§
для отражения нападения на судей, заседателей, участников
судебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных
помещениях
§
для пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу,
или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей
§
для задержания лица, совершающего преступление против жизни,
здоровья или собственности
§
для доставления в милицию задержанных лиц, когда они своим
поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред
окружающим
§
для исполнения принудительного привода в суд или к судебному
приставу-исполнителю лиц, которые уклоняются от выполнения законных требований
судебного пристава по явке в суд или к судебному приставу-исполнителю
Специальные средства не применяются в отношении
лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, лиц с явными
признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или
известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного
сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан. Огнестрельное
оружие судебными приставами может применяться в исключительных случаях, а
именно:
§
для отражения нападения на судей, заседателей, участников
судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов, когда
их жизнь и здоровье подвергаются опасности
§
для пресечения попытки завладения оружием или специальными
средствами
§
для отражения группового или вооруженного нападения на суд и
судебные помещения
§
для пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток
насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.
Во всех случаях возможного применения физической
силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав обязан предупредить
о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых
предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное
оружие, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех
случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью
судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия
или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным.
Применять указанные силу, средства и оружие только соразмерно с характером и
степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия,
стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным и
обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения,
и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.
О всех случаях применения физической силы,
специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав в течение 24 часов
с момента их применения в письменной форме сообщает старшему судебному
приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или
ранения, кроме того, уведомляет прокурора.
Обязанности (ст.11
ФЗ " О судебных приставах") судебного пристава по ОУПДС:
§
обеспечение
в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и
свидетелей
§
выполнение
распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в
судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде
§
исполнение
решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам
предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
§
обеспечение
охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время
§
проверка подготовки
судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставка к месту
проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их
сохранность
§
поддержание
общественного порядка в судебных помещениях
§
взаимодействие
с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц,
содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности
§
предупреждение и пресечение преступлений и
правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об
административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с
последующей передачей органам внутренних дел
§
осуществление
привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю
§
участие по
указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий
§
прохождение
специальной подготовки, а также периодической проверки на пригодность к
действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных
средств и огнестрельного оружия.
Принимая участие
(по указанию старшего судебного пристава) в совершении исполнительных действий,
судебный пристав по ОУПДС обязан обеспечить охрану пристава-исполнителя от
неправомерных действий заинтересованных лиц. Одновременно с этим он оказывает
приставу- исполнителю реальную помощь в исполнении решений суда и других органов
путем принуждения к этому обязанных лиц. При этом его действия должны быть
соразмерны с угрозами жизни и здоровью пристава-исполнителя и других участников
исполняемого действия. В то же время он выполняет и вспомогательную функцию,
вынуждая обязанных лиц исполнять требуемые действия. В тех случаях, когда
должник отказывается открыть помещение или хранилище, судебный пристав по
ОУПДС принимает соответствующие меры по преодолению сопротивления и
обеспечивает приставу-исполнителю возможность проведения их осмотра. По
указанию судебного пристава-исполнителя он вправе изымать вещи и предметы,
подлежащие включению в опись.
Судебные
приставы, выступая как государственные служащие, имеют следующие права:
Право на ознакомление с документами,
определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности
государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения
по службе, а также организационно-технические условия, необходимые для
исполнения им должностных обязанностей. Право на ознакомление с
соответствующими документами представляет собой гарантию, обеспечивающую
надлежащее исполнение государственным служащим его служебных обязанностей,
объективную оценку его работы и возможное продвижение по службе.
Должностные
права и обязанности судебного пристава-исполнителя определяют не только ФЗ, но
также акты, утверждаемые руководителями территориальных органов юстиции и
главными судебными приставами, — правила внутреннего трудового распорядка, должностные
инструкции, положения.
Право
на получение в установленном порядке информации и материалов,
необходимых для исполнения должностных обязанностей. Указанное право имеет
важнейшее значение для судебного пристава-исполнителя, поскольку предоставляет
ему возможность доступа практически к любой информации — требовать представления
различных документов (выписок из них либо копий), сведений, материалов,
доступа к базам данных, хранящимся в памяти компьютеров. Это требование может
быть направлено в адрес любых лиц — государственных и местных органов,
граждан, организаций любых организационно-правовых форм. При определенных
условиях и в установленном порядке государственный служащий может требовать
доступа к служебной и коммерческой тайне, а также к сведениям, составляющим
государственную тайну.
Право на посещение в установленном
порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций
независимо от форм собственности. Данное право непосредственно связано с
правом на получение информации. Оно обеспечивает осуществление судебным
приставом-исполнителем основных его служебных функций, особенно в случаях
принудительного исполнения. Он может требовать пропуска в любое помещение (на
территорию), если это необходимо для осуществления его должностных обязанностей,
и охрана, в том числе вооруженная, не является препятствием для проникновения
в помещение или на территорию.
Право на принятие решений и участие в их
подготовке в соответствии с должностными обязанностями. При обсуждении
вопросов деятельности службы судебных приставов это право позволяет вносить
предложения и высказывать критические замечания, участвовать в различных
совещаниях и комиссиях создаваемых для обсуждения служебных вопросов.
Право на участие по своей инициативе в
конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной
службы, независимо от того, какую должность он занимает в данное время.
Право на продвижение по службе, увеличение
денежного содержания с учетом результатов и стажа работы и уровня квалификации.
При наличии соответствующих условий
государственный служащий вправе ставить перед своими руководителями вопрос о
присвоении ему квалификационного разряда (звания), об увеличении денежного
содержания, о продвижении по службе. Такими условиями являются, например,
общая выслуга лет длительность работы по специальности, получение
профессионального образования или повышение квалификации, которая соответствует
более высокой, чем занимаемая, должности.
Право на ознакомление со всеми материалами
своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими
документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих
объяснений.
Личное дело государственного служащего является
важнейшим источником документов, подтверждающих его служебную биографию. Право
знакомиться с ним дает возможность контролировать объективность заносимых
сведений (до помещения документов в дело), требовать изменения их содержания,
обжаловать в суд либо в вышестоящий орган. Но нельзя требовать изъятия
документов из личного дела, поэтому все перипетии спора получат свое отражение
в личном деле. Государственный служащий может ознакомиться с делом и снимать
копии с него не только лично, но также через иное доверенное лицо. Личное дело
государственного служащего без его согласия не может быть направлено в другое
ведомство (министерство)
Право на переподготовку (переквалификацию)
и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета.
Профессиональная подготовка — важнейший показатель квалификации
государственного служащего и непременное условие надлежащего качества
исполнения должностных функций. Данное право закрепляет за государственным
служащим возможность получить профессиональную подготовку в процессе прохождения
службы (подготовиться к занятию более высокой должности, к участию в конкурсе
либо к сдаче профессиональных экзаменов).
Право на пенсионное обеспечение с учетом стажа
государственной службы.
Вопросы назначения государственному служащему
пенсии за выслугу лет регулируются федеральным законом. Члены семьи
государственного служащего имеют право на получение пенсии по случаю потери
кормильца в случае его смерти, связанной с исполнением государственным
служащим должностных обязанностей.
Право на проведение служебного
расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство.
Право требовать проведения служебного
расследования для их опровержения является важнейшей правовой гарантией,
предохраняющей от необоснованных обвинений и привлечения, виновных к
ответственности. На любом этапе служебного расследования судебный пристав имеет
право знакомиться с материалами расследования и представлять свои объяснения,
а при несогласии с решением, принятым по результатам расследования, обжаловать
его содержание и мотивировку.
Право на внесение предложений по
совершенствованию государственной службы в любые инстанции. Предложения могут
относиться, например, к совершенствованию законов или иных нормативных актов
либо к улучшению правоприменительной деятельности. Такое право является
залогом постоянного развития и улучшения государственной службы.
На судебных приставов распространен ряд ограничений,
направленных на обеспечение служебной дисциплины и недопустимость совмещения государственной службы с
другими видами деятельности. Так запрещается заниматься другой, помимо работы
по службе, оплачиваемой деятельностью. Исключение сделано для педагогической,
научной или иной творческой деятельности. Судебный пристав не может также
совмещать службу с функциями депутата законодательного органа РФ, законодательных
органов субъектов РФ или органов местного самоуправления. Поэтому в случае
избрания его депутатом и выполнения депутатских полномочий деятельность по
службе приостанавливается.
Не допускается предпринимательская деятельность (в том числе и
через доверенных лиц), представительство по делам третьих лиц в органе, в
котором проходит его служба. Запрещается получать гонорары за публикации и
выступления в качестве государственного служащего, получать от третьих лиц
вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей (в том числе
после выхода на пенсию) либо за их счет выезжать в
служебные командировки, участие в забастовках. В соответствии с ФЗ судебный
пристав обязан представлять сведения о полученных доходах (и ином имуществе,
принадлежащем ему на праве собственности), являющихся объектами
налогообложения.
4.
Ответственность судебного пристава
Действия
судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в
суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является
препятствием для обращения в суд.
Судебный пристав
несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с
законодательством РФ.
ст. 283 УК -
разглашение сведений, составляющих государственную тайну
ст. 285
УК - использование своих служебных полномочий вопреки интересам службы, что
повлекло нарушение прав и законных интересов граждан или организаций
ст.
286 УК - совершение действий, выходящих за пределы полномочий и повлекших
существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций
ст.290
УК - получение взятки в виде денег, (ценных бумаг, имущества) за действия
(бездействие) в пользу взяткодателя
ст.292
УК - служебный подлог: внесение в официальные документы заведомо ложных
сведений, искажающих их действительное содержание
ст.293
УК - халатность: неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей
вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, что повлекло
существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций
Ущерб,
причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в
порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.
Согласно ст.59
"О государственной гражданской службе Российской Федерации" в
отношении судебного пристава может быть проведена служебная проверка. В ходе
проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:
1) факт
совершения дисциплинарного проступка
2) вина
3) причины и
условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка
4) характер и
размер вреда, причиненного в результате дисциплинарного проступка
5)
обстоятельства, послужившие основанием для проведения служебной проверки
За совершение
дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение
возложенных на судебного пристава должностных обязанностей, применяются следующие
дисциплинарные взыскания:
1) замечание
2) выговор
3) предупреждение
о неполном должностном соответствии
4) освобождение
от замещаемой должности
5) увольнение
Заключение
Изменяющаяся
политическая ситуация, рациональное развитие системы государственных органов
исполнительной власти логично привели к подписанию Указов Президента РФ № 314
от 09.03.2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти" и № 1316 от 30.10.2004 г. "Вопросы Федеральной службы
судебных приставов". Тем не менее, до настоящего времени не решен вопрос
статуса новой Федеральной службы судебных приставов. Кем являются судебные
приставы органом государственной гражданской службой либо органом
правоохранительной системы. Система органов принудительного исполнения по своему
социальному назначению и месту в системе органов государственной власти РФ
призвана обеспечить реализацию правовых норм с помощью мер правового
принуждения в действия участников правовых отношений. Именно Служба судебных
приставов обеспечивает неотвратимость имущественной и иной юридической
ответственности должников в гражданском обороте, без чего не возможно решение
значительной части экономических проблем современной России. Исполнение
судебных актов и актов иных органов, предусмотренных законом, - это
правоприменительная деятельность специальных субъектов исполнительного
производства судебных приставов-исполнителей. Деятельность судебного
пристава-исполнителя по применению процессуально правовых норм является
публично-правовой, принудительно-исполнительной. В ранее указанном Указе
Президента РФ «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» определены
полномочия ФССП в число которых вошли такие специфичные полномочия, как организация
розыска должника и его имущества, производство дознания по ряду статей
Уголовного Кодекса РФ, административное производство. При осуществлении своих
полномочий по обеспечению установленного порядка деятельности судов,
обеспечения принудительного исполнения решений судов судебные приставы по ОУПДС
могут применять огнестрельное оружие, специальные средства. Одной из функций
службы судебных приставов является принудительное взыскание недоимок по
налоговым платежам и сборам, что ранее относилось к функциям налоговой полиции,
которая являлась правоохранительным органом
Все вышеуказанное
однозначно трактует место Федеральной Службы судебных приставов в системе
правоохранительных органов. Придание этого статуса логично приведет к
прекращению оттока квалифицированных кадров из Службы судебных приставов,
изменит систему оплаты труда судебных приставов, повысит их социальную
защищенность.
Список
использованной литературы:
1.
Настольная
книга судебного пристав-исполнителя В.В. Ярков М.,2001
2.
Приказ
Министерства юстиции РФ № 187 от 3.12. 2004 г. "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных
приставов"
3.
Правоохранительные
органы О.А. Галустян М., 2004 г.
4.
Постановление
Правительства РФ от 9.04.2001 г. № 280 "О форменной одежде судебных
приставов"
5.
Сборник
инструктивных и методических материалов судебных приставов по обеспечению
установленного порядка деятельности судов 2005 г., Волгоград
6.
Судебные
приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов Учебно-практическое
пособие 2000 г., Москва
7.
Указ
Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти"
8.
ФЗ
"Об исполнительном производстве" от 21.07.1997 г. № 119
9.
ФЗ
"О государственной гражданской службе РФ" от 27.07. 2004 г. № 79
10.
ФЗ "
О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. № 118
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|