Наиболее остро проблема наркозависимости возникают у детей
из неблагополучных семей - неполных семей или семей с непьющими родителями. Это
хорошо известная схема: отец пьяница, семья разбита, для ребенка жизнь в такой
семье - сущий ад.
Однако более многочисленны семейные проблемы, которые не
так бросаются в глаза, а их связь с наркоманией не так просто выявить. Они
касаются подростков из так называемых благополучных семей, в которых детям
созданы прекрасные материальные условия, а родители считаются порядочными
людьми. Оказывается, что и такие семьи не свободны от конфликтов, иногда очень
драматичных. Часто, казалось бы, любящие и заботливые родители беспокоятся лишь
о бытовых условия жизни своих детей, не придавая значения их переживаниям и
духовным потребностям
Семейное воспитание формирует специфические черты личности.
Речь идет, главным образом, о таких особенностях, как эмоциональная незрелость,
недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение и соизмерять
желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, ложные представления
о системе духовных ценностей.
Молодые люди, у которых сформировался данный тип личности,
эгоистичны и требуют немедленного удовлетворения всех своих желаний. Они жаждут
успехов, отсюда и противоречия между личными стремлениями, амбициями и
желаниями и возможностями их претворения в жизнь.
Эти молодые люди обычно не умеют находиться в хороших
отношениях с окружающими. Их психика слабая и не-устойчивая. Они
впечатлительны, боязливы и уступчивы и очень страдают от этого, так как считают
свою уступчивость признаком слабости. Поэтому стараются выдавать себя за людей
с сильным характером, стремятся навязать свою волю другим, но при этом не
способны противостоять различным жизненным неудачам, хотя и пытаются это
скрыть. Они не умеют смиряться с поражениями, легко раздражаются от жизненных
неудач, которые их обескураживают и отбивают охоту что-либо делать. Это мешает
им добиваться своих целей, они очень болезненно переживают постоянные неудачи и
отсутствие успехов. Для того чтобы как-то заглушить эти неприятные ощущения,
они становятся агрессивными, задиристыми или, наоборот, пассивными, стараясь
избегать трудностей вместо того, чтобы преодолевать их.
Особенно благоприятствует возникновению пристрастия к
наркотикам уход некоторых молодых людей в свой внутренний мир, который легко
может превратиться в мир наркотических иллюзий.
Как же возникают такие черты характера? Можно с
уверенностью сказать, что родители никогда сознательно не стремятся воспитывать
в своих детях такие черты характера. Они формируются в результате, например,
излишней заботливости матери по отношению к своему ребенку, особенно если этот
ребенок единственный, предоставлением ему безграничной свободы, освобождением
от обязанностей по дому и исполнением всех его капризов. Или же, наоборот, в
результате чрезмерной строгости со стороны родителей, холодности и нетерпимости
матери.
Такое поведение родителей, хотя в его основе лежат
наилучшие намерения, не позволяет ребенку научиться справляться с жизненными
трудностями. Так формируется либо излишне детская, незрелая, либо податливая и
пассивная психика.
В первом случае эта пассивность сохраняется и в более
старшем возрасте. Вынесенные с детства представления о своих исключительных
способностях приходят в противоречие с реальной жизнью, а в результате -
наступает жестокое разочарование. Подростки начинают теряться в сложных
жизненных ситуациях, боятся поражений и неудач, отвергают не-приятную для себя
правду, не желают осознать, что не являются такими уж исключительными
личностями, в чем глубоко убеждены их родители. А так как в жизни невозможно
всегда избегать трудностей, то у молодого человека может возникнуть стремление
убежать от них в беспроблемный, как ему кажется, мир наркотического дурмана.
В другом случае ребенок мечтает о тепле и ласке, которыми
его обделяет излишне строгая мать. Он восстает против требований послушания как
по отношению к родителям, так и по отношению ко всем взрослым. С одной стороны,
он жаждет материнской ласки, с другой - становится злобным и агрессивным по
отношению к родителям. В этот период наркотик, деформирующий реальность,
сглаживает это противоречие и создает иллюзию любви, которой ему так не
хватает.
Клиентами реабилитационных центров часто становятся наркоманы из так
называемых благополучных семей, где родители решают свои проблемы за счет
детей, осознанно или не осознанно приспосабливая их под себя, заменяя
материальными благами любовь и внимание.
Первое,
что любой родитель делает, желая сделать ребенка удобным для себя, -
обустраивает его жизнь огромным количеством мелких абсурдных запретов. Ребенок
начинает существовать в вечных "нельзя", "не то", "не
так", и так далее. Волевые качества и творческие способности ребенка не
могут проявиться так, как они проявились бы в случае отсутствия запретов, в
естественных условиях заботы и любви; в ребенке начинает нарастать огонь
протеста, раздражения и злости. Ребенок бунтует, и в этот момент, родитель с
ощущением выполненного долга применяет наказание. Регулярно воспроизводя такую
ситуацию, родители формируют подсознательную связь волевых качеств ребенка с
темами агрессии с одной стороны, и темами наказания с другой стороны. Ребенку
тяжело нести в своем сознании и теле ощущение собственной злобности,
агрессивности, и ощущение боли наказания, то есть неодобрения родителей как
значимых фигур и непогрешимых авторитетов. Таким образом, диссоциируя эти
чувства, ребенок расщепляет связанный с ними аспект воли. Тем самым процесс
диссоциации воли завершен на уровне семьи.
Обида на родителей сохраняется, но ребенок не может
позволить себе прямо наказать родителей, и он наказывает их посредством
медленного самоуничтожения с помощью наркотиков. Убивая себя, наркоман получает
возможность манипулировать родителями и получать от них все, что ему нужно,
играя на их чувствах. Так как воля наркомана диссоциирована, то он получает
средства к существованию и внимание за чужой счет. Он научился жить, как мелкий
домашний тиран, стремящийся безответственно удовлетворять свои запросы, и
прежде всего удовлетворять потребность в состоянии удовольствия, стремясь
создать себе виртуальный рай.
Созависимые родители наркомана часто неосознанно ведут себя
таким образом, чтобы их ребенок оставался зависимым, поскольку это им
необходимо, чтобы чувствовать собственную значимость, социальную и личную
ценность. На что станет тратить свою энергию мать, если после многих лет тревог
и волнений ее сын станет, наконец, самостоятельным и перестанет в ней
нуждаться? Пока он болен, пока он наркозависимый, у родителей есть сфера
деятельности, в которой они незаменимы.
Так формируется психическая склонность к употреблению
наркотиков. Эта склонность не является врожденной, хотя ее корни уходят в
период младенчества. Истоки склонности к наркотикам у большинства молодых
наркоманов следует искать в неправильном поведении родителей по отношению к
собственным детям.
Склонность к наркотической зависимости может быть также
результатом различных психических травм, спровоцированных неблагоприятной
домашней обстановкой, неудачами в школе или физическими недостатками, которые
вызывают комплекс неполноценности. Такие травмы бывают причиной специфического
невроза, при котором доминирующими являются страхи, тревога, отчаяние или
чувство безнадежности. Все это приводит к депрессии, потере не только чувства
собственного достоинства, но и собственной значимости. При нарастании таких
явлений даже однократное или просто случайное употребление одурманивающих
средств может привести к возникновению пристрастия к наркотикам.
3.
Социально-психологические причины наркомании
Наркомания отнесена к категории опасных заболеваний. Согласно опросу,
проведенному среди потребителей наркотических веществ, более 70 процентов еще
перед началом употребления имели представление об их вреде, но считали, что при
желании с легкостью оставят эту " забаву". Коварство наркотических
средств заключается в возникновении ничем неизлечимой психической зависимости и
тесно связанной с ней постепенной деградацией личности. Успех в деле
профилактики наркомании может быть достигнут только тогда, когда будет возможно
предотвратить любое разовое, эпизодическое употребление наркотических веществ.
Результаты последних исследований показывают, что причины наркомании можно
отнести к четырем уровням.
Первый уровень - биофизиологический. Это причины, связанные с наследственной
предрасположенностью к употреблению психоактивных веществ, с
психофизиологическими особенностями индивида (нехватка энзимов и витаминов,
эндокринные нарушения, патологии мозга и др.)
Второй уровень - индивидуально-психологический. Здесь речь идет об индивидуальных
особенностях, которые обусловливают неполноценный образ жизни и соответствующую
тягу к его компенсации за счет искусственной регуляции своего
психоэмоционального состояния с помощью психоактивных веществ.
Третий – микросоциальный уровень. Причины связаны с непосредственным
социальным окружением подростка: его положением в семье, школе, среди
сверстников, в молодежной субкультуре, то есть там, где создаются
патологические, предрасполагающие к наркомании модели поведения.
Четвертая группа причин находится на макросоциальном уровне, он для
наркомании является основным и решающим. К факторам макросоциального уровня
относятся социальная политика: высокие цены за обучение, проведение культурного
досуга, трудности в получении престижной работы, низкая оплата труда,
безразличие к проблемам молодежи и др.
4.
Глубинные причины наркомании
Как часто человек устает от самого себя и этого мира. Как часто
страдает от одиночества и беспокойства, подпитывая собой свои собственные
проблемы. Порой не хватает физических и душевных сил, чтобы суметь осознать, за
что судьба бьёт нас в одно и то же место, и с каждым разом делает это чаще и
больнее. Долгие поиски входа в новую жизнь приводят кого-то к психологам,
кого-то к экстрасенсам, колдунам или в церковь, а другие замыкаются сами в
себе.
Для многих ключом от таинственной виртуальной двери с надписью
"Выход" становятся наркотики - вещества, вызывающие физическую и
психологическую зависимость. К сильным наркотическим веществам относятся опиум
и его производные: морфин, героин, кокаин и т.д., а на сегодняшний день явление
наркомании (особенно героиновой) в нашем обществе стоит на первом месте.
Наркотики - вещества, преимущественно действующие на нервную систему,
вызывающие ложные состояния веселья, благодушия, приятного успокоения или
наоборот возбуждения. Иногда могут появляться иллюзии и галлюцинации,
наркотический сон, иногда отравление. При частом повторении приема, потребность
становится беспредельной и над ней утрачивается контроль. Как следствие в
случае отмены приема возникает состояние абстиненции в результате отсутствия в
организме, привычного яда. Это сопровождается неустойчивостью в настроении,
раздражительностью, апатией, страхами, болями во всем теле и снижением
умственных способностей.
Со стороны внутренних органов наблюдаются нарушения:
сердечно-сосудистой системы, пищеварительного аппарата, особенно печени, обмена
веществ, половой деятельности.
Ужасающий факт - явление наркомании легализовано: героин, кокаин легко
можно достать (как правило, низкого качества), хотя наркотики и алкоголь,
бесспорно, имеют статус наиболее разрушительных компонентов для психики. Каждый
день в зависимость от опиума попадают сотни людей. На улицах, в транспорте
встречаются субъекты с затуманенным взглядом, не выражающим ничего
человеческого. Молодежная субкультура завсегдатаев клубов, ночных тусовок и
вовсе дарит нам деградировавших тинейджеров, соперничающих в этом с людьми
зрелого возраста, так же наркоманами. Душевное состояние многих сегодняшних
наркозависимых - это ностальгия по собственной утраченной душе, тоскливый страх
перед пустотой собственной жизни с утраченной верой, с потерянной надеждой, с
усилием душевного воскресения. Им нужно учиться жить без наркотиков и жизнь
предоставила такой шанс. Человечество загнало себя в тупик, но необходимо иметь
веру, что, может быть, из него удастся выбраться. Встречаясь с такими
явлениями, становится понятно, что это зависимость, от которой трудно
избавиться.
Дело
в том, что мозг каждого человека вырабатывает т. н. гормоны радости -
эндорфины. Такие вещества отвечают за состояние эйфории, экстаза, удовольствия,
обезболивания и расслабление или как обозначил американский психолог Маслоу,
«пиковые состояния сознания». Любое вещество, в том числе алкоголь и наркотик,
выступает в качестве "заместителя" или стимулятора выработки
эндорфинов. Уже после однократного приема такого рода веществ эндорфины
вырабатываются у человека в меньшем количестве. Попытка восстановить утраченные
гормоны радости приводит к новой дозе. Таким образом, с некоторого момента
"кайф" заканчивается и человеку приходится постоянно поддерживать
себя в привычной норме - в этом и кроется причина зависимости. Зачастую
стремление к удовлетворенности действительно приводит человека в тупиковые
жизненные ситуации. Но, все люди необыкновенно разные. И человек
разочарованный, неудовлетворенный состоянием своей жизни, будет искать другие пути,
ставить перед собою новые задачи, постепенно приходя к реализации своего
духовного потенциала. Таким образом, в конце концов, все человечество найдет
выход из той не слишком радостной ситуации, в которой находится сейчас. Задача
- научить способам выработки собственных эндорфинов. т. е. воспринимать свое
тело, свое сознание с точки зрения созидательного отношения и помочь каждому
осознанно подойти к тому, что можно научиться жить без наркотиков, быть
успешным и социально адаптивным.
Одни
из характерных черт нашего времени - широчайшая распространенность
разнообразных веществ, способных дать человеку временный кайф. К сожалению, все
большая часть современного человечества предпочитает кратковременное легкое
удовольствие более трудным и более честным способам радоваться жизни.
Наркомания - это такое состояние жизни, когда
человек вместо того, чтобы интересоваться миром, начинает интересоваться только
наркотиком, необходимостью его употреблять, своей тягой к нему, ощущениями,
которые он рождает, и так далее. Привязанность к наркотику, к
одной-единственной крошечной частичке нашего огромного мира, постепенно
выстраивает стену между человеком и всем миром. Эта изолирующая привязанность
является смертельным заболеванием, имеющем социальные, физиологические и
генетические предпосылки.
Под “зависимостью” можно понимать не только хроническую
потребность человека в наркотических препаратах или алкоголе. Важно более
широкое понимание этого термина: зависимость от привычных состояний и
негативных влияний среды общения.
Как то один из пациентов сказал: “Я зависим от героина ровно
настолько, насколько я зависим от собственной матери”. Анализируя проблему,
можно предположить, что матери выгодно, чтобы ребенок был именно таким. Как это
ни кощунственно звучит, но только в этом случае мать может ощущать себя нужной
сыну, т. к. в таком состоянии он позволяет о себе заботиться. В подобных
случаях должна вестись работа с созависимостью. Наркомания - это болезнь
не отдельного человека, а всей его семьи, поэтому так важен системный подход.
Не исключено, что за потребностью многих людей в наркотиках или
алкоголе скрывается потребность в трансценденции, потребность в целостности.
Если это так, то тогда наркотическая и алкогольная зависимость, так же как и
другие формы зависимости, могут быть во многих случаях формами духовного
кризиса. Зависимость отличается от других форм духовного кризиса тем, что
духовное измерение здесь часто скрыто за очевидной деструктивной и
самодеструктивной природой этого расстройства. В драмах духовного кризиса люди
сталкиваются с проблемами, вызванными духовными или мистическими состояниями
ума. В противоположность этому, в случае зависимости многие трудности возникают
из-за поиска более глубоких измерений внутри себя, которые не могут проявиться
наружу.
Издавна у людей существует интерес к тому, что больше чем личность
человека. Тяга к лежащему за пределами реальной личности, трансцендентному
побуждала человека обращаться к шаманизму, религии, духовным практикам, в конце
концов - к алкоголю, наркотикам. Неугасающее любопытство к тому, что
непознаваемо, живет в каждом человеке по сей день. Попытка получить ответ на
значимый для конкретного человека вопрос не всегда венчается успехом. Очень
много и вовсе неразрешимого. Наркомания, зачастую, - это поиск ответов на
вопросы этой реальности путем перехода в реальность иного порядка. А может быть
и бегство от действительности, поиск свободы в измененном состоянии сознания.
Проблема здесь кроется в том, насколько это измененное состояние полезно
человеку. Оно созидательно или деструктивно? Деструктивно, если путь в такое
состояние лежит через ворота наркотического дурмана, но созидательно, когда
человек сознательно руководит своим «путешествием». В таком случае помощниками
выступают интенсивные интегративные психотехнологии, методы трансперсональной
психологии включая трансовые, медитативные и шаманские практики.
Условия жизни современного человека сталкивают его с негативными
воздействиями на психоэмоциональную сферу. В процессе накопления или поднятия
проблемного материала у человека возникает потребность разобраться с ним,
почувствовать внутренний смысл своей жизни, научиться сочетать социальную
эффективность с духовным ростом и самоисцелением. Познать себя, обрести смысл
жизни, переосмыслить старую систему ценностей и создать новую позволяют
современные холистические психотехнологии. Это интегративные эмпирические
техники самоисследования и самотрансформации, использующие работу в измененном,
расширенном состоянии сознания. Они являются системой методов целостного
преобразования, представляющей собой синтез древних духовных практик и
экзистенциально-трансперсональной психологии, это зона постоянных конфликтов и
источник новых идей миропонимания.
5. Выводы.
Основные причины
наркомании..
1. Главная причина наркомании среди подростков -
недостаток любви и душевного тепла.
Со свободным временем у всех нас проблема, причем, именно с тем
временем, которое следовало бы посвятить ребенку. Поэтому, дорогие мамы и папы,
обратите внимание на своего ребенка. Он родился для любви - вашей любви! И если
вы пытаетесь заменить ее дорогой няней, шикарными "игрушками" или
просто деньгами, будьте готовы - когда-то он сам отправится на поиски
"заменителей". И возможно, это будет "путешествие" в один конец.
2. Эксперимент над сознанием, попытка расширить его
за границы рационального.
Эта мотивация характерна для интеллектуальной молодежи.
"Экспериментаторы" достаточно образованы, они изучают психоделическую
литературу, знакомятся с новинками психоделиков через Интернет, принимают меры,
чтобы не перешагнуть грань зависимости. Ситуация, в общем,
"безопасная", но... "экспериментируя" с подсознанием, юные
"философы" подменяют наркотиком духовную практику, принятую в мировых
религиях. Это как разные способы полета: долгая учеба управления парапланом -
или прыжок с крыши с украденным парашютом (не факт, что он раскроется).
3. Любопытство.
Почти все подростки пробуют алкоголь или наркотики. Если подросток
только "экспериментирует", он обращается к наркотикам редко, всего
несколько раз, а потом останавливается. Экспериментирование является первой из
четырех стадий развития наркотической зависимости. За экспериментированием
обычно следует спорадическое употребление, реже чем раз в неделю, потом -
регулярное употребление, финальной стадией является развитие зависимости.
4. Нажим со стороны ровесников.
Обычно среди друзей есть такие, кто употребляет наркотики. Иногда их
давлению противостоять достаточно сложно.
5 . Бунтарство.
Иногда употребление наркотиков является формой выражения протеста
против ценностей, исповедуемых родителями или насаждаемых в обществе.
6. Отсутствие внутренней дисциплины и чувства
ответственности.
Это - когда отношение к жизни основано на эгоизме, нет чувства
ответственности перед собой и обществом. Подростки действуют импульсивно,
совершают поступок прежде, чем успеют подумать, во всем ищут удовольствий и не
желают выполнять какие-либо обязанности. Из-за отсутствия чувства
ответственности они часто вступают в конфликт со всеми, кто обладает над ними
какой-либо властью. По той же причине они обычно плохо учатся. Подростки очень
часто имеют весьма высокий уровень притязаний, не обладая при этом необходимой
дисциплинированностью и не представляя себе, что нужно для достижения
честолюбивых целей. В качестве примера мне вспоминается юноша, который заявил
мне, что выучится на юриста, будет зарабатывать много денег, заведет себе
шикарный дом и несколько автомобилей; при этом родители привели его ко мне на
консультацию, потому что он хотел бросить школу. Подобные подростки ставят перед
собой цели, но понятия не имеют, как надо добиваться их осуществления.
7. Отсутствие мотивации.
У некоторых подростков отсутствует интерес к каким-либо занятиям,
вещам, событиям. Они равнодушны к школе и не имеют никаких увлечений. Они живут
сегодняшним днем, не проявляют интереса к будущему, какие-либо личные
достижения не имеют для них ценности.
8. Серьезные внутренние конфликты.
Субъективное ощущение несчастья, неудовлетворенность, депрессия,
тревога, скука, неуверенность в себе. Эти симптомы весьма характерны для тех, у
кого низкая самооценка и кто других считает лучше себя. Они несчастны дома,
часто ощущают отчужденность, изоляцию в семье. Часто человек нуждается в
дополнительном "обезболивании" - вот тут-то и выходят на сцену
алкоголь, наркотики, переедание и азартные игры... Но внутренняя боль - не
наказание, а призыв к действию. Тот, кто понимает это, раскрывается людям и
растет как личность. Ну, а другие убегают в "замены" и замыкаются в
собственном неподвижном и иллюзорном мире.
9. Проблемы социализации.
Подростки, имеющие проблемы социализации, трудно вступающие в общение,
обычно поддерживают самые поверхностные приятельские отношения с ровесниками, у
них мало друзей, нет близкого друга. Часто они чувствуют себя изолированными,
находясь среди ровесников. Они не ладят с властями, начиная со школьных
учителей, у них плохие отношения в семье, непрестанные столкновения с близкими
и родственниками.
10. Проблемы неуверенности в себе.
Люди, имеющие низкую самооценку, часто ощущают незащищенность, страдают
отсутствием уверенности в себе. На этой почве может развиться пристрастие к
алкоголю и наркотикам.
11. Желание расширить круг общения и повысить свою
популярность.
Некоторые подростки, испытывающие трудности во взаимодействии с
ровесниками или с противоположным полом, полагают, что наркотики действуют
раскрепощающе и облегчают общение.
12. Стремление побороть депрессию.
Некоторые используют наркотики или алкоголь в порядке самолечения. В
центре их эмоциональных трудностей - депрессия, ощущение безнадежности,
несчастья. Наркотики приносят временное облегчение этих симптомов. Эти свойства
личности весьма типичны, но не являются обязательными причинами для всех, кто
склонен к злоупотреблению алкоголем и наркотиками, потому что все мы - разные!
Список использованной
литературы
1. Карельский Г.Б.,
Зингерман И. – Лекции о проблемах наркомании.
2. Юридическая
энциклопедия. – Киев, 1998-2002 – Т. 1-4.
3. Лановенко И.П.
Наркотизм и преступность. – Киев, 1994
Страницы: 1, 2
|