Регулирование экономики
Введение.
Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана
формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В
зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация
строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы
общества, различных социальных групп она может удовлетворить.
Экономика предшествующего советского этапа развития
общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на
создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс,
ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере
военной мощи). Последнее крайне ограничивало объем ресурсов, направленных на
решение первой задачи. Социально-политическая организация общества позволяла
это делать, т.е. выделять на непосредственные нужды общества очень ограниченный
объем ресурсов, что наряду с другими факторами вело к незаинтересованности
значительной части общества в эффективном труде. Наше государство формировалось
и функционировало как унитарное. Этому соответствовали и экономические
отношения – господство общественной собственности (юридически), которая
фактически была государственной. За государством было закреплено право
распоряжения производственными ресурсами.
Противоречие между объявленными целями и реальностью,
неэффективное использование труда и ресурсов породили необходимость
переориентации в развитии общества на цели удовлетворения непосредственных
интересов людей, на децентрализацию управления, на изменение форм
собственности, переход к рыночным отношениям. Первоначально эта трансформация
замышлялась в целях обновления производства, структурных изменений технического
перевооружения, использования НТП обеспечения более высокого уровня ресурсосбережения,
поиска новых форм и методов управления. В конечном итоге цель преобразований
заключалась в повышении эффективности народного хозяйства.
На практике поставленные задачи решались путем
разгосударствления и приватизации, резкого ограничения роли государства в
непосредственном управлении и возложения всех этих задач на
товаропроизводителей. Такие кардинальные изменения могут быть осуществлены без
существенного ущерба для основной части населения только при условии наличия детальной
взаимоувязанной программы трансформации, тщательно продуманного механизма ее
реализации, поэтапной передачи функций управления от одного собственника
другому без временного разрыва в обеспечении функционирования производства. При
этом экономическая политика в переходный период значительно отличается от
экономической политики в стартовом и финальном положении всего периода
трансформации. Мировой опыт показал, что принципы и методы косвенного,
непрямого воздействия на развитую экономику эффективны именно тогда, когда она
сформирована уже как рыночная, а не как переходная экономика.
Приведенные выше положения подчеркивают необходимость
взвешенного отношения к вопросам макроэкономического регулирования,
государственного управления процессом трансформации. Этот процесс включает в
себя не только преобразования политической структуры, но и весь комплекс
проблем изменений. Он должен завершиться глубокой структурной перестройкой
хозяйства, ориентированной на потребности людей в новых условиях жизни общества.
Снижение социальных и иных издержек переходного
периода связано с глубоким осознанием всеми членами общества характера
изменений, целей и задач трансформации. Кроме этого, необходим огромная
организационная работа по согласованности всех элементов преобразования
общества, обеспечения гарантий по всем аспектам его безопасности.
Все это подчеркивает необходимость активной роли
государства, всех его институтов в созидательном, а не разрушительном процессе.
В этот период государство не может уйти из экономики. Потребность в его
деятельности как гарантии стабильности и благополучия в настоящем и будущем
возрастает. Тип экономики, который сложится в будущей России, пока не ясен. Но
ограничительные контуры, рамочные характеристики известны.
Методы государственного регулирования
рыночной экономики.
Государство выполняет свои функции, применяя различные
методы, к которым рыночная система предъявляет различные требования.
Во-первых, исключаются любые действия государства,
разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное
планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов
потребления (фонды, талоны, купоны и т. д.), всеобщий административный контроль
над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики
государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и
динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь
главным образом на экономические методы управления, старается не допустить
их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше
возможностей, чем при административном ценообразовании.
Во-вторых, влиять
на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими
методами. Если государство полагается исключительно на административные методы,
то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что
в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в
ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.
В-третьих, экономические регуляторы не должны
ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не
мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание
на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний
начинает давать сбои.
Административные
методы
Такие методы характерны, прежде всего, для
централизованно управляемой экономики. Государственное регулирование в тех
условиях осуществляется в формах доведения предприятиям директивных плановых
заданий, централизованного распределения материально-технических, финансовых,
кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий,
ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений.
Административные методы используются и в
рыночной экономике. Государственное регулирование рыночной экономики
административными методами определяется необходимостью решения
макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества.
Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью
или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям, имеющим
жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную
опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. Таковыми
объектами являются военные, энергетические, заповедники, национальные музеи,
природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений
науки, образования, культуры, здравоохранения, а также организации,
контролирующие и защищающие окружающую среду, выполняющие другие
общегосударственные функции. Такие объекты обычно находятся в государственной
или муниципальной собственности. Следует однако отметить , что в условиях
рыночной экономики действие административных методов государственного
воздействия резко сокращается , меняется их содержание и задачи , которые они
решают .
Административные методы включают:
финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики,
проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов
через разработку и научно-технических, экологических и других государственных
программ, финансирование социальной сферы и т.д.
Финансовая поддержка из госбюджета
осуществляется обычно в форме дотаций, субвенций, субсидий. Дотация
– это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из
государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственными
предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов
хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия
предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по
государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.
Другими словами, если на товар
устанавливается дотация, то это означает, что одна часть реальной цены
оплачивается потребителем, а другая часть – государством. Таким образом, цена
потребителя снижается.
Дотации из бюджета могут выдаваться из
средств вышестоящих бюджетов нижестоящими для их окончательного
сбалансирования.
В последнее время дотации вытесняются
новым видом финансовой поддержки нижестоящих бюджетов – субвенциями. Субвенция
– это фиксированный объем государственных средств, которые выделяются
безвозмездно национально- государственным и административно-территориальным
образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов.
Субвенции подразделяются на текущие и
инвестиционные. Право на получение текущих субвенций имеют территории России ,
у которых доли бюджетных расходов , необходимых для финансирования
общегосударственных социальных расходов, превышают среднюю по России.
Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закрепленных за
ними капитальных общегосударственных вложений , обладают правом на
инвестиционные субвенции.
Дотация – особая форма связи – финансовой и
экономической - между отдельными звеньями бюджетной системы и служит в основном
для поддержания сбалансированности бюджета. В отличие от субвенций субсидии не
подлежат возврату в случае их не использования или использования не по
назначению . Это дает возможность получателям субсидий осуществлять
маневрирование полученными финансовыми ресурсами.
Административные методы предполагают
использование мер по рационированию, лицензированию, квотированию, контролю над
ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры
нередко имеют силу приказа.
Административные методы предполагают также
введение обязательных стандартов , за невыполнение которых государство
принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические,
санитарные и другие обязательные нормы. В частности, в рыночной экономике
прямое административное воздействие со стороны государственных органов
выражается в запрещении коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых
национальных ресурсов, применение вредных технологий, производство товаров и
услуг, несущих угрозу здоровью человека.
Во многих странах государство использует
правовые и государственные рычаги с тем, чтобы заставить бизнес инвестировать
капитал в восстановление природной среды, развитие проблем районов, ограничение
роста перегруженных крупно городских систем. Иными словами, государство берет
на себя ответственность за обеспечение неотъемлемого права человека на жизнь в
условиях окружающей среды, которое постоянно нарушалось как системой свободной
конкуренции, так и рыночной экономикой в целом.
Правовые и административные рычаги
используются государством и для вмешательства в трудовые отношения – путем
создания законов о труде и с помощью административных и судебных органов,
разрешающих конкретные трудовые конфликты. Во многих странах созданы
министерства труда для надзора за соблюдением трудового законодательства,
осуществления посредничества в трудоустройстве, введении трудовой статистики.
Существуют также специальные органы для урегулирования трудовых конфликтов,
например, в США – это Национальное управление по трудовым отношениям и
федеральная служба посредничества и примирения. В ряде стран существует
система принудительного арбитража, например, в Австралии и Новой Зеландии. Там
специальные административные органы устанавливают условия труда в
обязательном порядке. В ФРГ, Англии, Франции, Бразилии и других странах созданы
трудовые суды, которые решают трудовые конфликты. Для борьбы против забастовок
широко используется судебный аппарат.1
Отметим, что работающие на рынок
государственные предприятия в режиме рыночной конкуренции нельзя отождествлять
с теми, которые были в системе директивного планирования и фондового снабжения.
При ориентации на рынок предприятия осуществляют свое воспроизводство за счет
собственных источников, а их связь с государственным бюджетом приобретает
другой характер. Главным образом они ограничиваются уплатой налогов, а
финансовая поддержка (субсидии и кредиты) осуществляется лишь в меру участия в
осуществлении экономической стратегии государства.
В отличие от командной экономики, в
условиях рыночных отношений выделяют финансовую помощь для проведения
экономического оздоровления предприятий на договорной основе, учитывавшей
взаимную ответственность сторон. В прежней же системе хозяйствования
финансовая помощь оказывалась в виде безвозмездных дотаций, не связанных ни с
какими требованиями и ответственностью.
Об использовании государственных субсидий
как эффективного рычага регулирования рынка и стимулирования производства
свидетельствует, регулирования рынка, и стимулирования производства
свидетельствует, например, опыт США. Так, в этой стране в бюджете на 1993\94
год на аграрный сектор было ассигновано 63 млрд. долларов, в том числе на
прямые субсидии фермерам - 20 млрд.2 За счет правительственных субсидий в
США финансируется вся научно- исследовательская работа в области сельского
хозяйства, результаты этой работы доводятся до каждой фермы, предоставляются
фермерам льготные кредиты на внедрение наиболее эффективной для каждой
почвенно-климатической зоны агротехники. В результате американские фермеры,
составляющие всего четыре процента населения страны, не только кормят свой
народ, но США ежегодно экспортируют сельскохозяйственной продукции на сотни
млрд. долларов.
На новой основе реализуются и
государственные программы. Государственные заказы для выполнения программ
выдаются на конкурсной основе с последующим заключением контракта .
К административным методам
государственного регулирования относят и антимонопольные меры. Например, в США
за соблюдением антимонопольного законодательства строго следят
правительственные органы, комиссии конгресса. Они расследуют случаи нарушения
законов и злоупотреблений со стороны частных и государственных компаний и
отдельных лиц в том . что касается цен, качества товаров и услуг, воздействия
производственной деятельности на окружающую среду и т. п. Так , только
регулированием банков и рынка ценных бумаг занимаются четыре федеральных
органа.
Экономические методы.
К ним относится бюджетное, налоговое, кредитно- денежное
регулирование.
Для экономического воздействия государству необходимы
значительные финансовые ресурсы, которые формируются в госбюджете. Политика
изменения государственных доходов и расходов главным образом для борьбы с
экономическими спадами получила название бюджетной или фискальной политики.
Во время спада правительство увеличивает расходы на так называемые
государственные программы, например, выделяет средства на постройку и запуск
космического корабля. Это позволит множеству фирм, связанных с разработкой и
производством космической техники, получать крупные государственные заказы,
т.е. правительство закупит значительную часть их продукции. Эти фирмы смогут
нанять новых рабочих и в свою очередь закажут сырье и оборудование другим
фирмам. В результате производство, занятость и инвестиции начнут увеличиваться
во всей экономике.
Еще одним направлением бюджетной политики может быть
увеличение или сокращение государственных доходов посредством налогов. Налоги
являются основным источником государственных доходов, в результате которых
образуется госбюджет.
Налоговое регулирование включает увеличение или снижение
совокупных налоговых поступлений, смену форм обложения, изменение налоговой
структуры, дифференциацию льгот и скидок, отсрочку платежа налога,
аннулирование налоговой задолженности, изменение сферы распространения налогов
и т.д.
Важнейшим методом налогового регулирования является
применение дифференцированного подхода в налогообложении предприятий. Речь идет
о введении скидок и льгот для отдельных отраслей, регионов, предполагающих
использование высвобождающихся средств на указанные правительством цели.
Экономисты вывели зависимость между величиной налоговых
ставок, инвестиционной активностью товаропроизводителей и налоговых доходов
государства. Эта зависимость получила название теории Лэффера. В соответствии с
этой теорией рост налоговых ставок имеет предел , за которым начинается,
падение деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. По мнению
западных экономистов, оптимальный размер налогов в сумме составляет 30%.
Бюджетная политика в западных странах хорошо работала во
время второй мировой войны и в первые послевоенные десятилетия(40-60 годы).
Она оказалась эффективной в борьбе против сильных экономических спадов. Однако
выяснилось, что бороться с инфляцией только одними средствами бюджетной
политики очень трудно. Скажем, тратить деньги и сокращать налоги во время спада
для правительства оказалось намного легче, чем делать обратное в ходе подъема:
нельзя отменить многие начатые государственные программы потому только, что
спад уже закончился. Увеличение налогов тоже всегда непопулярно. В итоге
дефицит госбюджета становится постоянным, а это способствует инфляции. В 70-80
–е годы, когда она стала главной опасностью, бюджетная политика уступила
первенство кредитно- денежному регулированию.
Суть кредитно-денежного регулирования состоит
в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а
они в свою очередь - на потребительский и инвестиционный спрос. Строго говоря,
денежная политика оказывает воздействие на величину денежной массы, а кредитная
политика - воздействует на уровень процентных ставок. На практике их различить
весьма трудно, ибо денежная масса и ставка процента неразрывно друг с другом
связаны. Так, при уменьшении процентной ставки количество выданных банками
займов возрастает, а это означает рост денежной массы посредством кредитной
эмиссии.
Из увеличения же денежной массы следует,
что деньги становятся менее редким благом, и цена их использования, т. е.
процентная ставка снижается. Поэтому экономисты обычно речь ведут о кредитно-
денежной политике как о едином целом.
В этой политике важнейшее значение имеет
процентная ставка. Если она очень высока, обращаться за кредитом невыгодно .
Поэтому, чтобы увеличить совокупный спрос, правительству хорошо бы снизить
ставку процента. Однако это не в его силах: ссуды выдают частные банки, не
подчиняющиеся правительству.
Тем не менее, у государственных органов
есть возможность воздействовать на данный процесс. Например, изменяя норму
обязательных резервов, Центральный банк в состоянии уменьшить или увеличить
количество денег, которые банки могут дать взаймы. Так, если в стране
экономический спад, Центральный банк может снизить эту норму ,тогда частные
смогут увеличить выдачу займов. Предложение займов, значит, и цена их,
возрастет, т. е. процентная ставка должна будет уменьшиться, что станет
способствовать росту совокупного спроса и оживлению экономики.
Если же, напротив, в стране усиливается
инфляция, норма обязательных резервов увеличивается. А чем выше норма
обязательных резервов , тем меньший размер кредитной эмиссии. Это будет
сдерживать рост массы в обращении, а значит, и способствовать снижению уровня
инфляции.
Есть и другие способы воздействия
государства на частные банки. Иногда собственных вкладов банку не хватает,
чтобы дать взаймы выгодным заемщикам. Тогда банки имеют право взять кредит
Центрального банка, чтобы увеличить свои резервы и предоставить займы клиентам.
Но за этот кредит тоже надо платить. Поэтому Центральный банк может понизить
или повысить процентную ставку по своим займы частным коммерческим банкам, и
таким образом повлиять на величину процента, под который они будут ссужать
деньги своим клиентам.
Таким образом, с помощью экономического
воздействия на экономическую конъюнктуру проводиться либо инфляционная политика
– кредит расширяется путем снижения ставки и расширения выпуска государственных
облигаций, либо дефляционная – кредит снижается путем повышения ставки и
расширения выпуска облигаций. Например, руководство Федеральной резервной
системы США (ФРС), которая выполняет функции Центрального банка, в 1994 году в
порядке борьбы с инфляцией шесть раз повышало ставку учетного процента ФРС.1
В последние десятилетия государства
осуществляют активное антимонопольное. В частности, многие страны Западной
Европы устанавливают плановые ориентиры эмиссии денежной массы в зависимости от
роста национального дохода – 3-5 % в год. Для преодоления инфляции центральные
банки намечают сокращение эмиссии денег и повышения учетных ставок.
Для балансирования рынка товаров и услуг
национальной промышленности от иностранной конкуренции используются
количественные квоты на импорт и экспорт, таможенные пошлины, экспортные
субсидии, косвенные налоги и т. д.
Экономические и административные методы взаимосвязаны.
Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования,
поскольку контролируется той или иной государственной службой. Например,
денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита, не раньше, чем
будет принято административное решение о ее повышении. В свою очередь, в каждом
административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он
косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы. Прибегая к
прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый
экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы,
искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится
приспосабливаться и потребителям – изменять структуру текущего спроса, а также
соотношение между его объемом и суммой сбережений.
В то же время экономические и административные методы
противоположны. Экономические методы не сужают свободу выбора субъектов,
которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения. Когда,
допустим, государство использует для регулирования экономики ставку процента по
своим долговым обязательствам, владелец денежного дохода видит в этом признак
того, что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений (банковский
вклад, покупка ценных бумаг частных корпораций, приобретение недвижимости и
т.д.) прибавился еще один. И тут все зависит от умения государства привлечь
обладателя сбережений на свою сторону, чтобы достичь целей регулирования.
Напротив, административные приемы существенно
ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Это
случается там, где администрирование выходит за эк. Обоснованные границы,
обретает черты тотальности, перерождается в административно-командную систему.
Тогда контроль становится всеобъемлющим, охватывая весь хозяйственный процесс –
производство и его структуру, издержки, цены, качество продукции, заработную
плату, прибыль и ее распределение и т.п.
Вместе с тем административные меры, подавляя
индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданы, если они используются в
тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми
потерями для других субъектов и рыночного хозяйства в целом. Существуют
области, где применение административных методов эффективно и не противоречит
рыночному механизму.
Во-первых, жесткий государственный контроль
монопольных рынков.
Во-вторых, регулирование внешних эффектов и их
последствий для окружающей среды. В этой сфере экономические регуляторы
недостаточны и неэффективны, так как если погублено озеро или лес, то никакие
финансовые санкции их не воскресят. Необходимы административные меры:
консервация части национальных ресурсов, исключающая их коммерческую
эксплуатацию, выделение природоохранных зон, в которых недопустимы определенные
виды производственной деятельности, прямое запрещение использования
экологически вредных технологий.
В-третьих, разработка экологических стандартов,
гарантирующих населению экологически безопасную жизнь, национальных стандартов
и других, а также контроль за их соблюдением.
В-четвертых, определение и поддержание минимально
допустимых параметров благосостояния населения – гарантированного минимума
заработной платы, пособий по безработице и т.п.
В-пятых, защита национальных интересов в системе
мирового хозяйства, например, лицензирование экспорта или государственный
контроль над импортом капитала.
В странах с развитой рыночной экономикой
административные методы давно превратились в неотъемлемую часть хозяйственного
механизма, и нигде не ставится задача заменить их чем-то другим. Мировая и
отечественная практика свидетельствуют о том, что администрирование опасно,
когда не имеет экономического обоснования. Напрочь отвергать его - значит,
неточно представлять себе устройство современной рыночной экономики.
Хотя мировая хозяйственная практика знает немало
комбинаций различных методов регулирования их внутренняя структура, как
правило, остается неизменной. Одни методы (как экономические, так и
административные) выполняют в экономике роль несущей конструкции, направлены на
достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов.
Предназначены для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих
государственное регулирование рыночной экономике.
1 «
Государственное регулирование экономики» Ю.П. Лубенев.
2
«Государственное регулирование экономики» Ю.П.Лубнев
1
«Государство и экономика» Шалихалов Ф.А.
|