Деформация
семейно-ролевой структуры в результате неправильного понимания соответствующих
ролей или развода супруга, смерти одного из них приводит к такому распределению
или перераспределению ролей, в результате которого они могут входить между
собой в конфликт или ограничиваться в исполнении. Например, в современных
браках весьма распространённой является ситуация, когда семья полная, но супруг
не участвует в ведении домашнего хозяйства.
В современных
семейных отношениях природа ролевых конфликтов разнообразна. А.Г.Харчев
отмечает, что “их источником могут быть как
непонимание собственных ролей, так и просто нежелание их исполнять. Возможно
возникновение внутриролевого конфликта”1. Роль воспитателя требует от мужчины, например, твёрдости и
последовательности и, вместе с тем, терпения и снисходительности к
воспитуемому. Совмещать противоположные, по сути, подходы сложно. В результате
зачастую задача выполняется не качественно.
Одна из причин
возникновения конфликта-наложение ролей друг на друга. Супружеская и
родительская роли пересекаются, так как эмоциональная поддержка необходима
супругам как по отношению друг к другу, так и по отношении к детям2.
Мужчина чаще любит в женщине жену, а не мать, тогда как
женщина, прежде всего, ценит в нём
отцовские качества, а затем супружеские. Однако, несмотря на это многие
исследователи продолжает отмечать как главный кризис России эпохи рыночных
реформ-кризис демографический. Как одна из его причин - препятствие
профессиональной деятельности к осуществлению её основных биологической и
социальной обязанностей, состоит в продолжении ею своего рода. Стране нужна не столько
женщина-личность, сколько женщина-мать. Совмещение же этих двух ролей в одну без ущерба для той или
другой фактически невозможно. Отдельные исключения из правила только
подтверждает, что оно существует.
В связи с этим
представляет интерес дискуссия между социологами о том , какой тип семьи
сегодня является более предпочтительным для России- традиционный или
современный. Под традиционным понимается брак и основанная на нём семья с
классической моногамией, с патриархальной жёсткостью в распределении ролей, с
абсолютной родительской властью и зависимостью детей от родителей, с
доминированием мужа над женой.
Современные модели
семьи, возникшие во второй половине ХХ века. С. И. Голод называет
детоцентрическими либо супружескими. В детоцентрической семье дети становятся
смыслом существования. В супружеской семье в центре оказываются отношения между
брачными партнёрами, их интимность, автономия, личное взаимодействие,
индивидуализация, взаимная ответственность ввиду интенсивной вовлечённости
женщин в профессиональную деятельность и их социально-нравственная эмансипация1.
Не стоит забывать
про этнический фактор. Этот фактор играет одну из решающих ролей, как в
вопросах типа семьи, так и в вопросах ролевого поведения в семье. По данным
Л.Т. Шинелевой, более традиционный взгляд на роли в семье присущ представителям
восточного менталитета, более современный, демократичкский-западного. К
примеру, за соединение семейных и внесемейных ролей высказывались
украинцы(61,1%0) и русские(53,1%), за возвращение женщины в семью-татры(72,2%)
и евреи(45,5%)1.
Итак, из
сказанного вытекают следующие выводы.Можно констатировать,
что основное отличие семьи наших дней от её предшественницы состоит в большей
демократизации, эгалитаризации внутрисемейных отношений, повлиявшей на
социальные установки и ролевые ожидания людей.
Статусы не только мужчины и
женщины, но и взрослых детей тяготеют к выравниванию ввиду усиливающейся тенденции к
женской эмансипации, а также в силу ускоренного развития рыночных отношений.
Социально-экономические отношения, повлёкшие за собой дифференциацию людей и
семей, в качестве главного фактора, определяющего их статусно-ролевой
позиции, выделили фактор материальный.
§ 1.2. Семейные ценности новой России.
Всё то, что не принадлежит к материально-
практическому использованию, составляет ценности культуры - интеллектуальные,
эмоциональные, нравственные, эстетические. Их употребление обуславливает статус
человека в широкой социальной среде и семье как малой группе. Те или другие,
ценности связаны с человеком и обладают способностью удовлетворять его
потребности, развивать его природную или социальную сущность. Ценности - не
вещь, не явление, взятые сами по себе, безотносительно к человеку. Ценности -
это вещи, обращённые к человеку с точки зрения их значимости для человека.
Ценностные аспекты присутствуют как в
индивидуальном, так и в коллективном сознании. Семья как промежуточное звено между
индивидом и обществом также является выразителем коллективного сознания. Семья
отражает ценности социальной среды, и эти ценности признаются индивидами,
составляющими структуру семьи.
Преобладающий характер могут носить
те или иные ценности. Семья может жить по принципу “У нас как у всех” либо отличаться от общей массы
оригинальностью поступков и неординарностью культуры поведения, быта, общения.
Возьмем, к примеру, национальные ценности. В истории России они в разное время
имели большую или меньшую значимость. Национальные идеи охватывали умы людей
чаще всего в критические периоды отечественной истории, такие как революция,
войны, кризисы. В момент угрозы национальной или государственной целостности
общественное групповое, индивидуальное сознание объединяется вокруг
национальной идеи. Так
происходило в кризисные 1992-1993 года, в ситуации возросшей чеченской угрозы.
С ослаблением угрозы социальной напряжённость спадала, и нацию и семью увлекала
другая идея: повышения материального благосостояния, борьба с терроризмом,
наркоманией, СПИДом. Как следует из сказанного, ценность трудно задать,
навязать индивиду или семье, если она не воспринимается ими, тем более в эпоху
коренной ломки общественного устройства и отхода от административной, планово-распределительной
системы хозяйствования и перехода к рыночной экономики.
В реальной жизни
возникает проблема переформирования ценностей, изменение ценностных ориентиров.
В частности в брачно-семейных отношениях конца ХХ века царствует грубый материализм.
Ухудшение материального положения семей, переход немалого числа семей из
категорий среднеобеспеченных в разряд малообеспеченных принудило семью
отказаться от затрат на удовлетворение своих культурных потребностей, оставив в
возможно полном объёме материальное. Социальные и духовные ценности России 90-х
лет освободили место для ценностей материальной жизни.
В наибольшей
степени этот процесс затронул молодое поколение, которое в иных более
цивилизованных условиях существования, просто не успело оказаться.
Л.Т. Шинелева
многие ценности переходного периода называет сомнительными. По её мнению, к их
числу относятся театр абсурда, мода, косметология, кулинария, астрология,
сексология, светская жизнь, сексуальная психология. Тот социальный стереотип,
который активно формируют медиа относительно женщин, исследовательница называет
“сном разума”. Женщина предстаёт в нём не личностью,
обладающей всеми правами и свободами, но женщиной сексуальной мечты,
исполняющей мужские капризы1.
Ценности культуры
вновь должны занять своё почётное место в семье, так как именно семья
закладывает основы личности и индивида. И вновь возникает проблема
взаимодействия и взаимовлияния личности и семьи, семьи и социума. Культурное
пространство российского общества охватила бездуховность. Возвращение к истокам
духовности в России будет невозможным до тех пор, пока этот процесс не будет
взят под контроль государства. Чтобы достичь этой цели, необходимо, прежде
всего, предложить семье и другим социальным группам духовные ценности и только
потом рассчитывать на их восприятие цели.
Едва ли не
полное отсутствие предложения ценностей культуры порождает отсутствие спроса
на них. Поэтому необходима постоянная работа над продвижением в массы и
отдельно в институт семьи общепринятых и декларируемых современных ценностей.
Среди них:
1.Уважение к человеческой
личности.
2.Признание права собственности.
3.Уважение к законам своей
страны и семейным правилам и нормам.
4.Право на социальную и правовую
защищённость в государстве.
5.Удовлетворение насущных
материальных потребностей.
Но в реалиях
современной России ценностные ориентации в семье пронизаны прагматизмом и
карьеризмом. Показательно в связи с этим данные, полученные Е.Б. Шестопалом,
Г.О. Брицким и М.В.Денисенко2 в результате исследования стереотипов,
проведённого в 1999 году. Ценности, называемые респондентами, по мнению
исследователей, сместились от политики к индивиду, семейному благу, покою и
порядку. Общенациональные, гуманистическое содержание жизнедеятельности
индивида и общества оказалось если не утраченным, то, во всяком случае,
отстранённым на периферию сознания. Россия опрошенных почти не волнует Ими
владеет апатия. Главное для них сейчас - возможность выжить, перенести тяжесть
социально-экономического кризиса последних лет.
Заметный поворот
массового сознания от ценностей семьи к ценностям сугубо индивидуальным - один
из штрихов к картине дезорганизации семьи, которую можно наблюдать в российской
действительности ХХ века. Характерной чертой дезорганизации выступает ценностная дезинтеграция.
Вступив в полосу кризиса, общество непременно сталкивается с изменением системы ценностей, и чаще всего не в лучшую
сторону. Главное негативное следствие этого процесса, которое сейчас
наблюдается в России-резкое уменьшение ценности родительства. Если семейные и
внесемейные ценности не займут своё прежнее и законное место в структуре
ценностей индивида, проблема номер один демографическая не будет решена.
Заключение.
Достигая поставленной в курсовой работе цели - выявить
сущностные характеристики семьи в условиях социально- экономического кризиса
90-ых годов ХХ века и решая при этом комплекс задач, необходимо сделать
следующие выводы.
I. Анализ и разбор научно-исследовательской литературы
посвящённой социально-экономическому кризису 90-ых-годов ХХ-века позволил
выделить ряд наиболее важных, по мнению большинства исследователей проблем.
Среди них:
1. Социально – экономические последствия системного кризиса.
2. Социально-демографические последствия системного кризиса.
3.Социально-психологические последствия кризиса.
4.Изменение статусно-ролевой структуры семьи.
5.Изменение ценностных ориентиров в семье.
II. В главе 1 были выделены
следующие основные характеристики современной семьи в условиях системного
кризиса:
1.Социально – экономические:
а) Изменилась структура доходов семьи.
б) Изменилась структура
потребительских расходов.
2.Социально-демографические:
а) Сокращения рождаемости.
б) Рост числа неполных семей.
в) Рост числа разводов.
3.Социально- психологические:
1) Пренебрежительное отношение к
браку;
2)Ослабления потребности в детях;
3)Отсутствие авторитета мужчин в
глазах женщины;
4)Эмансипация детей от родителей,
супругов от их родительского окружения;
5)Стремление к изоляции семьи от
всего остального мира;
6) Предпочтение материального начала в семьи
морально-нравственному и духовному;
7)Уход от решения насущных жизненных проблем в
замещающие виды деятельности-алкоголизм, наркоманию, сектантство, религию,
проституцию, криминальные структуры, социальный паразитизм., разного рода
движения.
11)Ранние сексуальные связи у
молодёжи;
12)Отрицание молодыми поколениями
ценностей родителей и прародителей;
13)“Плавающее”
лидерство в семье.
III. По рассмотренной в главе 2 cтатусно-ролевой структуре современной
семьи можно констатировать, что основное отличие семьи наших дней от её
предшественницы состоит в большей демократизации, эгалитаризации внутрисемейных
отношений, повлиявшей на социальные установки и ролевые ожидания людей.
Статусы не
только мужчины и женщины, но и взрослых детей тяготеют к выравниванию ввиду усиливающейся
тенденции к женской эмансипации, а также в силу ускоренного развития рыночных
отношений. Социально-экономические отношения, повлёкшие за собой
дифференциацию людей и семей, в качестве главного фактора, определяющего их
статусно-ролевой позиции, выделили фактор материальный.
IV. Семейные ценности, рассмотренные в
главе 2 современной российской семьи, пронизаны прагматизмом и карьеризмом.
Общенациональные, гуманистические ценности, по мнению многих исследователей,
считаются утерянными. Общество столкнулось с резким изменением системы ценностей. Главное негативное
следствие этого процесса, которое сейчас наблюдается в России-резкое уменьшение
ценности родительства.
Список
литературы.
1. Харчев А. Г. Брак и семья
в СССР. - М.,1979.- 200 с.
2. Горшков М.К. Российское
общество в условиях трансформации (социологический анализ).- М.: «Российская
политическая энциклопедия» (РОСС ПЭН),2000.- 384 с.
3.Карцева Л.В.Российская
семья на рубеже двух веков: Монография. - Казань: РИЦ «Школа»,2001.- 292 с.
4.Королёв А.А.Социальная “цена” либерально-радикальной реформы начала 90-х годов.- М.,1995.-
123 с.
5. Котляр А.Э., Корчагин В.П. Обсуждаются
проблемы социальных реформ //СОЦИС.-1998.-№8.- 7-10 с.
6. Бояркина Н., Максимович С.
Где на Руси жить хорошо? //Аргументы и факты.- 2000.-№15.-С.12.
6. Ощепкова А.П., Этштейн
М.З. Сибирская семья: особенности развития и формирования нравственной культуры
личности (по материалам исследований в Томской области).- Томск: издательство “Водолей”, 1996.-128 с.
7. Осадчая Г.И. Современная российская
семья. В кн.: Проблемы женщин и семьи глазами социологов/ Отв. ред. Е.Ф. Ачшая,
Е.Г. Мешкова.-М.,1997.- С.8-16.
8. Витек К. Проблемы
супружеского благополучия. - М.: Прогресс, 1998.-144с.
9. О положении семей в
Российской Федерации в 1994-1996 гг.-М.: НИИ семьи, 1999.-61с.
10. Эволюция семьи и семейная
политика в СССР/ Отв. ред.А. Г.Вишневский.- М.,1998.- 211с.
10. Голод С.И. Будущая семья: какова она?
Социально-нравственный аспект. - М.: Знание, 1990.- 320с.
11. Шинелева Л, Т. Феминизация в системе
социальной безопасности В кн.: Женщины за социальную безопасность и устойчивое
развитие М.: Юрид. лит-ра, 1997.- С. 72-74.
12. Шестопал Е.Б., Брицкий
Г.О., Денисенко М.В. Этнические стереотипы русских// СОЦИОС.-1999.-№4.- 62-66с.
[1] Харчев А. Г. Брак и
семья в СССР. - М.,1979.-С,75.
[2] Горшков М.К. Российское
общество в условиях трансформации (социологический анализ).- М.: «Российская
политическая энциклопедия» (РОСС ПЭН),2000,-С.355.
2 Карцева Л.В.Российская семья на рубеже двух
веков: Монография. - Казань: РИЦ «Школа»,2001.-С.63.
3 Королёв А.А.Социальная “цена”
либерально-радикальной реформы начала 90-х годов.- М.,1995.- С.84.
1 Котляр А.Э., Корчагин В.П. Обсуждаются
проблемы социальных реформ //СОЦИС.-1998.-№8.-С.8.
2 Карцева Л.В.Российская семья на рубеже двух
веков: Монография. - Казань: РИЦ «Школа»,2001.-С.65.
1 Бояркина Н., Максимович С. Где на Руси жить
хорошо? //Аргументы и факты.- 2000.-№15.-С.12.
1 Осадчая Г.И. Современная российская семья. В
кн.: Проблемы женщин и семьи глазами социологов/ Отв. ред. Е.Ф. Ачшая, Е.Г.
Мешкова.-М.,1997.-С.8.
2 Карцева Л.В.Российская семья на рубеже двух
веков: Монография. - Казань: РИЦ «Школа»,2001.-С.84.
.
1 Горшков М.К. российское общество в условиях
трансформации (социологический анализ). - М.: «Российская политическая
энциклопедия» (РОСС ПЭН),2000.-С.267.
1 Карцева Л.В.Российская семья на рубеже двух веков:
Монография. - Казань: РИЦ «Школа»,2001.-С.87.
1 Горшков М.К. российское общество в условиях
трансформации (социологический анализ). - М.: «Российская политическая
энциклопедия» (РОСС ПЭН),2000.-С.268.
1 Витек К. Проблемы супружеского благополучия. -
М.: Прогресс, 1998.-С.56.
2 Карцева Л.В.Российская семья на рубеже двух
веков: Монография. - Казань: РИЦ «Школа»,2001.-С.75.
1 О положении семей в Российской Федерации в 1994-1996
гг.-М.: НИИ семьи, 1999.-С.84.
2 Эволюция семьи и семейная политика в СССР/
Отв. ред.А. Г.Вишневский.- М.,1998.-С.10.
3 Карцева Л.В.Российская семья на рубеже двух
веков: Монография. - Казань: РИЦ «Школа»,2001.-С.82.
1 Ощепкова А.П., Этштейн М.З. Сибирская семья:
особенности развития и формирования нравственной культуры личности (по
материалам исследований в Томской области).- Томск: издательство “Водолей”,
1996.-С.42.
2 О положении семей в
Российской Федерации в 1994-1996 гг.-М.: НИИ семьи, 1999.-С.35
1 Карцева Л.В.Российская семья на рубеже двух
веков: Монография. - Казань: РИЦ «Школа»,2001.-С.166.
2 Горшков М.К. российское общество в условиях
трансформации (социологический анализ). - М.: «Российская политическая
энциклопедия» (РОСС ПЭН),2000.-С.230.
1 Карцева Л.В.Российская семья на рубеже двух
веков: Монография. - Казань: РИЦ «Школа»,2001.-С.168.
1 Карцева Л.В.Российская семья на рубеже двух веков:
Монография. - Казань: РИЦ «Школа»,2001.-С.169.
1 Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. -
М.,1979.-С.120.
2 Карцева Л.В. Российская семья на рубеже двух веков:
Монография. - Казань: РИЦ «Школа»,2001.-С.175.
1 Голод С.И. Будущая семья: какова она?
Социально-нравственный аспект. - М.: Знание, 1990.-С.45.
1 Шинелева Л, Т. Феминизация в системе
социальной безопасности В кн.: Женщины за социальную безопасность и устойчивое
развитие М.: Юрид. лит-ра, 1997.- С.72.
1 Шинелева Л, Т. Феминизация в системе
социальной безопасности В кн.: Женщины за социальную безопасность и устойчивое
развитие М.: Юрид. лит-ра, 1997.- С.72.
2 Шестопал Е.Б., Брицкий Г.О., Денисенко М.В.
Этнические стереотипы русских// СОЦИОС.-1999.-№4.-С.62.
Страницы: 1, 2, 3
|