Основные задачи в
области политики занятости являются формирование ее рациональной структуры в
соответствии с потребностями реформируемой экономики, повышение эффективности
использования трудовых ресурсов. В Республике Беларусь на базе государственных
центров содействия занятости создаются различные курсы для подготовки и
переподготовки кадров. После таких курсов службы занятости гарантируют
возможность трудоустройства. [14, c. 8].
Молодежная
политика направлена на решение проблем молодежи в области образования,
занятости, улучшения жилищных условий, поддержка талантливой молодежи. Так,
например, в Республике Беларусь создан специальный фонд Президента, из которого
выплачиваются всеразличные стипендии талантливой молодежи Республики Беларусь.
Стать стипендиатом этого фонда является престижным достижением. Для улучшения
жилищных условий предусмотрено льготное кредитование молодых семей в возрасте
до 31 года включительно (одного из супругов). [14, c. 9].
Целью социальной защиты
является повышение жизненного уровня населения, и прежде всего
социально-незащищенных слоев. В Республике Беларусь для инвалидов и ветеранов
действует система льгот, для семей имеющих детей разработана шкала пособий, для
студентов предусмотрены стипендии различных уровней. Кроме того, по принципу
адресности действует социальная помощь для граждан, проживающих за чертой
бедности. [14, c. 11].
Политика в области
образования предусматривает бесплатное образование средней школы и доступность
послешкольного образования. Так, для студентов Республики Беларусь имеется
возможность обучения как на государственной так и платной основе, имеется
возможность оплачивать обучение не только за счет собственных средств и средств
организаций, но также за счет кредитов. [14, c. 12].
Политика в области
здравоохранения предусматривает рациональное сочетание как бесплатного
медицинского обслуживания, так и спектр платных услуг населению. Помимо
поликлиник, больниц и амбулаторий сельского типа в Республике Беларусь создаются
специализированные медицинские центры, как например, государственный центр
«Мать и дитя», центры для сохранения здоровья граждан, пострадавших от
катастрофы на ЧАЭС. Кроме того, строятся стадионы и ледовые дворцы для
поддержки здорового образа жизни населения. [14, c. 13].
В целом, социальная политика
Республики Беларусь является одной из составляющих социально-экономического
развития страны.
2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ :
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Состояние социальной политики Германии
Одна из целей социальной
политики Германии - смягчение социального неравенства в обществе. Решается она
как характером налогообложения, так и трансфертами из бюджета нуждающимся
семьям. С середины 70-х годов до настоящего времени на цели социального
обеспечения направляется 46-47% всех расходов госбюджета, включая фонд
социального страхования и социального обеспечения. Относительно высокий
удельный вес затрат на социальные цели объясняется прямой заинтересованностью
государства в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы. [12, c. 42].
Эти расходы в основном
представляются в виде социальной помощи нуждающимся. Действующая в Германии
система социальной помощи сложилась на материальной базе, созданной
«экономическим чудом» 50-70 годов. Бум процветания захлестнул тогда страну.
Всего было вдоволь – рабочих мест, доходов, налоговых поступлений в бюджет, а
потому возможностей для социальных пособий. Социальная помощь выплачивается
управлением по социальному обеспечению («социаламт»). Сюда не входят
безработные, проработавшие ранее полгода, поскольку пособия по безработице
выплачивает ведомство «арбайтсамт» (управление по трудоустройству). Кроме того,
социальная помощь не выдается бомжам (их в стране примерно 30 тыс.человек на 82
млн. человек населения). Не имея зарегистрированного местожительства, они не
входят в сферу попечения территориальных собесов и могут рассчитывать лишь на
частную и общественную благотворительность. [12, c.43].
Согласно федеральному закону,
правом на социальную помощь обладают все нуждающиеся – не только трудоспособные
или не успевшие выработать полугодовой страж, но и те, кто работает, но чей
доход в пересчете на одного члена семьи меньше установленного прожиточного
минимума. Любому, легально проживающему в Германии человеку, если он оказался в
нужде, «социаламт» обязан так или иначе помочь.
Структура социальной помощи
такова. Прежде всего, это – ежемесячное пособие на «жизнеобеспечение». Оно
должно покрывать расходы на питание, предметы гигиены, быта и личного обихода
(естественно, самые дешевые). Больным, престарелым, беременным положены доплаты
к пособию. Далее, каждый «социальщик» получает медицинскую страховку, которая
дает право на бесплатное медобслуживание и бесплатные (за немногим исключением)
лекарства. Дополняет ее страховка на случай потребности в постоянном уходе.
Наконец. И это наиболее весомая статья, собес оплачивает «социальщику» съемное
жилье и отопление. За электроэнергию и телефон, однако, нужно платить самому.
Впрочем, абонентская плата за телефон – льготная, а от платы за радио и
телевизор бедняки освобождены. Итого на содержание бездетной супружеской пары
немецкое государство расходует свыше 1100 евро в месяц (вынимая их, понятно, из
карманов работающих налогоплательщиков). [12, c. 44].
Независимо от того, относится
ли семья к бедным и состоит ли на учете в «социаламте», на каждого ребенка в
возрасте до двух лет (в некоторых землях до трех лет) мать получает по 300 евро
в месяц. Плюс так называемые «детские деньги» - еще по 154 евро на каждого из
первых трех детей и по 179 евро на четвертого и последующего. Эти деньги платят
до 27 лет, если «ребенок» живет с родителями и не работает (имеется в виду, что
он получает сначала среднее, а затем и высшее образование). [12, c. 44].
Кроме ежемесячного пособия,
каждому клиенту «социаламта» дважды в год выдают деньги на покупку одежды,
зимней и летней, - от 340 до 420 евро в зависимости от пола и возраста. При
первом вселении в квартиру предоставляется помощь на приобретение мебели,
электроприборов, постельного белья, занавесей и т.д. Понятно, имеется в виду
мебель и электроприборы (плита, холодильник, стиральная машина, пылесос,
телевизор) подержанные, которые можно приобрести в магазинах «сэконд хенд»
благотворительных организаций. Предусмотрена законом и помощь в тяжких
жизненных ситуациях – при сопровождении больных, похоронах и пр. [12, c. 45].
Забота о детях
дифференцирована по возрастам. Для малышей оплачиваются книжки с картинками,
скромный набор игрушек, трехколесный велосипед. При зачислении ребенка в школу
выделяются средства на покупку ранца, тетрадей и ручек. Каждый год бесплатно
выдаются необходимые учебники. Оплачивается и спортивная форма – тоже недорогая
или подержанная. Когда класс отправляется в летний лагерь или на экскурсию, за
детей из обеспеченных семей платят родители, а за детей «социальщиков» - тот же
собес. Многодетные – с тремя и более детьми – семьи имеют право на ежегодную
бесплатную путевку для всех в санаторий или дома отдыха. [12, c. 46].
Социальной помощью пользуются
не только граждане ФРГ, но и законно пребывающие в стране иностранцы.
Иммигранты находятся подчас даже в привилегированном положении. Так, лицам,
получившим политическое убежище, а также немцам-переселенцам и еврейским
эмигрантам из бывшего СССР помощь предоставляется сразу и безоговорочно – лишь
по мотивированной просьбе и при невозможности найти иное решение.
Система социальных гарантий в Германии при всех ее достоинствах имеет существенный
недостаток — она слишком дорога, и ее финансирование создает большие
трудности даже для одной из сильнейших экономик мира.
Кроме того, она воздействует на рост безработицы двояким
образом: во-первых, крайне удорожает труд из-за
необходимости платежей в социальные фонды, во-вторых, способствует тому, что незанятость становится
для многих людей более привлекательной, чем работа. Пример
Германии свидетельствует, что социальная помощь повышает долговременную безработицу - из 2,7 млн. человек, получающих
ее сегодня, по меньшей мере 1 млн в состоянии выйти на
рынок труда. Защита от необоснованного увольнения, казалось бы, является абсолютно необходимым правом работника, которое
должно быть гарантировано государством. Однако при высокой и
устойчивой безработице «барьеры выхода», выгодные для имеющих работу,
превращаются в «барьеры входа» для не имеющих ее. Предпринимателям легче ограничить прием работников во время благоприятной конъюнктуры, чем доказывать обоснованность увольнений при ухудшении положения их фирм. [12, c. 46].
Однако в настоящее время
экономика растет всего на 1,5-2,5% в год, а то и вовсе топчется на месте.
Безработица упорно держится на уровне 9-10% рабочей силы. Между тем более 3%
населения продолжают получать ежемесячное пособие «на обеспечение жизни» и
прочие социальные выплаты. Годовой прирост «социальщиков» - около 7%. Расходы
на социальные пособия растут. И чтобы покрывать гигантские платы, приходится
постоянно увеличивать налоги, взимаемые с работающих, - они поглощают уже до
40% заработка и более. Высокие же налоги подрывают стимулы к труду – после всех
положенных вычетов рядовой рабочий или служащий получает в месяц почти столько
же, сколько неработающий «социальщик». Кроме того, получатели социальной помощи
нередко подрабатывают, но нелегально. Особенно часто – женщины, которые заняты
в каком-либо частном домашнем хозяйстве или в сфере услуг. Если нелегалов
удается выявить, их штрафуют и на время лишают социальной помощи. Но происходит
такое нечасто. Для нанимателей нелегальные работники выгоднее – им платят меньше,
чем оформленным, и не вносят за них налоги, страховку. Но и «социальщику»
выгоднее работать нелегально – он сохраняет при этом пособие, а в итоге
повышает свой жизненный уровень. Проигрывает государство, которое теряет от
такой практики более 100 млрд.евро в год. А значит скудеет и источник выплат. [12, c. 47].
2.2.
Состояние социальной политики Швеции
Швеция, избравшая принцип
всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор экономики до такого
размера, что делает страну уникальной и в этой области: 1/3 самодеятельного
населения занята в государственном секторе, что находит свое отражение в
исключительно высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные
расходы, включающие как издержки на государственный сектор, так и трансфертные
платежи, составляют свыше 60% ВВП Швеции, что ставит ее на первое место в мире.
Можно охарактеризовать эту часть шведской модели как социализацию основных
потребностей, таких, как образование и здравоохранение. Таким образом,
достаточность средств в государственном бюджете дает возможность направлять
колоссальные суммы на поддержку населения: на пособия по безработице, пособия
для детей (в Швеции они считаются одними из самых высоких на территории
Европы), на здравоохранение и образование (поскольку несложная медицинская
помощь, дошкольное образование и обучение в средней школе являются
бесплатными). [5, c.
134].
Поскольку одним из основных
принципов социальной политики Швеции является снижение безработицы и содействие
занятости, правительство поддерживает частный бизнес, который создает
дополнительные рабочие места. В этом случае предусматриваются определенные
денежные субсидии для предпринимателей, а также льготы по налогообложению.
В соответствии с программой
дополнительных служебных пенсий, введенной еще в 1960 году, был создан Всеобщий
пенсионный фонд, целью которого было возмещение ожидавшегося сокращения частных
сбережений. Предприниматели должны делать взносы в этот фонд за своих
работников. Эти взносы в 1960 году составляли 3% заработной платы и к 1981 году
выросли до 12,25%. К 2003 году эта доля снизилась до 9,7%. [5, c. 135].
Поскольку взносы и доходы по
процентам превышали выплаты средств из фонда, были аккумулированы огромные
резервы, составившие в 2003 году 310 млрд. крон. Поэтому всеобщий пенсионный
фонд оказывает решающее воздействие на рынок капиталов и держит около 1/3 общей
суммы шведских облигаций. 52% средств фонда размещено в жилищное строительство,
29% - в ценные бумаги центрального правительства и 15% в частные облигации. [5, c. 135].
Однако с 1981 года после
продолжительного роста чистых доходов (после вычета налогов) реальные чистые
доходы домашних хозяйств начали постепенно сокращаться. Реальные доходы
трудящихся начали отставать по темпам роста от доходов других слоев населения
(например, пенсионеров). Если в 1950 г. на чистые доходы домашних хозяйств
приходилось 70% ВВП, то к 1989 г. эта доля упала примерно до 50%, к 2003 году
упала еще примерно на 11% . Прямые налоги и взносы на социальное страхование с
населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из государственного
сектора домашним хозяйствам. [5, c. 135].
Наиболее слабым местом модели
оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Но до 80-х
годов эти трудности не проявлялись в виде серьезной угрозы модели в целом.
Причины лежат в области политики. Социал-демократы имели правительство,
опирающееся на меньшинство в риксдаге, и позиции партии постепенно ослабевали.
Правительство понимало необходимость более сильной налоговой политики, но не
нашло поддержки этому в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а
период пребывания правительства у власти короткий: общенациональные выборы
проходят через 3 года, и правительству требуются твердость и политическое
мужество при сдерживании высокой конъюнктуры. [11, c. 48].
Таким образом, уже к 2000
году шведская модель оказалась под угрозой. Сейчас шведское правительство
заинтересовано оставить специфические черты шведской модели, но используемые
методы повышения налогового бремени для трудящихся создают огромные трудности,
поскольку поддержка социальных расходов на достаточно высоком уровне требует
дополнительных доходов бюджета, а это вызывает недовольство у рабочего
населения. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной
занятости и равенства, видимо, потребует новых методов, которые в настоящее
время должны соответствовать изменившимся условиям рынка. Лишь время покажет,
сохранятся ли специфические черты шведской модели - низкая безработица,
политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по
зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое
налоговое бремя, или же модель придется изменить по принципу других
развивающихся стран, а именно ввести оплату за базовое обучение, за медицинскую
помощь всех видов, снизить всеразличные пособия, и отпустить экономику (а
значит и социальную политику) по принципу прочих развитых стран мира.
2.3. Состояние социальной
политики Японии
В Японии основное
внимание в области социальной политики уделяется пенсионному обеспечению. В
Японии предусмотрены так называемые специальные фонды. К ним относятся
страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.
С середины 80-х
годов и до настоящего времени в Японии осуществляется постепенное реформирование
пенсионной системы. Задача реформы - сделать ее состоящей из национальной
пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и
пенсий, выплачиваемых наемным работникам.
Базовая пенсия выплачивается по
старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования
обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов. Имеются,
например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. На
создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте
от 20 до 60 лет. В 2003 году каждый работающий японец вносил в тот или иной
фонд около 150 долларов в месяц. [18, c. 62].
Пенсионный фонд
наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов
самих работников и доплат со стороны государства. Пенсия составляет около 70%
месячной зарплаты работника-мужчины. [18, c. 63].
Пенсионные фонды
работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются
из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также
выплат самих предприятий и государственных дотаций.
Для получения
базовой пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний
возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в
случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и
более лет. В начале нового тысячелетия базовая пенсия составляла примерно 65
тысяч иен (примерно 600 долларов).[[18, c. 63].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|