Состояние и пути совершенствования культурной деятельности детского досуга г. Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский
государственный университет культуры и искусств
Факультет
культурологи
Состояние
и пути совершенствования
культурной
деятельности детского досуга
города
Санкт-Петербург
курсовая
работа
Выполнила:
Капустян Яна Ярославна
Группа:
237 «в»
Проверил:
Ермаков
Санкт-Петербург
2007
Содержание
Введение
Глава первая
Досуг и его
функции
Глава вторая
Пути
совершенствования деятельности детского досуга
Заключение
Список
литературы
Введение
На первый план в
шкале жизненных ценностей в экономически развитых странах население выдвигает
интересное проведение досуга. И проведение досуга для детей и юношей
уделяется значимое внимание.
В настоящее
время главным для человека стало выбиться в «люди», добиться успехов
в своих начинаниях для дальнейшего процветания и зарабатывания денег.
И для детей жизненно необходимо
найти себя, открыть свои
способности и возможности, определиться в своих интересах. Именно для этого
существуют дома детского и юношеского творчества, где дети дают волю своей
фантазии, открываются и определяются в дальнейшей жизни.
Но такие
учреждения играют важную роль и в развлечении детей.
Четыре функции
детского досуга развивающая, познавательная, развлекательная и
образовательная наиболее удачно совмещаются в детских домах творчества.
Детский дом творчества – своего рода клуб для юных дарований, в
котором дети и юноши проводят время с удовольствием и с пользой на
развитие своих способностей. Это учреждение, которое создано специально
для самовыражения ребёнка. Помимо кружков, секций для творчества,
существуют специальные развлекательные программы, которые проводятся в
праздничные события, в этих программах также участвуют дети, как в
роли участников, так и в роли зрителей.
Кроме того, нарастающий темп жизни, увеличение
продолжительности рабочего дня родителей не даёт возможности уделить
достаточно времени своим детям, ставит вопрос о необходимости в таких
учреждениях как дома детского творчества. Здесь любому ребёнку
исключено почувствовать себя одиноким. Здесь имеет важность занятости,
заинтересованности своего дела, а также открытия своего «я». Это
особенно важно для ребёнка прежде всего, чтобы самоутвердиться перед
собой и окружающими.
Также детские дома творчества, вовлекая детей в творческий
процесс, может сыграть немаленькую роль в будущей жизни человека, в
его последующем выборе.
Кроме того, детский дом творчества является единственным местом,
где творческие успехи ребёнка имеют значимый коэффициент, оцененные с
профессиональной точки зрения и дающие возможность совершенствовать
свои результаты, тем самым прокладывая дорогу в возможное будущее.
Актуальность темы заключается в том, что в
Санкт-Петербурге наблюдается тенденция снижения посещаемости детей таких
мероприятий как кружки и развлекательные программы, по моему мнению,
играющие большую роль в формировании личности. Всё это происходит
потому, что современный ребенок находит всему этому замену, которая
отражается в просмотре телевизора и играх в компьютер. Это, на мой
взгляд, развращает и уничижает будущую индивидуальность, так как
содержание телевизионных программ а также игр, заключают в себе
определённый формат созданный социумом, который заставляет восприимчивого
ребёнка «копировать» представленные ему образы. Это всё не дает
возможности развития внутреннего «я», личности, индивидуальности.
Актуальными
видятся малобюджетные проекты активизации и индивидуализации деятельности
детских домов творчества, совместно с заинтересованными коммерческими
структурами по единой с детским домом творчества программе и при сохранении
его миссии.
Проблема
исследования: не разработанность технологии формирования малобюджетных проектов по
активизации и индивидуализации деятельности детских домов творчества города,
позволяющих увеличить посещение детей из семей разного достатка.
Объектом исследования стал
СПб Детский дом творчества «Союз»
Предмет
исследования:
реализация социально-культурного потенциала дома детского творчества в
организации детского досуга.
Цель
исследования:
обосновать основные направления реализации социально-культурного
потенциала дома детского творчества в системе организации детского
досуга.
Гипотеза исследования: реализация социально-культурного
потенциальна детского дома творчества в организации детского досуга
будет наиболее полной, при условии: - выявления и систематизации досуговых
интересов детей, исходя из типа и стадии жизненного цикла семьи;
- создание
детского досуга, соответствующего интересам детей;
- взаимодействия
детских домов творчества с различными общественными структурами и
учреждениями социально-культурной сферы, специализирующихся на
организации детского досуга;
Задачи
исследования:
- охарактеризовать особенности организации детского досуга;
- раскрыть
сущность деятельности детских домов творчества как средства организации
детского досуга;
- определить
ведущие методы и формы организации детского досуга средствами домов
детского творчества;
-
проанализировать опыт организации детского досуга средствами домов
детского творчества в Санкт-Петербурге;
- разработать
методические рекомендации по реализации в системе организации детского
досуга;
Методы
исследования: 1.При написании курсовой работы я опиралась на библиографический метод
исследования, который позволил проанализировать литературу по данной проблеме:
М.А. Ариарского («Прикладная культурология»), Г.Л. Тульчинского
(«Менеджмент в сфере культуры»), Кагана М.С. («Град Петров в истории русской
культуры»).
2.Использовался контент-анализ, с
помощью которого проанализированы основные направления деятельности данного
учреждения.
3.Метод интервьюирования.
4.Метод анкетирования.
Этапы исследования.
1.
Анализ
литературы по теме.
2.
Исследование
деятельности детского дома творчества «Союз»
3. методические рекомендации по
оптимизации деятельности детского дома творчества «Союз»
Положения,
выносимые на защиту: методические рекомендации по совершенствованию
социально-культурного потенциала СПб детского дома творчества «Союз»
Глава первая
С учетом новой социально-культурной
ситуации и сложившихся на рубеже третьего тысячелетия возможностей восприятия
человеком духовных ценностей исследовательский коллектив смог обосновать
технологию формирования личности как субъекта культуры и вычленить следующие
функции социально-культурной деятельности как формы общественной
практики, обеспечивающей реализацию механизма усвоения культуры:
- адаптивно-нормативную – в
первую очередь связанную с хоминизацией личности, освоением формирующимся
индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других
элементарных человеческих качеств, адаптацией к социуму и его культуре,
приобретением способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;
- образовательно-развивающую –
обеспечивающую освоение ценностей культуры, последовательный процесс
социализации, инкультурации и индивидуализации личности;
- преобразовательно-созидательную,
которая принимает на себя вовлечение личности в процесс создания ценностей
культуры, в различные формы художественного, технического, социального
творчества;
- эколого-охранительную,
концентрирующуюся на формировании экологической культуры, сохранении
культурного наследия, природной и культурной среды;
- информационно-просветительную,
выражающуюся в накоплении, хранении и распространении информации, в
культурно-просветительской деятельности, в формировании интеллектуальных и иных
качеств, необходимых человеку информационного общества XXI века;
- интегративно-коммуникативную,
реализующую диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие
достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и
гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и
неформальных отношений;
- рекреативно-игровую,
предусматривающую формирование празднично-обрядовой и игровой культуры,
обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.
Выявление функций
социально-культурной деятельности позволило сделать и второй шаг – обосновать
функции прикладной культурологии как науки, призванной осмыслить методологию и
технологию этой деятельности, раскрыть ее теоретический и методический арсенал.
В результате удалось доказать, что
семь функций социально-культурной деятельности обеспечиваются следующими
функциями прикладной культурологии:
- научно-методической,
предусматривающей методологическое обоснование созидающего потенциала
социально-культурной деятельности и методическое обеспечение процесса его
реализации;
- политико-проективной, предопределяющей
правовое, экономическое, политическое, духовное обеспечение социально-культурной
деятельности, социокультурное проектирование;
- культуроохранительной,
обосновывающей технологии сохранения природной и культурной среды, непреходящих
ценностей мировой и отечественной культуры, обеспечение гармонии в системе
«человек- природа»;
- культуросозидающей,
раскрывающей пути и средства разработки и реализации механизма
последовательного вовлечения личности в мир культуры (хоминизации,
социализации, инкультурации, индивидуализации), формирования разносторонне
развитой, духовно богатой личности;
- культуротворческой,
выражающейся в научно-методическом обеспечении процесса вовлечения человека в
информационное общество XXI века и различные формы социально-культурного
творчества;
- взаимообогащающей,
рассчитанной на выявление принципов реализации духовного потенциала общения,
разработку методики вовлечения личности в систему социальных коммуникаций,
восприятие человека человеком, формирование культуры делового и межличностного
общения;
- культуроориентирующей на
раскрытие всепроникающего характера культуры, механизма обеспечения культуры
труда, познания, быта, досуга, внедрения эстетических начал во все виды и формы
жизнедеятельности.
Социально-культурная деятельность –
чрезвычайно емкое и сложное понятие. Оно интегрирует труд архитектора, писателя
или художника, создающих ценности культуры, работу реставратора, архивариуса
или специалиста музейного дела, сохраняющих культурное достояние
человечества, созидательное творчество педагога, руководителя
самодеятельного объединения или организатора досуга, распространяющих эти
ценности и вовлекающих в мир культуры новых и новых людей. Эта деятельность
может быть институциональной и неинституциональной, носить
профессиональный или любительский характер, осуществляться
индивидуально или в рамках коллектива.
Каждое направление, каждая
форма социально-культурной деятельности строится по своим технологиям, обладает
определенными, порой уникальными особенностями. Однако есть факторы,
объединяющие всех, кто связан с этой сферой духовной жизни. Это принципы
социально-культурной деятельности как наиболее общие положения, которые
отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и
устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения,
сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее
направленность, характер, содержание и формы.
Одним из важнейших результатов
осуществленного нами теоретико-эмпирического исследования теории и практики
социально-культурной деятельности во всех ведущих сферах ее проявления стало
обоснование следующих ее принципов, на которых строятся механизм эффективной
организации духовной жизни общества и технология формирования личности как
субъекта культуры:
- добровольности и
общедоступности социально-культурной деятельности;
- развития инициативы и
самодеятельности;
- комплексности использования
культуросозидающего потенциала природы и общества;
- дифференциации
идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения;
- преемственности и
последовательности вовлечения индивида в мир культуры;
- взаимовлияния и
взаимодополняющего воздействия реализации адаптивно-нормативной,
образовательно-развивающей, преобразовательно-созидательной,
эколого-охранительной, инфрмационно-просветительной,
интегративно-коммуникативной и рекреативно-игровой функции;
- единства
информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание,
чувства и поведение людей;
- эстетизации общественной
жизни.
Понятие «социализация» прочно вошло в
практику учебно-воспитательных учреждений для детей, подростков и молодежи.
Вместе с тем, представляется неоправданным ограничивать временные рамки этого
процесса, равно как и формирования социально-культурного опыта, только периодом
детства и юношества (как это, в частности, делает Н. В. Андреенкова).
Э.В.Соколов[1]
справедливо отмечает, что освоение социально-культурного опыта как процесс,
ограниченный периодом детства и юношества, был приемлем в традиционных
обществах с относительно бедным культурным потенциалом. В современных условиях
непрерывного и активного усложнения общественной жизни социализация личности
продолжается всю жизнь. Граница во времени между воспитанием как подготовкой
к жизни и самой жизнью во многих отношениях стирается. С другой стороны, разные
стадии развития – детство, отрочество, юность – нельзя рассматривать как подготовительные,
имеющие целью лишь постижение культуры. С самого раннего детства формирующаяся
личность не только усваивает культуру, она становится субъектом ее
функционирования и дальнейшего развития.
Сложность и противоречивость усвоения
социально-культурного опыта связана и с тем, что, будучи производной
общественных отношений, личность остается автономной системой, которая обладает
самостоятельной ценностью. Выполняя различные социальные функции, она не
растворяется в них и не исчерпывается ими. Более того, в каждом виде
социально-культурной деятельности личность проявляет свой индивидуальный
почерк, отражает свое отношение к предмету и содержанию деятельности, свою
мировоззренческую и нравственно-эстетическую позицию. Формирование и развитие
личности – это неповторимый избирательный путь познания и опыта, особенность
которого предопределяется индивидуальными природными данными, спецификой
микросреды и рядом других факторов и обстоятельств. Развитие личности не
ограничивается усвоением и интериоризацией внешних отношений. Оно включает в
себя дальнейшую переработку усвоенного, его систематизацию, приводящую к
целостным изменениям личности, возникновению новых побуждений к деятельности,
новых ее структур, новой их экстериоризации.
Страницы: 1, 2
|