Нет никакого сомнения в том, что славяне были
солнцепоклонниками, на это указывает и арабский путешественник Х в. аль-Масуди.
Он пишет, что у славян был даже храм с раскрывающейся крышей и пристройками, из
которых наблюдали восход.
Мертвых хоронили, повернув их головы на восток или
ориентировав их глаза или лицо в этом направлении. И спать рекомендовалось
повернув голову на восток. Приветствия и молитвы поднимающемуся или заходящему
солнцу известны в Южной Польше Белоруссии и на Украине. Поклонение солнцу, как божеству
вошло в христианский культ. Известен обычай, распространенный среди лужицких
славян в Восточной Германии, входя в церковь, повернуться и приветствовать
восходящее солнце.
Поклонение Перуну лучше всего прослеживается и в народной традиции, и в
топонимике. Его наименование восходит к индоевропейскому корню рег (perk),
perk (perg) со значением «ударять», который встречается в большинстве
индоевропейских языков, где имеются сходные образы бога-громовержца. Несомненно,
Перун является очень древним богом, известным всем славянам.
Антропоморфные черты Перуна во многом сходны с
литовским Перкунасом, которого представляли в образе рыжеволосого мужчины,
который ездит в колеснице запряженной козлом. В руке он держит топор или молот,
который бросает во врагов и злых духов и который потом сам возвращается к нему.
Фетиш в виде топора был известен среди европейцев с неолитических времен и
впоследствии отождествлялся с ударом молнии. Отсюда и возникает образ Мьолнира
- молота-молнии у скандинавского бога-громовержца Тора.
В общеславянском топоры нередко именуются стрелами.
Повсеместно распространено поверье, что огненные стрелы Перуна проходят сквозь
землю, проникают на определенную глубину и спустя определенный период(обычно
через семь лет и сорок дней)возвращаются на поверхность.
Стрелы (громоотводы) использовались и для того, чтобы защитить дом от
приближающейся бури, вернуть молоко коровам, которые его не давали, или для
того, чтобы защитить урожаи, облегчить тяжелый труд, защитить новорожденных и
новобрачных.
Гнев Перуна мог вызвать смерть и разрушения. Среди
славян и балтов широко распространена вера в то, что весной первый гром
пробуждает землю: после первой грозы вырастает трава, деревья покрываются
зеленью, земля готова для посева и посадок. Молния, попавшая в человека или
дерево, наделяла его здоровьем или волшебной силой.
По всей Европе распространен обычай посвящать богу-громовержцу большие
деревья, прежде всего дубы. В XVIII в. в России Феофан Прокопович опубликовал
предписание, в котором запрещалось людям«петь молитвы перед дубом». В кратком
житии Адриана Пошехонского, написанном в 1612 г., говорится о дьяконе, который
поклонялся иконе Ильи-пророка (христианизированному Перуну), которую он
прикрепил к ясеню. Рощи, посвященные Перуну, впервые упоминает Гельмольд,
отметивший, что обнесение священного дерева изгородью означает защиту
окружающей территории от той ужасной силы, которую несет удар молнии.
Совершенно очевидно, что возвышенные места деревья и горы, которые
боги-громовержцы избирали для своего появления, считались символами центра
мира, той колыбелью, из которой все произошло. Это логические последствия веры,
что вся жизнь порождена объединением мужского и женского начал, земли и неба,
которые соединились в некоем «высоком месте», что и проявилось во вспышках
грома и молнии.
В соответствии с Прокопием славяне приносили Перуну в
жертву животных. Наиболее частой жертвой был петух по большим праздникам
приносили быка, медведя или козла. Животное умерщвляли, чтобы потом съесть,
поскольку во время церемонии он наполнялся силой от своего создателя, которая
передавалась людям. Убитое животное съедали во время общей трапезы, чтобы сила
божества перешла ко всем.
Подобный обряд, проведенный в Северо-Восточной России,
был зафиксирован в 1907 г. Шредером. Жертвоприношение совершалось в Ильин
день(20 июля) и сопровождалась пением христианских молитв.Мясо медведя,
приготовленное мужчинами, освящалось в церкви, а затем распределялось между
жителями деревни.
После принятия христианства функции Перуна перешли на
Илью-пророка. В его житие входит мотив вознесения на небо в огненной колеснице.
Считалось, что Илья-пророк ездит по небу в своей колеснице и посылает на землю
грозы, гром и молнии.
Со временем слово «перун» перестало воспринимать как
имя и стало означать удар грома или вспышку молнии. Подобное употребление
сохранилось в проклятиях типа: «Чтобы тебя Перун наказал», «Чтоб тебя Перун
взял». «Чтоб тебя перуном убило!». Во всех приговорках сохранена первоначальная
функция бога. Считалось, что Илья-пророк уничтожает нечистую силу, которая во
время грозы старается спрятаться от его неотвратимых стрел.
Вместе с Перуном в договорах 945-го и 971 ГГ.
упоминался Велес, который считался богом домашних животных. Этнолингвистические
исследования
Р. Якобсона показали, что Велес является древним
славянским богом, входившим в общий индоевропейский пантеон. Видимо, в то время
он считался божеством нижнего, подземного мира.
Следы подобных верований видны в латышских дайнах, где
Велес соединяет функции бога подземного царства и охранителя скота. В литовском
и латышском языках слово «velinas» «ve1ns» означает «черт», а также одержимого
им или просто больного.
Тацит упоминает о кельтской пророчице Веледе, в то
время как древнеирландское слово «fe1mas» (из хроники от 880 г.) означает
«обладающий музыкально-поэтической силой», т. е. музыкант и поэт. В русском
эпосе «Слово О полку Игореве» певец и поэт Баян также назван «Велесовым
внуком».
Этимологически возможно провести параллель между
славянским Велесом и ведическим тысячеглазым богом-волшебником Баруной, который
поддерживает космический порядок и колдовством ослепляет своих противников. В
«Ригведе» он носит двойное наименование Баруны Асуры Славянский Велес также
имеет двусложное имя- Вел-ес. Вторая часть соотносится с Асурой, равно как со
старым кельтским богом Есусом, изображаемым с бычьей головой, и со
старонорвежским Асиром.
Центрами культа Волоса/Велеса были Новгород и Ростов.
Там его имя носят храмы и урочища (Волотово поле).После принятия христианства
Волос/ Велес контаминировал с византийским святым Власием (Блажеем, или
Влахом), который продолжал Считаться охранителем домашнего скота.
Последней фигурой во владимирском пантеоне считается богиня
Мокошь. В руководстве для священников, составленном в XVI в., содержится вопрос,
который следовало задавать женщине во время исповеди: «Не ходишь ли ты к
Мокоши?»Крестьянки верили, что если ублажить Мокошь дарами, то она поможет им в
домашних делах.
Чехи молились Мокоши в период засухи. В Северной России
Мокошь существовала в виде домашнего духа, называемого Мокуша или Мокша. В
Новгородской области ее изображали в виде женщины с растрепанными волосами,
огромной головой и длинными руками. Считалось, что по ночам она приходит в дом
и прядет лен,помогая хозяйке.
В Олонецкой губернии считали, что Мокошь не только прядет
шерсть, но и охраняет овец. Если овца начинала терять шерсть, то считали, что
это «Мокошь постригла овцу». Имя Мокоши звучит В названиях ряда сел и деревень,
находящихся в Псковской, Новгородской, Черниговской и Костромской губерниях. Имя
Мокошь соотносится со славянским корнем МОКро (мокрый, влажный), но не
менее очевидна и его связь с индоевропейским корнем тokos (прядение).
Типологически Мокошь близка греческим мойрам, германским
норнам, иранской богине Ардвисуре Анахите, имя которой в переводе
означает«влажный, чистый». Она являлась повелительницей небесных вод, богиней
процветания и плодородия.
Безусловно, к древним обычаям относится поклонение
«женским» камням, каменным бабам. У некоторых из них видны очертания грудей.
Паралитики, глухие и слепые преодолевали огромные расстояния, чтобы возложить к
этим камням зерно, лен, шерсть, свиней, овец и деньги. Когда в XIX в.
украинские археологи стали увозить «каменных баб», стоявших на скифских
курганах, местные жители считали, что это может принести засуху.
Известный со средневековых времен из православной
обличительной литературы бог Род связывлся со славянами словом «родити». В
русском переводежития xv в. Род соотносится с богом судьбы. Сопровождающие его
«рожаницы» определяют судьбу новорожденного, что отразилось в их чешском
наименовании (sudica», сербохорватское «sudjenica»), аналогично скандинавским
нор нам и греческим мойрам.
Настоящим архаическим женским божеством считается Мать сыра
земля. На Волыни и в белорусском Полесье крестьяне верили, что нельзя начинать
обработку земли до 25 марта, поскольку до этого времени земля считалась
беременной.
Подобным же образом поступали и русские, запрещавшие пахать и
вскапывать землю в дни Благовещения и Успения Богородицы, потому что это были
праздники, посвященные земле. Считалось, что плюнувший на землю человек должен
попросить у нее прощения.
В течение столетий славянские крестьяне решали все вопросы, связанные с
земельной собственностью, призывая землю в свидетели нерушимости данной клятвы.
Клятва подтверждалась проглатыванием кусочка земли (обычай зафиксирован в1870
г. в Орловской области) или путем помещения его на голову. Брак подтверждали
проглатыванием комка земли(обычай зафиксирован в Псковской области XIX в.).
В некоторых частях России проводились гадания,
направленные на то, чтобы узнать, каким будет урожай. Для этого в земле
выкапывали небольшую ямку, а затем слушали, опустив в нее голову. Если слышался
звук, напоминавший скрежет саней, то считалось, что урожай будет хорошим, если
звук был гулким, как от пустых саней, то ждали неурожая.
Праздником, посвященным земле, считался день Купалы.
Название происходит от глагола «купать». Он отмечался в канун дня летнего
солнцестояния и сопровождался зажиганием множества костров и массовым купанием
в водоемах.
Перед праздником изготовляли соломенную фигуру Купалы
в виде женщины. Во время праздника ее ставили на каком-нибудь высоком месте.
Среди балтийских славян священным деревом считалась береза, ее срубали и
готовили для обряда только женщины. Все ветки связывались у вершины, а само
дерево украшали венками и цветами. Вокруг дерева водили хороводы и оставляли
приношения.
После праздника дерево сжигали или выбрасывали в реку.
Иногда его относили в поле.
Распространение христианства в славянских странах
влияло на развитие культуры на протяжении многих столетий. В свою очередь на
распространение христианской культуры, несомненно, повлияло изобретение
письменности.
В 863 г. Константин (позже названный святым Кириллом)
и его брат Мефодий, два византийских миссионера, воспитанные в Фессалониках,
пришли в Моравию, где начали служить в церкви на славянском языке. Используя
специально разработанную азбуку, они перевели Библию, литургические и другие
богослужебные тексты на славянский Язык и приспособили к языку Великой
Моравской империи.
Этот древний литературный язык, позже названный
церковно-славянским, в течение IX-XII вв.проник почти во все славянские земли.
Вначале использовалась глаголица, изобретенная Кириллом, который упростил и
модифицировал знаки греческого и сирийского алфавита.
Позже, примерно в начале Х в., в Болгарии была изобретена кириллица,
более тесно связанная с греческим алфавитом. Она до настоящего времени
используется православными церквами во всех славянских странах. До появления
Кирилла и Мефодия в Моравии у славян Центральной Европы не было письменности.
В ходе миссионерской деятельности старославянский язык
превратился в общеславянский литературный язык. Таким образом, славянская
культура обогатилась, и началась новая эра славянской истории.
Одежда славян
Согласно современным
воззрениям культура эпохи славян испытала влияние культурвикингов, вендов и
русов. Безусловно, что влияние было двусторонним, но степень этого влияния с
точностью неизвестна.
На раннем этапе
археологических исследований (в XIX веке) исследователей в большей степени интересовали
"яркие" находки: мечи, фибулы и т.д., в то время как
"обычные" находки, такие как остатки тканей, оставались зачастую
вне поля зрения. Находки фрагментов одежд поэтому либо просто исчезали, либо
надолго попадали в фонды музеев.
|
|
|
Агнес Гейер первой проявила академический
интерес к находкам тканей из курганов. К моменту начала ее исследований
всякая надежда на точную реконструкцию одежд уже исчезла. В то же время слои
ткани сохранялись на черепаховидных и иных фибулах, поэтому было известным сколько
слоев одежды носилось, но ни малейшего представления о том, как выглядел
индивидуальный костюм. В итоге ее работа увидела свет только в 1938 году.
|
|
Гейер
реконструировала нижнюю рубаху, поверх которой носился "передник" с
лямками, которые скреплялись черепаховидными фибулами. Предполагалось, что
это одеяние было открытым только с одной стороны. Однако, на фотографиях
верхняя одежда приобрела разрез и с другой стороны! Многие известные
исследователи, такие как М.Хальд в 1950 и Инга Хегг в 1974
продолжили работу Гейер, и их реконструкции женского славянского костюма
поступили в печать.
|
|
Два известных
иллюстратора увековечили миф о двойном разрезе; Эке Густавссон в книге
«Славяне»(1966). Именно на этой литературе основаны рекомендации по славянскому
женскому костюму.
|
|
Однако, ныне
открытия Гейер получили новую оценку. Флеминг Бау пересмотрела
проблему костюма сравнением информации о слоях ткани с изобразительными
источниками: металлическими подвесками в виде валькирий, игральными фигурами,
изображениями на рунических камнях и вышивке. Поскольку предполагается, что
эти источники показывают знатных женщин, то они являются идеальными
свидетельствами интерпретации.
|
|
Флеминг Бау далее сравнивает
собственные построения с данными по народному костюму. Для проверки наличия
влияния викингов она использовала материалы из других памятников славян. Ее
построения не вызывают противоречий. Далее приводится короткая сводка
материалов, хотя в то же время стоит учитывать, что после столетия раскопок
более 90% материалов по остаткам тканей остаются неопубликованными.
|
|
|
|
|
|
Одежда знати.
|
|
Нижнее платье.
|
|
Эти довольно
простые предметы одежды оставались в IX веке без складок, но в X столетии
чаще были плиссированы. Они достигали длиной до щиколоток и застегивались (в
X веке) у горла обычной круглой фибулой. Плиссированные фрагменты также
найдены.
|
|
Плиссированные
нижние платья немногим отличались от современных плиссированных подолов, хотя
полного раскроя не сохранилось. Предполагается, что это было одеяние со
складками во всю длину тела, к которому пришивались складчатые рукава.
|
|
Эти
"складчатые рубахи" затягивались вокруг шеи шнурком. Представляется
затруднительным определить, какую роль при таком способе играла фибула. Если
фибула была не только украшением, то, вероятно, она использовалась для
застегивания верхнего одеяния или же для более ранних не плиссированных
нижних платьев. На многих таких фибулах имеется кольцо на задней стороне, а в
некоторых могилах это кольцо прикреплено цепочкой к системе цепочек
черепаховидных фибул. Если верхнее платье не одето, то подобная система
застегивания крайне неудобна. Более вероятно, что подобные фибулы скрепляли
верхнюю одежду.
|
Плиссированные
рукава реконструированы как с продольными или поперечными складками.
Последние напоминают мужскую и женскую одежду саксов и находку из погребения
Маммен с двойными манжетами. Инга Хегг показала на основании анализа коррозии
на тыльных сторонах фибул, что складки шли горизонтально, вокруг рук.
|
|
|
|
Плиссированная нижняя рубашка.
|
|
|
Нижние рубахи были
плиссированы, или, в более простом варианте, с подолом, расширенном клиньями.
Одна из находок была очень длинной, подбитой пухом и украшенной пуговицами от
лодыжки до края подола. Возможно, это местный вариант.
|
|
|
Нижняя рубашка с клиньями (Бирка)
|
|
Нижняя рубашка из Хедебю
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|