Первым этапом формирования
федерального бюджета является разработка исполнительными органами власти и
выбор правительством плана прогноза функционирования экономики на очередной
год. На основе выбранного правительством варианта прогноза Министерство
финансов разрабатывает основные характеристики федерального бюджета и
распределение расходов бюджета в соответствии с функциональной классификацией
расходов на предстоящий год, а также проектировку основных доходов и расходов
бюджета на среднесрочную перспективу. Одновременно правительством РФ
рассматриваются предложения об увеличении (сохранении) минимального размера
оплаты труда, минимального размера государственных пенсий, о порядке индексации
заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий.
После принятия правительством
основных характеристик федерального бюджета и распределения его расходов в
соответствии с функциональной классификацией Министерство финансов направляет
проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по
конкретным получателям бюджетных средств и информирует органы исполнительной
власти субъектов Федерации о методике формирования межбюджетных отношений
Российской Федерации и ее субъектов на планируемый год.
На втором этапе формирования проекта
федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти осуществляется
распределение предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с
функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям
бюджетных средств. Одновременно органы исполнительной власти формируют перечень
федеральных целевых программ и согласовывают эти программы и объемы их
финансирования на предстоящий год и среднесрочную перспективу.
В соответствии с Бюджетным кодексом
РФ разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти
проекта годового бюджета и представляемых одновременно с ним документов и
материалов должны заканчиваться к 15 июля. С 15 июля по 15 августа
правительство должно рассмотреть представленные уточненные проекты прогноза
социально-экономического развития, проекта бюджета, других документов и
материалов, а также предложения об отмене действующих законодательных актов или
принятии новых законов, связанных с составлением федерального бюджета.
Рассмотрение и утверждение закона о федеральном бюджете
В соответствии с Бюджетным кодексом
принятые правительством проект бюджета и другие документы и материалы вносятся
им на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу не позднее 15 августа.
Одновременно они представляются также президенту Российской Федерации.
Основными документами и материалами,
представляемыми одновременно с проектом федерального бюджета, являются
следующие: предварительные итоги социально-экономического развития за истекший
период текущего года, прогноз социально-экономического развития на очередной
год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной год, план
развития государственного и муниципального сектора экономики, проекты
федеральных целевых программ, прогноз сводного финансового баланса, прогноз
консолидированного бюджета Российской Федерации, основные принципы и расчеты по
взаимоотношениям федерального бюджета с консолидированными бюджетами субъектов
Федерации, проект программы государственных внутренних и внешних заимствований,
проект структуры государственного внутреннего и внешнего долга.
Проект федерального бюджета и другие
документы, полученные Государственной Думой, направляются в ее комитеты по
бюджету, налогам, банкам, финансам, а также другим комитетам для рассмотрения,
подготовки предложений и заключения.
Не позднее 1 октября правительство
вносит дополнительно в Государственную Думу оценку ожидаемого исполнения
федерального бюджета на текущий год и консолидированного бюджета Российской
Федерации за отчетный год, поквартальное распределение доходов и расходов
федерального бюджета и ряд других материалов. Банк России в эти же сроки
представляет проект основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики на планируемый финансовый год.
Государственная Дума
рассматривает и принимает проект бюджета в четырех чтениях.
В первом чтении обсуждаются
концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития, основные
направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты во
взаимоотношениях федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, проект
программы государственных внешних заимствований, связанных с финансированием
дефицита федерального бюджета. Одновременно рассматриваются основные
характеристики федерального бюджета:
¨
доходы федерального бюджета по
группам, подгруппам и статьям классификации бюджета;
¨
распределение доходов от федеральных
налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
¨
общий объем расходов федерального
бюджета;
¨
дефицит федерального бюджета и
источники его финансирования.
При этом до утверждения основных
характеристик бюджета в первом чтении должны быть приняты федеральные законы о
внесении дополнений и изменений в федеральные законы о тарифах страховых
взносов в государственные внебюджетные фонды.
В случае отклонения бюджета в первом
чтении он может быть передан для рассмотрения в согласительную комиссию,
состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и
правительства для разработки согласованного варианта основных характеристик
бюджета или возвращен в правительство на доработку. Может быть также поставлен
вопрос о доверии правительству. В случае отставки правительства вновь
образованное правительство вносит новый вариант проекта бюджета в течение 30
дней после сформирования. При повторном отклонении бюджета в первом чтении
после работы согласительной комиссии Государственная Дума ставит вопрос о
доверии правительству.
При рассмотрении бюджета во втором
чтении утверждаются расходы бюджета по разделам функциональной
классификации в пределах утвержденной в первом чтении общей суммы расходов и
размер фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
При рассмотрении бюджета в третьем
чтении утверждаются расходы бюджета по подразделам функциональной бюджетной
классификации расходов и главным распорядителям расходов по всем четырем
уровням функциональной классификации расходов, распределение средств
федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации по
субъектам Федерации, расходы на финансирование федеральных целевых программ,
федеральной адресной инвестиционной программы, программы предоставления
гарантий правительства, программы предоставления средств федерального бюджета
на возвратной основе по каждому виду расходов, программа государственных
внешних заимствований на очередной финансовый год.
В четвертом чтении утверждается
бюджет в целом. Внесение в него поправок не допускается. Принятый
Государственной Думой бюджет направляется на рассмотрение в Совет Федерации.
Совет Федерации рассматривает проект
бюджета в целом. Одобренный Советом Федерации проект бюджета направляется
президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
В случае отклонения бюджета Советом
Федерации он направляется в согласительную комиссию. Согласованный проект
бюджета вторично рассматривается Государственной Думой в одном чтении. В случае
несогласия Государственной Думы с Советом Федерации бюджет считается принятым,
если за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Государственной
Думы.
В случае несогласия президента с
бюджетом он направляется в согласительную комиссию с участием представителя
президента и после согласования вновь рассматривается Советом Федерации и
Государственной Думой. При несогласии Государственной Думы с предложениями
президента бюджет может быть принят Государственной Думой 2/3 голосов.
Федеральный закон о бюджете не
вступает в силу до начала очередного финансового года, если он не принят
Государственной Думой до 1 декабря текущего года, а также в случае не
вступления его в силу до 1 января очередного года по другим причинам. В этих
случаях Государственная Дума может принять закон о финансировании расходов из
федерального бюджета в I квартале очередного финансового года.
3. Поступления в
бюджет
Доходные
операции обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах и
предоставления государственных кредитов за счет имеющихся ресурсов без
привлечения заемных средств или средств, накопленных за предыдущие периоды.
Доходы являются невозвратными поступлениями в бюджет независимо от того,
относятся ли они к возмездным или безвозмездным.
В соответствии с рекомендациями МВФ средства
зачисляются в доходы бюджета по моменту их фактического поступления (по
кассовому методу).
В России порядок зачисления определен ст. 40
Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой "денежные
средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета
государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или
кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет
органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного бюджетного фонда".
5. Классификация доходов бюджетов Российской
Федерации
Данная
классификация является общей группировкой доходов всех уровней бюджетной
системы. Она основывается на законодательных актах, определяющих источники
доходов.
Согласно
классификации доходов бюджетов Российской Федерации, доходы подразделяются на:
Общие доходы состоят из текущих доходов и доходов от операций с капиталом.
Текущие доходы образуются за счет налогов и текущих неналоговых поступлений.
Налоги являются наиболее существенным источником доходов бюджета. С их
помощью мобилизуются средства предприятий, населения и других
налогоплательщиков.
Налоговые
поступления представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные
платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного
управления, поступающие в установленных законом размерах и в определенные
сроки. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В
России по федеральному бюджету, утвержденному на 2002 г., сумма налоговых
поступлений составляет 93,4 % общих доходов бюджета. Соответственно,
неналоговые доходы в составе доходных источников занимают невысокий удельный
вес — 5,6%.
Наряду
с указанной фискальной функцией налоги выполняют также регулирующую функцию, с
помощью которой государство оказывает воздействие на производство. Регулирующая
функция проявляется в том, что размеры налогообложения и различия в тяжести
налогов по отдельным секторам экономики и отраслям оказывают влияние на
производство ВВП, реальный сектор экономики, платежеспособный спрос и
капиталообразование. Налоговая система не должна ослаблять стимулы к
экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать ей.
Основными налоговыми поступлениями являются следующие:
1) подоходные
налоги, налоги на прибыль и на увеличение рыночной стоимости капитала. В эту
группу налогов включаются налоги, взимаемые с чистого дохода отдельных лиц, с
прибыли предприятий, организаций, банков, а также на прирост стоимости
капитала, например, за счет операций с ценными бумагами и другими активами или
продажи земли;
2) отчисления работодателей и
работников в государственные социальные фонды - пенсионный, социального
страхования, медицинского страхования. Отчисления в социальные внебюджетные
фонды рассматриваются вместе с налогами, а не как страховые взносы в силу их
обязательности.
Обязательность обусловлена тем, что
в противном случае значительное число людей может не позаботиться о сбережениях
для обеспечения приемлемого уровня доходов после выхода на пенсию или в случае
наступления нетрудоспособности. В странах с развитой рыночной экономикой
существуют включаемые в бюджет отчисления на социальные нужды государственных
служащих и отчисления в различные частные социальные фонды. В российской
практике отдельные социальные фонды для государственных служащих не
формируются, а сохраняется исторически сложившееся формирование внебюджетных
социальных фондов для всех категорий населения. Отчисления в эти фонды, как
видно из их названия, не включаются в бюджет, а образуют источники поступлений
в эти самостоятельные фонды.
Включение этих отчислений в схему
обусловлено необходимостью получения консолидированных данных в целом по всем
государственным финансам, включающим доходы, как бюджетов, так и внебюджетных
фондов;
3) налоги, взимаемые в зависимости
от фонда оплаты труда (кроме отчислений в социальные фонды), например,
транспортный налог, целевые сборы с граждан и предприятий на содержание
милиции, благоустройство территории, содержание общеобразовательных учреждений;
4) налоги на собственность. В эту
группу входят налоги на имущество юридических и физических лиц, имущество,
переходящее в порядке наследования и дарения, земельный налог, налог с
владельцев транспортных средств;
5) внутренние налоги на товары и
услуги. К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на пользователей
автомобильных дорог, на приобретение транспортных средств, содержание жилищного
фонда, сбор со сделок, совершаемых на биржах, лицензионные сборы за право
производства и торговли спиртными напитками. Налог на добавленную стоимость
взимается на каждой стадии производства от суммы добавленной стоимости,
определяемой как разность между ценой продажи и расходами на покупку факторов
производства. Если сложить налоги, уплаченные на каждой стадии производства, то
итоговая сумма практически является налогом на розничную торговлю, взимаемым по
общей ставке со всех продаваемых товаров. НДС практикуется в европейских
странах. В США вместо него взимается налог на розничную торговлю - налог с
продаж;
6) налоги на внешнюю торговлю и
внешнеэкономические операции. Основными налогами этой группы являются импортные
и экспортные пошлины;
7) прочие налоги, сборы и пошлины.
Наиболее значимыми налоговыми
доходами являются налог на прибыль, индивидуальный подоходный налог и косвенные
налоги - налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота,
акцизы, таможенные пошлины.
Текущие неналоговые
поступления. В состав текущих неналоговых
поступлений включаются все возмездные, невозвратные поступления, за исключением
доходов от продажи капитала.
Соответственно в состав неналоговых
поступлений входят: доходы от государственной собственности и
предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи и доходы от
продаж, поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты
налогов, и все добровольные, безвозмездные, невозвратные текущие поступления из
негосударственных источников. Данная категория не включает доходы, получаемые
государственными органами от налогов, официальные трансферты, заимствования,
платежи в счет предоставленных в прошлом государственных кредитов, доходы от
реализации основного капитала, запасов товаров, земли и нематериальных активов,
а также поступления безвозмездных средств из негосударственных источников,
предназначенных для капитальных целей.
К доходам от собственности и предпринимательской
деятельности относятся все государственные
доходы, поступление которых связано с владением собственностью, предприятиями,
финансовыми активами или нематериальными активами, а также кассовая
(фактическая) прибыль ведомственных предприятий, полученная ими в результате
реализации товаров и услуг за пределы сектора государственного управления.
Административные сборы и
платежи. Данная группа охватывает сборы и
платежи, полученные в обмен на товары непроизводственного назначения и
предоставление услуг некоммерческого характера, а также выручку от продаж,
осуществляемых ведомственными предприятиями, издержки производства которых не
могут быть определены отдельно. Эта категория включает как оплату товаров и
услуг, характер которых не связан с государственным регулированием, так и
обязательные платежи за услуги, связанные с таким регулированием (например,
выдача водительских прав, паспортов, судебные сборы).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|