Реформы государственного управления Петра I
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А.ШОЛОХОВА
ФИЛИАЛ В Г.УФЕ
ПЦК СПО
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: "История государственного управления в
России"
на тему: "Реформы государственного управления Петра I".
Выполнила:
студентка 2 курса
очного отделения
факультета СПО
спец. «ГМУ», гр.2/9
Таунбаева Юлия.
Проверила:
старший преподаватель
Бочкарева Л.В.
Г.УФА 2006
ПЛАН:
Введение
Становление абсолютной
монархии в России
Гражданское законодательство
Табель о рангах
Государственный аппарат и
органы управления
Эволюция Боярской Думы
Эволюция Приказов
Специальные органы
Высшие органы власти и
управления
Сенат
Приказы
Коллегии
Контрольные органы
Военная реформа
Образование Синода. Духовный
регламент
Заключение
Список использованной
литературы
Приложения
Табель о рангах
Преобразование приказов в
коллегии (таблица)
Введение
Российскому государству более тысячи лет, и все это время
развивалось государственное и местное управление, у истоков которого стояли
древнерусские князья Владимир Святитель (Владимир Красное Солнышко), Ярослав
Мудрый и Владимир Мономах. История сохранила знаменитую дворцовую тетрадь —
царскую кадровую картотеку и другие документы известного реформатора
государственного управления Ивана IV Васильевича. Огромную роль в
реформировании государственной и местной власти и управления сыграли Петр I,
Екатерина II, Александр II, известные реформаторы управления М.М. Сперанский,
П. А. Столыпин, СЮ. Витте и др. Начатая в 1864 г. земская реформа подняла
крестьянскую Россию с колен, создала условия для новых радикальных реформ и
превращения страны в могущественную мировую державу. Опыт земства содержит
немало поучительного для поиска путей развития творческой инициативы, самоуправления
и самоорганизации населения.
Нельзя не учитывать также позитивный и негативный опыт,
приобретенный после 1917 г., когда в ходе двух революций прежние
государственные институты, традиции, система государственной службы были
заменены новыми. На обломках имперской российской государственности
создавалась принципиально иная государственная система, основанная на Советах
трудящихся, идеологическом и политическом диктате, которая знала свои взлеты и
падения. Учатся, как известно, не только на успехах, но и на ошибках.
После августа 1991 г. и особенно октября 1993 г: принимаются
меры, чтобы как можно быстрее перейти к новой модели государственного и
местного управления и самоуправления, преобразовать и создать заново
государственную и муниципальную службу.
Государственная служба в России сформировалась в результате
реформ Петра I.
Из всех преобразований Петра I центральное место занимает
реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Это и
понятно, так как старый приказной аппарат, унаследованный Петром, был не в
состоянии справится с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали
создаваться новые приказы и канцелярии. Именно об этом и пойдет речь в моей
работе.
Эта тема меня привлекла своей многоплановостью,
разносторонностью и глубиной. На примере этой темы можно рассмотреть процесс
развития, становления и укрепления государства, вырастание до уровня Великой
Державы; становление абсолютизма, а также можно выделить, актуальный на
сегодняшний день, аспект этой темы – роль личности в истории.
Петр прилагал огромные усилия к налаживанию эффективной работы
созданных им учреждений и большое внимание уделял разработке многочисленных
регламентационных документов, которые должны были обеспечить эффективность
работы аппарата.
Таким образом, новая система центральных учреждений бала
создана вместе с системой высших органов власти и местного управления. Особенно
важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной
системе Петра.[1] На Сенат
возлагались судебные, административные и законосовещательные функции.
Неофициальным главой Сената, состоящего из первых сановников, был
генерал-прокурор, наделенный особыми полномочиями и подчиненный только монарху.
Создание должности генерал-прокурора положили основание целому институту
прокуратуры.
Также мне хотелось бы сказать несколько слов о церковной
реформе, осуществленной Петром. Она означала ликвидацию самостоятельной
политической роли церкви, которая превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического
аппарата абсолютистского государства. Превращение церкви в бюрократическую
контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы,
означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от
государства.
Я упомянула практически обо всех моментах, о которых более
обстоятельно будет написано дальше, таким образом, целями и задачами моей
работы будет подробное описание проведенной Петром I реформы государственного
аппарата, то есть я должна буду рассказать о высшем правительственном
учреждении – Сенате и его последующей реорганизации, о создании коллегий,
разработке регламентационных документов и другом.
1. Становление абсолютной монархии в России
С середины XVII века сословно-представительная монархия в
Русском государстве начинает постепенно трансформироваться в абсолютную
монархию. Этот процесс протекал медленно и состоял в том, что постепенно
прекращается созыв Земских соборов. Земские и губные старосты сначала были
подчинены назначенным из Москвы воеводам, а затем эти должности вообще
упразднены. Усиливалась власть царя, а Боярская дума теряла свое значение. Ее
состав увеличивается до 94 человек (за счет думных дворян и дьяков), что уже
само по себе делало весьма затруднительным ее регулярный созыв. Дума теперь
собиралась редко и царь стал решать дела или единолично, или с двумя-тремя
ближними советниками (“комнатой”). Уходит в прошлое даже традиционная формула
закона как источника права: “царь указал, и дума приговорила”. Акты стали издаваться
от имени одного царя. Разрастается приказный бюрократический аппарат,
появляются первые солдатские и драгунские полки из “охочих людей” - ростки
будущей регулярной армии как важнейшего атрибута абсолютизма.
Окончательное оформление абсолютизма и его идеологическое
обоснование приходится уже на начало XVIII века, когда Петр I в Артикуле
воинском с кратким толкованием написал, что “его величество есть самовластный
монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен; но силу
и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей
воле и благомнению управлять”[2].
В Уставе о наследии престола (1722 г.) установлено было даже право монарха
назначать себе преемника. Иными словами, отменялось последнее еще сохранявшееся
ограничение власти монарха установившимся порядком престолонаследия.
Власть монарха становится неограниченной. В полной мере
утверждается абсолютная монархия.
Экономический подъем и развитие внутреннего общероссийского
рынка и внешней торговли дали необходимые материальные ресурсы для становления
абсолютистской монархии и решения внутренних социально-политических и
внешнеполитических задач, стоявших перед страной. Однако развитие
товарно-денежных отношений, завершение формирования единого общероссийского
рынка имело и свою оборотную сторону. Оно привело к значительному увеличению
повинностей крестьянства и посадских людей, налогов и других платежей. А это, в
свою очередь вело к серьезному углублению социальных противоречий и
напряженности в обществе. Во второй половине XVII в. прокатилась волна
восстаний городского населения. Для подавления казацко-крестьянского восстания
под предводительством С. Разина потребовалось напряжение всех сил государства.
Особенно обострились социальные противоречия в XVIII в. Достаточно вспомнить
восстания на Дону (под предводительством К. Булавина) в Астрахани в начале
века, волнения работных людей на уральских заводах и московских мануфактурах,
башкирское восстание и крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева,
потрясшей самые основы Российского государства.
Подавление всех этих волнений и восстаний, сохранение
феодального строя потребовало консолидации господствовавшего дворянского
сословия, усиления власти монарха и сплочения вокруг него как главы данного
сословия (“первого дворянина”). Потребовалась также централизация
государственного аппарата и особенно его силовых структур: армии и полиции, и
налогового аппарата, и местного управления.
И только дворянская империя,
сформировавшаяся в результате реформ Петра 1, с ее крайним авторитаризмом,
предельной централизацией, мощными силовыми структурами в
виде регулярной армии и регулярной полиции, мощной идеологической системой в
виде Церкви, подчиненной государству, эффективной системой контроля за
деятельностью государственного аппарата (генерал-прокурор и прокуроры на
местах, институт фискалов, “всевидящее око” - тайная канцелярия), оказалась
способной успешно решить стоявшие перед страной проблемы. Именно такая
политическая форма организации, как дворянская империя с ее тотальным контролем
не только за материальными ресурсами страны, но и за личностью подданных,
вплоть до их поведения в частной жизни, смогла мобилизовать все материальные и
духовные ресурсы страны на решение основной задачи - реконструкции экономики и
даже самого уклада жизни - создание в сжатые сроки военно-промышленного комплекса
как основы военной мощи, регулярной армии и флота, развитие науки и образования
(учреждение Российской Академии наук. Академии художеств, Московского
университета и ряда других учебных заведений). Реформы Петра I преобразили
Россию, превратили ее в великую европейскую державу.
2. Гражданское законодательство
Перемены в экономической жизни России во времена Петра, и
прежде всего развитие рыночных связей как внутри страны, так и с зарубежными
государствами, отразились на правовом регулировании имущественных отношений.
Поэтому и в гражданском праве наряду с чисто феодальными правовыми институтами
начали появляться нормы, характерные для капиталистического хозяйства.
Наиболее консервативным оставалось вещное право, обязательственное право стало
приспосабливаться к нуждам рынка. Внутри гражданского права зарождается новая
отрасль — торговое право. Нормы его создавались в процессе торгового оборота,
и часто в основе их лежал обычай. Покровительствуя торговле, государство брало
под свою защиту торговые обычаи, складывался так называемый обычай торгового
оборота, которым регулировался широкий круг отношений в торговле. Таким
образом, источниками гражданского права являлись и нормативно-правовые акты, и
нормы обычного права.
Для российского гражданского права петровского времени был
характерен различный статус субъектов гражданско-правовых отношений,
обусловленный делением общества на сословия. Развитие капитализма, т.е. прежде
всего товарно-денежных отношений, не только требует объединения страны в
экономическое целое, но и превращает граждан (или подданных) в контрагентов с
юридически равными правами. В России этого в то время не произошло. Сословная
принадлежность определяла правоспособность субъекта гражданско-правовых
отношений. Дворяне обладали наибольшими правами, права духовенства в области
имущественных отношений были существенно ограничены. Купцы и предприниматели,
хотя и пользовались поддержкой Петра I, все же были стеснены в правах на
приобретение недвижимости. Так, только Указом 1721 г. купечеству было
дозволено приобретать к заводам деревни. Наиболее ограниченной была
правоспособность крестьян, особенно владельческих.
Табель о рангах
Принятие Табели о рангах свидетельствовало о ряде новых
обстоятельств:
1. Бюрократическое начало в формировании государственного
аппарата, несомненно, победило аристократическое (связанное с принципом
местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга стали
определяющими для продвижения по службе.
Признак бюрократии как системы управления — это вписанность
каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и
руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона,
регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата
стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными — его
сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.
2. Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и
должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его
служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения
через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных
чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного
дворянина, и он мог передавать титул по наследству; с четырнадцатого по седьмой
класс чиновник получал личное дворянство. Принцип выслуги тем самым подчинял
принцип аристократический.
3. Табель о рангах уравнивала военную службу с гражданской:
чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе
были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных
чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после
рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими
пятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая
фикция была обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на
фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии.
4. Подготовка кадров для нового государственного аппарата
стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом.
Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием,
специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей часто осуществлялось в
принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети
дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели
многие личные права (например, право на вступление в брак).
Абсолютная монархия — форма правления, при которой монарху
юридически принадлежит вся полнота власти. В этот период ликвидируются старые
сословно-представительные институты и происходит максимальная концентрация
власти. С 1653 г. Земские соборы более не собирались, вместо них правительство
созывало сословные совещания (1660, 1667, 1682 гг.). Но уже с начала XVIII в. и
они перестали собираться. В 1721 г. Сенат совместно с Духовным Синодом
преподнес Петру I титул императора. Россия стала империей.
3. Государственный аппарат и
органы управления
Эволюция Боярской
Думы
Бюрократизация
государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного
периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных
структур. Уже во второй половине XVII в. исчезли остатки иммунитетных феодальных
привилегий и последние частновладельческие города.
Центральные
органы управления, такие как Боярская дума и приказы, прежде чем
трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию. Боярская
дума из органа, вершившего вместе с царем все важнейшие дела в государстве, к
концу XVII в. превратилась
в периодически созываемое совещание приказных судей. Она стала контрольным
органом, наблюдавшим за деятельностью исполнительных органов (приказов) и
органов местного управления.
Численность
Боярской думы постоянно возрастала, и ее внутренняя структура начала
дифференцироваться: уже в конце XVII в. из состава Думы официально выделилась
«Ближняя дума» — прототип кабинета министров; еще одна структура — Расправная
палата, просуществовавшая до 1694 г.
Боярская дума из
политического совета превращалась в судебно-управленческий орган. В 1701 г.
функции Боярской думы перешли к Ближней канцелярии, координирующей работу
центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились
в Совет, получивший название Конзилии министров (8—14 человек).
В 1711 г. с
образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы.
Аристократический орган, основанный на принципе местничества, окончательно
исчез. На вершине властной пирамиды его заменил новый бюрократический орган.
Принципы его формирования (выслуга, назначение) и деятельности (специализация,
следование инструкциям и регламентам) существенно отличались от принципов организации
и деятельности Боярской думы (традиция, спонтанность).
Страницы: 1, 2
|