Меню
Поиск



рефераты скачать Система директ-костинг

- несовпадение результатов финансового учета (и финансовых от­четов) с результатами управленческого учета, вследствие чего снижается доверие контролирующих органов - финансового, на­логового управления и других - к руководству фирмы, а это ведет к негативным последствиям;

- нерешённость проблемы распределения постоянных (косвенных) расходов, которые также участвуют в процессе производства продукции, а значит, должны быть включены в себестоимость;

- сложность в определении номенклатуры элементов калькулирова­ния или деления расходов на переменные и постоянные.

При системе директ-костинг не определяются полные затраты на изготовление продукции. Поэтому эта система не отвечает одной из ос­новных целей отечественного бухгалтерского учета - составлению точных калькуляций. Однако следует иметь в виду, что не существует такой сис­темы калькулирования затрат, которая позволила бы определить себе­стоимость единицы продукции со стопроцентной точностью. Любое кос­венное отнесение затрат на изделие, как бы хорошо оно не было обосновано, искажает фактическую себестоимость, снижает точность калькулирования. С этой точки зрения самой точной является калькуляция по переменным (прямым) расходам, которая получается при калькулиро­вании по системе директ-костинг. В этом случае в калькуляцию включаются расходы, непосредственно связанные с изготовлением данного из­делия. Поэтому критерием точности исчисления себестоимости изделия следует считать не полноту включения затрат в себестоимость, а способ отнесения на то или иное изделие.

Пример 1 [9]. В связи с введением позаказного метода учета затрат и разде­лением затрат на производственные (счет 20) и периодические (счет 26) у издательств возникает возможность воспользоваться правом прямого отне­сения общехозяйственных затрат на реализованную продукцию, т.е. на счет 90 «Продажи», минуя косвенное их распределе­ние на счете 20 по заказам. В этом случае на счете 20 числятся только пря­мые затраты на производство издания (гонорар с отчислениями, полигра­фические услуги и бумага), величина которых прямо зависит от тиража издания. При увеличении тиража они изменяются прямо пропорционально (при условии выплаты гонорара потиражно — пропорционально тиражу издания) (рис. 1.3.2).

Учтенные на счете 20 суммарные прямые (переменные) затраты, отне­сенные к тиражу издания, дадут себестоимость одного экземпляра издания.

Рис. 1.3.2 Рост прямых (переменных) затрат в зависимости от тиража


Рис. 1.3.3 Переменные затраты на один экземпляр издания


Эта себестоимость ограничивает снизу цену реализации, так как любая про­дажа по цене ниже себестоимости, рассчитанной по переменным затратам, дает издательству убыток (отрицательный маржинальный доход) (рис.1.3.3).

Периодические затраты, не связанные напрямую с издательским про­цессом (затраты будут существовать и без наличия производственного про­цесса), учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (затраты на заработную плату работников издательства, арендные платежи, почтово-телеграфные и телефонные затраты и т.д.), образуют постоянные затраты, т.е. затраты, не связанные с тиражом издания (рис. 1.3.4).

Постоянные затраты показывают минимальный уровень суммы мар­жинального дохода, который необходим издательству для безубыточной ра­боты. Если сумма маржинального дохода (разница между ценой реализа­ции и себестоимостью по переменным затратам, умноженная на количество реализованных экземпляров) меньше суммы постоянных затрат издательства, то финансовый результат от выпуска продукции — убытки, если больше — прибыль.



Рис. 1.3.4. Зависимость постоянных затрат от тиража издания


Если поделить общую сумму постоянных затрат на количество реализо­ванных экземпляров, то получим долю постоянных затрат в общей факти­ческой себестоимости одного экземпляра издания.


Рис. 1.3.5 Зависимость удельных затрат от тиража издания

Как видно из рис. 1.3.5, зависимость постоянных затрат на один экземп­ляр обратно пропорциональна тиражу издания. Сложив себестоимость одного экземпляра по переменным и по постоянным затратам, можно полу­чить фактическую себестоимость реализованной продукции. По экономи­ческому смыслу — это минимальная цена реализации, необходимая для бе­зубыточной работы издательства. На практике, поскольку часть тиража реализуется по подписке, к этой сумме добавляется сумма коммерческих расходов на экспедирование, пере­сылку и распространение подписных экземпляров. Они также являются переменными расходами, так как зависят от тарифов на обработку одного под­писного экземпляра.



Рис. 1.3.6 Зависимость себестоимости подписных экземпляров от тиража


Таким образом, фактическая себестоимость одного подписного экземп­ляра отличается от фактической себестоимости экземпляров, реализуемых в розницу, на сумму коммерческих расходов. Поделив сумму коммерческих расходов на количество подписанных номеров, получают себестоимость одного экземпляра по коммерческим расходам и, сложив полученную вели­чину с суммой фактической себестоимости, определяют полную себестои­мость подписных экземпляров (рис. 1.3.6).

Сумма прямых и коммерческих затрат дает минимальную цену реализа­ции издания по подписке («нижнюю границу цены»), а добавив к ней посто­янную составляющую, можно выйти на полную фактическую себестоимость издания по подписке, гарантирующую безубыточную работу издательства.

В связи с тем что у большинства периодических изданий часть продук­ции распространяется по подписке, можно построить график поступления выручки от выпущенной продукции и сравнить его с затратами по перио­дам. Это позволит спрогнозировать финансовые результаты деятельности издательства на отчетный период. Кроме того, по запланированной выручке от реализации можно спрогнозировать денежные потоки издательства и определить обеспеченность издательства оборотными активами.

Таким образом, использование метода директ-костинг в издательской деятельности позволяет иметь информацию о прямых переменных затратах на единицу издания, о коммерческих переменных затратах на единицу изда­ния и об общей сумме постоянных затрат. Полученная информация даст возможность определить:

- минимальную цену реализации розничной продукции;

- минимальную цену реализации продукции по подписке;

- минимальную цену для безубыточной работы

- точку безубыточности по тиражу

- финансовые показатели деятельности издательства и т.д.


2. Применение системы директ-костинг


2.1 Организация учета затрат и результатов по системе директ-костинг


Систему учета директ-костинг организация имеет возможность организовать в соответствии с выбранной учетной политикой.

Этот вариант учета затрат на производство предусматривает разделение затрат на условно-переменные и условно-постоянные, подсчет сокращенной (частичной) производственной себестоимости и списание условно-постоянных затрат на уменьшение доходов в том отчетном периоде, в котором они возникли.

Общий подход к организации данного варианта учета заключается в следующем. Как отмечалось, условно-переменные расходы связаны непосредственно с производственным процессом и находятся в прямой зависимости от объемов выпускаемой продукции. В общем виде они включают прямые материальные затраты (сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели, работы и услуги сторонних организаций и т. п.), прямые трудовые расходы (оплата труда, обязательные отчисления на социальное страхование и обеспечение), производственные косвенные расходы. Последний вид расходов можно с некоторой долей условности сравнить с общепроизводственными расходами, которые обычно относятся на счет 25 "Общепроизводственные расходы".

К счету 25 создаются два субсчета:

25-1 « Общепроизводственные переменные расходы» и 25-2 «Общепроиз­водственные постоянные расходы». Оборот счета 25-1 в конце отчетного периода, распределяясь по носителям затрат, списывается на счет 20 «Ос­новное производство». Счет 25-2 закрывается счетом 90 «Продажи».

В отличие от условно-переменных, условно-постоянные расходы не зависят от объемов производства. Они представляют собой совокупность расходов на управление, хозяйственное обслуживание производства, сбыт продукции. За редким исключением к условно-постоянным расходам можно отнести те затраты, которые при традиционном варианте учета затрат на производство регистрируются по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы".

Прямые условно-переменные расходы собираются в бухгалтерском учете на счетах 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательные производства". Косвенные условно-переменные расходы предварительно накапливаются на счете 25 "Общепроизводственные расходы", а затем ежемесячно переносятся на счета 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательные производства". Условно-постоянные расходы в части общих управленческих и хозяйственных затрат отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы", а в части сбытовых расходов — на счете 44 "Расходы на продажу". В организациях, имеющих незначительный объем сбытовых расходов, могут оказаться целесообразными отказ от использования счета 44 "Расходы на продажу" и организация учета этих затрат на счете 26 "Общехозяйственные расходы".

Суммы фактической себестоимости продукции, законченной производством и переданной на склад, относятся со счета 20 "Основное производство" в дебет счета 43 "Готовая продукция" или 90 "Продажи".

Условно-постоянные расходы, собранные на счетах 26 "Общехозяйственные расходы" и 44 "Расходы на продажу", в конце каждого отчетного периода полностью списываются на результаты продажи продукции (работ, услуг) за данный период: по дебету счета 90 "Продажи" и кредиту счетов 26 "Общехозяйственные расходы" и 44 "Расходы на продажу".

Порядок учетных записей на счетах при учете затрат по системе директ-костинг проиллюстрирован на рис.2.1.1 [9]. Необходимо обратить внимание на то, что остатки незавершенного производства и готовой продукции, т.е. запасы, оцениваются в этом случае по неполной (переменной) себестоимости.


Счет 20 «Основное производство»                                                    Счет 43 «Готовая продукция»

    Счет 23 «Вспомогательное производство»                                                 

 


           Сальдо – незавершенное

           Производство по неполной

           (переменной) себестоимости

           на начало периода

Счета

10,16,70,69                                                                                                                                                       Счет 90 «Продажи»

 



Счет 25-1 «Общепроизводственные                                                                           Неполная (переменная)

     переменные расходы»                                                                                             себестоимость

                                                                     Готовая продукция                                 реализованной

                                                                                                                                       продукции

 


                                                                     Оценивается по неполной

                                                                     (переменной) себестоимости

10,16,70,69,68,

12,02 и др.

 




                                                                                                                                                                                  Маржиальный

                                                                                                                                                                                  доход

                                Сальдо – незавершенное производство      Сальдо – готовая продукция на

                                  по неполной (переменной)                           складе по неполной (переменной)

                                себестоимости на конец отчетного                себестоимости

                                периода


Счет 25-2 «Общепроизводственные

Постоянные расходы»

Счет 26 «Общехозяйственные

расходы»




                   В конце отчетного периода постоянные расходы списываются

                   На себестоимость реализованной продукции

                                                                                                                                                                                   Сальдо -

                                                                                                                                                                                   прибыль

                                                                                                                                                                                   предприятия


Рис. 2.1.1 Порядок учетных записей на счетах при учете затрат по системе директ-костинг.

Маржинальный доход – это разница между выручкой от продажи продукции и ее неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным расходам. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты организации. После вычитания из маржинального дохода постоянных издержек формируется показатель операционной прибыли [9].


2.2            Директ-костинг и ценовая политика предприятия


В условиях рыночной экономики установление цены на производимую продукцию и оказываемые услуги имеет особое значение.

Определение цены заключается в возможности изучения положения на рынке в целом и в предсказании реакции потребителя на предлагаемый товар и его цену. Устанавливая цену, в первую очередь необходимо задумываться о том, будет ли спрос на продукцию по предполагаемой цене. Если цена станет слишком высока и товар не будет пользоваться спросом у покупателей, то продавец будет вынужден постепенно снижать ее до уровня, удовлетворяющего покупателей, с одновременным снижением издержек по производству данного продукта (работы, услуги).

Существует несколько подходов к формированию цены в условиях рыночной экономики. Один подход — назначить такую цену, которая привлечет покупателей; другой — использовать цены конкурентов, чтобы установить для себя определенную границу цен; третий — использовать информацию о себестоимости продукции, с тем чтобы определить порог рентабельности, величину переменных затрат и маржинального дохода.

В управленческом учете используют два термина: "долгосрочный нижний предел цены" и "краткосрочный нижний предел цены".

Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты организации на производство и реализацию продукции. Этот предел соответствует полной себестоимости продукции.

Краткосрочный нижний предел цены — это та цена, которая способна покрыть лишь переменную часть издержек. Иными словами, это себестоимость, рассчитанная по переменным издержкам. Руководители российских организаций, как правило, недооценивают значение данного показателя.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.