Можно предположить, что,
вопреки исследованиям американских специалистов, в среде российских телезрителей
сформировалась другая психологическая оценка молодых ведущих. Это связано, по нашему
мнению, с популярной в свое время программой "Взгляд", где молодые ведущие
показали честный, смелый, нестандартный и в то же время профессиональный подход
к освещению новостей. 
          Последние рейтинги показывают,
что в Красноярске популярность более опытных ведущих старше 30 лет выше, но пока
еще рано делать окончательные выводы, поскольку наметилась тенденция к повышению
рейтингов молодых. 
 
РЕПОРТЕР 
 
          Если определять ведущего
как "лицо программы", то репортер в новостях - человек номер один. Сразу
оговоримся, что понятие "репортер" на красноярском телевидении довольно
новое, и принято лишь в "Новостях Афонтово". В программе
"ИКС" и в "Новостях ТВК" есть должность
"редактор", но функции репортера и редактора одинаковы.  
          Репортаж является
основным жанром новостийной телепрограммы: "телевидение репортажно по своей
природе... Репортаж - наиболее оперативный жанр, наглядный, достоверный... Репортаж
- это информационно-публицистический жанр, рассказ очевидца с места события
или явления на актуальную общественно значимую тему, который сжато, образно,
документально точно отображает конкретную действительность" [3. - с.26]. Принято
разделять репортажи по содержанию на 1)событийный и 2) проблемный. Часто в репортажах
присутствуют и событийность, и проблемность. 
          Задача репортера - в сжатой
форме в течение от 40 секунд до 1,5 минут раскрыть событие с максимальным приближением
к нему зрителя. Этому способствует видеоряд события, о котором рассказывается в
сюжете, и интершум, на который накладывается текст журналиста. На красноярском телевидении,
особенно, в "Новостях Афонтово", часто используются одна
или две ключевые фразы, взятые прямо из выступления ответственного лица, что нисколько
не умаляет роль "синхрона" в репортаже и называется в теории "микроинтервью".
Кстати, в "Новостях Афонтово" это определяется понятием
"живой звук". 
          В любом новостийном репортаже
журналист должен ответить на 6 вопросов, причем, независимо от темы репортажа, эти
вопросы, как правило, неизменны. Вопросы таковы: 
          "1) что произошло; 
          2) где; 
          3) когда; 
          4) как; 
          5) с кем; 
          6) почему" [3. -
с.28].  
А затем роль репортера - правильно
скомпоновать части события в одно целое, подтвердив их при необходимости свидетельством
участника этого события или очевидца. 
          Существуют 2 точки зрения
на универсальность репортера. Первая: репортер должен специализироваться в определенной
сфере человеческой деятельности, то есть, к примеру, в политике, экономике,
криминалистике или культуре. 
          Вторая точка зрения: репортер
должен уметь снять любую новость. Такой репортер называется "универсальным"
репортером, а в теории - "генералистом". Все три красноярские телепрограммы
новостей предпочитают генералистов, хотя мотивируют это по-разному. Чаще всего
- отсутствием средств содержать большое количество специальных репортеров. Как говорит
Ирина Долгушина, лучше пригласить эксперта по какой-либо проблеме. Сергей Ким, в
свою очередь, считает, что уметь снять любой репортаж - это главное профессиональное
качество репортера. 
          В программе "ИКС",
однако, за каждым репортером закреплена собственная тема. Алексей Соколов отвечает
за связи с источниками информации в администрациях города и края, Валентина Фролова
- за освещение темы экономики, а Татьяна Паршинцева - темы культуры. Тем не менее,
репортеры программы "ИКС" снимают любые сюжеты, а специализация
означает лишь их ответственность за освещение данных тем в программе. 
          У каждого практикующего
репортера есть определенная сеть источников информации. В каждой программе новостей
больше всего места занимают события, о которых журналисты знали заранее. Информацию
о них они получают чаще всего из своих постоянных источников. Иногда - из
звонков телезрителей. К сожалению, на красноярском телевидении проблема в том, что
у большинства репортеров одни и те же источники информации. Дело не в том, что репортеры
не ищут новых источников, а в том, что властные и иные структуры стараются оградиться
от средств массовой информации различными пресс-службами, которые, на самом деле,
являются лишь преградой для журналистов к получению самой свежей и достоверной информации.
В любом случае, прямая связь "журналист - официальное лицо" гораздо лучше
для телезрителя, чем связь через посредника в лице пресс-службы. 
          Кроме видеосюжетов во
всех местных программах новостей репортеры делают так называемые "устные информации".
Критерием устной информации является ее оперативность и лаконичность. 
          Одна из основных диксуссий
как в мировой, так и в местной тележурналистике - может ли новость быть объективной.
Большинство исследователей утверждают, что, так как журналист практически всегда
обладает собственным мнением по рассматриваемой проблеме, даже в максимально беспристрастном
с его точки зрения отборе фактов будет присутствовать элемент субъективизма. На
красноярском информационном телевидении программа "ИКС"
и "Новости ТВК", как правило, оставляют за собой право комментировать
событие, а "Новости Афонтово", напротив, по возможности
стараются исключить из репортажа любую оценку. 
          Практика показала, что
репортеру просто необходимо уметь пользоваться видеокамерой. Сегодня в любой новостийной
программе большинство репортеров - "снимающие". В "Новостях
Афонтово", например, всегда есть 2 видеокамеры для того, чтобы репортер
мог сам в отсутствие оператора поехать и снять событие. Также репортер должен уметь
владеть азами монтажа. Это необходимо, чтобы во время эфира успеть самому смонтировать
оперативный сюжет. 
          Одной из тем, о которых
журналисты сегодня предпочитают не говорить, является тема "заказных"
репортажей. Все очень просто: некая фирма за определенную плату предлагает журналисту
сделать сюжет о ней. Более или менее цивилизованно это выглядит, когда к сюжету
об этой фирме добавляется какая-то событийная информация. Количество заказных репортажей
зависит от личных качеств репортера, а также, от степени финансовой независимости
компании в целом. Если говорить откровенно, во всех трех красноярских программах
новостей явно заказные сюжеты редки. 
          Репортер должен понимать
всю ответственность, когда он берется за заказной сюжет. Ведь честность, все-таки,
главное качество репортера. 
 
 
ОПЕРАТОР 
 
          На съемках сюжета репортер
обязан работать в тесном контакте с оператором и руководить им. Еще до съемок репортер
должен посвятить оператора в свои планы относительно сюжета, а затем наступает очередь
оператора творчески разработать тему. Любое событие можно снять по-разному. Есть
несколько очевидных планов, например, общий, который дает приблизительную картину
происходящего, или план докладчика, выступающего с трибуны. В то же время профессиональный
оператор всегда сможет найти что-нибудь нестандартное, план, который при умелом
его использовании может создать психологический фон сюжета в целом. 
          Однако основная масса
сюжетов на красноярском телевидении, в принципе, по видеоряду не отличаются друг
от друга, и у постоянно практикующего оператора вырабатывается шаблонный подход
к съемкам. Этот шаблон можно выразить так: сначала - адресный план места события,
потом - общий план действия, какие-то детали, лица людей и панорамные планы. При
оперативных съемках оператору приходится работать быстрее, и это заставляет его
отказываться от шаблона. Кроме того, появляются профессиональная и чисто человеческая
заинтересованность снять нестандартную ситуацию лучше, чем кто-нибудь другой. При
этом вполне оправданна потеря качества "картинки" для повышения
"репортажности" съемок, для того, чтобы показать ситуацию изнутри. 
          Время от времени оператор
просто не успевает снять какой-либо план или для упрощения монтажа хочет снять его
с нескольких ракурсов. В этом случае именно оператор должен попросить объект съемок
повторить заинтересовавшее его действие. Иногда при съемках интервью, особенно,
если это обращение к аудитории или политическое заявление, оператору приходится
останавливать интервьюируемого и начинать съемку заново.  Это связано со сложностью
настройки камеры и часто говорит о профессионализме оператора. Так, например, поздравление
губернатором Валерием Зубовым женщин с 8-м Марта было окончательно снято лишь с
пятой попытки. 
          Качество видеоряда напрямую
зависит от аппаратуры, которую использует оператор. В Красноярске практически все
операторы программ новостей пользуются камерами полупрофессионального формата
"супер-ВХС" (S-VHS). Иногда приходится производить съемки и на любительских,
"ВХС-ных" камерах. Переход на профессиональную аппаратуру системы
BETACAM-SP в планах большинства редакций.  
          На Центральном телевидении
обязательной считается съемка  всех сюжетов со штатива. Это обеспечивает устойчивость
кадра и, соответственно, высокое качество картинки. В Красноярске этот прием пытались
использовать "Новости Афонтово". Пока это у них получается
не часто из-за слишком быстрого ритма работы программы новостей. 
          Главные качества оператора:
умение взаимодействовать с репортером и, если потребуется, суметь поймать
в объектив острую ситуацию, которая зачастую длится лишь мгновение. 
 
 
РЕЖИССЕР 
 
          Оформление видеоряда,
снятого оператором - задача режиссера. Именно он должен свести воедино текст, написанный
репортером, и картинку в соответствии с правилами монтажа. "Телевизионный режиссер
должен выработать в себе умение усвоить авторский замысел и выявить средства, с
помощью которых можно воплотить его на телеэкране... Непременное требование к профессии
телережиссера - совершенное владение телевизионной техникой, знание ее скрытых возможностей"
[8. - c.60]. Сразу оговоримся, что непосредственный технический монтаж видеосюжетов
в "Новостях Афонтово" и "Новостях ТВК"
осуществляют сами режиссеры. В программе "ИКС" задача режиссера
- управлять действиями видеоинженера, который работает непосредственно с оборудованием.
Руководство КГТРК "Центр России" объясняет это материальной ответственностью
за монтажное оборудование технического персонала студии, а режиссеры относятся к
творческой группе программы "ИКС". На наш взгляд, подобное
разделение не способствует быстроте монтажа, потому что видеоинженеру, которым руководит
режиссер, не остается возможности творчески работать над сюжетом, и к концу рабочего
дня он просто устает, не заинтересованный в конечном продукте.  
          При монтаже программ новостей
у режиссеров всех местных телекомпаний возникает несколько профессиональных проблем.
Несогласованность на съемках репортера и оператора вызывает нехватку видеоматериала,
соответствующего сценарию. Как следствие, режиссерам приходится перекрывать начитанный
текст не соответствующим ему "видео". Из опыта программы "ИКС"
можно привести такой пример. Бывший собственный корреспондент программы в Шушенском
А.Милонов прислал сюжет о военной части, где видеоряд состоял только из общего плана
ворот этой части и интервью с матерью одного из военнослужащих. От монтажа этого
сюжета пришлось даже отказаться. 
          Ни одна красноярская программа
новостей не практикует выезд режиссеров на съемки. В этом году программа "ИКС"
в порядке эксперимента отправляла режиссеров на съемки, и, по оценкам самих режиссеров,
качество сюжетов улучшилось. Из-за не до конца продуманной организации подобной
практики от нее пришлось отказаться. 
          Кроме монтажа сюжетов,
задача режиссеров всех трех красноярских программ новостей - выдать программу в
эфир. На время эфира режиссер становится главным действующим лицом в студии. Он
управляет всем процессом выхода в эфир, работой ведущего, осветителя, оператора
и звукорежиссера. В его власти снять с эфира любой сюжет по одному ему известным
причинам. Правда, после эфира он должен будет отчитаться о своем решении перед главным
редактором. 
          Среди основных качеств
режиссера можно отметить целостное психологическое видение сюжета при монтаже,
хорошую реакцию на нестандартные ситуации во время эфира и умение сплотить
вокруг себя эфирную группу. 
 
 
Заключение. 
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ВЫВОДЫ 
 
(1)     Все три новостийные телепрограммы
Красноярска: "ИКС", "Новости Афонтово"
и "Новости ТВК" имеют индивидуальные приемы вещания. При
одинаковом стремлении каждой программы подробно информировать телезрителя о происходящих
событиях возможности и способы этого информирования различны. Индивидуальность каждой
программы обусловлена: спецификой ее организации, наличием собственных политических
позиций и взглядов на различные стороны общественного развития.  
 
(2)     Ограниченность информационного
пространства Красноярска обуславливает освещение во всех трех программах одних и
тех же тем и событий. 
 
(3)     При подаче информации
"Новости ТВК" и программа "ИКС"
предпочитают давать собственную оценку событиям. А "Новости Афонтово"
сознательно отказываются от этого. 
 
(4)     Журналисты всех трех программ
новостей часто нарушают классические принципы тележурналистики, например, пересказывая
видеоряд или делая неправильные логические выводы из использованной в сюжетах информации. 
 
(5)     Все местные программы новостей
используют, в принципе, одну и ту же сеть информаторов. Это вызывает появление в
эфире практически одинаковых по содержанию сюжетов. 
 
(6)     Если рассматривать новостийные
программы отдельно, то можно выделить несколько главных проблем каждой.  
          У программы "ИКС"
- не до конца сложившийся коллектив, не совсем продуманная организация программы,
отсутствие программного стиля (устаревшие перебивки, выгородка и др.) и слишком
малое использование возможностей компьютера. 
          В "Новостях
ТВК" основные проблемы - это определенная вторичность в использовании
программного оформления и стиля и некоторая агрессивность ведения программы. 
          Проблемами "Новостей
Афонтово" являются: недостаточно профессиональная репортерская работа,
вызывающая нарушение в подаче информации (повторение текстом видеоряда) и большое
количество рекламы в выпуске. 
 
(7)     Несмотря на выше перечисленные
проблемы, каждая программа новостей заняла определенную нишу в системе телевидения
и имеет своего зрителя, а также желание и возможности для дальнейшего прогресса. 
 
 
БИБЛИОГРАФИЯ 
  
1. Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики.:
М., Изд-во                 МГУ, 1987г. - 238с. 
2. Борецкий Р.А., Кузнецов Г.Н. Журналист ТВ: за
кадром и в кадре.:            М., "Прогресс", 1990. - 325с. 
3. Васильева Т.В. Теле- и радиоинформация.: Л., Изд-во
ЛГУ, 1987г. -           63с. 
4. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Новые средства
массовой               информации - их аудитория, техника, бизнес, политика.: Тбилиси,
           "Ганатлеба", 1989г. - 627с. 
5. Введение в журналистику.: М., "Высш. шк.",
1986. - 336с. 
6. Вильчек В.Я. Под знаком ТВ.: М., "Знание",
1987. - 214с. 
7. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики.:
М., "Знание",              1982г. - 184с. 
8. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика.: М.,
МНЭПУ, 1992г. -            312с. 
9. Кузнецов Г.Н. Журналист на ТВ. // "Мастерство
журналиста", М.,              1977г. 
10. Новогодний выпуск ТВК. // Красноярск, 7 мая
1995г. - 8с. 
11. Попа Е.И. Информация в структуре республиканского
вещания.:               Кишинев, "Штиинца", 1989г. - 119с. 
12. Саппак В.В. Телевидение и мы.: М., "Наука",
1988г. - 178с. 
13. Сапунов Б.М. Телевидение и культура.: М.,
"Наука", 1989. - 436с. 
14. Синицын Е.Г. Я веду репортаж.: М., "Знание",
1983г. - 216с. 
15. ТВ-репортер. Сборник статей.: М., Изд-во МГУ,
1976г. - 86с. 
16. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Сборник статей.:
М.,       "Знание",             1986г. - 286с. 
17. Телевизионная журналистика.: М., Изд-во МГУ,
1994г. -         237с. 
18. Телеэкран - неограниченное господство?: М.,
"Прогресс", 1987г. -            228с. 
19. Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики.:
М.,        "Знание",             1976г. - 284с. 
20. Чекалова Е.Л. До и после "Взгляда".:
М., "Знание", 1990г. - 61с. 
21. Юровский А.Т. Телевидение - поиски и решения.:
М., "Наука",                           1983г. - 370с. 
22. Юшкявичус Г.З. Программа на ХХI век. //
"Новое время", 1988г.,  
          ¹ 11. 
 
23. Brody E.W. Communication Tomorrow.: N.Y., Webster,
1990. - 250p. 
24. Orlik Peter B. The Electronic Media: An
Introduction To The                            Profession.: Boston, Allyn &
Bacon, 1992. - 491p. 
25. Stan Le Roy Wilson. Mass Media / Mass Culture.:
N.Y., McGraw-Hill              Inc., 1992. - 460p. 
26. The Journalism Of Outrage.: N.Y., McGraw-Hill Inc.,
437p. 
 
 
Приложение 1 
ВОПРОСЫ  ИНТЕРВЬЮ,  ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ
 
ПРИ  СЪЕМКЕ  ФИЛЬМА. 
 
1. Что такое телевизионные новости? 
2. В чем суть информационной программы? 
3. Должна ли информационная программа
освещать все события, о               которых узнает? 
4. Что главное: новость или ее оценка? 
5. Какова роль подачи новости в
восприятии ее телезрителями? 
6. Что меняет конкуренция? 
7. Какова концепция вашей программы? 
8. Оценка конкурентов. 
9. Роль оператора в сюжете. 
10.Есть ли смысл использовать в
местной программе федеральные                          новости? 
11.Какую роль в популярности программы
играет сетка вещания? 
12.Роль "видео" в восприятии
новостей. 
13.Можно ли манипулировать сознанием
зрителя? 
14. Как делается верстка выпуска? 
15.На какого зрителя ориентируется
ваша программа? 
16.Каково соотношение "видео"
и текста в вашей       программе?* 
17.Отношение к универсальности репортера. 
18.Каким должен быть язык теленовостей
и стиль репортера? 
19.Какими должны быть качества репортера? 
20.Какова роль ведущего в информационной
программе? 
21.Пожелания начинающим тележурналистам. 
 
Приложение 2. 
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖАРГОН
 
КРАСНОЯРСКИХ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТОВ: 
 КРАТКИЙ СЛОВАРЬ 
 
          Как и у любой профессиональной
группы, у тележурналистов существует свой арго. Техническая неразвитость отечественной
радиоэлектроники, естественно, обуславливает привлечение иностранной аппаратуры,
а значит, и большого потока иностранных слов (в основном, английских). Это же касается
и обозначения работающих на телевидении людей и профессиональных понятий. 
          Словарь разбит на 3 части: 
          1) обозначения людей,
работающих на телевидении; 
          2) обозначения аппаратуры; 
          3) понятия, используемые
в процессе профессиональной                       деятельности тележурналистов. 
1. Люди, работающие на телевидении. 
 
ВЕДУЩИЙ - человек, который во время
эфира программы читает из студии устные информации и представляет сюжеты. Отличается
от диктора тем, что непосредственно           принимает участие в
создании программы. 
ВЫПУСКАЮЩИЙ (дежурный редактор,
ответственный редактор) - ответственный за выпуск, координирующий действия репортеров,
операторов, режиссеров, водителей и др. 
ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕЖИССЕР - человек, который следит
    за правильностью выхода в эфир новостийных блоков, за       их очередностью. 
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ - генеральный директор
(телекомпании). 
ДИКТОР - человек, зачитывающий
в эфире какую-либо информацию. 
ЗВУКАЧ - звукорежиссер, человек,
который обеспечивает правильность наложения звукоряда на видеоряд. 
МОНТАЖЕР, МОНТАЖНИК - человек, который монтирует
и "склеивает" сюжеты. 
ОПЕРАТОР - человек, который работает
с кино- и видеокамерой. 
РЕКЛАМЩИК - сотрудник отдела рекламы. 
РЕПОРТЕР - человек, который собирает
новости и работает в штате телекомпании. 
СВЕТ - осветитель. 
СТРИНГЕР - то же, что и репортер,
но не работает в штате телекомпании. 
ШЕФ ИНФОРМАЦИИ - начальник отдела новостей. 
ШЕФ-РЕДАКТОР - главный редактор. 
 
2. Обозначения аппаратуры. 
БЕТАКАМ (бетакамка) - профессиональная видеоаппаратура
стандарта BETACAM (англ.). 
ВОСЬМЕРКА (мартышка) - компакт-камера стандарта
Video-8. 
ВХС - любительская видеоаппаратура
    стандарта VHS (Video Home System). 
МОНТАЖКА - монтажная линейка. 
ПТС - передвижная телевизионная
студия. 
ПУШКА - встроенный в камеру микрофон. 
СЕМЕРКА - любительская видеокамера
стандарта VHS Panasonic M7000. 
СУПЕР-ВХС - полупрофессиональная
видеоаппаратура стандарта Super-VHS. Наиболее часто используется в красноярских
программах новостей. 
ТЖК - телевизионный журналистский
комплект. Состоит из видеокамеры и видеомагнитофона, совмещенных, либо по отдельности. 
ТРОЙКА   видеокамера стандарта
VHS Panasonic M3000. 
 
3. Понятия, используемые
в процессе  
профессиональной деятельности
тележурналистов. 
 
В/К - информация, которую читает
в кадре диктор или ведущий. 
ВЫЗВОНИТЬ НОВОСТЬ - получить информацию по
телефону. 
ЖИВОЙ ЭФИР, ПРЯМОЙ ЭФИР - немонтированный выход
программы в эфир. 
ЗАСТАВКА - фирменный знак программы,
как правило, начинает выпуск. 
З/К, ЗАКАДР - закадровый текст сюжета. 
КАРТИНКА - видеоизображение. 
КОДА - графически оформленное
окончание программы. 
НАКОЛКА - 1. непроверенная
информация. 2. информация, полученная от информированного источника. 
ОБОИ - нейтральные планы, подходящие
для любого сюжета (идущие люди, проезжающие машины и т.д.) 
ОЗВУЧКА, НАЧИТКА - наложение на видеоряд
текста журналиста. 
ОТБИВКА - короткая заставка
(см.), ставится после сюжета. 
ОТМОНТИРОВАТЬ  - смонтировать сюжет,
в определенном порядке "склеить" видеоряд. 
ОТСМОТРЕТЬ           - просмотреть
снятый или смонтированный видеоматериал. 
ОТСНЯТЬ - снять какой-либо сюжет. 
ПЕРЕБИВКА - короткая отбивка
(см.), ставится между сюжетами. 
ПОДВОДКА - устная информация, произносимая
ведущим, которая логически подводит к сюжету. 
СНХ, СИНХРОН - синхронизация звука и
видеоряда, эффект прямого говорения; интервью. 
СТУДИЯ - место, откуда происходит
вещание. 
ТИТРЫ - надпись на экране. 
УСТНАЯ - устная информация. 
ШАПКА - то же, что и заставка
(см.). 
     
Страницы: 1, 2, 3, 4 
   
 |