Системы питания двигателя
Системы питания
двигателя
Система питания включает приборы подачи в карбюратор
топлива и воздуха, приготовления горючей смеси и выпуска отработавших газов.
Система питания состоит из топливного бака, топливного насоса, воздушного
фильтра, карбюратора, впускной трубы, выпускного коллектора, глушителей и
трубопроводов. Очистка топлива на автомобиле осуществляется топливными фильтрами,
установленными на приёмной трубке датчика уровня топлива в баке, в топливном
насосе и карбюраторе.
Топливный бак 39 стальной, сварен из двух
половин. Стальные листы с внутренней стороны освинцованы. С наружи бак окрашен
черной эмалью. Вместимость топливного бака 39 л, включая и резерв 4-6 л.
Бак установлен в багажном отделении кузова справа по
ходу автомобиля на резиновой прокладке и закреплен к кузову двумя хомутами,
стянутыми болтом. Заливная горловина бака выведена в нишу в правом заднем крыле
и закрывается глухой пробкой 26 на резьбе. Для доступа к пробке необходимо
нажать на передней торец крышке на крыле, который закрывает нишу.
Для вентиляции и доступа атмосферного воздуха
топливный бак имеет шланг 28, который выведен вторым концом в нишу заливной
горловины. Топливо, попавшее в петлю вентиляционного шланга при движении
автомобиля по неровной дороге, образует жидкостный затвор, препятствующий
испарению бензина из бака.
Сверху на баке закреплен датчик 38 уровня топлива в
сборе с патрубком и приёмной трубкой 29, снабженной топливным сетчатым
фильтром. Бак имеет сливную пробку, для доступа к которой в полу кузова
находится отверстие, закрытое заглушкой. С 1985 г. на автомобилях сливные
пробки на топливных баках не устанавливаются.
Топливопроводы 1 и 2 изготовлены из
стальных оцинкованных или освинцованных трубок. Топливопроводы соединены между
собой, с баком, с топливным насосом, а также топливный насос 3 с карбюратором
5, резиновыми шлангами в тканевой оплетке и закреплены стяжными хомутами с
винтом и гайкой. На кузове топливопроводы закреплены пластмассовыми
держателями. Отверстия в кузове для прохода топливопроводов загерметезированы
резиновыми заглушками.
Топливный насос – диафрагменного типа, с механическим приводом;
установлен на левой стороне блока цилиндров, закреплен на двух шпильках через
теплоизоляционную проставку 33 и регулировочные прокладки 34 и 35. Снабжен
рычагом 22 ручной подкачки топлива. Подача насоса не менее 60 л/ч при частоте
качаний 2000 циклов в минуту. Давление, развиваемое насосом. 20-30 кПа.
Привод топливного насоса осуществляется от
эксцентрика 31 вала привода масляного насоса и распределителя зажигания через
толкатель 32. Насос состоит из нижнего корпуса 24 с рычагами привода, верхнего
корпуса 9 с клапанами и патрубками, диафрагменного узла и крышки 12.
Диафрагменный узел имеет три диафрагмы: две верхние 18
- рабочие для подачи топлива, одну нижнюю 20 - предохранительную, работающую в
контакте с картерным маслом и предохраняющую попадание топлива в картер двигателя
при повреждении рабочих диафрагм. Между рабочими и предохранительной диафрагмой
установлены дистанционные наружная 19 и внутренняя 17 прокладки. Наружная
прокладка имеет отверстие для выхода топлива наружу при повреждениях рабочих
диафрагм.
Диафрагмы с тарелками и с внутренней дистанционной
прокладкой 17 установлены на шток 21 и закреплены сверху гайкой. Диафрагменный
узел установлен между верхним и нижним корпусами насоса. Под диафрагменный узел
на шток установлена сжатая пружина. Шток 21 Т-образным хвостиком вставлен в
прорезь балансира 25. Такая конструкция позволяет, не разбирая диафрагменный
узел, снимать его с двигателя.
В нижнем корпусе 24 на оси 6 установлены рычаг 36
механической подачи топлива и балансир 25. В нижнем корпусе также на оси с кулачком
37 установлен рычаг 22 ручной подкачки топлива, который под влиянием пружины 23
возвращается в исходное положение.
В верхнем корпусе 9 насоса установлены текстолитовые
шестигранные всасывающий 15 и нагнетательный 8 клапаны. Клапаны пружинами
поджимаются к латунным седлам 7 и 14. С верху к корпусу центральным болтом
крепится крышка 12. Между крышкой и корпусом установлен пластмассовый сетчатый
фильтр 10. В верхнем корпусе 9 насоса запрессованный всасывающий 13 и
нагнетательный 11 патрубки.
При работе двигателя эксцентрик 31 вала привода через
толкатель 32 действует на рычаг 36 и поворачивает балансир 25, который за шток
21 оттягивает диафрагмы насоса вниз. При этом пружина диафрагмы ещё более
сжимается, создается разрежение, в результате которого топливо через
всасывающий клапан заполняет рабочую полость (полость над диафрагмами). При
сбеге эксцентрика с толкателя освобождается рычаг 36, балансир 25 и шток с
диафрагмами. Диафрагмы под действием сжатой пружины создают давление топлива в
рабочей полости, закрывается всасывающий клапан 15, и топливо через
нагнетательный клапан 8 подается в поплавковую камеру карбюратора.
При небольшом расходе топлива ход диафрагм будет
неполным; при этом ход рычага 36 частично будет холостым.
При ручной подкачке топлива нажимают на рычаг 22,
кулачок 37 действует на балансир 25 и оттягивает шток с диафрагмами.
Происходит всасывание топлива в рабочую полость. При отпускании рычаг и кулачок
под действием пружины 23 возвращаются в исходное положение, а диафрагмы
нагнетают топливо в поплавковую камеру карбюратора.
При установке топливного насоса на двигатель подбирают
регулировочные прокладки 34 и 35 таким образом, чтобы минимальное выступание
толкателя 32 над привалочной плоскостью теплоизоляционной проставки 33 (с
учетом прокладки между проставкой и топливным насосом) составляло 0,8-1,3 мм.
Минимальное выступание толкателя устанавливается медленным проворачиванием
коленчатого вала двигателя. Прокладки изготавливаются трех типов и имеют
толщину 0,30; 0,75 и 1,25 мм. Между теплоизоляционной проставкой и блоком
цилиндров всегда должна ставиться прокладка толщиной 0,30 мм.
Карбюраторы.
На автомобилях ВАЗ 2103 выпуска 1972-1974 г
устанавливались карбюраторы 2103-1107010. С1974 по 1976 г на автомобили
ВАЗ-2103 – 2106 стали ставить карбюраторы 2103-1107010-01 , а с 1976 по 1980
гг. – 2106-110-7010. С 1980 г устанавливают карбюратор « Озон » 2107-1107010-20
с распределителями зажигания, имеющими вакуумный регулятор опережения
зажигания. Со старыми распределителями зажигания (без вакуумного регулятора)
устанавливали карбюратор 2107-110-7010-10, поступающие в запасные части и
отличающиеся от 2107-1107010-20 только отсутствием патрубка отбора разряжения
для вакуумного регулятора. Карбюраторы с соответствующими распределителями
зажигания взаимозаменяемы между собой.
Основные данные карбюратора приведены в таблице.
На автомобиле ВАЗ-21063 устанавливается карбюратор
2105-1107010-20, который отличается от карбюратора 2107-1107010-20 лишь
следующими тарировочными данными: диаметр главных топливных жиклеров составляют
1,07 и1,62 мм ; диаметры главных воздушных жиклеров – 1,70 мм; диаметры
жиклеров пневмопривода дроссельной заслонки второй камеры – 1,2 и 1,0 мм ;
пусковые зазоры воздушной заслонки – 5+0,5 мм, дроссельной заслонки-
0,7-0,8 мм.
На автомобиль ВАЗ-21065 устанавливается карбюратор
типа «Солекс» 21053-1107010, показанные на рисунках. На данном рисунке показан
карбюратор 2107-1107010-20 .
Карбюратор 2107-1107010-20 эмульсионного типа,
двухкамерный, с падающим потоком. Открытие дроссельной заслонки первой камеры
осуществляется от педали в салоне. Карбюратор имеет сбалансированную
поплавковую камеру, две главные, дозирующие, диафрагменное пусковое
устройства, экономайзер (эконостат) с пневматическим приводом, диафрагменный
ускорительный насос с механическим приводом, автономную систему холостого хода
и переходную систему второй смесительной камеры, а также золотниковое
устройство для вентиляции картера двигателя.
Карбюратор 2107-1107010-20 состоит из корпусных
деталей: корпуса 13 карбюратора, крышки 17 и корпуса 54 дроссельных заслонок.
Крышка 17 имеет входные горловины смесительных камер.
В крышке установлена воздушная заслонка 32 , игольчатый клапан 26 , поплавок
25, топливный фильтр 27.
На крышке крепится пусковое устройство. Рычаг 33 воздушной
заслонки тягой связан с рейкой 35, а телескопической тягой 34 с трехплечим
рычагом 38. в крышке выполнены каналы экономайзера (эконостата).
В корпусе 13 в больших диффузорах установлены малые
легкосъемные диффузоры 30, изготовленные заодно с распылителями 31 с главных
дозирующих систем и распылителем эконостата. В корпусе выполнены каналы главных
дозирующих систем, автономной системы холостого хода, переходной системы,
ускорительного насоса, канал связи пускового устройства с задроссельным пространством.
В корпусе установлен распылитель 19 ускорительного насоса; топливные,
воздушные и эмульсионные жиклеры вышеперечисленных систем.
В корпусе 54 установлены заслонки первой и второй
камер. На оси заслонки первой камеры установлены: рычаг 42 привода дроссельных
заслонок от педалей, рычаг 45 ,ограничивающий открытие заслонки второй камеры,
рычаг 46 связи с воздушной заслонкой, кулачок 4 привода ускорительного насоса.
На оси заслонки первой камеры находится золотник вентиляции картера двигателя.
На оси заслонки 51 установлен рычаг 49, жестко закрепленный, и рычаг 48 привода
заслонки, связанный через пружину с рычагом 49 и со штоком 47 диафрагмы
пневматического привода. В корпусе выполнены каналы переходной системы и
автономной системы холостого хода, установлены регулировочные винты 11 и 9
количества смеси и качества (состава) смеси холостого хода.
Тарировочные данные карбюратора.
|