Религия как область духовной культуры
Министерство
Российской Федерации
по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и
ликвидации последствий стихийных бедствий
Академия
государственной противопожарной службы
Кафедра
философии
Р Е Ф Е Р А Т
на
тему
РЕЛИГИЯ,
КАК ОБЛАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.
ИСЛАМ,
ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Выполнила:
Слушатель
1 курса 3 группы
факультета
руководящих кадров
Морозова
Е.Н.
Проверил:
Начальник
кафедры
Липский
В.Н.
Москва
2007г.
Содержание:
Введение:
религия как общественное явление.
Зарождение
исламской цивилизации
Мухаммед-
Пророк, политический деятель и создатель религии мирового масштаба.
Халифат –
арабская империя.
Исламский образ жизни: нормы,
предписания, традиции.
Современный ислам.
Влияние исламской цивилизации
на Европу
Ислам в России.
Вывод
Религия – вера в реальное существование
сверхъестественного.
Религия, как и
любое другое общественное явление, имеет свою историю. Подавляющее большинство
ученых считает, что зачатки религии появились еще у людей неандертальского
типа. В борьбе с окружающей природой люди часто терпели тяжелые поражения, а их
знания были еще слишком несовершенные, чтобы понять причину этих неудач. Вместо
рационального их объяснения, давалось объяснение религиозное.
С течением
времени первоначально примитивные формы религии усложнялись. В эпоху верхнего
палеолита, вероятно, уже появились тотемизм (вера в сверхъестественное
родство определенной группы людей с каким-то видом животных, растений или даже
явлением природы) и магические представления (вера в возможность влиять
сверхъестественным путем на людей, животных, а также на природные явления).
Для эпохи
мезолита наряду с магией и тотемизмом стали характерны и такие формы религии,
как анимизм (вера в духов и в души) и шаманизм (вера в способность
человека входить в общение с духами и использования их силы для врачевания,
взывания дождя и т. д.).
В эпоху неолита
объектами особого почитания становятся духи животных, растений, различные
явления природы. С ним связаны и различные промысловые культы. Характерен для
этой эпохи и фетишизм (почитание неодушевленных предметов, которым
приписываются сверхъестественные свойства).
Позднее в стадии
разложения родового строя, широкое распространение получают культы предков-
покровителей и племенных вождей, разнообразные земледельческие и
скотоводческие культы. Духи начинают делиться на «ранги».
В классовом
обществе религия приобретает классовую окраску, освещая своим авторитетом
сложившиеся социальные порядки. Иерархия сверхъестественных существ становится
еще более четкой. С централизацией же государственной власти, среди них
выделяется главное божество. Большое влияние приобретает профессиональное
жречество.
Начиная со второй
половины I тысячелетия до нашей эры,
некоторые из религий вышли далеко за пределы первоначального района своего
бытования и распространились на весьма обширной территории. Такие религии,
имеющие большое число последователей в разных регионах земного шара, называют
мировыми. Их известно три: христианство, ислам и буддизм.
Ислам – самая молодая из мировых
религий, возникшая в VII веке в Аравии на перекрестке
культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие
идеи единобожья (монотеизма) и пророческих миссий, свойственных христианству и
иудаизму, а также некоторым другим верованиям народов Ближнего Востока и
Средиземноморья.
Зарождение исламской цивилизации
Мухаммед
Мухаммед, основоположник ислама, родился 20 апреля 570 г. (по
христианскому летосчислению) в г. Мекке, представляя род хашим племенной группы
курайш.
Мекка,
начало расцвета которой относится к середине VI века, являлась центром Хиджаза
- важнейшего торгового района Аравии (в западной ее части), существуя во многом
благодаря торговле, которой активно занимались курайшиты, ежегодно снаряжая, по
меньшей мере два многочисленных каравана.
Особенности
существования кочевого общества Аравии были связаны с тем обстоятельством, что
оно не являло собой периферию по отношению к развитым обществам. Напротив,
жизнь кочевого населения протекала в окружении земледельческих цивилизаций
Египта, Передней Азии, Месопотамии. Торговые пути, связывавшие развитые страны,
проходили в разных направлениях по степной Аравии. На торговых путях из Южной
Аравии в Нижнюю Месопотамию, на побережье Персидского залива, Красного моря
возникли многочисленные города, торговые фактории.
В
число торговцев в оазисах Южной Аравии входили и иудеи, и христиане. В
южноаравийском государстве Химьяритов в начале VI в. иудаизм и христианство
стали играть столь значительную роль, что властители отдавали предпочтение то
одной, то другой религии, что накладывало отпечаток и на их политику.
Христианство
получило распространение и в Хиджазе, соперничая с иудаизмом. В арабском языке
особое слово («рахиб») обозначало христианского монаха. Свет в одинокой келье
отшельника стал одним из любимых образов арабской поэзии.
Знакомясь
с другими религиями, арабы поклонялись своим богам в посвященных им храмах,
наибольшей известностью из которых пользовался храм Кааба в Мекке. В Аравии в
то время приобрело распространение камнепоклонничество. Некоторые камни, так
называемые «бейт-эли», являлись предметом поклонения в качестве жилища или
вместилища богов. Особо чтимой святыней считался большой черный камень
метеоритного происхождения, вделанный в восточный угол Каабы - древнего
языческого святилища Мекки.
Главным
божеством Каабы являлся Хубал, считавшийся супругом трех богинь - ал-Лат,
ал-Уззы, Манат, властелином грома и дождя. У его статуи происходило гадание на
стрелах. В период борьбы мекканцев с мусульманами (о чем будет сказано ниже)
Хубала противопоставляли Аллаху. Мекка представляла собой целый комплекс
святынь. Невдалеке от Каабы располагался священный колодец Замзам, немного
поодаль находились два холма с идолами на вершинах. Неудивительно, что Мекка
пользовалась особым почетом, предоставляя место паломничества для десятков
тысяч арабов из разных племен Западной Аравии. Территория Мекки считалась
запретной для военных действий, имела статус неприкосновенной. Благодаря
особому положению Мекки племя курайшитов смогло занять в беспокойной области
исключительное положение.
Примерно
в 610 г. в Мекке было положено начало движению, которое определило будущую
религиозную жизнь значительной части человечества. Отметим, что к моменту
появления Мухаммеда на исторической сцене в Аравии не без влияния христианства
и иудаизма началось постепенное оформление принципа единобожия. В историческом
плане нарастанию указанной тенденции благоприятствовала всеобщая усталость от
племенной вражды, вызывавшая стремление к единовластию. Развитие обоих
процессов происходило параллельно.
В
городе Йасрибе (будущая Медина) возникло религиозное течение - ханифизм, в
котором можно видеть предтечу ислама. Ханифы, отвергая идолопоклонство,
настаивали на существовании одного Бога, которого называли по-разному. Аллахом
он был впервые назван Мухаммедом (Ал-илах - «божество». До появления ислама так
называли одно из высших божеств аравийского пантеона).
В своих первых мекканских проповедях Мухаммед решительным
образом выступал против многобожия, провозглашая веру в единого Бога,
бессмертие души и воскресение мертвых, предупреждая о страшном суде и загробном
возмездии, утверждая справедливость в отношениях между людьми, милосердие и
смирение.
В
число первых немногочисленных последователей Мухаммеда входили его жена
Хадиджа, его двоюродный брат Али, богатый купец Абу Бакр и др. Решив не
ограничиваться проповедью в узком кругу близких людей, Мухаммед обратился к
курайшитам с публичной проповедью, однако в ответ последовали оскорбления. Приверженцы
Мухаммеда стали объектом преследования. Немалая часть мусульман («вручивших
себя Богу», как назывались сторонники пророка) была даже вынуждена перебраться,
спасаясь от преследований, из Мекки в Эфиопию.
Мухаммед
говорил о себе как о посланнике Божьем, грозя своим противникам загробными
муками. Мухаммедом обличались ростовщичество, бесчестные приемы торговли,
осуждалась алчность купцов, богачей, провозглашался отказ от стяжательства,
выдвигался призыв к пожертвованиям в пользу бедных.
Самого
пророка мекканские верхи, стремившиеся сохранить свое привилегированное
положение, трогать опасались ввиду возможности кровной мести со стороны его
многочисленной родни. Надо отметить, что хашимиты, в своем большинстве не
присоединившись к учению Мухаммеда, тем не менее, были готовы оказать ему
поддержку в критических обстоятельствах. Даже когда курайшитские роды объявили
бойкот хашимитам, последние, за редким исключением, не отказались от
родственной поддержки Мухаммеда, хотя и были вынуждены разместиться в одном
квартале на краю города, живя в очень тяжелых условиях. Вскоре Мухаммед понес
тяжелую утрату. Умерли его любимая жена Хадиджа, глава хашимитов Абу Талиб, не
оставлявший Мухаммеда без помощи. Напротив, новый глава рода хашим Абу Лахаб
отказался поддерживать Мухаммеда. Все это побудило его искать убежище и
сторонников вне Мекки.
Весной
622 г. последователи Мухаммеда начали перебираться в город Йасриб (в северной
части Хиджаза), жители которого готовы были признать духовный авторитет
Мухаммеда. Сам пророк вместе со своим ближайшим другом Абу Бакром, несмотря на
все подстерегавшие их опасности, прибыл в Йасриб 24 сентября 622 г. Год
переселения, хиджры, означавшей разрыв связей со своим племенем, затем был
принят за отправную точку мусульманского летосчисления.
В
Йасрибе, который получил название «город Пророка - Медина», Мухаммед был
провозглашен главой крупной арабской общины, являясь уже не только духовным
лидером, но и политическим деятелем, соединив духовную и светскую власть.
Население
Медины и окрестностей включало несколько арабских иудейских племен. Последние
по крови и языку являлись теми же арабами, приняв иудаизм под влиянием
иудейских проповедников. Взаимоотношениям арабских и иудейских племен были
свойственны постоянные междоусобицы.
Характер
взаимоотношений между мухаджирами (участниками хиджры), ансарами
(«помощниками») - местными арабскими племенами, которые примкнули к исламу, - и
иудейскими племенами регулировался несколькими договорами, которыми
предусматривалась роль Мухаммеда как верховного арбитра в спорах,
устанавливалось обязательство ненападения друг на друга, взаимной поддержки в
борьбе с внешними противниками.
Мухаммед
стал главой, политическим лидером общины, в которую вначале входили не только
мусульмане. Поначалу Мухаммед предписывал всем мусульманам соблюдение еврейских
постов, почитание субботы праздничным днем, обращение лицом в сторону
Иерусалима при молитве. Тем самым возводился основательный мост для перехода
иудеев в ислам. Последние же предоставленную возможность не использовали.
Иудейское племя бану кайнука, отказавшись принять ислам, было изгнано из Медины
после небольшого конфликта, который расценили как повод к войне. Изгнанным
разрешили забрать только то, что они в состоянии были взять с собой. Подобная
же участь постигла другое иудейское племя бану надир, на которое было возложено
обвинение в попытке покушения на пророка. Наиболее тяжелой оказалась доля
последнего крупного иудейского племени бану курайза, которое пострадало за
готовность оказать помощь врагам Мухаммеда - мекканцам. Всех мужчин племени
казнили, а женщин и детей обратили в рабство.
Военное
противостояние мекканцев и сторонников Мухаммеда длилось несколько лет. В
январе 630 г. мусульманская армия вошла в Мекку. Мухаммед торжествовал победу.
Лидер мекканцев Абу Суфйан принял ислам. Все мекканцы принесли Мухаммеду
присягу. В своей речи, обращенной к последним, Мухаммед заявил о превосходстве
веры над родовитостью: «Аллах покончил с родовой гордостью: вы все происходите
от Адама, а Адама Аллах сотворил из праха. Кто из вас благочестивее, тот и
благороднее».
631
год был отмечен триумфальным шествием ислама по Аравии. К концу года почти во
всей Аравии был принят, хотя бы формально, ислам. В 632 г. Мухаммед совершил
паломничество в Мекку, которое окончательно утвердило новый мусульманский обряд
хаджжа. В произнесенной проповеди Мухаммед объявил свою пророческую миссию
полностью выполненной. Умер Мухаммед, тяжело заболев, 8 июня 632 г.
Итогом
жизни Мухаммеда, его деятельности явилось не только создание религии мирового масштаба,
но и объединение арабов, выведенных из состояния политического хаоса, вставших
на путь великих завоеваний и культурного роста.
Халифат.
После смерти Мухаммеда приобрел исключительную остроту вопрос
о главе мусульманской общины - уммы. По степени родства большими правами на
халифат обладал Али, будучи не только зятем, но и двоюродным братом Мухаммеда,
являясь отцом двух единственных внуков пророка - Хасана и Хусейна. Однако
халифом был провозглашен пользовавшийся влиянием и популярностью среди арабов
Абу Бакр. Халиф выступал главой мусульманской общины, замещавшим посланника
Аллаха. В Коране халифами именуются Адам и Дауд (Давид) в качестве наместников
Аллаха на земле.
Мусульманское
государство в начальной стадии своего существования представляло весьма рыхлое
образование, не располагая регулярными органами управления, постоянной армией.
Ядро возникшего государственного образования составляла мусульманская община
Медины, не включавшая более 2,5-3 тыс. боеспособных мужчин. К этому ядру непосредственно
примыкали курайшиты Мекки. Большая часть мухаджиров и ансаров располагала
собственными землями, занималась торговым делом. Эти источники дохода
дополнялись пятой частью добычи, поступавшей в Медину. Учреждения, подобного
казначейству или казнохранилищу, не было. Доставлявшаяся в Медину добыча
становилась объектом раздела (поровну) между мусульманами. Закат, являя
благотворительный сбор, в значительной мере расходовался на месте для поддержки
нуждавшихся мусульман. К действительным налогам, находившимся в распоряжении
главы государства, можно отнести только налоги с не мусульман.
В 634
г. Абу Бакр умер от изнурительной лихорадки, назначив своим преемником Умара
(Омара) ибн ал-Хаттаба. Роль Умара в истории Арабского халифата значительна.
При Умаре (634-644) территория мусульманского государства увеличилась более чем
в два раза. В состав Арабского халифата вошли Сирия, Палестина, Месопотамия,
Египет. В 642 г. мусульманские войска, разбив армию иранского шахиншаха
Йездигерда III, развернули военные действия в Западном Иране.
Присоединение
к халифату таких богатых регионов, как Сирия, Палестина, Месопотамия, резко
увеличило размер добычи, дани, направлявшейся в Аравию. Стали раздаваться
заявления о необходимости дележа не только дани, но и захваченных земель вместе
с обрабатывавшими их крестьянами. С учетом новых реалий халиф распорядился
превратить все вновь присоединенные земли иноверцев в коллективную
собственность мусульман (фай), при этом налог с них передавался в распоряжение
халифа. Воины и все заслуженные мусульмане наделялись твердым жалованьем и
пайками. Отметим, что разница в размерах жалованья была достаточно
значительной. Если вдовам Мухаммеда полагалось 6-12 тыс. дирхемов в год, то
жалованье рядовых воинов составляло от 300 до 500 дирхемов. Создавались
реестры-диваны для ведения учета воинов. Была осуществлена проверка земельных
кадастров в Месопотамии для внесения упорядоченности в процесс взимания хараджа
- поземельной подати. Эти военно-административные преобразования способствовали
трансформации расширившейся религиозной общины в регулярное государство.
В 644
г. Умар скончался от смертельного ранения, нанесенного рабом, жалоба которого
не была удовлетворена. Перед смертью Умар назначил совет из числа ближайших
сторонников Мухаммеда, которым предстояло избрать нового халифа. В итоге
халифом стал Усман (644-656), мухаджир, представлявший влиятельный и знатный
курайшитский род Умайядов, продолжительное время враждовавший с Мухаммедом, в
конечном счете, примирившийся с пророком.
При
новом халифе продолжились военные завоевания арабов. Была окончательно
сокрушена держава Сасанидов. На Востоке арабы дошли до Амударьи, на Западе
вышли к Карфагену. Несмотря на успехи военной экспансии, внутренняя
стабильность мусульманского государства начала давать трещины. И если ранее
военные силы черпались прежде всего, в Медине, Аравии, то теперь воинские
контингенты пополнялись за счет городов-лагерей Куфы, Басры в Месопотамии,
Фустата в Египте. Военные поселенцы из городов-лагерей обеспечивались
продуктовым пайком и жалованьем. Даже самые низшие оклады соответствовали
примерно заработку ремесленника. А ветераны, проявившие себя в больших
сражениях, существовали вместе с семьями на жалованье, равное тому, что получал
крупный чиновник византийской префектуры. Отмеченные обстоятельства
способствовали росту населения (на свое жалованье воин был способен содержать
практически любое количество детей), что превращало, к примеру, Куфу и Басру в
эффективный источник новых военных подкреплений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|