Главной
методической особенностью этих систем являлся принцип последовательного
расчленения каждой проблемы на несколько задач более низкого уровня с целью
построения «дерева целей».
Например, система
«ПАТТЕРН» дала возможность анализировать нужды и интересы военных министерств
на различных уровнях управления. Отсечение частей «дерева целей» на
соответствующем уровне означало выделение областей ответственности за
научно-исследовательскую деятельность отдельного министерства, ведомства,
отрасли промышленности, научно-исследовательского института и даже лаборатории.
Рассматриваемые
системы позволяли определить сроки решения научных и технических проблем и
взаимную полезность работ, способствовали повышению качества принимаемых
решений за счет преодоления узковедомственного подхода к их принятию, отказа от
интуитивных и волевых решений а также от работ, которые не могут быть выполнены
в установленные сроки.
Вместе с тем
практика управления в США последних десятилетий показывает, что термин
«системный анализ» не так часто применяется, как это имело место ранее. Многие
подходы к обоснованию сложных решений, которые с ним связывались, продолжали
использоваться и развиваться достаточно интенсивно уже под новыми названиями —
«программный анализ», «анализ политики», «анализ последствий» и т.д. В то же
время «новизна» названных видов анализа заключается скорее в их названиях.
Методологической и методической их основой продолжает оставаться системный
анализ, идеология системного подхода.
§ 2.
Определение понятия «системный анализ»
Прежде всего
кратко сопоставим понятия «системный анализ» и «системный подход». Они являются
достаточно близкими понятиями, хотя между ними существуют определенные
различия. В основе как системного анализа, реализующего на практике идеи
системного подхода, так и системного подхода лежит диалектическая логика.
Системный подход не дает готового набора рецептов решения проблем, скорее он
кристаллизует умение правильно применять специальные методы анализа.
Существуют
различные точки зрения на содержание понятия «системный анализ» и область его
применения. Изучение различных определений системного анализа позволяет
выделить четыре его трактовки.
Первая трактовка
рассматривает системный анализ как один из конкретных методов выбора лучшего решения
возникшей проблемы, отождествляя его, например, с анализом по критерию
стоимость — эффективность [16].
Такая трактовка
системного анализа характеризует попытки обобщить наиболее разумные приемы
любого анализа (например, военного или экономического), определить общие
закономерности его проведения.
В первой
трактовке системный анализ — это, скорее, «анализ систем», так как акцент
делается на объекте изучения (системе), а не на системности рассмотрения (учете
всех важнейших факторов и взаимосвязей, влияющих на решение проблемы,
использование определенной логики поиска лучшего решения и т.д.)
В ряде работ,
освещающих те или иные проблемы системного анализа, слово «анализ»
употребляется с такими прилагательными, как количественный, экономический,
ресурсный, а термин «системный анализ» применяется значительно реже.
Согласно второй
трактовке системный анализ — это конкретный метод познания (противоположность
синтезу) [16].
Третья трактовка
рассматривает системный анализ как любой анализ любых систем (иногда добавляется,
что анализ на основе системной методологии) без каких-либо дополнительных
ограничений на область его применения и используемые методы.
Согласно
четвертой трактовке системный анализ — это вполне конкретное
теоретико-прикладное направление исследований, основанное на системной
методологии и характеризующееся определенными принципами, методами и областью
применения. Он включает в свой состав как методы анализа, так и методы синтеза,
кратко охарактеризованные нами ранее.
Нам
представляется правильной четвертая трактовка, наиболее адекватно отражающая
направленность системного анализа и совокупность используемых им методов.
Итак, системный
анализ — это совокупность определенных научных методов и практических
приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах
целенаправленной деятельности общества, на основе системного подхода и
представления объекта исследования в виде системы. Характерным для системного
анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения
и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой
возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между этими
целями, возможными путями решения возникшей проблемы и потребными для этого
ресурсами.
Системный анализ характеризуется
главным образом упорядоченным, логически обоснованным подходом к исследованию
проблем и использованию существующих методов их решения, которые могут быть
разработаны в рамках других наук.
Целью системного
анализа является полная и всесторонняя проверка различных вариантов действий с
точки зрения количественного и качественного сопоставления затраченных ресурсов
с получаемым эффектом.
Системный анализ,
по существу, является средством установления рамок для систематизированного и
более эффективного использования знаний, суждений и интуиции специалистов; он
обязывает к определенной дисциплине мышления.
Иными словами,
системный анализ — это систематизированные методы оказания лицу, принимающему
решение, помощи при выборе курса действий путем изучения всей проблемы в целом,
определения конечных целей и различных путей их достижения с учетом возможных
последствий. Для получения квалифицированного суждения по проблемам
используются соответствующие методы, по возможности аналитические.
Системный анализ
предназначен для решения в первую очередь слабоструктуризованных проблем, т.е.
проблем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично,
задач, возникающих, как правило, в ситуациях, характеризуемых наличием фактора
неопределенности и содержащих неформализуемые элементы, непереводимые на язык
математики.
Одна из задач
системного анализа заключается в раскрытии содержания проблем, стоящих перед
руководителями, принимающими решения, настолько, чтобы им стали очевидны все
основные последствия решений и их можно было бы учитывать в своих действиях.
Системный анализ помогает ответственному за принятие решения лицу более строго
подойти к оценке возможных вариантов действий и выбрать наилучший из них с
учетом дополнительных, неформализуемых факторов и моментов, которые могут быть
неизвестны специалистам, готовящим решение.
Кратко
охарактеризуем методологию системного анализа, используя определение
методологии науки.
«Методология
науки дает характеристику компонентов научного исследования, его объекта,
предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности
исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также
формирует представление о последовательности движения исследования в процессе
решения задач» [2, т. 16, с. 479].
Вначале определим
содержание объекта системного анализа, т.е. выясним его специфику и место среди
других родственных ему научных направлений.
Объект системного
анализа в теоретическом аспекте — это процесс подготовки и принятия решений; в
прикладном аспекте — различные конкретные проблемы, возникающие при создании и
функционировании систем.
В теоретическом
аспекте — это, во-первых, общие закономерности проведения исследований,
направленные на поиск наилучших решений различных проблем на основе системного
подхода (содержание отдельных этапов системного анализа, взаимосвязи,
существующие между ними, и др.).
Во-вторых,
конкретные научные методы исследования — определение целей и их ранжирование,
дезагрегирование проблем (систем) на их составные элементы, определение
взаимосвязей, существующих как между элементами системы, так и между системой и
внешней средой и др.
В-третьих,
принципы интегрирования различных методов и приемов исследования
(математических и эвристических), разработанных как в рамках системного
анализа, так и в рамках других научных направлений и дисциплин в стройную,
взаимообусловленную совокупность методов системного анализа.
В прикладном
плане системный анализ вырабатывает рекомендации по созданию принципиально новых
или усовершенствованных систем.
Рекомендации по
улучшению функционирования существующих систем касаются самых различных
проблем, в частности ликвидации нежелательных ситуаций (например, ухудшение
финансово-экономического положения предприятия), вызванных изменением как
внешних по отношению к изучаемой системе факторов, так и внутренних.
Следует отметить,
что объект системного анализа является в то же время объектом целого ряда
других научных дисциплин, как общетеоретических, так и прикладных. Например,
проблемами составления сбалансированного плана занимается планирование. Однако
разработке такого плана в существенной мере будет способствовать использование
принципов и методов, которые для решения любых проблем разрабатываются в рамках
системного анализа.
Мы считаем, что
выделить предмет системного анализа, т. е. отнести системный анализ к категории
наук, не представляется возможным, поскольку решением указанных выше проблем
занимается целый ряд наук и других научных направлений. (О некоторых из них речь
пойдет ниже.)
В отличие от
многих наук, главной целью которых является открытие и формулирование
объективных законов и закономерностей, присущих предмету изучения, системный
анализ в основном направлен на выработку конкретных рекомендаций, в том числе и
на основе использования достижений теоретических наук в прикладных целях.
«Его цели в
противоположность целям чистой науки в первую очередь заключаются в выработке
рекомендаций или, по крайней мере, предположений по выбору курса действий, а не
просто в выявлении проблемы и предсказании ее развития. Таким образом,
системный анализ ближе к инженерным дисциплинам, чем к науке... наука открывает
новые явления, в то время как инженерные дисциплины используют результаты науки
[17, с. 30]. От инженерных дисциплин системный анализ отличает более
ограниченная возможность использования математических методов и количественной
информации, основанной на реальных измерениях и достаточно строгих расчетах, а
также больший удельный вес эвристических методов.
Все это дает основание
говорить о двойственной природе системного анализа: с одной стороны, это
теоретическое и прикладное научное направление, использующее в практических
целях достижения многих других наук, как точных (математика), так и
гуманитарных (экономика, социология), а с другой стороны — это искусство. В нем
сочетаются объективные и субъективные аспекты, причем последние присущи как
самому процессу системного анализа, так и процессу принятия решения на основе
его данных. В последнем случае индивидуальные особенности лиц, принимающих
решения (должностные, профессиональные, возрастные, обусловленные творческими
навыками и жизненным опытом и т. д.), оказывают непосредственное влияние на
окончательное решение проблемы.
Системный анализ
выполняет «роль каркаса, объединяющего все необходимые методы, знания и действия
для решения проблемы» [11, с, 34].
Системный анализ
означает сознательное систематизированное применение всей совокупности методов
анализа, уделение большого внимания вопросам неопределенности и проверки полученных
результатов на чувствительность к изменению показателей и факторов,
определяющих функционирование системы. Степень чувствительности систем к
изменению этих показателей и факторов указывает, на какие из них следует
обратить особое внимание, а какими можно пренебречь.
Заканчивая рассмотрение
основных методологических компонентов системного анализа, следует отметить, что
ему присущи определенные принципы, логические элементы, определенная этапность
и методы проведения. Наличие (без исключения) всех этих компонентов и делает
анализ какой-либо проблемы системным.
Приведенное
определение системного анализа не устанавливает ему жестких границ. Возникает
вопрос: можно ли в рамках изложенной концепции системного анализа более четко
определить его границы? Один из возможных подходов заключается в отнесении к
категории системного только такого анализа, который был выполнен
междисциплинарной группой.
Это требование
объясняется необходимостью использования междисциплинарного подхода к решению
сложных проблем. Однако критерии оценки уровня междисциплинарности не
установлены. Специалисты каких отраслей знаний должны входить в группу? Если в
состав группы входят только экономисты, математики и юристы, является она
междисциплинарной или нет? Каковы требования к уровню образования и кругозору
членов междисциплинарной группы? К какой категории отнести анализ, если группу
аналитиков одинакового научного профиля возглавляет крупный специалист, хорошо
ориентирующийся в смежных областях? Каковы критерии, характеризующие уровень
учета факторов смежных научных направлений? Когда можно сказать, что эти
факторы учтены? Эти и подобные им вопросы вполне закономерно возникают при
попытке отнести к категории системного анализ, выполняемый только
междисциплинарной группой. Пока на них нет четкого ответа, использование этого
ограничения не уточнит определение системного анализа.
§ 3. Понятие
системы
В системном
анализе исследования строятся на использовании категории системы, под которой
понимается единство взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, расположенных в
определенной закономерности в пространстве и во времени, совместно действующих
для достижения общей цели. Система должна удовлетворять двум требованиям:
1. Поведение
каждого элемента системы влияет на поведение системы в целом; существенные
свойства системы теряются, когда она расчленяется.
2. Поведение
элементов системы и их воздействие на целое взаимозависимы; существенные
свойства элементов системы при их отделении от системы также теряются. Гегель
писал о том, что рука, отделенная от организма, перестает быть рукой, потому
что она не живая.
Таким образом,
свойства, поведение или состояние, которыми обладает система, отличаются от
свойств, поведения или состояния образующих ее элементов (подсистем). Система —
это целое, которое нельзя понять путем анализа. Система — это множество
элементов, которое нельзя разделить на независимые части.
Совокупность
свойств элементов системы не представляет собой общего свойства системы, а дает
некоторое новое свойство. Для любой системы характерно наличие собственной,
специфической закономерности действия, невыводимой непосредственно из одних
лишь способов действия образующих ее элементов. Всякая система является
развивающейся системой, она имеет свое начало в прошлом и продолжение в будущем.
Понятие системы —
это способ найти простое в сложном в целях упрощения анализа. Элементарная
система, изображенная в общем виде, представлена на рис. 1.
Рис. 1. Система в общем виде
Основными
частями ее являются вход, процесс, или операция, и выход.
У
любой системы вход состоит из элементов, классифицируемых по их роли в процессах,
протекающих в системе. Первый элемент входа тот, над которым осуществляется
некоторый процесс, или операция. Этот вход есть или будет «нагрузкой» системы
(сырье, материалы, энергия, информация и др.). Вторым элементом входа системы
является внешняя (окружающая) среда, под которой понимается совокупность
факторов и явлений, воздействующих на процессы системы и не поддающихся прямому
управлению со стороны ее руководителей.
Не
контролируемые системами внешние факторы обычно можно разбить на две категории:
случайные, характеризуемые законами распределения, неизвестными законами или
действующие без всяких законов (например, природные условия); факторы,
находящиеся в распоряжении системы, являющейся внешней и активно, разумно
действующей по отношению к рассматриваемой системе (например, нормативно-правовые
документы, целевые установки).
Цели
внешней системы могут быть известны, известны не точно, вовсе не известны.
Третий
элемент входа обеспечивает размещение и перемещение компонентов системы,
например различные инструкции, положения, приказы, то есть задает законы ее
организации и функционирования, цели, ограничительные условия и др. Входы
классифицируются также по содержанию: материальные, энергетические,
информационные или любая их комбинация.
Вторая
часть системы — это операции, процессы или каналы, через которые проходят
элементы входа. Система должна быть устроена таким образом, чтобы необходимые
процессы (производственные, подготовки кадров, материально-технического
снабжения и др.) воздействовали по определенному закону на каждый вход, в соответствующее
время для достижения желаемого выхода.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|