Меню
Поиск



рефераты скачать Рентабельность:методы расчета и система оценки на предприятии


Как видно из приведенных данных рентабельность всей продукции, может достаточно сильно отличаться от рентабельности отдельного вида изделия. Анализ рентабельности отдельных видов продукции необходим при формирование ассортимента выпускаемой (реализуемой) продукции, при изыскание возможностей получения дополнительной прибыли за счет увеличения выпуска более рентабельной продукции. 

Важным показателем в процессе анализа рентабельности продукции является её динамика, т.к. формула рентабельности изделия зависит от двух показателей – цены и себестоимости изделия, то изменение рентабельности изделия необходимо рассматривать в зависимости от изменения этих двух показателей. Определить влияние на изменение рентабельности цены и себестоимости можно используя метод цепных подстановок  (формулы 5,6,7)

Таблица 6. Изменение рентабельности отдельного вида продукции от уровня цен и себестоимости.


Продукция 1

69,8%


-26,3%

44%

Продукция 2

33,0%


-19,3%

14%

Продукция 3

41,7%


-25,6%

16%

Продукция 4

62,9%


-42,5%

20%

Продукция 5

56,8%


-27,9%

29%

Продукция 6

56,0%


-41,5%

14%

Продукция 7

53,2%


-45,2%

8%

Продукция 8

64,8%


-47,8%

17%

Продукция 9

35,1%


-30,1%

5%


Из таблицы видно, что изменение рентабельности в 1996 г. произошло в основном за счет изменения цен реализации.

Анализ рентабельности продукции на предприятие необходим прежде всего для принятия своевременных решений по изменению цены и себестоимости продукции. Рентабельность продаж и отдельного вида продукции подвержена влиянию факторов (рисунок 1), поэтому изменяя эти факторы, предприятие может управлять рентабельностью продукции. Например, снизить себестоимость продукции предприятие может перейти на использование новых материалов, использовать новые, более экономные способы обработки и производства продукции, сократить численность рабочих, если это не нарушит технологического процесса. Кроме изменения производственных факторов, предприятие может провести работу по изысканию новых поставщиков сырья и материалов и т.д. Так как на рентабельность реализованной продукции, кроме себестоимости продукции влияют еще и цены ее реализации предприятие, в целях повышения эффективности своей деятельности, может искать дополнительные рынке сбыта, где эту продукцию можно реализовать дороже, увеличивать в структуре реализованной продукции удельный вес продукции с большим коэффициентом рентабельности и т.д.

Расчет этого показателя важен не только для внутренних пользователей предприятия, а кроме того  и для покупателей и заказчиков при приобретение продукции предприятия, для налоговых органов при определение налоговых платежей из прибыли предприятия, для инвесторов и кредиторов, которым важно знать будут ли прибыльны инвестиции или сможет ли предприятие отдать полученные кредиты.

                                                                                                                                             21.     Порог  рентабельности.

В зарубежной практике в финансовом менеджменте широко используются понятия порога рентабельности (точки безубыточности) и запаса финансовой прочности предприятия.

Порог рентабельности – это такой объем выручки от реализации при котором прибыль равна нулю, но предприятие полностью покрывает свои постоянные и переменные издержки.

ПРИБЫЛЬ = ВАЛОВАЯ  МАРЖА – ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ = 0    ( 11 )

ВАЛОВАЯ  МАРЖА = ВЫРУЧКА – ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ        ( 12 )

ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ = ПОСТОЯННЫЕ  ЗАТРАТЫ : (ВАЛОВАЯ МАРЖА : ВЫРУЧКА)     ( 13 )

Рассчитаем порог рентабельности для условного предприятия в 1996 году. Допустим условно постоянные издержки на предприятии равны 31513,9 тыс.руб., переменные издержки – 255560,3 тыс.руб., выручка  от реализации – 427123,6 тыс.руб. Тогда порог рентабельности равен 31513,9 : ((427123,6 - 255560,3): 427123,6) = 78457 тыс.руб., т.е. при таком объеме выручки предприятие покроет все свои издержки. Порог рентабельности можно изобразить также и графически  (рисунок 3)

Для более полного анализа возможно также определение порога рентабельности для каждого вида продукции

ПОРОГОВОЕ         ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ´ УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ПРОДУКЦИИ №1 В  ВЫРУЧКЕ

КОЛИЧЕСТВО = _________________________________________________________________        ( 14 )

ПРОДУКЦИИ        ЦЕНА ПРОДУКЦИИ №1 – ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ ПРОДУКЦИИ №1


Рисунок 3


Кроме того, в финансовом менеджменте рассчитывается запас финансовой прочности, который показывает на сколько выручка от реализации превышает порог рентабельности., если эта величина отрицательна то предприятие не рентабельно.

Однако, расчет тачки безубыточности носит статический характер и не учитывает изменений экономических показателей в зависимости от сложившейся на рынке ситуации, кроме того, на практике разделить издержки на постоянные и переменные, зачастую, можно лишь приблизительно, т.к. система бухгалтерского учета и сам процесс затрат на производство и реализацию продукции  не позволяет точно разделить затраты на переменные и постоянные, кроме того их состав подвержен частым переменам в зависимости от изменения параметров выпуска продукции. Рассчитанная точка безубыточности будет адекватно отражать положение предприятия только если во внимание будут приняты  следующие факторы:

1.   Факторы, входящие в состав модели, действительно ведут себя как предполагалось

a)    издержки обоснованно делятся на постоянные и переменные;

b)   переменные издержки действительно колеблются пропорционально объему продаж (выпуска);

c)    постоянные издержки действительно постоянны, т.е. не зависят от объема выпуска продукции;

d)   продажная цена постоянна на определенном промежутке времени;

2.     Предположения, относящиеся к деятельности предприятия и окружающей его среде, подчеркивающие статический характер точки безубыточности

a)    ассортимент не изменяется;

b)   себестоимость постоянна;

c)    рыночные цены постоянны.

Расчет точки безубыточно можно использовать для приблизительного определения предполагаемого объема выпуска продукции, объема предполагаемых издержек, рентабельности предприятия в определенный момент времени,  прогнозов и планов.


 


                                                                                                              3     Рентабельность активов.

Коэффициент рентабельности активов показывает сколько рублей прибыли приносит рубль вложенных средств независимо от источника их привлечения. Для исчисления этого показателя различные показатели прибыли соотносят с средним итогом баланса, что позволяет оценить воздействие внешних факторов.

 ( 15 )

   ( 16 )

  ( 17 )

 ( 18 )

Таблица 7. Расчет показателей рентабельности активов.

Показатель рентабельности

1995

1996

R5

15,2%

29,5%

R6

10,3%

20,3%

R7

16,1%

41,7%

R8

15,2%

31,2%


Сопоставление показателей R5 (общая рентабельность предприятия) и R6 (чистая рентабельность предприятия) позволяет оценить влияние налогообложения на рентабельность предприятия. Сопоставление R5  и R7 показывает влияние на рентабельность таких операций, как поступление и выплата дивидендов, и других не имеющих прямого отношения к производству и реализации продукции  операции, влияние на рентабельность операций по реализации на прямую не связанных с реализацией продукции R5 и R8.

Если преобразовать коэффициент рентабельности R6  разделив и умножив его на объем продаж (выручка от реализации продукции плюс внереализационные доходы), то можно получить следующую факторную зависимость,

  ( 19 )

которая раскрывает связь между рентабельность производственных активов, рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов. Формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов. В финансовом менеджменте формула (19) носит название формула Дюпона, в которой отношение чистой прибыли к объему продаж называется коммерческой маржей (КМ), а отношение объема продаж к активам – коэффициент трансформации (КТ), который показывает, сколько раз за период оборачивается каждый рубль активов. В нашем примере

 

Используя формулу (19) на практике предприятие может регулировать уровень рентабельности активов изменяя ее составляющие – коммерческую маржу и коэффициент трансформации. На величину коммерческой маржи влияют такие факторы, как  ценовая политика, объем и структура затрат и т.д. На коэффициент трансформации – отрасль (например, в торговле оборачиваемость активов больше, чем в машиностроение) и экономическая стратегия предприятия. На практике невозможно обеспечить одновременный рост КМ и КТ, т.к. показатель оборота присутствует одновременно в знаменателе одного сомножителя и в числителе другого. По этому, важно решить вопрос, какой из показателей оказывает более сильное воздействие на изменение рентабельности активов. В зависимости от уровня показателей КМ и КТ можно  выделить четыре варианта их комбинации (рисунок 4)

Рисунок 4. Рентабельность активов как произведение коммерческой маржи и коэффициента трансформации


Идеальная позиция тяготеет к варианту III, но на практике этот вариант очень трудно осуществить. Как правило, варианты  I  и  II наиболее возможны. Вариант IV не желателен для предприятия, так как может привести к снижению рентабельности активов.

31.     Рентабельность основных и оборотных фондов.

Так как активы предприятия отражают вложения предприятия в основные и оборотные фонды, то для анализа деятельности предприятия необходимо оценить какую прибыль приносят эти вложения. Для этого балансовую прибыль отчетного периода соотносят со средней стоимостью основных и оборотных фондов предприятия, в литературе этот показатель называют обычно коэффициентом общей рентабельности производственных фондов. Этот показатель можно оценивать и по чистой прибыли, остающейся в распоряжение предприятия.

   ( 20 )

где Fос           – среднегодовая стоимость основных средств;

      Fоб           – среднегодовые остатки материальных оборотных средств;

      Q – объем реализованной продукции;

      R3         – рентабельность реализованной продукции;

       –  коэффициент фондоемкости;

                – коэффициент закрепления оборотных средств;

     – зарплатоемкость продукции;    

     – материалоемкость продукции;

      – амортизациоемкость продукции;

      S – затраты на производство продукции.

Из формулы видно, что на общую рентабельность фондов влияют фондоотдача, коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств и рентабельность реализованной продукции. Рентабельность фондов тем выше, чем выше рентабельность продукции, чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота основных средств. Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется методом цепных подстановок.

В зависимости от конкретных целей анализа показатели балансовой и чистой прибыли можно соотносить или только с  основными, или только с оборотными фондами, или  отдельно с каждой статьей входящей в состав оборотных фондов.

Таблица 8. Анализ уровня общей рентабельности


Показатели

1995

1996

Изменения за  год

1

Балансовая прибыль, тыс.руб.

25279,8

149221,9

123942,1

2

Реализация продукции, тыс.руб.

138029,8

498411,3

360381,5

3

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб.

14 970

47 439

32469

4

Среднегодовые остатки материальных оборотных средств, тыс.руб.

17 103

73 026

55923

5

Среднегодовая стоимость производственных фондов, (стр.3+стр.4)

32 073

120 465

88392

6

Коэффициент фондоемкости продукции, (стр.3 : стр.2), коп.

10,85

9,52

-1,33

7

Коэффициент закрепления оборотных средств, (стр.4 : стр.2), коп.

12,39

14,65

2,26

8

Прибыль на рубль (рентабельность) реализованной продукции, (стр.1 : стр.2), коп.

18,31

29,94

11,62

9

Уровень рентабельности предприятия, стр.1 : стр.5), %

78,8%

123,9%

45,1%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.