Процессуальная самостоятельность и
независимость следователя являются не только правовым, но и этическим
принципом. От следователя требуется действительное, неформальное соблюдение
требований закона о полном, всестороннем и объективном расследовании всех обстоятельств
дела в их совокупности. В этом состоит также его высокий моральный долг.
Индивидуальные черты следователя, его
психология, мировоззрение и весь его моральный облик проявляются во всех тех
конкретных действиях и решениях, которые выполняются и выносятся им в связи с
расследуемым делом. Действия и решения следователя, в конечном счете,
становятся достоянием широкой гласности. Отсюда — любое отступление от
требований закона, проявление необъективности, нарушение правил следственной
этики и низкая правовая культура расследования порождает сомнение в соблюдении
принципа процессуальной самостоятельности следователя и не могут не нанести в
целом вреда воспитанию граждан уважения законности и правопорядка.
Внутреннее убеждение следователя —
это не просто личное усмотрение или проявление субъективизма. Во всех случаях
имеется в виду убеждение, основанное на всестороннем, полном и объективном
рассмотрении самим следователем всех обстоятельств дела в их совокупности.
Для установления истины по делу
следователь по каждому уголовному делу должен сам собрать, проверить и оценить
доказательства; сам убедиться в их достоверности и не поддаваться постороннему
воздействию, особенно тех лиц, которые лично не исследовали доказательств.
Именно в этом находит свое выражение этико-правовая сущность принципа
процессуальной самостоятельности следователя; именно здесь проявляется
непосредственная связь между принципом процессуальной самостоятельности
следователя (оценкой им доказательств по внутреннему убеждению) и установлением
объективной истины по делу.
Процессуальная самостоятельность
следователя относится как к сфере принятия им решений, так и в целом ко всей
его процессуальной деятельности: планирование расследования, выбору наиболее
эффективных и основанных на законе тактических приемов и методов расследования,
направленных к быстрому и полному раскрытию преступлений.
Осуществление принципа процессуальной
самостоятельности следователя обеспечивается взаимосвязанной системой
нормативных актов, устанавливающих его процессуальные полномочия, принципы
оценки доказательств по внутреннему убеждению следователя, законности и
обоснованности принимаемых им решений, требование объективности и личной
заинтересованности в деле и ряд других.
Существенные гарантии реальности
процессуальной самостоятельности следователя содержатся также в нормах
материального права — уголовного и административного: обеспечение, например,
личной неприкосновенности следователя от посягательства на него в любой форме;
определенный порядок назначения, увольнения и привлечения к дисциплинарной
ответственности и т.д.
Все это дает основание для вывода о
наличии в действующем законодательстве системы норм, образующих институт
процессуальной самостоятельности следователя. Их определяющая цель состоит в
обеспечении законности и установлении объективной истины по расследуемому
уголовному делу, ибо в случае постороннего воздействия на следователя или
нарушения им самим своего служебного и морального долга — вынести решение
только на основе своего убеждения — ставится под удар важная процессуальная
гарантия достижения объективной истины.
В связи с изложенным можно
сформулировать следующее определение.
Принцип процессуальной
самостоятельности следователя — это закрепленное в нормах действующего
законодательства положение, состоящее в праве и обязанности следователя
принимать все решения по находящемуся в его производстве уголовному делу и
материалам самостоятельно, по своему внутреннему убеждению, совести и долгу,
отвечая в полной мере за их законность, обоснованность, справедливость и
своевременное проведение в жизнь.
Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации существенно изменил прежний порядок уголовного
судопроизводства, в том числе на стадии предварительного следствия. Но эти
изменения произошли явно не в сторону укрепления процессуальной
самостоятельности следователя, что мы и попытаемся рассмотреть в данной статье
Процессуальная самостоятельность
является важнейшим элементом правового статуса следователя и его значение
велико для успешного решения стоящих перед ним задач. Как уже отмечалось выше,
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации определяет, что следователь
вправе самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о
производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением
случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения и
санкции прокурора (ст. 38). Также новый уголовно-процессуальный закон наделяет
следователя свободой оценки доказательств, определив данную правовую норму как
один из принципов уголовного судопроизводства. Статья 17 УПК РФ указывала, что
следователь, наряду с иными субъектами уголовного процесса, оценивает имеющиеся
в уголовном деле доказательства по своему внутреннему убеждению, на основе их
совокупности, руководствуясь при этом законом и совестью. Аналогичные положения
содержали нормы УПК РСФСР. Других упоминаний и разъяснений понятия
процессуальной самостоятельности новое законодательство, как и прежнее, не
содержит, что и предопределяет неоднозначное решение этого вопроса.
Новый кодекс ограничил право
следователя на внесение представлений о принятии мер по устранению
обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Если раньше
следователь мог внести его на любом этапе расследования, то теперь только при
окончании предварительного расследования (ст. 158 ч. 2 УПК РФ). При этом закон
обязывает рассмотреть представление не позднее одного месяца со дня его
вынесения с обязательным уведомлением о принятых мерах. Следователь, возможно,
направляет ответ на представление в суд или же указывает, чтобы ответ был
направлен сразу в суд, но уже сам не правомочен оценить полноту и качество
принятых мер.
Обеспечение процессуальной
самостоятельности следователя имеет огромное значение при выполнении задач
предварительного следствия. Представление самостоятельности важно и тем, что
таким образом на следователя возлагается ответственность за ход и результаты
расследования. Ответственность может возникнуть только на основе свободы в
принятии решений, а не при выполнении указаний, в правильности которых он не
всегда убеждён. Кроме повышения персональной ответственности, самостоятельность
способствует строгому и точному соблюдению правовых предписаний.
Процессуальную самостоятельность
следователя, также и его независимость необходимо отнести к принципам
уголовного судопроизводства. Хотя самостоятельность следователя и реализуется
главным образом на досудебной стадии, но это не означает, что её реализация не
отражается на осуществлении правосудия. Следователь должен принимать решения и
действовать по своему внутреннему убеждению и нести полную ответственность за
расследование уголовного дела. Из этого следует, что решения должны изначально
приниматься следователем самостоятельно даже тогда, когда требуется санкция или
согласие судьи и прокурора. Постоянное обращение к чужому мнению, согласования
и утверждения не позволяют следователю принимать решения по собственному
убеждению. Все это неминуемо скажется на отношении к результатам расследования,
его инициативе в решении задач следствия. Без закрепления в законодательстве
процессуальной самостоятельности следователя как принципа судопроизводства её
реализация представляется довольно призрачной.
Поэтому, если на данном этапе не
будут обеспечены гарантии деятельности следователя, то это приведёт к
дальнейшему обезличиванию этой процессуальной фигуры, снижению престижа этой
профессии и утрате профессиональной, действенной категории юристов.
Мы рассмотрели общие вопросы,
касающиеся процессуальной самостоятельности следователя. Далее будут рассмотрены
вопросы процессуальной самостоятельности следователя в конкретных ситуациях.
Для этого необходимо дать развернутую классификацию принимаемых следователем
процессуальных решений.
Как уже упоминалось выше ст. 38 УПК
РФ определяет объём полномочий следователя. Следователя в уголовном
судопроизводстве. Следователи являются должностными лицами прокуратуры (п.1 ч.2
ст.151), органов ФСБ (п.2 ч.2 ст.151), ОВД (п.3 ч.2 ст.151). Этими полномочиями
могут обладать также прокурор (п.2 ч.2 ст.37) и начальник следственного отдела
(ч.2 ст.39) в случае принятия ими УД к своему производству.
Законодатель в ч. 2 ст. 38 УПК
наделяет следователя значительными полномочиями по направлению хода
расследования, производству следственных и иных процессуальных действий,
которые составляют юридическую основу процессуальной самостоятельности
следователя. Следователь имеет право самостоятельно выдвигать и проверять
версии, планировать следственные и иные процессуальные действия, собирать,
проверять и оценивать доказательства в порядке, установленном УПК. На основании
этого можно дать следующую классификацию принимаемых следователем
процессуальных решений по критерию процессуальной самостоятельности.
Следователь самостоятельно может
принимать следующие процессуальные решения:
· признание доказательства
недопустимым (ч.2 ст.88);
· принятие решения о приводе
обвиняемого (подозреваемого), а также потерпевшего и свидетеля (ст.113);
· вызов граждан для допроса
(ст.187);
· задержание лиц, подозреваемых в
совершении преступлений (ст.91), вынесение постановления о привлечении их в
качестве подозреваемых или обвиняемых;
· о выделении из уголовного дела в
отдельное производство другого уголовного дела (ч.1 ст.154), выносить
постановление о выделении из уголовного дела материалов, содержащих сведения о
новом преступлении (ст.155).
В целях обеспечения в уголовном
судопроизводстве конституционных прав человека и основных свобод УПК РФ
ограничивает самостоятельность следователя при избрании меры пресечения в виде
заключения под стражу т.к. оно допускается только на основании судебного
решения.
Процессуальная самостоятельность
следователя со стороны прокурора непосредственно ограничивается при принятии
следующих процессуальных решений:
· возбуждение уголовного дела (ч.1
ст.146);
· возбуждение перед судом ходатайства
об избрании, отмене или изменении меры пресечения;
· вынесение постановления следователя
о прекращении производства по УД (п.13 ч.2 ст.37);
· утверждение прокурором
обвинительного заключения (п.1 ч.1 ст.221).
По новому законодательству установлен
судебный контроль за применением мер пресечения и другими мерами
процессуального принуждения, тем самым нормы уголовно-процессуального
законодательства приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
Хотя основной закон наделяет суд правом принятия решений только по четырём
процессуальным действиям, то по УПК РФ - более двадцати действий следователя
требуют согласия суда. Введение судебного контроля на предварительном следствии
- необратимый процесс на пути построения демократического государства,
интеграции России в мировое сообщество. Наиболее существенное ограничение прав
и свобод личности возможно только на основании судебного решения. Но при этом
должна обеспечиваться эффективность и оперативность деятельности органов
следствия, осуществляющих уголовное преследование, что на наш взгляд новый
уголовно-процессуальный кодекс не решает. Нет и ответа на вопрос участия судьи
при окончательном рассмотрении дела после санкционирования следственных
мероприятий. Возможно, что при расследовании сложных уголовных дел судья
неоднократно будет оценивать доказательства, решать вопросы о мерах
процессуального принуждения и после этого он должен вынести беспристрастный
объективный вердикт.
Несмотря на передачу от прокурора
суду полномочий, затрагивающих наиболее важные конституционные права и свободы
человека и гражданина, прокурорский надзор за деятельностью следователя не
только сохранен, но и расширен. Суд не вправе без согласования с прокурором не
только решить вопрос по существу, но даже принять к рассмотрению ходатайство
следователя. Следователь теперь обязан согласовывать с прокурором все решения о
возбуждении ходатайства о проведении следственных мероприятий перед судом.
Согласие прокурора также требуется на решения следователя о возбуждении
уголовного дела, о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон,
изменением обстановки, с деятельным раскаянием, об избрании меры пресечения в
виде залога, о выемке предметов и документов, содержащих государственную или
иную охраняемую федеральным законом тайну, о соединении уголовных дел.
Также прокурор может лично
участвовать в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях
производить отдельные следственные действия, разрешать отводы, заявленные
следователю, отстранять следователя от дальнейшего производства расследования,
передавать уголовные дела от одного следователя другому, отменять незаконные и
необоснованные постановления, продлевать срок предварительного расследования,
утверждать обвинительное заключение, возвращать уголовное дело на
дополнительное расследование. Как мы видим перечень действий следователя, на
которые требуется согласие прокурора, значителен. По Уголовно-процессуальному
кодексу РСФСР 1960 года не требовалось согласие прокурора на возбуждение
уголовного дела, производство осмотра жилища, наложение ареста на имущество и
ряд других решений следователя. Тем не менее, предложений сузить круг
процессуальных действий, принимаемых с согласия прокурора, в период его
действия высказывалось достаточно много. B. C. Шадрин считает, что зависимость
следователя от прокурора при осуществлении им своих действий и решений выходит
далеко за пределы исключений, когда законом предусмотрено получение санкции,
«хотя расследование ведёт следователь, прокурор имеет все возможности в любой
момент вмешаться в него и побудить следователя к правильной, с его точки
зрения, корректировке хода и результатов расследования в порядке осуществления
надзора за исполнением следователем требований закона»[12].
При столь значительном расширении
форм судебного контроля на предварительном следствии возникает вопрос о его
соотношении с прокурорским надзором. Деятельность следователя оказывается под
двойным контролем, что осложняет не только его работу, но и влечёт ограничение
некоторых прав граждан и юридических лиц, увеличение сроков расследования.
Снижается быстрота, оперативность в исследовании обстоятельств преступлений,
которые обретают всё более сложные квалифицированные виды. Стоит вспомнить
слова гуманиста и юриста Ч. Беккариа, который писал: «Чем скорее следует
наказание за преступлением, чем ближе к нему, тем оно справедливее, тем оно
полезнее»[13].
При рассмотрении данной проблемы
заслуживает интерес мнение И. Л. Петрухина. Он считает, что нет надобности в
том, чтобы одни и те же контрольные функции выполняли различные органы: «Нет
смысла иметь на предварительном следствии как бы двойной заслон от ошибок и
злоупотреблений. При хорошо поставленном судебном контроле прокурорский надзор
в некоторых отношениях становится излишним»[14]. В
связи с этим он предлагает, чтобы при обращении в суд следственный орган ставил
в известность прокурора и при отсутствии возражений передавал материалы в суд,
где сам обосновывал бы необходимость проведения следственного действия. При
этом прокурор оставляет за собой право участвовать в суде, если его участие
будет способствовать принятию законного и обоснованного решения. Данный вариант
представляется вполне приемлемым, тем более в связи с расширением сферы
судебного обжалования действий любого органа государственной власти, права
граждан в случае возможных нарушений будут восстановлены.
За всю историю развития и существования государства и преступности
человечество не нашло иного правового средства борьбы с преступностью, чем
справедливое наказание по приговорам судов. Многовековой опыт истории развития
государства и борьбы с преступностью убедительно свидетельствует, что
справедливое наказание виновных по судебным приговорам является не только
лучшим, но, по существу, единственно возможным правовым эффективным средством
борьбы с преступностью в современных демократических государствах.
Очевидно, что раскрытие преступлений и изобличение виновных в их
совершении было и остается одной из важнейших задач стадии предварительного
расследования, без положительного разрешения которой невозможна борьба с
преступностью путем справедливого наказания судом виновных или оправдания
невиновных. Неоспоримо, что чем выше уровень действительной раскрываемости
преступлений и изобличения виновных в стадии предварительного расследования,
тем успешнее осуществляется правосудие судами и эффективнее выполняется задача
по сдерживанию роста преступности в стране.
1.
Конституция
РФ. М., 1993.
2.
Уголовно-процессуальный
кодекс РФ. М., 2001.
3.
Закон РФ
«Об оперативно-розыскной деятельности в РФ». М.,1994.
4.
Дармаева
В.Д. О процессуальной самостоятельности следователя // Следователь: Федеральное
издание. - М., 2002.
5.
Колоколов
Н.А. Проект УПК РФ: суждено ли нам сейчас пройти тернистый путь от иллюзий к
реальности // Следователь. 2001.
6.
Органы
предварительного расследования России: прошлое, настоящее, будущее...: Учебное
пособие / Деришев Ю.В.. - Омск; Изд-во Юрид. ин-та МВД России, 1998.
7.
Петрухин
И. Л. Прокурорский надзор и судебный контроль за следствием // Российская
юстиция. 1998.
8.
Предварительное
расследование. /Под. ред. Рыжаков А.П. Учебное пособие, Тула, 1996.
9.
Темираев
О. Процессуальная самостоятельность следователя // Законность. 2000.
10.
Уголовный
процесс /Под ред. Гуценко К.Ф. М., 1996.
11.
Уголовный
процесс /Под ред. Лупинской П.А. М., 1995.
12.
Шадрин B.
C. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. -М., 2000.
13.
Юридический
словарь. Под общ. ред. Безлепкина. М. 2002.
[1] Учебник уголовного процесса / Отв. ред. А.С.
Кобликов, М.: СПАРК, 1999г. гл.10 §1 с.143
[2] Колбая Г.Н. Соотношение предварительного
расследования и судебного разбирательства. М.: Юрид. Лит., 1975г. с.6 и др.
[3] Власов В.И. Расследования преступлений. Проблемы качества. Саратов:
СГУ, 1988 г. с.8
[4] Закон об оперативно-розыскной деятельности в
РФ. Комментарий /Под. Ред. А.Ю. Шумирова. М.: Юрид. Лит. 1994г. с.18-25
[5] Голиков Д.И. Не процессуальная информация и расследование
преступлений. М.: Юрид. Лит., 1991г. с.18
[6] Юридический словарь. Под общ. ред.
Безлепкина. М. 2002 .С 438.
[7] Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М
1992.
[8] Громов
Н.А. О принципе процессуальной самостоятельности следователя // Следователь. -
М.; Юрист, 1997. - № 6. - с.19-21
[9] Органы предварительного расследования России:
прошлое, настоящее, будущее...: Учебное пособие / Деришев Ю.В.. - Омск; Изд-во
Юрид. ин-та МВД России, 1998. С 49.
[10] Гаврилов Б.Я. О процессуальной самостоятельности
следователя: история, реальное состояние, перспективы развития // Право и
политика. - М.; Nota Bene, 2001. - № 2. - с.92-99
[11] Н.Ф. Фатальникова. Профессиональная этика сотрудника
МВД. Краснодар 1998 С 79
[12] Шадрин
B. C. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. -М., 2000. С.
58.
[13] Колоколов
Н.А. Проект УПК РФ: суждено ли нам сейчас пройти тернистый путь от иллюзий к
реальности // Следователь. 2001. № 4. С. 13-16.
[14] Петрухин И. Л. Прокурорский надзор и судебный
контроль за следствием // Российская юстиция. 1998. № 9. С. 12.
Страницы: 1, 2
|