Система государственной власти, ее структура и уровни в республике Беларусь
Министерство
образования Республики Беларусь
Учреждение образования
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра
менеджмента
РЕФЕРАТ
на тему:
«Система государственной власти, ее структура и
уровни В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»
МИНСК, 2008
1.
Сущность
государственной власти, ее структура
2.
Конституционное
разделение властей и государственное управление
3.
Структура и функции органов исполнительной
власти
4.
Разграничение предметов ведения и полномочий
между центром и местными властями. Развитие местного самоуправления
Управление, в том
числе и государственное, служит особым видом творческой деятельности, имеет
целью развитие и включает в свой арсенал силу убеждения, разума, гуманизма.
Особенностью управления на государственном уровне является то, что обеспечение
принятия и претворения в жизнь государственных решений требует особых условий:
наличия соответствующих законов, поддержания порядка в обществе и контроля за
конфликтами. Поэтому помимо прочих методов управления в данной системе
используется механизм власти как средство волевого регулирования
совместной деятельности людей. Таким образом, предусмотрена возможность
применения мер государственного принуждения в процессе осуществления
управления.
Очевидно, что
актуальной является проблема соотношения государственной власти и управления.
Подмена одного понятия другим ведет к перекосам в ту или иную сторону.
Например, в политической культуре советских чиновников господствовал стереотип
полного отождествления управления с властью как господством управляющего над
управляемым, что способствовало сведению управляющего воздействия к принуждению
в различных его формах. Во-вторых, в действиях власти должна реализовываться
общая воля и общий интерес большинства населения. Нарушение этого принципа
ведет к бюрократии — такой форме осуществления власти, при которой общая воля
подменяется волей группы лиц, причем не легитимно (с помощью выборов,
официального поручительства и т.д.), а субъективистски, произвольно, что ведет
к непредсказуемости действий субъекта управления.
Опасность власти
блокируется ее институционализацией — воплощением в системе государственных
органов. Структура субъекта и тип взаимосвязи между ними воспроизводят
организацию государственной власти: высшему институту власти соответствует
центральный управляющий орган, функциональное разделение государственной власти
на ветви воспроизводится в соответствующих центрах принятия управленческих
решений на высшем и региональном уровнях. Институт власти — посредник между
государством и обществом, осуществляющий управленческие функции. Он наделен
определенными властными полномочиями, осуществляет их от имени государства и
под свою ответственность. «Тем самым государственная воля приобретает
конкретную концентрированную форму своего бытия … и служит реализации
общественной цели».
Элементы структуры управления
(органы управления, его подразделения и отдельные работники, входящие в его состав) наделены функциями управления.
Причем каждая ячейка управления как бы концентрирует группу функций управления,
а вся система органов должна охватывать все функции. Тогда
осуществление властью своих функций — принятие законов, поддержание порядка в
обществе и контроль за конфликтами — составляет условие и важнейший аспект
государственного управления.
Вследствие того,
что для осуществления своей деятельности институт власти приобретает
совокупность элементов (кадры, материальные средства, правила игры),
проявляется свойство превращения административно-государственного аппарата в
самостоятельную силу, стремящуюся возвыситься над государством. В результате
политический правящий институт превращается из представителя народа в аппарат,
господствующий над ним. История выработала эффективный способ общественного
контроля за властью — демократию, одним из правил которой стало
разделение властей.
2. Конституционное разделение властей и
государственное управление
Деятельность по
управлению включает три основных элемента: принятие решения, исполнение и
контроль за его выполнением. На такой же основе формируется и государственный
аппарат, т.е. совокупность органов, реализующих государственную власть.
Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 6), государственная власть в
Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную,
исполнительную и судебную. Однако само по себе провозглашение и закрепление в
Конституции принципа разделения властей не влечет автоматически его реализацию.
Эффективное осуществление принципа разделения властей предполагает создание
надлежащего организационно-правового механизма, поэтому каждый субъект
государственной власти включает аппарат соответствующего ему уровня (рис. 1).
Парламент (Национальное собрание) является представительным и законодательным
органом. Он состоит из Палаты представителей (110 депутатов; их
избрание осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего,
свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании) и Совета
Республики (на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового
уровня каждой области и города Минска избирается по восемь членов Совета
Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом). Для
предварительного рассмотрения и подготовки вопросов создаются комиссии
Парламента Республики Беларусь (постоянные и временные), заседания которых
могут проводиться как в период работы сессии, так и между сессиями палат
парламента. Каждая из палат имеет свой секретариат, который содействует
депутатам в осуществлении их полномочий: в Палате представителей имеется Совет
Палаты представителей, а в Совете Республики — Президиум Совета Республики.
Секретариат готовит материалы, связанные с утверждением в Парламенте;
осуществляет хозяйственную деятельность в парламенте; организует прием граждан;
имеет право рассылать нормативные акты; ведет учет, осуществляет обобщения
предложений, высказанных на сессиях палат, и др.
Функции исполнительной
власти связаны с практической реализацией законов. В этом плане
исполнительную власть можно представить как подсистему в системе единой
государственной власти. В Республике Беларусь исполнительная власть
представлена республиканскими органами исполнительной власти: Советом Министров
(правительство), государственными комитетами, министерствами, а также органами
исполнительной власти регионов (областей) и города Минска.
Правительство Республики Беларусь — Совет Министров — центральный орган государственного управления. Правовое положение, состав, порядок его формирования
определяются Конституцией Республики Беларусь и Законом «О Совете Министров
Республики Беларусь».
В своей деятельности Правительство подотчетно Президенту и
ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Правительство слагает свои
полномочия перед вновь избранным Президентом. До сформирования нового Правительства
по поручению Президента Правительство, заявившее о сложении своих полномочий,
продолжает свое функционирование. Сложение полномочий Правительства перед вновь
избранным Президентом происходит не после объявления результатов выборов
Президента, а со времени вступления в должность Главы государства, т.е. после
принятия им присяги (инаугурации).
Правительство
обладает следующими полномочиями:
¾руководит системой подчиненных ему органов
государственного управления и других органов исполнительной власти;
¾разрабатывает основные направления
внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
¾разрабатывает и представляет Президенту
для внесения в парламент проект республиканского бюджета и отчет о его
исполнении;
¾обеспечивает проведение единой
экономической, финансовой, денежно-кредитной политики, государственной политики
в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального
обеспечения и оплаты труда;
¾выступает от имени собственника в
отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь;
¾обеспечивает исполнение Конституции,
законов и декретов, указов и распоряжений Президента.
В непосредственном
распоряжении субъектов исполнительной власти находятся основные атрибуты
государственной власти: финансы, милиция, армия, службы внутренней и внешней
безопасности.
Указом Президента № 516 от 24.09.2001 введена новая
структура органов госуправления. Цель реформы — дебюрократизация
управленческого аппарата, повышение его компетентности в решении проблем современности
за счет устранения параллелизма и слияния функций. Новое правительство
представлено 24 министерствами, 4 государственными комитетами со статусом
министерства, 8 комитетами при Совете Министров и 9 объединениями, ему
подчиненными (в старой структуре числилось 25 министерств, 19 госкомитетов, 21
комитет при Совете Министров). Были ликвидированы Министерство по управлению
государственным имуществом и приватизации, Министерство предпринимательства и
инвестиций, Госкомитет по делам молодежи, Госкомитет по делам религий и
национальностей, Госкомитет по гидрометеорологии. Министерство труда и
Министерство социальной защиты были объединены. Однако произошло снижение
статуса структур, ориентированных на институциональные изменения (например,
комитет по санации и банкротству находился в подчинении Министерства
приватизации, а стал департаментом с правом юридического лица в составе
Министерства экономики).
Судебная власть в лице судебных
и правоохранительных органов различного уровня осуществляет исполнение требований
законов преимущественно в негативных случаях, т.е. когда эти требования
нарушаются и возникает необходимость в судебном принуждении либо в судебной
правоохране. Конституционный суд образован не для реализации правосудия, а для
контроля за конституционностью нормативных актов. Прокурорский надзор
осуществляется системой органов прокуратуры.
Президент Республики Беларусь
является главой государства. Президент избирается сроком на 5 лет на
основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух
сроков подряд. Президент Республики Беларусь наделен широкими полномочиями:
¾
определяет внутреннюю и внешнюю политику Республики
Беларусь;
¾
создает органы исполнительной власти, определяет
содержание и основные направления деятельности;
¾
с согласия Палаты представителей назначает на
должность Премьер-министра;
¾
формирует Правительство Республики Беларусь,
назначает и освобождает заместителей Премьер-министра, министров, принимает
решение об отставке Правительства;
¾
вправе отменять акты Правительства Республики
Беларусь и приостанавливать действие актов исполнительной власти;
¾
формирует и возглавляет Совет Безопасности
Республики Беларусь, формирует Администрацию Президента;
¾
является Главнокомандующим Вооруженными Силами
Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности высшее
командование Вооруженных Сил.
Президент, Администрация Президента, советы и службы,
состоящие при них, образуют самостоятельный орган управления — президентуру.
Администрация Президента, возглавляемая Президентом Республики Беларусь, в
настоящее время является органом государственного управления и юридическим
лицом. На нее возлагаются следующие обязанности:
¾
подготовка планов работы Президента и обеспечение
их реализации;
¾
проведение систематического анализа
социально-политической и экономической ситуации в республике;
¾
доведение декретов, указов, распоряжений и других
документов Президента до государственных органов;
¾
обеспечение общего руководства деятельностью
министерств, других республиканских органов управления, местных исполнительных
и распорядительных структур;
¾
организация приема граждан;
¾
контроль за учебными программами, аттестацией и
аккредитацией учебных заведений.
Органы исполнительной власти —
это разновидность органов государственной власти, осуществляющих функции
оперативного руководства во всех сферах жизни общества в соответствии с
задачами государства.
Система органов государственного управления функционирует
на основе следующих принципов:
1.
Принцип сочетания централизации и
децентрализации. Централизация вытекает из единства
системы государственного управления и означает такое построение системы, когда
вышестоящие уровни управления задают принципы построения нижестоящих.
Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и
полномочий подчиненному органу с целью повышения эффективности его
функционирования. Сочетание этих принципов позволяет реализовать совместное
ведение предметов республиканскими органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти на региональном уровне, разграничив их полномочия.
2.
Принцип законности.
Сущность его заключается в том, что все органы государственной власти,
должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и
другие нормативные акты.
3.
Наделение правом распорядительства, т.е. государственными властными полномочиями, состоящими в праве
издавать юридические акты от имени государства и обеспечивать их исполнение.
Страницы: 1, 2
|