Меню
Поиск



рефераты скачать Регулирование торгово-экономических отношений между странами

Лицензирование применяется отдельными странами с целью соблюдения количественных и стоимостных квот по некоторым товарам. Так, в качестве меры для защиты своей текстильной промышленности от "размывания" дешевым импортом Финляндия применяет двусторонние соглашения с развивающимися странами - крупными поставщиками этой продукции. По своей сути лицензирование тесно связано с контингентированием.

Антидемпинговые пошлины - это дополнительные пошлины, которыми облагаются импортные товары. Решение о взимании антидемпинговой пошлины принимается национальными судами в случае установления факта демпинга.

Официально защита от демпинга узаконена в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле в виде специального Антидемпингового кодекса. Статья 6 кодекса определяет демпингом ситуацию, когда товары продаются на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран. Однако законодательство автоматически обычно не применяется. Его действие вступает в силу лишь в тех случаях, когда демпинг причиняет или угрожает причинить ущерб национальной торговле, наносит вред конкуренции внутри страны, замедляет уровень ее развития.

Основным критерием при определении нормального уровня цены является сравнение фактических экспортных цен, с ценами на этот или аналогичный товар в стране, где осуществляется демпинг. Если сравнить товары в данной стране не представляется возможным, то берутся цены на рынках третьих стран. При этом ,учитывается ряд дополнительных факторов, в том числе дизайн, косвенные налоги, издержки обращения и др.

После признания факта демпинга ,законодательные органы проводят антидемпинговое расследование. На практике получили распространение несколько видов пресечения демпинговой практики. Так, в США, Японии устанавливается антидемпинговая пошлина в размере разницы между демпинговой и нормальной ценами. В странах ЕС антидемпинговое законодательство устанавливает антидемпинговые пошлины в размере нанесенного ущерба. В ряде случаев экспортеры добровольно отказываются от демпинговой практики, так как судебные решения могут повлечь за собой принудительный уход с рынка.

К демпингу прибегают экспортеры, чтобы внедриться на рынок, расширить объем продаж, вытеснить конкурентов. Причем демпинг может осуществляться как фирмой-экспортером, так и государством. Через государство демпинг достигается посредством субсидирования экспортных поставок из средств госбюджета.

Основными инициаторами антидемпинговых обвинений выступают, как правило, страны с развитой рыночной экономикой: США, западноевропейские государства. Ответчиками выступают как сами развитые страны, так и развивающиеся и страны Восточной Европы. Объектами антидемпинговых расследований являются сырье и продукция обрабатывающей промышленности.

"Добровольные " ограничения экспорта - сравнительно новая форма государственного протекционизма. Специфика этой формы торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей страны.

"Добровольное" ограничение экспорта означает обязательство одного из партнеров, под угрозой санкций в его сторону, ограничить экспорт определенных товаров в импортирующую страну. По существу, это те же импортные квоты, которые создают видимость сокращения объема поставок по инициативе самого экспортера. Например, под давлением правительства США ,Япония вынуждена была подписать соглашение о лимитировании продаж автомобилей на американском рынке.

Чаще "добровольные" ограничения экспорта вводятся в отношении компаний, нарушивших законодательство о добросовестной конкуренции импортирующих стран.

4. Валютно-кредитное регулирование внешней торговли


Современная модель регулирования внешней торговли с помощью валютно-кредитных средств приобрела сложную структуру, которая объединяет совокупность элементов валютного рынка, отношений экспортеров и импортеров с банками, системы национального и межгосударственного валютного регулирования. Все они, сохраняя относительную самостоятельность, находятся во внутреннем противоречивом единстве. В любом государстве соотношение используемых элементов и роль каждого из них различаются в зависимости от состояния внешнеэкономических связей, уровня конвертируемости национальной валюты, принципов внешних расчетов и кредитования, особенностей национального механизма государственного регулирования в целом, а также степени вовлеченности в международную валютно-финансовую сферу.

В связи с этим, условия осуществления экспортно-импортных операций, во многом зависят от совокупности используемых элементов регулирования валютного рынка и принятого уровня валютного курса, ссудного процента и условий предоставления кредита, способов валютной интервенции и т.п. Краткосрочное и среднесрочное валютное регулирование, преследует общеэкономические цели - стимулирование хозяйственной активности различных субъектов ВЭД, борьбу с инфляцией и другие.

Из всей совокупности инструментов валютного регулирования, важнейшим является валютный курс, выступающий как отношение национальной денежной единицы к денежным единицам других стран. Главная функция валютного курса, заключается в обеспечении пропорциональности обмена валют, базой которых служит их покупательная сила по отношению к товарам внутри страны.

Наиболее распространенный способ использования валютного курса для регулирования внешнеторгового оборота, заключается в изменении его (пересмотр курса той или иной валюты) путем девальвации или ревальвации. К этим методам страны прибегают в условиях острой конкурентной борьбы на внешних рынках, а также в условиях существенного отклонения уровня инфляции в рамках фиксированных валютных курсов, когда рыночный курс длительное время и в ощутимых размерах отклоняется от валютного паритета.

Особенно часто страны прибегают к девальвации, то есть официальному занижению курса национальной валюты, с целью выравнивания внешнеэкономического баланса путем увеличения экспорта и сокращения импорта из-за повышающихся цен на ввозимую продукцию. В этих условиях у экспортеров появляются большие преимущества при обмене заработанной валюты на национальную, в росте объема экспортного производства, одновременно, в силу удорожания импорта товаров, сокращаются объемы второстепенных импортных поставок в страну.

Зарубежной практике известны яркие примеры использования такой формы регулирования валютного курса. Так, Японии в 60-70 гг. благодаря заниженному курсу иены и снижению цен на ввозимую продукцию удалось проникнуть и утвердиться на многих мировых рынках. Правительство Японии в целях поощрения экспорта и в дальнейшем не раз снижало курс иены к доллару.

Великобритании в 1970-1974 гг. с помощью девальвации удалось не только сократить пассив внешнеторгового баланса, но и довести его до уровня актива. Однако вследствие девальвации, особенно в результате резкого уменьшения курса национальной валюты, может наступить более сильное внешнее обесценение ее по сравнению с внутренним, которое создаст благоприятные условия для использования валютного демпинга - спекулятивных операций на внешнем рынке с целью получения прибыли за счет изменения валютного курса.

Обратное влияние на внешнюю торговлю государства оказывает ассиметричный девальвации процесс ревальвации, означающий повышение официального курса национальной валюты по отношению к иностранным и сопровождающийся сдерживанием развития экспорта, его удорожанием с одновременным удешевлением импорта. Ревальвация нередко подталкивается действиями других государств, желающих усилить конкурентоспособность своих товаров на рынках стран с активным торгово-платежным балансом. Так было, например, с ФРГ, вынужденной под активным давлением стран-конкурентов (США, Англии, Франции) ревальвировать западногерманскую марку и задержать развитие экспорта в 60-е гг. В 70-е гг. в странах ЕС также были пересмотрены валютные паритеты большинства развитых стран Запада, то есть уровень обменного курса валют, выравнивающий покупательскую способность каждой из них с ограничением допустимых пределов колебаний ("валютный коридор"), и распространена система "плавающих" валютных курсов, пределы колебания которых не ограничены.  Этот процесс значительно расширил возможности использования других средств валютного воздействия на международные расчеты - валютных интервенций, маневрирования процентной ставкой, валютных ограничений, в том числе и для третьих стран, и т.п.

Активное распространение в качестве элемента регулирования, получила валютная интервенция посредством манипуляции государственным банком валютными ресурсами и процентными ставками. Чаще всего она  реализуется в виде целевых операций по купле-продаже иностранной валюты центральными банками с целью сохранения  курса национальной валюты. Совмещение валютной интервенции на внешних валютных рынках с равными по величине и противоположными по направлению операциями на внутреннем открытом рынке ценных бумаг, предпринимаемое в целях исключения взаимовлияния внутренней денежно-кредитной политики от внешней, получило название "стерилизации".

Маневрирование банковскими процентными ставками оказывает влияние на перемещение ликвидных средств из одной страны в другую, а также способствует изменению валютного курса.

Одним из способов воздействия на обменный валютный курс служат валютные ограничения. Их целью является сокращение внешнего оборотного капитала, оказывающее воздействие на чистый спрос на национальную валюту, внешнеторговых операции по текущим счетам, путем ограничения торговли с  рядом стран, количества валюты, допустимой к вывозу за границу во время туристических путешествий и т.д.

Таким образом, валютный курс является опосредствующим звеном прямого административного вмешательства государства во внешнюю торговлю, которое, по сути, представляет собой систему валютного контроля. В рамках Устава Международного валютного фонда валютный контроль может иметь лишь ограниченное значение и не препятствовать проведению текущих операций, конвертируемости национальной валюты для нерезидентов, то есть функционированию валютного рынка.

Механизм валютно-кредитного регулирования в международной практике помимо рассмотренных элементов, включает также набор правил и норм, которые регулируют деятельность центральных эмиссионных банков на внешних валютных рынках. Их цель состоит в облегчении процессов международной торговли в части обеспечения внешнеторговых расчетов, упорядочения кредитования экспортно-импортных операций и получения максимальной выгоды участниками внешнеторговых сделок.

5. Международные организации во внешнеэкономической деятельности


Важнейшая роль в регулировании торгово-экономических отношений стран мирового сообщества принадлежит негосударственной структуре - Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В 1995 г. заменена на Всемирную торговую организацию (ВТО). ВТО - международная организация, действующая на базе международного многостороннего соглашения. регулирующего режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц.

Соглашение вступило в силу 1 января 1948 г. В настоящее время полноправными участниками ВТО являются более 130 стран. Это страны с развитой рыночной экономикой, большинство развивающихся и некоторые восточноевропейские (Венгрия, Польша, Румыния). Белоруссия и другие государства-члены СНГ готовятся вступить в члены ВТО.

Вступление в ВТО дает странам определенные преимущества. Так, они располагают друг о друге необходимой информацией относительно внешнеэкономической политики, принимают участие с правом голоса в многосторонних переговорах о конкретных путях либерализации внешней торговли, предоставляют друг другу статус наибольшего благоприятствования и др.

Вместе с тем участие в ВТО предполагает и ряд обязательств со стороны государств. В частности, они должны перейти к рыночной экономике, ограничить использование нетарифных ограничений, не повышать уровень таможенных пошлин, не субсидировать экспорт, регулярно предоставлять информацию о системе управления национальной экономикой, внешнеэкономической политике, состоянии внешней торговли.

Основными принципами деятельности ВТО являются:

1) применение во взаимной торговле стран-участниц режима наибольшего благоприятствования, то есть предоставление договаривающимися государствами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется или будет пользоваться у них любое третье государство. Это важнейший принцип ВТО. Он ведет к созданию равных условий для конкуренции во внешней торговле;

2) установление взаимных уступок стран-участниц в таможенных тарифах.

Переговоры об уступках в таможенных тарифах на основе взаимности проводятся в двустороннем порядке в отношении пошлин на товары, по которым одна страна является главным поставщиком этого товара в другую страну. При этом согласованные в двустороннем порядке таможенные уступки в силу принципа наиболее благоприятствуемой нации распространяются автоматически на остальные страны-участницы ВТО.

Таможенные уступки предоставляются в двух основных формах: снижение ставок таможенного тарифа и закрепление действующих ставок с обязательством не повышать их.

Переговоры о таможенных уступках проводятся на специально организуемых один раз в несколько лет тарифных конференциях;

3) недискриминация стран-участниц во внешней торговле;

4) либерализация внешней торговли, в том числе отказ стран от количественных ограничений импорта.

Высшим органом ВТО являются сессии, а исполнительным - совет представителей. Рабочими органами служат постоянно действующий секретариат, рабочие группы, постоянные комитеты, среди них: Комитет по антидемпинговой практике, Комитет по торговле и развитию. Штаб-квартира ВТО находится в Женеве.

Основной формой работы ВТО являются многосторонние торговые переговоры. Они длятся не один год и носят названия "раундов". За всю историю деятельности ВТО было проведено несколько таких "раундов". Важнейшие из них "Кеннеди-раунд" (1964-1967 гг.) и "Токио-раунд" (1973-1979 гг.).

Координационным и методическим центром в области таможенного контроля в международных торговых операциях является Совет таможенного сотрудничества, одно из главных направлений деятельности которого - создание единой унифицированной номенклатуры классификации товаров в таможенных тарифах, позволившей сопоставить уровень таможенного обложения и размеры взаимных уступок, дать единообразное толкование ограничений и льгот в отношении конкретных товаров мирового рынка. В числе других направлений - разработка и унификация стандартной таможенной документации и информационных систем, правил таможенного контроля и других вопросов, связанных с реализацией самих методов таможенного регулирования.

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Томсинов В.А. Внешнеторговые сделки: Практические рекомендации по составлению контрактов. – М.: ТАНТРА, 2004.

2.                 Журнал “Внешняя торговля”.

3.                 Журнал “Дело”.

4.                 Синецкий Б.И. Внешнеэкономические операции: Организация и техника. – М.: Международные отношения, 2007.

5.                 Внешнеэкономическая деятельность предприятий / Под ред. Е.Г.Ищенко. – М., Новосибирск: ИРИЦ Сибирь, 2007.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.