Бедные
становятся более состоятельными, богатые становятся еще богаче, а относительный
разрыв между ними сглаживается. Социальная политика в условиях корпоратизма
формируется не только из фискальных усилий государства, не только за счет
перераспределения доходов, а, прежде всего за счет предоставления каждому
реальных возможностей получения лучших условий приложения своих сил. Каждый
гражданин становится совладельцем собственности: банка, страховой компании,
негосударственного пенсионного фонда, словом, всех материально-финансовых
средств, социальных институтов, способных обеспечить ему современное качество
жизни. В этих условиях прекращается неограниченное злоупотребление
собственностью, имуществом, деньгами, капиталом, которые становятся объектом
социального регулирования, что, в свою очередь, формирует стимулы для
творческого труда каждого, способные обеспечить человеку высокую
производительность труда, отличное качество и надежность изготовляемой
продукции.
Корпоратизм
способствует рациональному использованию ресурсов регионов, которые сегодня
«заморожены». В настоящее время в России наиболее невостребованными и
ослабленными оказались ресурсы территорий, прежде всего, социально-экономические,
научно-технические, духовно-культурные. Отсюда вполне понятно, что для выхода
из кризиса первоочередной задачей российского общества является подъем
территорий, максимальное включение «регионального фактора». Принципы
корпоратизма позволяют поднять управленческий статус территорий, правильно
распределить ресурсы, властные полномочия. На их основе может быть разработана,
наконец, эффективная федеральная политика регионального развития.
Достойный для
России выход один - в приоритетном порядке включить в сферу управления и
распоряжения общественными делами свой интеллектуальный ресурс.[18]
В России основой
всех преобразований всегда была великая цель, идеальный образ того общества, к
которому необходимо стремиться. Это во многом определяло успех тех или иных
перемен и устойчивость таких целевых скрепов, объединяющих общество.
У России есть все
предпосылки для освоения корпоративного способа организации общественной жизни:
уже действуют практические первые образы такой организации хозяйства, есть
опыт, «школа» социализма и капитализма, разработаны высокие технологии,
имеются фундаментальная наука, образованное население. По существу, рождается
новая общественная формация, утверждающая баланс интересов в и открывающая
простор инициативе разных субъектов социального действия. Корпоратизм - это
синтез новейших достижений капиталистического и социалистического образа
жизни, вбирающий в себя жизнеспособные элементы двух способов производства.
Именно Россия
открыла миру «третий путь» - модель народо-творческого развития.[19] Это открытие проверено
исторической практикой многих стран, разработавших и реализовавших прорывные
проекты выведения стран из разрухи и кризиса. Российский корпоратизм преодолел
столетние преграды феодализма и сегодня с помощью японских, немецких, шведских
и других усилий далеко вышел за пределы России, опередив экономическую,
социальную, политическую и духовную направленность развития большей части
человечества.[20]
Взяв идеологию
корпоратизма на вооружение, Россия имеет хорошие перспективы на достижение
прочного гражданского согласия, своего рода общественного договора,
базирующегося на столь необходимом нашему обществу единстве совести и разума.
И еще, что очень
важно подчеркнуть, корпоративная культура позволяет создать в будущем
современный тип управленческой и организационной культуры. При такой культуре
управления даже кризисные явления могут быть обращены на пользу граждан и
обновление их жизни, если интеллектуальные силы общества включены в осмысление
его причин, найдены пути адекватного воздействия на созревшие перемены. Есть
основания считать, что Россия превратится в страну, быстро реагирующую на
внутренние и внешние трудности, своевременно разрешающую нарастание конфликтов,
в страну высоких образцов технической и управленческой культуры, опирающуюся на
приоритет нравственных ценностей.
Выбрав свой путь,
совершенствуя свои цивилизационные истоки, Россия имеет хорошие шансы на
стабилизацию положения, а потом и на развитие. В этом ей следует в большей мере
опереться на свой исторический выбор, отклонения от которого всегда приносили
России беды и невзгоды.
Формирование
гражданского общества на принципах корпоратизма поставит под контроль
государство, публичную власть, которые все в большей мере будут выполнять свою
главную функцию, - защиты безопасности общества, каждого гражданина на основе
закона, а не перераспределения ресурсов и обеспечения хозяйственной жизни.
Многие функции государственного управления будут делегированы гражданам,
территориям, хозяйственным союзам и ассоциациям на основе подлинного
самоуправления, что позволит значительно сократить государственный аппарат и
поставить его под контроль гражданского общества.
Став
государственной и подконтрольной обществу, сама идеология и власть выступают
все в большей мере не только как инструмент захвата и удержания ее, а как метод
становления таких властных отношений, когда власть населения, наконец, станет
преобладающей над публичной властью. Власть будет создаваться населением, и
защищать его интересы на всех уровнях. Это единственный способ изменить
государственно-правовое отчуждение, существующее в обществе.
Государственно-правовое регулирование может быть организовано на основе
Гражданского договора, при котором каждый гражданин, семья, трудовая ассоциация
часть прав отчуждают в пользу сообщества для решения общественно значимых дел.
Схематично этот процесс можно представить таким образом:[21]
Корпоративное
делегирование прав
|
договор
человек + человек
= семья
договор
человек + человек
= сообщество
договор
сообщество +
сообщество = регион
договор
регион + регион =
федерация
|
Существующие
отчуждения прав
|
президент
федеральный центр
регион
муниципальное
образование
население
|
Существующий
механизм отчуждения прав представляет собой жесткую эксплуатацию каждого
человека в интересах руководящего центра, который навязывает населению свой
выбор, пониманием которого не делится со своими гражданами.
В борьбе за
власть святые понятия свобода, справедливость, право используются властвующими
группами с одной целью - завоевать или сохранить власть любой ценой.
§3.1.Новые доктрины социального
управления
Трагедия нашей
страны заключается в том, что первая благородная попытка народа создать
самостоятельную, свободную от пут государства, социально организованную
экономическую жизнь осуществлялась непригодными методами. Государство вновь
стало единственным и авторитарным распорядителем общества, которое использовало
властные методы западного образца, и в самой уродливой форме - в форме
государственной принудительной экономики как единственной формы
государственного регулирования. Это не только не соответствует сути российского
человека, но и противоестественно для любого человека.
Отметим, что в
становлении и укреплении государственности России всегда решающую роль играла
духовно-идеологическая компонента, которая была объединяющим стержнем огромных
территорий, различных наций и народностей, проживающих на территории России.
Всегда утрата или ослабление духовного стержня вели к ослаблению или распаду
российского государства. Поэтому ему, особенно в период кризисных ситуаций,
необходимо укрепление духовно-идеологических основ власти. В этой связи
российскому государству предстоит возрождение своей политико-идеологической
функции, которая укрепляет духовный объединяющий стержень российского
общества, способствует выработке выверенного политического курса,
соответствующих стратегий развития, реализуемых в скоординированных политиках
государства.
В свою очередь,
не может быть выверенной государственной политики без современной доктрины
общественного развития, из которой следует тот или иной курс. Это прерогатива
государства, его главная обязанность перед обществом, без чего невозможно
выполнение всех остальных.
Выработка
доктрины общественного развития и механизма ее реализации требует усиления
внимания государства к научным исследованиям, прежде всего в области теории и
практики управления, активного включения данных науки в практическую работу
органов государственного управления. Сегодня следует признать как неоспоримый
факт, что управленческая наука выключена из механизма нормального
функционирования общества.
Изменить такое
положение дел можно только тогда, когда политической деятельностью займутся в
массе своей исключительно профессиональные и нравственные люди, способные
действовать в интересах своих граждан на основе законов и принципов, лежащих в
основе научного государственного управления.
Российская
государственность завершает XX век с большим грузом тяжелых проблем, серьезных
ошибок, которые для своего преодоления требуют длительного времени и серьезных
усилий всего общества. Последнему еще предстоит сформировать новую генерацию
политиков-управленцев. В обществе разрабатываются проекты и программы подготовки
политической элиты, но они пока не услышаны и не поддержаны властью.
Еще одна
принципиальная проблема для российской государственности - гласность и
публичность государственного управления. Ее решение начинается с выработки и
предъявления обществу общественной доктрины и политического курса. Только в
этом случае государство сможет опираться на большинство, рассчитывать на его
активность и поддержку. В противном случае - пассивность людей, сопротивление
осуществляемой политике и проводимому курсу реформ обеспечены, а кризис
государственной власти неизбежен, какие бы усилия она ни предпринимала на
уровне словесных деклараций, внешней риторики нормативно-творческой суеты и
манипулирования общественным мнением.
Для российской
государственности имеет принципиальное значение определенность и четкость ее
позиций в геополитическом пространстве, в решении глобальных проблем, которые
сегодня размыты или выражены нечетко. Для решения этих вопросов государственного
строительства, следовательно, обеспечения национальной безопасности своих
граждан в России всегда имели большое значение исторические идеи.
Российскому
государству еще предстоит провести трезвый и беспристрастный анализ своего
исторического прошлого, правильно оценить настоящее и сделать обоснованные
прогнозы на будущее.[22]
Это имеет принципиальное значение для налаживания нормального диалога между
государством и обществом вместо усиления конфронтации. Направления такого
диалога, необходимые меры достижения согласия известны - принятие выверенной
социальной доктрины и современной социальной политики. Необходимость этих мер
давно назрела, требование это записано в Конституции, где российское
государство определяется как социальное. Нарушение данной конституционной нормы
- главная причина углубляющегося политического кризиса и нарастающей
конфронтации между обществом и властью.
Исторический опыт
свидетельствует о том, что мир в целом, его отдельные образования, страны и
народы находятся в постоянном поиске собственных путей развития,
соответствующих моделей социального поведения в контексте постоянно меняющихся
внешних и внутренних обстоятельств, возникающих новых общественных
потребностей. Правильно выбранный путь позволяет трезво оценить сложившуюся
ситуацию и сконцентрировать средства и ресурсы на преодолении возникающих
трудностей, дисбалансов. И чем активнее в этот процесс вовлечены
интеллектуальные силы общества, тем демократичнее обсуждаются различные
альтернативы выхода из кризисного тупика.
Так, на
протяжении последних двух десятилетий проблемы снижения конкурентоспособности
американской экономики, постепенной утраты лидирующих позиций постоянно и
открыто дебатируются на страницах печати США и в других странах.
Сегодня ясно, что
не может быть старой России, но никто не знает, как обустроить ее по-новому.
Общество, принеся огромные жертвы, испытав сокрушительные удары, убедилось, что
возврата к прошлому нет так же, как нет дороги в «монетаристское будущее».
Сущность проблем,
стоящих перед Россией, во многом обусловлена тем, что наша страна оказалась в
эпицентре кризиса, охватившего всю человеческую цивилизацию.[23]
Проведенные в
последние годы под эгидой ООН на уровне глав государств и правительств всемирные
конференции и встречи по окружающей среде и развитию, по проблемам
народонаселения, социального развития, климата подтверждают озабоченность
мирового сообщества кризисным состоянием нашей цивилизации.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|