В п. 3 статьи 213 ГК РФ содержится
норма, устанавливающая, что все коммерческие и некоммерческие организации,
являющиеся юридическими лицами, считаются собственниками имущества,
находящегося на их балансе. В состав данного имущества входит имущество,
внесенное в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами),
а также иное имущество, произведенное и приобретенное этими юридическими лицами
в процессе их деятельности. Исключение составляют государственные и
муниципальные предприятия, а также учреждения, финансируемые собственником. В
отношении имущества, закрепленного за ними, применяется режим права
хозяйственного ведения или права оперативного управления (ст. 294, 296 ГК), но
не права собственности.
В особом положении находятся
общественные и религиозные организации (объединения), а также благотворительные
и иные фонды. Являясь собственниками принадлежащего им имущества, они вместе с
тем в части использования данного имущества должны подчиняться двум
требованиям, указанным в п. 4 статьи 213 ГК РФ. Во-первых, использование
имущества производится лишь для достижения целей, предусмотренных
учредительными документами организаций (объединений) и фондов. Во-вторых, в
случае ликвидации организаций (объединений) и фондов оставшееся имущество не
подлежит распределению между их учредителями (членами), а используется в целях,
указанных в учредительных документах.
В п. 1 статьи 214 ГК РФ рассматриваются
два вида государственной собственности, существующей в Российской Федерации:
федеральная собственность и собственность субъектов РФ. Соответственно,
субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация как
государство, субъектами права собственности второго вида - республики, края,
области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.
При этом под государством (государственным образованием) следует понимать
государственно-политическую организацию, осуществляющую публичную власть в
стране (на территории субъекта РФ), связанную, но не совпадающую с гражданским
обществом. Право собственности каждого вида государственной собственности, а в
пределах второго вида и каждого отдельно взятого субъекта РФ, считается
самостоятельным правом. Вместе с тем в условиях федеративного государства
указанные права следует рассматривать как части федеративной системы
государственной собственности страны.
Остаточный принцип в отношении права
собственности на землю и другие природные ресурсы, закрепленный в п. 2 статьи
214 ГК РФ, не соответствует основным направлениям в развитии современного
законодательства в данной сфере. Так, он вообще не распространяется на недра,
которые (ст. 1.2 Закона о недрах[8]) объявлены
государственной собственностью, и многие другие природные ресурсы, а также
отдельные категории земель. В свете развивающегося законодательства о природных
ресурсах следует толковать и положения п. 2.
ГК РФ определены два вида имущества,
находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за
государственными предприятиями и учреждениями соответственно на праве
хозяйственного ведения и праве оперативного управления, и 2) имущество,
составляющее государственную казну Российской Федерации и казну субъектов РФ.
Применительно к названным видам
имущества было бы правильным говорить о праве государственной собственности
так, как это обозначено в названии комментируемой статьи, а не государственной
собственности вообще. Понятие государственной собственности как экономической
категории включает в себя наряду с указанными видами имущества также имущество
государственных хозяйственных товариществ и обществ. Имущество первого вида
предназначается для использования в производственных, научных, образовательных,
социально-культурных целях.
Что касается имущества казны, то под
таковым понимаются все виды имущества, в том числе и финансовые ресурсы, не
закрепленные Российской Федерацией или соответствующим субъектом РФ за
государственными предприятиями и учреждениями. Это - финансовые ресурсы,
находящиеся в ведении федерального казначейства, входящего в качестве
структурного подразделения в состав Минфина России, казначейств субъектов РФ;
материальные ресурсы, находящиеся в ведении Минимущества России и его
территориальных органов исполнительной власти субъектов РФ, а также других
указанных в законе органов государства, управомоченных выступать от имени
Российской Федерации и соответствующих субъектов РФ.
Муниципальная собственность
представляет собой отдельную форму собственности, существующую параллельно с
государственной. Соответственно, право муниципальной собственности должно
рассматриваться как самостоятельное право собственности. По своему характеру и
юридической природе оно находится в одном ряду с правом государственной
собственности. Их сближает то, что через посредство органов публичной власти
оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы.
Но между ними имеются и значительные различия. Если субъектами права
государственной собственности являются государство и государственные
образования как публично-властные структуры, отделенные от гражданского
общества, то в качестве субъектов муниципальной собственности выступают
городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, иными
словами, население, проживающее на территории данных поселений и образований,
наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной
власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления. Как
отмечено в ст. 130 Конституции, местное самоуправление обеспечивает владение,
пользование и распоряжение муниципальной собственностью, т.е. имуществом,
находящимся в муниципальной собственности, а управляют муниципальной
собственностью, согласно ст. 132 Конституции, органы местного самоуправления.
Аналогичное положение закреплено и в п. 2 статьи 215 ГК РФ.
Имущество, являющееся объектом права
муниципальной собственности, подразделяется на те же группы, что и
государственное имущество. Это: 1) имущество, закрепленное за муниципальными
предприятиями и учреждениями на режиме права хозяйственного ведения и права
оперативного управления, и 2) имущество, не закрепленное за муниципальными
предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего
поселения или иного муниципального образования.[9] Имущество первой
группы имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и
производственное значение. Имущество второй группы призвано удовлетворять
потребности населения, связанные с проживанием на территории соответствующего
поселения или иного муниципального образования, а также финансово и материально
обеспечивать деятельность органов местного самоуправления.
Имущество, находящееся в муниципальной
собственности, по своему видовому, количественному и стоимостному состоянию,
естественно, не совпадает с тем имуществом, которое является объектом права
государственной собственности. По указанным параметрам оно более ограничено,
поскольку предназначено для решения функционально отличных от государственных
задач местного значения.
3. Собственность в экономическом и юридическом смысле
Главный
исследуемый предмет - право собственности.
Общепризнанно,
что вопрос собственности - это, пожалуй, один из самых главных вопросов, определяющих
генерацию, существование и пути развития человеческого общества. От того, как
(и кем) он поставлен, решается и регулируется в данный момент времени (в том
числе и в данный исторический промежуток времени) зависит устойчивость,
благополучие, а зачастую и само существование любого общества (как, впрочем, и
каждого отдельного члена данного общества).
При
этом общественность, чаще всего, рассматривает собственность как категорию
социально-экономическую. В этом смысле наиболее близким к истине мне представляется
определение собственности как особого, основополагающего общественного
отношения.
В
самом деле, собственность невозможно представить без того, чтобы одни индивиды
(либо их группы) относились к конкретным вещам, условиям и продуктам производства
как к своим, а прочие - как к чужим. Из этого с очевидностью следует, что
собственность - это отношение индивида к вещи.
При
этом, поскольку речь идёт об отношении разных людей к одной и той же конкретной
вещи, то имеются основания говорить о собственности как об отношениях между
индивидами по поводу вещей.
Следует
обратить внимание на то обстоятельство, что собственность немыслима не только
без отношения собственника к вещи как к своей, но и без отношения всех остальных
членов общества к данной вещи как к чужой и, более того, как к находящейся под
суверенной властью данного лица. Таким образом, собственность - это общественное
отношение.
При
более полном развертывании определения собственности, как экономической
категории, различные экономисты исходили из разных оснований - статичности или
динамичности этой категории, основных ее проявлений в повседневной практике, ее
классового и исторического характера и так далее. С моей точки зрения, наиболее
функциональным, с точки зрения настоящего исследования является определение
через основные проявления хозяйственного господства собственника над вещью:
владение, пользование, распоряжение.
Статика
отношений собственности выражается во владении, означающим
полное хозяйственное господство собственника над данной вещью, ее
“закрепленность” за индивидами или их сообществами. Пользование, в
экономическом смысле, определяется как извлечение из вещи полезных свойств
путем ее производительного или личного непроизводственного потребления. Распоряжение
означает совершение в отношении действий и иных актов, определяющих ее
судьбу, вплоть до отчуждения или уничтожения вещи. В пользовании и распоряжении
отражается динамика отношении собственности.
Таким
образом, собственность, как экономическая категория, определяется как отношение
индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей им вещи, как к своей,
которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в
устранении воздействия всех иных субъектов в ту сферу хозяйственного
господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как
общественное отношение по поводу владения распоряжение и распоряжение вещью.
В
обществе, где все основные отношения в той или иной форме урегулированы правом
такого рода, глобальное общественное отношение не может не быть также
урегулировано правом. Таким образом, имеются основания говорить о собственности
не только как о социально-экономической, но и о правовой категории.
Право
собственности, с точки зрения юридической, может быть определено в объективном
и субъективном смысле.
4. Основания возникновения и прекращение права собственности
4.1. Основания и способы приобретения права собственности.
«Основаниями
возникновения (приобретения) права собственности являются различные
правопорождающие юридические факты, т. е. обстоятельства реальной жизни, в
соответствии с законом влекущие возникновение права собственности на
определенное имущество у конкретных лиц». Основания приобретения права
собственности называются также титулами собственности. Титульное владение – это
владение вещью, основанное на каком-либо праве, вытекающем из соответствующего
юридического факта (например, право собственности, основанное на договоре
купли-продажи вещи или на переходе ее в порядке наследования).
Титулы
собственности могут приобретаться различными способами. Все способы
приобретения права собственности можно разделить на две группы:
-
Первоначальные, т. е. не зависящие от прав предшествующего собственника на
данную вещь (включая и случаи, когда такого собственника ранее вообще не имелось);
-
Производные, при которых право собственности на вещь возникает по воле
предшествующего собственника (чаще всего – по договору с ним).
К
первоначальным способам приобретения права собственности относятся:
-
Создание (изготовление) новой вещи, на которую ранее не было и не могло быть
установлено ничьего права собственности;
-
Переработка и сбор или добыча общедоступных для этих целей вещей;
- При
определенных условиях – самовольная постройка;
.
Приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, в том числе на
имущество, от которого собственник отказался или на которое утратил право.
К
производным способам приобретения права собственности относятся:
. На
основании договора или иной сделки об отчуждении вещи; порядке наследования
после смерти гражданина;
. В
порядке правопреемства при реорганизации юридического лица.
Практическое
значение такого разграничения состоит в том, что при производных способах
приобретения права собственности на вещь помимо согласия собственника
необходимо также учитывать возможность наличия на эту же вещь прав других лиц –
несобственников (например, залогодержателя, арендатора). Эти права чаще всего
не утрачиваются при смене собственника вещи, переходящей к новому владельцу. И
здесь действует старое правило, берущее начало еще в римском частном праве:
“Никто
не может передать другому больше прав на вещь, чем имеет сам”.
Таким
образом, различие первоначальных и производных способов приобретения права
собственности, по сути, сводится к отсутствию или наличию правопреемства, т. е.
преемства прав и обязанностей владельцев вещи.
Многие
способы возникновения права собственности могут использоваться любыми
субъектами гражданского права. Поэтому они называются общими или
общегражданскими способами приобретения права собственности. Однако, существуют
и специальные способы возникновения этого права, которые могут использоваться
лишь строго определенными субъектами.
Так,
реквизиция, конфискация, национализация могут служить основанием возникновения
только государственной собственности, а сбор налогов и пошлин– также и
муниципальной собственности, ибо для всех других собственников они являются
способами прекращения их права на соответствующее имущество.
4.1.1. Первоначальные способы приобретения права
собственности
К
числу данных способов, прежде всего, относится изготовление (создание) новой
вещи. Речь при этом идет о создании такой вещи «для себя», ибо, если она
создается по договору для другого лица, оно и становится собственником в силу
договорных условий. Важное значение при этом приобретает момент, с которого
вещь можно считать созданной (существующей), ибо он и становится
правопорождающим фактом.
Для
движимых вещей этот момент определяется фактом окончания соответствующей
деятельности, а для недвижимых – моментом государственной регистрации.
Лицо,
осуществившее самовольную постройку объекта недвижимости, по общему правилу не
приобретает на нее право собственности, а сама эта постройка не становится
недвижимостью, ибо она не подлежит государственной регистрации по причине
допущенных при ее создании нарушений. Лишь в порядке исключения возможно
признание права собственности на самовольную постройку за застройщиком либо за
собственником или иным титульным владельцем земельного участка, на котором
осуществлено такое строительство. Застройщик может стать собственником
самовольно возведенного строения как объекта недвижимости, если этим не
нарушаются законные интересы других лиц (например, соседних землепользователей)
и не создается угрозы жизни и здоровью граждан (что подтверждается наличием
необходимых разрешений со стороны органов пожарной охраны, санитарного надзора,
архитектурного или строительного контроля и т. д.), а лицо, осуществившее такую
постройку, должным образом оформило право на соответствующий земельный участок
(п.3 ст. 222 ГК). При наличии перечисленных условий суд может признать право
собственности на данную постройку за собственником или иным законным владельцем
земельного участка, на котором она осуществлена. В последнем случае новый
собственник обязан компенсировать застройщику необходимые расходы на
строительство.
Право
собственности на новую движимую вещь возникает в результате переработки
соответствующих материалов, из которых она создается. По общему правилу право
собственности на такую вещь приобретается собственником материалов.
Право
собственности на продукцию, плоды и доходы как результаты хозяйственной
эксплуатации имущества по общему правилу возникает у лица, использующего данное
имущество на законном основании (собственника, арендатора).
Сбор
ягод и грибов, лов рыбы или добыча других общедоступных вещей или животных
становятся первоначальным способом приобретения права собственности для любого
собравшего или добывшего их лица при условии, что они осуществлены в
соответствии с законом, разрешением собственника или местным обычаем.
К
числу первоначальных способов приобретения права собственности относится и
приобретение этого права на бесхозяйные вещи. Понятие бесхозяйных вещей
является собирательным, охватывающим такие разновидности, как брошенные
собственником вещи, находки, безнадзорные животные, клады. Во всех этих случаях
речь идет о возможности приобретения права собственности на вещи, собственник
которых либо неизвестен, либо отказался от них, либо утратил на них право.
Бесхозяйные
движимости становятся объектом собственности их фактических владельцев либо при
наличии условий, прямо установленных законом для конкретных ситуаций (брошенные
вещи, находка, безнадзорные животные, клад), либо в силу предусмотренных
законом правил о приобретательной давности.
Бесхозяйные
недвижимости должны быть приняты на государственный учет по заявлению органа
местного самоуправления, на территории которого находятся.
Если
в течение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет никто не
заявит о своих правах на нее, комитет по управлению муниципальным имуществом
может потребовать в судебном порядке признания муниципальной собственности на
такую вещь. Суд, однако, может и не удовлетворить данное требование (например,
при наличии фактических владельцев, должным образом использующих такое
имущество). Тогда эта вещь может перейти в собственность фактических владельцев
в силу приобретательной давности.
Приобретательная
давность распространяется на случаи фактического, беститульного владения чужим
имуществом. Наличие у владельца какого-либо юридического титула (основания)
владения, например, долгосрочного договора аренды, исключает действие
приобретательной давности. Сколько бы времени арендатор или, допустим,
хранитель ни владел чужим имуществом, он, разумеется, не становится его
собственником. Но если соответствующее имущество не имеет собственника или
утратило его, претендовать на роль его собственника может фактический владелец
(а не государство).
Для
приобретения права собственности на вещь по давности фактического владения ею,
в соответствии с правилами статьи 234 Гражданского Кодекса, прежде всего,
необходимо владеть ею добросовестно. Следовательно, фактический владелец не
должен быть, например, похитителем или иным лицом, умышленно завладевшим чужим
имуществом помимо воли его собственника.
Далее,
такое владение должно быть открытым, очевидным для всех иных лиц, причем
владелец относится к соответствующей вещи как к своей собственной (имея в виду
не только ее эксплуатацию, но и необходимые меры по ее поддержанию в надлежащем
состоянии, ибо собственник, как уже отмечалось несет бремя ответственности).
Наконец, такое владение должно быть непрерывным в течение установленных законом
сроков. Срок приобретательной давности для движимости установлен в пять лет, а
для недвижимости – в пятнадцать лет. Право собственности на недвижимость и в
силу истечения срока приобретательной давности возникает только с момента
государственной регистрации данного объекта.
К
числу бесхозяйных вещей закон отнес брошенные собственником вещи.
Если
такие движимые вещи не имеют значительной стоимости (ниже суммы,
соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда), либо
представляют собой брошенный лом металлов, бракованную продукцию, отходы
производства и другие отходы, они могут быть обращены в собственность лица, на
территории которого находятся (собственника или иного титульного владельца
земельного участка, водоема и т.д.), путем совершения им фактических действий,
свидетельствующих об обращении этих вещей в свою собственность. Иные брошенные
собственником вещи могут поступить в собственность нового владельца лишь путем
признания их бесхозяйными в судебном порядке.
Нашедший
потерянную вещь, не становится сразу же ее собственником.
Прежде всего, он обязан уведомить о находке лицо, потерявшее вещь, либо иного
известного ему законного владельца вещи либо сдать ее в орган милиции, местного
самоуправления либо владельцу помещения или транспортного средства, в котором
обнаружена потерянная вещь. По истечении 6 месяцев с момента заявления о находке
органу милиции или местного самоуправления и отсутствии сведений о законном
владельце вещи нашедший вещь приобретает на нее право собственности. При его
отказе от этого на найденную вещь возникает право муниципальной собственности.
Нашедший вещь имеет право на возмещение расходов по хранению этой вещи либо от
ее законного владельца, либо от органа местного самоуправления, в собственность
которого поступила найденная им вещь, а также право на вознаграждение за
находку от лица, управомоченного на получение вещи.
Во
всех случаях речь идет о движимом имуществе. Аналогичный, по сути, правовой
режим приобретают и безнадзорные животные, которые по истечении 6 месяцев с
момента заявления об их задержании и необнаружении их законного владельца
поступают в собственность нашедшего их лица, а при его отказе – в муниципальную
собственность.
4.1.2 Производные способы приобретения права собственности
При
таких способах приобретения права собственности учитывается воля прежнего
собственника (отчуждателя вещи), поэтому здесь основания приобретения права
собственности у одних лиц одновременно являются основаниями прекращения этого
же права у других лиц. Речь обычно идет о различных договорах – купли-продажи,
мены, дарения, аренды с выкупом и т. д., а также о наследовании имущества
граждан или о правопреемстве в отношении имущества юридических лиц или
публично-правовых образований.
Каждый из этих способов специально урегулирован законом в соответствующих
институтах (договорного права, наследственного права, правопреемства при
реорганизации юридических лиц), выходящих за рамки права собственности.
При
этом важное значение получает точное определение момента, с которого на
приобретателя вещи по договору переходит право собственности. Ведь с этого же
момента на него переходят и бремя собственности, и риск случайной гибели или
порчи вещи. Наш закон в пункте 1 статьи 223 ГК определяет этот момент по
“системе традиции”, или передачи, в соответствии с которой такое право
переходит на приобретателя в момент фактической передачи ему отчуждаемой вещи.
Однако этот момент определен диспозитивно - законом или договором сторон может
быть установлен и иной момент (например, заключение соглашения, получение
свидетельства о праве на наследство, регистрация передаточного баланса).
На
имущество, правовой режим которого подлежит государственной регистрации, прежде
всего на объекты недвижимости, право собственности обычно возникает в момент
регистрации перехода прав, а не в момент его фактической передачи или в иной
момент, определенный соглашением сторон. Не следует, однако, смешивать
регистрацию (учет) имущества и регистрацию его прав на него. Например,
регистрация в органах внутренних дел автомобилей или охотничьего и стрелкового
оружия не является правопорождающим фактом, а право собственности на эти
объекты переходит по общим правилам закона.
4.2 Основания и способы прекращение права собственности.
Право
собственности является не только наиболее широким, но и наиболее устойчивым
вещным правом, составляя основную юридическую предпосылку и результат
нормального имущественного оборота. Поэтому закон специально регулирует не
только основания приобретения права собственности, но и основания его
прекращения (правопрекращаяющие юридические факты).
Гражданско-правовая
регламентация оснований прекращения права собственности в основном направлена
на обеспечение неприкосновенности частной собственности граждан и юридических
лиц. Ведь многие основания прекращения права собственности, по сути,
устанавливают возможности перехода имущества из частной в публичную
собственность, но не наоборот. Прежде всего, это относится к возможностям
принудительного прекращения права собственности (помимо воли собственника).
Универсальный характер, касающийся всех собственников, имеют основания
прекращения права собственности по воле самого собственника (в добровольном
порядке) либо в связи с гибелью или уничтожением вещи, а также прекращение
этого права при обращении кредиторами взыскания на имущество собственника по
его обязательствам.
Прекращение
права собственности происходит лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.
Прежде всего, это случаи прекращения данного права по воле собственника. Такие
случаи охватывают две группы ситуаций: отчуждение собственником своего
имущества другим лицам и добровольный отказ собственника от своего права. В
первой ситуации речь идет о различных сделках по отчуждению своего имущества,
совершаемых его собственником (купля-продажа во всех его разновидностях, мена,
дарение, аренда с выкупом и т. д.). Порядок прекращения права собственности
отчуждателя (и возникновения права собственности у приобретателя) регулируется
главным образом нормами о сделках и договорах.
Отказ
от права собственности - добровольный отказ собственника от принадлежащего ему
права путем либо публичного объявления об этом, либо совершения реальных
действий, бесспорно свидетельствующих об этом его намерении (например, выброс
имущества).
Право
собственности на вещь прекращается также с ее гибелью или уничтожением,
поскольку при этом исчезает сам объект данного права. В случае гибели вещи
подразумевается, что это произошло при отсутствии чьей- либо вины, в силу
случайных причин или действия непреодолимой силы, за результаты которых никто,
как правило, не отвечает. Тогда риск утраты имущества по общему правилу лежит
на самом собственнике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конечно, в объеме этой работы трудно
полностью осветить такую глубокую и обширную тему, однако фундаментальные
понятия и базовые положения в указанной работе приведены.
Чтобы жить, каждый человек должен
хотя бы в минимальной степени удовлетворять свои материальные и духовные
потребности — в пище, одежде, жилище, получении образования, которое давало бы
ему возможность приспособиться к нынешним условиям производства и обмена,
медицинской помощи, овладении достижениями культуры и т.д.
Основные из этих потребностей члены
общества удовлетворяют за счет той доли общественного продукта, которая
поступает в их собственность и которой они владеют, пользуются и распоряжаются
по своему усмотрению и в своих интересах, устраняя всех других лиц от вмешательства
в закрепленную за ними как за собственниками сферу хозяйственного господства
над принадлежащим им имуществом.
Гражданский кодекс Российской
Федерации 1994 года (ст.2) регулирует основания возникновения и порядок
осуществления права собственности. Подробно и обстоятельно вопросы
собственности регулируются разделом II "Право собственности и другие
вещные права", состоящего из ст.209 - 306.
Одним из принципиально новых
положений содержащихся в нашей Конституции, принятой в 1993 г., является институт
частной собственности, признание ее и защита равным образом со всеми остальными
формами собственности. Также Конституция гарантирует создание и поддержание
единого экономического пространства, свободу экономической деятельности, что
является необходимым условием построения экономических отношений нового типа.
В настоящее время многое сделано для
закрепления и усовершенствования законодательных основ в области применения
права собственности.
Так, в ныне действующей Конституции
РФ не закреплены ни право на труд, ни принцип распределения по труду, что
отражает реалии, в условиях которых функционирует наше общество.
В то же время провозглашается, что
каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества
для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической
деятельности.
Но многое еще предстоит дорабатывать
в плане развития прав собственника, что надеюсь, с успехом будет реализовано в
ходе становления всей законодательной базы нашей страны.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Автор: во Франции, 1840;
Original E-text : Charles Keller and David Seaman;Оригинал текста: Чарльз
Дэвид Келлер и матрос;
Source : University of Virginia Library Electronic Text
Center, #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание т.21., с. 412
2 Приложение см.
стр. ; Источник: Университет штата Вирджиния Библиотека электронных текстов центр,
#"#_ftnref3" name="_ftn3"
title="">[3] Калиин А.Г., Масляев А.И., Гражданское право, часть 1, Учебник. - М.,
1997. – С. 164.
[4] Гражданское право. Часть 1. Учебник / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П.
Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 1996.С.179.
[5] Гражданское право. Часть 1. Учебник / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П.
Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 1996.С.181.
[6] Гражданское право. Учебник. / Под. ред. С. П. Гришаева. - М., 2000. –
С. 362.
[7] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный)
/ Отв. ред. О.Н. Садиков. – М., 1997. – С. 198.
[8] Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».
[9] Основы права: Учебник для средних и высших учебных заведений / Под
ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 1996. – С. 152.
Страницы: 1, 2, 3
|