2.2. Перспективы развития Казахстанского СМИ
О том, каким
должно быть телевидение в новом веке этот вопрос волнует всех. Но мы можем наблюдать
тенденцию сейчас. Качество вещания и главное развитие передач, программ, а самым
главным всегда является быстрые сенсационная и объективная информация.
Основным
направлением будущего развития телевидения в Казахстане должно является
увеличение охвата телеаудитории существующими в настоящее время
государственными программами. При этом необходимо делать все, чтобы для населения страны
были доступны передачи так называемого социально-гарантированного блока, в
который входит необходимый минимум общественно-политического, информационного,
культурно-просветительского, художественного, спортивного и образовательного
вещания.
По моему
убеждению в первую очередь чтобы конкурировать с гигантами западных СМИ,
государство должно поддерживать и обеспечивать культурным наследием весь
Казахстан. А коммерческие телекомпании должны создаваться венчурными и другими
инвестиционными компаниями. Так как наша школа журналистики пока не отвечает
международным требованиям, предприниматели боятся создавать такого рода
деятельности.
Программа
развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан на 2006 – 2008 годы
разработана в соответствии с пунктом 48 Сетевого графика исполнения
Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Президента
Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года и Программой
Правительства Республики Казахстан на 2006 – 2008 годы, утвержденной
постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2006 года № 222.
С принятием
нового Закона «О связи» в 2004 году (далее – Закон) начался очередной этап
развития отрасли телекоммуникаций, направленный на полную либерализацию
телекоммуникационного рынка с созданием условий для формирования открытой и
прозрачной конкурентной среды.
В настоящее
время в Казахстане создана нормативная правовая база отрасли, обеспечивающая ее
функционирование в новых условиях, а также реализован ряд первоочередных
системных мероприятий, определивших развитие отрасли телекоммуникаций в период
подготовительного этапа и частичной либерализации телекоммуникационного рынка
республики.
Текущий
процесс либерализации, как переходный период в развитии отрасли, сопровождается
постоянным поиском оптимальных решений по совершенствованию
организационно-правовой структуры управления отраслью, правил взаимодействия
субъектов рынка между собой и государством, технико-технологического развития телекоммуникационной
инфраструктуры.
В связи с этим
в предстоящем периоде предусматривается полностью завершить либерализацию
отрасли телекоммуникаций и обеспечить ее подготовку к динамичному развитию в
условиях открытого мирового конкурентного рынка. При этом отрасль
телекоммуникаций должна решать отдельные социально-экономические задачи
развития республики.
Важным
условием развития отрасли является обеспечение интересов безопасности
государства и общества. Существует необходимость выполнения ряда мероприятий по
развитию средств выявления и пресечения преступной и антиобщественной
деятельности с использованием сетей телекоммуникаций.
В этой связи
назрела необходимость в разработке новой Программы, которая будет
способствовать дальнейшему развитию отрасли телекоммуникаций, созданию
конкуренции, привлечению инвестиций, что позволит стране войти в число 50-ти
наиболее конкурентоспособных стран мира к 2012 году.
Отрасль СМИ в
нашей стране очень молодая и есть благодаря Советскому наследию. К развитию СМИ
на сегодняшний момент не подходят серьезно как со стороны государства, так и со
стороны предпринимателей. Не ведется активная маркетинговая деятельность. Не
отводится внимания на развитие брендинга в этой отрасли. Каналы существуют
благодаря информационным блокам, которые транслируют последние новости
происходящие в родной стране. Нет коммерческих телепередач, и мало заметен
присутствие патриотического духа в вещании и это касается и печатных СМИ.
К гигантам
Казахстанского СМИ можно отнести Национальное Телевизионное Информационное
Агентство (НТИА). С телеканалом Хабар, но этот канал не активно проводить свою политику по
выходу на международные рынки. Так как все-таки не хватает того качества
требуемое международными рынками.
Телеканал
Хабар Создан в 1995 году на базе информационной службы Казахского ТВ, его
первоначальное название – Национальное Телевизионное Информационное Агентство
(НТИА). Сегодня это ведущий национальный канал страны, вещающий на казахском и
русском языках, более чем для 13 миллионов потенциальных зрителей. В компании
работают более 600 сотрудников.
Приоритет в
вещании - новости. Основные принципы подачи информации – оперативность,
эксклюзивность, полнота и объективность. Информационные программы занимают до
трети всего эфирного времени. В Дирекции информационных программ работает свыше
двухсот сотрудников. Информация собирается из 14 собственных корпунктов в
Казахстане и 5 - в государствах СНГ. Собственные репортажи готовятся также из
12-ти ключевых стран Северного полушария. Большой популярностью пользуются
также публицистические, развлекательные, музыкальные, спортивные и другие
программы Агентства. Телевизионные сериалы, документальные и художественные
фильмы, демонстрируемые на канале, имеют неизменно высокий рейтинг. Репертуар
представлен картинами разных жанров - от элитарного кино до самых кассовых
блокбастеров.
Телеканал, практически
единственный в стране, проводит показ спортивных соревнований мирового уровня в
прямом эфире. Техническая база Агентства позволяет осуществлять прямую трансляцию
важнейших политических и культурных акций с места события.
Подразделения
Агентства:
· Спутниковый канал «Caspio Net» - круглосуточный информационный
канал с охватом территории Европы, Центральной Азии, Среднего Востока и
Северной части Африки. Потенциальными зрителями «CaspioNET» являются 99 миллионов
подписчиков. Приоритет в вещании - новости. Блоки вещания готовятся на
казахском, русском и английском языках.
· Телеканал «Ел арна» -
телевизионный развлекательный канал, с потенциальной аудиторией в девять с
половиной миллионов зрителей. Вещание ведется на казахском и русском языках. Приоритет
вещания – демонстрация художественных фильмов, телесериалов, образовательных и
культурологических программ.
· Радио «Хит ФM - Хабар» - одно из самых популярных
в Казахстане. Приоритеты
– информационные выпуски и музыкальные программы. Вещание ведется на казахском
и русском языках.
· Агентство «Хабар» входит в
состав:
· Азиатско-Тихоокеанского
вещательного союза (ABU)
· Организации
Азиатско-Тихоокеанских Агентств Новостей (OANA)
· Азиатско-Тихоокеанского
Института Развития Вещания (AIBD)
2.3. Несколько примеров развития СМИ компаний. И их международная
маркетинговая политика.
Би-би-си,
Британская вещательная корпорация (англ.
British Broadcasting Corporation, BBC) — комплекс радио- и
телевещания Великобритании.
Корпорация
осуществляет внутреннее теле- и радиовещание, а также внешнее, проводимое
Всемирной службой Би-би-си. Корпорация не является государственным СМИ, а представляет
собой общественную организацию с Контрольным советом, состоящим из 12 Попечителей,
назначаемых Королевой.
BBC
принадлежат два обычных телеканала в Великобритании, кабельный канал,
национальные и цифровые радиоканалы, несколько интернет-сайтов, около 40
журналов. BBC Worldwide принадлежат международные каналы BBC Prime и BBC
America. BBC World Service вещает на весь мир более чем на 40 языках. Выручка
BBC в 2005 — $7,205 млрд, убыток — $353 млн.
В финансовом
отношении Би-би-си существует на специальный сбор, который платят все жители
страны, у кого дома есть телевизор. Ежегодно эта сумма составляет 2,8 млрд.
фунтов (почти 5,4 млрд. долларов). Юридически Би-би-си осуществляет свою
деятельность в соответствии с Хартией (уставом, по которому существует
Британская телерадиовещательная корпорация). Хартия Би-би-си, в которой определяются
задачи, роль и структура корпорации, впервые вступила в силу в 1927
году. Она обновляется каждые 10 лет.
Внутри
Великобритании Би-би-си имеет более 20 различных телеканалов, включая
и круглосуточный канал новостей — BBC News 24. Радиовещание осуществляется по
14 различным каналам, передающим новости, радиопостановки, спорт и музыку
разных стилей и направлений[2].
Всемирная
служба Би-би-си (одно время она называлась Имперской службой) начала работать в
1932 году. Сегодня она вещает на 43 языках.
Общее число слушателей всех входящих во Всемирную службу отделений превышает
150 миллионов человек.
Главная
резиденция Всемирной службы, Буш-хаус, получил своё название от построившего
его Ирвинга Буша, владельца нью-йоркской компании Bush Terminal и одного из родственников нынешнего
президента Соединённых Штатов.
Как и американские
радиостанции «Голос
Америки» и «Свобода»,«Свободная Европа», Би-би-си в свете окончания
холодной войны и распада СССР, а также в связи
с борьбой с международным терроризмом изменила приоритеты иновещания. Всемирная
служба Би-би-си с 2007 года прекращает радиопередачи на 10 языках.
Сэкономленные средства пойдут на создание нового телеканала на арабском языке.
Это будет первая международная телеслужба Би-би-си на иностранном языке.
Предполагается, что новый канал начнёт вещание в 2007 году. Первоначально он
будет работать по 12 часов в день. Позже вещание предполагается сделать
круглосуточным.
Сокращения
коснутся в основном радиоредакций, вещающих на страны Центральной Европы.
Закрыты будут болгарская, венгерская, греческая, польская, словацкая,
словенская, хорватская и чешская службы.
Кроме этого
будет закрыто вещание на казахском языке. Вещание на русском языке в Казахстане
будет сохранено.
Прекратится
вещание и на тайском языке. Также планируется сократить радиовещание в Бразилии
(сайт Бразильской службы Би-би-си сохранится) и интернет-вещания на хинди. Все
эти преобразования планируется завершить к марту 2006 года.
Бренд Аль-Джазира (араб.
الجزيرة —
«остров») — катарская
телекомпания, со штаб-квартирой в Дохе.
По примеру этой
телекомпании хочу выделить их прорывную маркетинговую политику, в данном случае
создания бренда и управления им. Телеканал наверно стал известнее, чем западные гиганты СМИ. Как это произошло, когда
компании вкладывают десятилетиями, а аль-Джазира сделала имя себе за 7 лет.
11 сентября
2001 г. — день атаки террористов на Нью-Йорк — создал новую реальность.
Политика, экономика, судьбы государств, континентов и людей пришли в движение.
Безумный взрыв аукнулся волной негативной энергии для всей планеты. Но из
общего правила всегда бывают исключения. Не обошлось без этой «научной
теоремы» и в этот раз. Смерти в Америке дали жизнь «аль-Джазире» —
информационной компании арабского мира, которую в последнее время все чаще
сравнивают с CNN.
Мы не будем
описывать саму компанию и историю ее развития, поскольку, с одной стороны, эта информация
уже доступна для заинтересованного читателя, с другой — цель нашего материала
иная. А именно:
на примере «арабской СМИ» показать, как в таком переполненном рынке — поставки
новостей — можно создать новый бренд.
Для перехода к
теме позволим себе вспомнить, что с самого старта в 1995 г. катарская компания
сразу задала новые стандарты работы с новостями. Современный подход привел к тому, что
ряд исламских государств запретил трансляцию канала. Первый рывок на западные
рынки произошел в 1998 г., когда «Аль-Джазира» показала интервью с Усамой бен
Ладеном. С 2001 г. компания официально зарабатывает деньги самостоятельно, без
поддержки своего создателя эмира Катара шейха Хамада бин Халифа аль-Хани.
Чтобы понять,
как именно на наших глазах происходит рождение бренда, давайте разберем его на
компоненты.
Первое. Для
того чтобы бренд состоялся, необходимо в его основу положить хороший продукт.
Если мы посмотрим публикации про «Аль-Джазиру», то увидим, что основой
«продукта» стало привлечение в компанию арабских журналистов, которые
сформировались в стенах Orbit Communications, партнера британского ВВС,
пытавшегося создать в Саудовской Аравии первый построенный на западный манер
телеканал. Таким образом, «аль-Джазира» заполучила людей, прошедших очень хорошую
профессиональную подготовку во всемирно признанных средствах массовой
информации.
Далее. Что
немаловажно для развивающегося бренда — это какие-то уникальные особенности
товара, его составляющего. И для бренда «аль-Джазиры» этой точкой отличия явилось
то, что компания арабская и имеет доступ к арабским первоисточникам.
Естественно предположить, и это видно на практике, что зачастую там, где
европейские и американские журналисты не смогут работать по моральным или
психологическим причинам, арабские сделают свое дело. О разнице между Востоком
и Западом столько говорено, что нет смысла повторяться. Но различия в этикете,
в поведении мужчин и женщин, в подходе и в оценках событий являются достаточно
серьезными причинами для того, чтобы арабские журналисты чувствовали себя на
коне там, где европейские и американские будут проигрывать.
Итак, мы имеем
два серьезных компонента бренда. Один из них не отличительный, но гарантирующий
качество продукта, — это высокопрофессиональная работа, бесстрашие, умение
взять интервью в самых тяжелых условиях с точки зрения журналистики. Второй,
уже отличительный, — журналисты компании имеют доступ к тем информационным
ресурсам, до которых не могут добраться сотрудники других поставщиков новостей.
И это уже уникальное отличие, который дает шанс на создание настоящего бренда.
Но хорошего продукта и уникальности по отдельности или даже вместе мало для
того, чтобы бренд состоялся. Важно, чтобы потребители хотели покупать этот
бренд, чтобы они испытывали в нем необходимость и были готовы заплатить за
пользование брендом определенные деньги.
И здесь «аль-Джазире»
повезло, так как начиная с 11 сентября 2001 г. весь мир испытывает большую
потребность в ее услугах. Ведь качество информационного вещания компании и
преимущество по доступу к информации являются залогом того, что никто другой,
кроме «аль-Джазиры», не сможет доставить арабскую точку зрения об арабских
событиях европейским или американским зрителям. Таким образом, компания стала
уместным и необходимым брендом для потребителей. Потребитель хочет получать
информацию именно от «аль-Джазиры», и этим он вызывает бренд к жизни.
Бренд востребован. В нем нуждаются многие,
в том числе и те, кто его не любит. Это отличная стартовая площадка для дальнейшего
развития. Проблема, которая стоит перед «аль-Джа-зирой», распространяется и на
любой другой бренд: что будет после первой пробы? Сегодня события в мире
подтолкнули многих покупателей к «первой пробе» информации этого канала. Люди
«покупают» товар - информацию «аль-Джазиры». Люди хотят узнавать новости не
только от CNN или BBC... Они хотят получать различные точки зрения. Сегодня
люди пробуют «на вкус» канал «аль-Джазира». И пока то, что они чувствуют, нравится.
Проблемы канала начнутся после того, как закончится период потребления
новостийной информации. После того как уляжется буря, поднятая в Ираке.
Возможно, что эти бури не улягутся никогда. В арабском мире, который достаточно
агрессивен, религия которого развивается, энергия которого требует экспансии
вовне, всегда будет пища для сплетен и, к сожалению, для человеческих
трагедий. И поэтому «аль-Джазира» всегда будет востребована. Тем более что в ее
бренде есть не только продуктово-ориентированные элементы, но и компоненты
бренда более высокого порядка. Например, такой, как самовыражение. «Я слежу за
последними новостями. Я уверен в том, что я хорошо информирован и лучше других
разбираюсь в последних событиях». Такие эмоции может вызывать бренд «аль-Джазиры»
у человека, который в присутствии других захочет проявить себя как неординарный
эксперт по международным событиям.
То есть бренд
«аль-Джазиры» задействовал три основных направления, по которым развивается
бренд. Функциональный — он дает новости и информацию. Эмоциональный — человек
может сопереживать событиям, которые происходят далеко, которые касаются его
непосредственно. Самовыразительный — человек может похвастаться перед другими
тем, что он следит за событиями в мире.
Конечно же,
вряд ли спрос со стороны европейских и американских покупателей на новости
канала в будущем удержится на столь высоком уровне. Потребители очень преданы
своему покупательскому паттерну. Этнический продукт или продукт с социальными
особенностями хорош только в бутылке как экзотика. Если же речь заходит о
святая святых современных западных религий — телевидении, то ни средний гражданин
европамерики, ни государственные мужи не готовы открывать душу и сердце новому.
Мелькание репортеров с непривычными чертами лиц, говорящих с акцептом, который
в подсознании вызывает угрозу, скоро надоест успокоенному буржуа.
Информационное давление « аль-Джазиры» очень скоро на государственном уровне
сытых экономик негласно будет признано тлетворным, и (на караул!) его
демократически свернут.
Коммерческие
проекты. Музыкальные каналы
В нашей стране
музыкальное телевидение представлено несколькими каналами — MUZzone и “Hit-tv”, а также зарубежными музыкальными каналами,
за счет развитой сети кабельного телевидения. Музыкальное телевидение — это
отдельный мир со своей философией и внутренними противоречиями и проблемами.
Пока их не видно, но возможно, что в ближайшем будущем они выйдут наружу. Отечественные музыкальные
каналы, не имеют пока такого потенциала для развития нежели Российские МУЗ ТВ,
M tv, Ru tv и т.д. Вообще наблюдается такая
тенденция, что музыкальные каналы больше подходят к отрасли шоу бизнеса, нежели
СМИ. Здесь
идет взаимосвязь между развитием шоу бизнеса и поп культуры и развитием самого
музыкального телевидения.
Но гигантом в
этой отрасли, безусловно, является Американский, а ныне можно сказать всемирный
Mtv. Его история развития, это история
развития шоу бизнеса и поп культуры всего мира. Дейстивтельно это компания с
видением будущего и в ней работают топ-менеджеры пятого уровня.
Компания создала
свой собственный кластер, его название - поп индустрия. Бренд Mtv настолько популярен, что другие
каналы при таком же формате вещания все равно отстают в рейтинге. В свою же
очередь Mtv не зря вышел за рамки США, и
усилено развивал и занимался брендингом. Mtv это не только хорошое настроение, это и акссесуары, и event-события, это праздник Mtv-awards, это молодежные сериалы, это кино и клип-индустрии, это
целый мир для шоу бизнеса и индустрии моды.
MTV («Эм-ти-ви́»; полное
наименование Music Television) — телеканал, посвящённый современной
популярной музыке и молодёжной субкультуре. Вещание телеканала началось в США 1 августа
1981 года. В настоящее время брэнд MTV по
лицензии используют множество телекомпаний в различных странах мира. На русском
языке («MTV
Россия») начал своё вещание 26
сентября 1998 года.
История канала
Концепция
канала появилась ещё в 1977 году — в качестве
музыкального канала местной кабельной телесети в Колумбусе,
штат Огайо.
Общенациональное вещание MTV началось в 1 августа
1981 года (хотя первые
трансляции были доступны лишь жителям Нью-Джерси).
Первым видеоклипом, показанным в эфире канала стал «Video Killed the Radio Star» в исполнении Buggles.
Успех сразу пришёл к каналу — вскоре он насчитывал два миллиона подписчиков.
Между тем, канал подвёргся обвинениям в расизме
— в первые годы существования MTV показывались в основном видеоклипы белых
исполнителей (на что руководители канала приводили довод, что производство
видеоклипов негритянских
музыкантов было крайне небольшим). Ситуация была изменена с выходом клипа «Billie
Jean» Майкла
Джексона в 1983 году: этот и
последующие видеоклипы музыканта попали в постоянную ротацию канала. Довольно
скоро звукозаписывающие компании увидели в MTV огромный маркетинговый
инструмент, и почти все новые синглы стали
сопровождаться видеоклипами,
которые у многих исполнителей превращались в мини-фильмы.
В 1984 году на канале
появился свой первый хит-парад «Top 20 Video Countdown». С того же года стали
проводиться церемонии награждения самых популярных клипов на канале («MTV Video Music Awards»). В 1985 году на канале
впервые появилась социальная
реклама безопасного секса.
1 августа
1987 года с видеоклипа
«Money
for Nothing» начал вещание европейский филиал канала — MTV
Europe, который, в свою очередь, в последующие годы лицензировал
создание множества национальных каналов MTV в странах Европы.
26
сентября 1998 года начал своё
вещание «MTV
Россия».
Формат
Первоначально
содержание MTV представляло собой ротацию музыкальных видеоклипов,
объём которых, в свою очередь, стал интенсивно увеличиваться с появлением
телеканала. Затем появились тематические музыкальные программы («120 Minutes»,
«Yo! Raps» и др.); в 1993 году появился
свой первый мультипликационный сериал («Бивис
и Баттхед»). В конце 1990-х
гг. MTV значительно изменил свой формат, предоставив основное эфирное время
различным шоу, специальным сериалам и т.д. Собственно музыка была вынесена в
созданные MTV различные специализированные телеканалы (VH1, MTV2, MTV Jams и
др.)
В 2006 г. MTV Россия запустил высокобюджетный
телесериал собственного производства «Клуб». Успех сериала среди зрителей позволил
телеканалу снять и второй сериал «Здрасьте, я ваше папо».
В 2004 г. MTV Россия устраивает собственную
церемонию музыкальных наград — Музыкальные награды MTV Россия (RMA).
В июне 2007г. 100% акций телеканалов «MTV Россия» и
«VH1» были выкуплены компанией «Проф-Медиа»
Вещание
Охват вещания
— 720 городов стран СНГ—
России, Украины, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Молдавии.
В том числе в 475 городах на территории России. В декабре 2005 года MTV Россия запускает новый канал VH1.
Заключение
XX век качественно
изменил общество в технологическом, экономическом и социальном плане. Нынешний
рубеж столетий знаменателен особым образом, процесс глобализации, происходящий
на наших глазах, меняет и традиционную экономику, и формы социальной
активности, и менталитет, и привычки людей и ценности.
Информационные
технологии, информационное общество - эти термины постоянно встречаются на
страницах газет, научных статей, в радио- и телепередачах, однако очень часто
их используют, не вникая в смысл понятий. А между тем, даже среди исследователей
нет полного согласия относительно целесообразности называть современное
общество информационным и относительной степени его отличия от общества,
предшествовавшего сегодняшнему, да и перспектив его дальнейшего развития. Этот
вопрос касается качества информации передавемых СМИ, коммерциализация и не
много отклонение от прямой фцнуции СМИ. Но между тем нужно отметить, что при
этом СМИ успешно развивается и основательно подходит к вопросу развития.
Так,
развертывание рыночных отношений в сфере массовых коммуникаций в ряде случаев
заглушает присущее журналистике гуманистическое звучание и навязывает населению
далеко не лучшие примеры для подражания. Если в странах Северной Европы
сохранилось влияние государства на программную политику радио и телевидения, то
в Казахстане это важное дело, к сожалению, по сути дела полностью отдано на
откуп предпринимателям. И Государство в качестве своего вмешательства проводит
тенедеры на вещание телепередач, в основном на казахском. Вопрос языка в СМИ
индустрии очень важный. Неправильный выбор языка приводит к тупику компании,
население не привыкло принимать информацию на не понятном языке, а так как эта
потребность не первой необходимости, тем более что всегда существуют
альтернативные методы принятия информации, то у людей не возникает желания
приобрести информацию у данных СМИ компаний.
Назначение всех
средств массовой информации - удовлетворение информационных потребностей
человека, общества, государства. Это относится и к телевидению, которое
отличается тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее,
достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ.
Говоря об информационной функции телевидения, необходимо, вероятно,
ограничиться узким и конкретным толкованием самого понятия "информация".
Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и
культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Телевидение имеет
большой потенциал для воспитания патриотического духа населения. Когда
транслируются качественные и интересные телепередачи, красивые ведущие и
красивые артисты, и честные новости информационных блоков и т.д. – это все
приводит к высокому рейтингу не только телеканала, но страны в целом.
Список использованной литературы
1.
Голубков
Е.П. Маркетинговые исследования:
теория, практика и методология. М.: Финпресс, 1998.
2.
Голубков
Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.: Финпресс, 1999.
3.
Тамберг
В. Бадьин А. Бренд: бовая машина бизнеса. – М.: ЗАО «Олимпия-Бизнес», 2005
4.
Перция В.
Брендинг: курс молодого бойца. СПб.: Питер, 2005
5.
Джим
Коллинз. От хорошего к Великому. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2002.
6.
Фатхудинов
Р.А. Производственный менеджмент: 5-е изд.- СПб.: Питер, 2006.
7.
Давид А.
Аакер. Создание сильных брендов. - М.:Изд. Дом Гребенникова, 2003.
8.
Официальный
сайт Mtv: www.mtv.ru
9.
Официальный
сайт BBC: www.bbc.com
10.
Информационный
портал министерства культуры РК
* В
данном случае понимается как производитель СМИ.
Страницы: 1, 2, 3
|