Активная
книгоиздательская деятельность способствует развитию литературных
жанров. Особенно привлекателен для массового читателя жанр биографии.
Среди изданий этого жанра, прежде всего, назовем начавшую выходить в 1875 году
серию "Новый Плутарх. Биографии знаменитых людей
в истории".
Много сделала для
просвещения еще одна типография демократической направленности - типография Ф.С. Сущинского. За 1864-1874 годы из этой
типографии вышло более 120 названий книг. Среди них книги по естественным
наукам, по вопросам просвещения, беллетристика, справочные издания, календари,
библиографические указатели. В качестве редакторов и переводчиков книг,
печатавшихся в этой типографии, выступали Д.И.
Писарев, М.А. Антонович, П.Д.
Баллод, М.К. Цебрикова, Н.Э.
Сорокин и др. Все они были деятелями демократического лагеря.
60-70-е годы
вошли в историю книгоиздания тем, что в это время активно формировались
принципы пропаганды научных знаний, которые впоследствии были развиты и вошли в
теорию редактирования научно-популярной литературы. Пропаганда естественнонаучных
знаний рассматривалась редакторами и издателями как важное направление
просвещения народа, в этой деятельности участвовали крупнейшие ученые и
публицисты.
Исследователь
проблемы популяризации науки в России 60-х годов XIX века А.В.
Панков считает, что в эти годы в русской культуре окончательно завершился
процесс научной популяризации как сферы деятельности. По наблюдениям
теоретиков-демократов, работа популяризатора-публициста складывалась из двух
компонентов: переработка научных идей в социально-политические убеждения,
адресованные современному читателю, и практическая оценка достижений науки.
Причем наука воспринимается как духовное образование, прежде всего.
В это время
разворачивается деятельность по пропаганде научных знаний крупнейших русских
ученых: А.М. Бутлерова, Д.И.Менделеева, И.М. Сеченова. "...Во всей истории
естествознания, - писал К.А. Тимирязев, - не найдется
других 10-15 лет, в пределах которых изучение природы сделало бы такие дружные,
одновременные и колоссальные шаги».
Для
характеристики редактирования в книгоиздании XIX века существенным моментом
является продолжение в 60-е годы разработки принципов подготовки двух основных
типов собраний сочинений: академического и научно-популярного. Оба типа
осуществлялись на материале произведений писателей ХVIII века - Г.Р. Державина,
А.Д. Кантемира, Д.И. Фонвизина, В.И. Лукина, В.И. Майкова.
Академический тип издания формировался постепенно и был
характерен тем, что при подготовке использовались архивы писателей, а издание
включало научно-справочный аппарат. Я.К. Грот выпустил
академическое издание Державина (1864).
В
"Предисловии" к I тому Грот сформулировал основные принципы
подготовки данного издания: "Главные черты принятого нами плана издания
состоят в следующем:
1).
Хронологический порядок сочинений;
2). Пополнение
собрания их;
3) Пересмотр
текста по рукописям;
4) Приложение к
нему вариантов;
5) Подробные
объяснительные примечания, которые для удобства читателя сопровождали бы текст
из страницы в страницу;
6) Литература и
библиография сочинений Державина;
7) Библиография
его;
8) Свод всего,
что было писано о Державине в прозе и стихах как в похвалу его, так и в
порицание;
9) Указатели
предметные, библиографические, лексические и другие, какие окажутся
нужными".
Мерзляков при издании сочинений Радищева, Бекетов при издании
произведений Фонвизина, Белинский - при издании "Стихотворений"
Кольцова активно привлекали материалы из архивов писателей и включали в издания
научно-справочный аппарат.
Настоящим
событием в книгоиздании и вообще в культуре XIX века явилось издание
произведений Пушкина, осуществленное Анненковым. Это
было первое научное издание Пушкина. Примененный Анненковым порядок группировки
произведений по основным жанрам с соблюдением хронологической
последовательности внутри каждого жанра сохранился впоследствии во многих
научных изданиях Пушкина. Издание имеет научно-справочный аппарат (алфавитный
указатель всех произведений, указатель к "Материалам для биографии
Пушкина", примечания к стихотворениям).
Тип научно-массового издания получил начало в издании серии "Русские писатели ХVIII и XIX ст." Серия
издавалась И.И. Глазуновым, который поручил вести
"общую редакцию всего издания" П.А. Ефремову. План издания Ефремов
опубликовал в статье "Несколько слов об издании", помещенной в
"Сочинениях, письмах и избранных переводах Д.И. Фонвизина" (СПб.,
1866). В нем показан общий подход к формированию научно-популярного издания: в
издание включали "все известные в печати сочинения (курсив Ефремова)
каждого издаваемого писателя, с добавлением по возможности того, что осталось в
рукописях. Из переводов будут помещены вполне все сделанные в стихах и те, которые
имеют особенно характеристическое значение по своему содержанию или по тому
видному месту, которое они занимают в литературной деятельности писателя...
Будут постоянно прилагаться: биография писателя, пояснительные примечания к
тексту, объяснения и хорошо гравированный портрет писателя с его
факсимиле" (С. VI). Ефремов издавал также Жуковского, Пушкина, Лермонтова.
Научные издания готовила Академия
наук. Были выпущены "Сочинения" Державина, "Сочинения"
Хемницера (1874), "Сочинения" Ломоносова. Таким образом, в XIX веке
полностью сформировался тип научного издания, который получил дальнейшее
развитие уже в книгоиздании следующего столетия.
Можно сказать,
что деятельность редактора при создании собрания сочинений приобретает новый
смысл. Редактор должен обозначить специфику чтения данного издания, определить,
какие принципы будут положены в основу его подготовки. Это говорит о том, что
во второй половине XIX века усиливается управляющая роль собственно издания по
отношению к произведению литературы и, следовательно, усиливается роль
редактора в литературном процессе.
1.3. Редакторская
подготовка журнальных изданий
В
1861 году Д.И.Писарев писал: "Периодические
издания расходятся по всем концам России, и идеи, выработанные в тиши кабинета,
за письменным столом, становятся достоянием целой обширной страны, становятся
почти единственной умственной пищей для нескольких десятков тысяч людей.
Большинство публики читают одни журналы. Один экземпляр "Современника"
или "Русского вестника" читается целым городом, переходит из рук в
руки и возвращается обыкновенно к владельцу в самом жалком и истрепанном
виде... Кроме журналов этой публике действительно читать нечего; отдельные
книги издаются теперь чаще прежнего, но их все-таки мало; кроме того, они имеют
или ученый или учебный характер».
Мы
снова обращаемся к опыту журнала "Современник",
так как в рассматриваемый период его работа приобретает новые черты,
представляющие интерес с точки зрения развития редактирования.
В
конце 50-х и в 60-е годы (1856-1866 годы) этот журнал превращается из журнала
литературно-общественного в журнал общественно-политический и
литературно-критический. Некрасов на посту редактора
журнала последовательно разрабатывает критерии оценки материалов, на первое
место, выдвигая идеологическую сторону содержания. Крестьянский вопрос
постепенно занимает основное место в журнале. Отбор материалов осуществляется
таким образом, чтобы в совокупности они показывали общее направление издания.
Можно сказать что опыт "Современника" данного периода показывает, за
счет чего может редакция формировать общий облик издания.
Кроме
вопросов экономической несостоятельности крепостничества последовательно
ставятся вопросы и о политической несостоятельности крепостного строя. Целый
ряд статей журнала посвящен данному вопросу. Это статьи Чернышевского "О
новых условиях сельского быта", Добролюбова "Деревенская жизнь
помощник в старые годы", Карновича "Заметка для истории крепостного
права в России", "О крепостном праве в Польше" и другие,
материалы "Современных обозрений", отдела "Устройство быта
помещичьих крестьян". В целом эти материалы направлены на подготовку
крестьянской революции. После выхода "Положения 19 февраля",
отменявшего крепостное право в России, на страницах "Современника"
освещаются результаты реформы, приведшей к сокращению земельных наделов,
снижению крестьянских доходов, росту кабалы в деревне. Эти материалы
сопровождаются сочувственными откликами о народном протесте, призывами народа к
революции.
В
условиях жесткой цензуры "Современник"
встретил реформу "проклятием молчания": на фоне безудержных
восхвалений реформы либеральными изданиями молчание "Современника"
выглядело особенно красноречиво: читатель, привыкший в тому, что журнал
злободневен, откликается на главные общественные события, хорошо понимал, что
за молчанием "Современника" стоит неприятие реформы. Кроме того,
печатались материалы, в которых использовался так называемый эзоповский язык
(например, в материалах "Внутреннее обозрение" (Современник. - 1861.
- III).
Одно
из направлений "Современника" этого времени
- полемика с крепостническими ("Труды вольного экономического
общества", "Земледельческая газета", "Журнал землевладельцев")
и буржуазно-либеральными изданиями ("Экономический указатель"). Эта
полемика делала журнал актуальным, злободневным, вовлекая его в обсуждение
самых острых, волнующих читателя проблем.
Не
менее целеустремленно формировали и беллетристический отдел, журнала.
Художественные произведения раскрывали нищету и забитость крестьян, поднимали
вопросы нравственного вырождения помещичьего класса. Авторы
"Современника" - Л. Толстой, И. Тургенев, А. Островский, обличавшие
мрачные стороны жизни и верившие в творческие силы русского народа. Печатали и
других литераторов, чьи призведения развивались в русле основных тем журнала.
Среди них Д. Григорович, И. Селиванов, А. Надеждин; С. Федоров, С. Микешин, В.
Даль. Причем редакция так умело подбирала произведения писателей (по своим
идейным установкам порою не только далеких, но враждебных
революционно-демократическому направлению), что беллетристический отдел в целом
подтверждал важнейшие положения политического отдела.
Важное
значение имеет в издании организация материала. Это блестяще доказывает опыт
"Современника". Например, в мартовском номере за 1861 год наряду с
официальными указами напечатана статья В. Обручева "Невольничество в
Северной Америке" и "Песни о неграх" Лонгфелло.
Тем
самым редакция подчеркивает, что борьба с крепостничеством по-прежнему стоит в
повестке дня. Понимая, что крестьянство забито, темно, что народ не готов к
революции, редакция стремилась оказать "внешнее влияние" на
крестьянина. Тут тоже использовались возможности формы организации материала в
журнале: сочетание публицистических статей и художественных произведений на
разные, но близкие по духу темы, создавало соответствующее идейное звучание
журнала в целом.
1.4. М.Е.
Салтыков-Щедрин – редактор
М.Е.
Салтыков-Щедрин в качестве редактора впервые начинает работать в "Современнике" с конца 1862 года. Он был
ближайшим помощником Некрасова, принимал участие в
распределении материала, вел переписку с авторами, переговоры с цензурой. В
1863 и 1864 годах он выступает как автор хроники "Наша общественная
жизнь", в материалах которой с позиций революционной демократии обсуждает
проблемы общественной и культурной жизни России. В это время он опубликовал до
тысячи страниц журнального текста в "Современнике", закончил цикл
"Невинные рассказы", создал первые четыре очерка "Помпадуров и
помпадурш", сотрудничает в сатирическом отделе журнала
"Свисток".
В
редакторской деятельности Салтыкова-Щедрина нашли
отражение его политические и эстетические взгляды. Он пропагандирует
революционно-демократическую программу, отстаивает материалистическую эстетики,
разработанную Белинским, а затем развитую Чернышевским и Добролюбовым.
В
1866 году издание "Современника" было
запрещено. В конце 1867 года Некрасов заключает договор с издателем журнала "Отечественные записки" А.А.
Краевским и становится фактическим издателем и редактором журнала. Совместно с
Некрасовым редактором журнала становятся его ближайшие сотрудники по "Современнику" - М.Е.
Салтыков-Щедрин и Г.В. Елисеев.
Общее
руководство журналом осуществлял Некрасов,
беллетристическим отделом заведовал Салтыков-Щедрин,
публицистическим – Елисеев, Некрасов
и Салтыков-Щедрин превратили журнал в лучший после
"Современника" русский литературно-общественный журнал второй
половины XIX века. К участию в работе журнала были привлечены крупнейшие
русские писатели: А. Островский, Г. Успенский, а также известные писатели
своего времени В. Слепцов, А. Левитов, В. Гаршин, Д. Мамин-Сибиряк. Их
редакторскую работу отличали идейность и принципиальность. Они сформировали
журнал, имеющий определенное политическое лицо. Об этом свойстве, как об одном
из основных свойств журнального издания, Салтыков-Щедрин
писал: "Если журнал не ищет твердых понятий о том, куда он идет и чего
хочет, если он занимается донашиванием чужих одежд и догладыванием чужих
оглодков, заслуживает ли он чести называться органом и руководителем
общественного мнения? Нет, не заслуживает".
Обратим
внимание на то, что Салтыков-Щедрин обозначает журнал
как орган и руководитель общественного мнения. Именно эта возможность -
руководить общественным мнением - рассматривалась редакторами-издателями того
времени как основная задача журнальных изданий. Решая ее, редактор выдвигал
определенные требования к отбору произведений, подбору авторов, выбору тем и
проблем, рассматриваемых в журнале, которые определяло мнение Щедрина, что "литература и пропаганда - это одно и
то же".
С
конца 1876 года Щедрин возглавляет редакцию "Отечественных записок" один, так как Некрасов
тяжело заболел. После смерти Некрасова Щедрин руководит беллетристическим
отделом, и демократическое направление было выражено в этом отделе яснее, чем в
публицистическом.
Важное
место в редакторской деятельности Щедрина занимали организационные аспекты.
Н.К. Михайловский, работавший со Щедриным, отмечал, что
именно Щедрин придал журналу "цельность и
определенность физиономии", способствовал тому, что "Отечественные
записки" стали журналом, а не просто сборником "более или менее
интересных или неинтересных статей". Очевидно, цельность журнала, как и
цельность "Современника" при Некрасове,
обеспечивалась стремлением редактора выдерживать определенную идейную направленность
за счет того, чтобы все отделы отвечали его общему направлению. Большинство
сотрудников журнала придерживалось одной общественно-политической и
эстетической линии в своих взглядах - это были единомышленники.
Основой
отбора произведений литературы в "Отечественных записках" было
идейное содержание произведения. Редакция останавливала свой выбор на
произведениях, направленных против остатков крепостничества, раскрывающих
тяжелое положение народа, имеющих демократическое направление. Кроме того, в
журнале публиковали сочинения, отвечающие требованиям художественности, хотя на
первом месте, повторяем, стоял критерий демократичности. По поводу отбора
произведений в журнал Ф.М. Достоевский писал:
"Тут может быть лишь один вопрос: настолько ли имя Ваше ретроградно, что
уже, несмотря ни на что, Вам надо будет непременно отказать? Они именно
держатся такого взгляда, и прийди хоть сам Мольер, но если он почему-либо
сомнителен, то и его не примут".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|