Религия и молодежь
Федеральное
агенство железнодорожного транспорта
Уральский
государственный университет путей сообщения
Кафедра
управления персоналом и социологии
Р Е Ф Е Р А Т
по социологии
на
тему: « Р Е Л И Г И Я И М О Л О Д Е Ж Ь »
Проверил:
Выполнил:
Котова
А.В. студентка гр. БП – 314
Пьянкова
Ж.А.
Екатеринбург
2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….……..3
1.
Понятие
«молодежь»……….……………………………………………...4
2.
Религиозный
состав населения России начала XXI
века……………….5
3.
«Новые
православные» в России: тип или стереотип религиозности….6
3.1 «Новый тип» верующих в западной
социологии религии………….…...7
3.2 Новый тип в сравнении со старым
стереотипом…………………….……8
3.3 Новые верующие и старые
церкви………………………………………....9
4.
Социальная
мотивация верующих………………………………………11
4.1 Верующие вне
церкви….…………………………………………………..12
4.2 Влияние неверующих на мотивацию
верующих………………………...16
4.3 Анализ исследовательских
данных…………………………………….….17
Заключение………………………………………………………………….....…19
Библиографический
список……………………………………………….……20
ВВЕДЕНИЕ
В качестве
пролога хотелось бы просто объяснить, почему именно эта тема близка автору.
В XX в. Россия пережила такое явление,
как социализм. Не будем вдаваться в подробности о том, хорошо это или плохо, но
отметим лишь, что в это время был государственный атеизм, верующие осуждались,
служители церкви подвергались гонениям.
В 1991 г. все
изменилось: страна исчезла, исчез социализм, а вера? Она вернулась? Стали ли
люди верить в Бога, как их предки (нет, не родители – уж в них-то коммунизм
сидит прочно, а именно предки - люди, жившие до 1917г.)?
По этим вопросам
и будут приведены рассуждения с целью прийти к единому ответу.
Стоит также
отметить, что автор – православный верующий, поэтому не стоит удивляться, если
вы заметите некоторое тяготение общей темы «Религия и молодежь» к теме
«Христианство и молодежь».
1.
Понятие «молодежь»
Какую же группу
людей можно отнести к молодежи? Существуют разные точки зрения на возрастные
границы молодежного возраста. Например Пифа-гор предлагал относить к молодежи
людей в возрасте от 20 до 40 лет, рус-ский демограф А. Рославский – от 15 до 30
лет, а американский демограф Боус – возрастную группу от 9 до 17 лет. Широко
распространены представ-ления, что молодежь – это те, кому от 16 до 24 лет.
Столь большое расхожде-ние во мнениях определяется не только разницей подхода
каждого исследо-вателя, но и тем, что в разных исторических
социально-экономических усло-виях возрастные границы молодежи объективно
разные.
В качестве
исходного примем следующее определение молодежи. Моло-дежь – это поколение
людей, проходящих стадию социализации, усваиваю-щих, общеобразовательные и
профессиональные функции и подготавли-ваемых обществом к усвоению и выполнению
социальных ролей взрослого человека [1].
Молодость, как и
детство, отрочество, зрелость – это и возраст, и ступень развития личности, и
определенный социальный статус.
В соотнесении с
другими социально-демографическими группами моло-дежь – так или иначе может
рассматриваться как целостность, общность. Но это не означает, что она лишена
внутренней дифференциации. Выделим три типа такой дифференциации:
-
стратификационная, когда в каждой общности, группе,
классе мы мо-жем говорить о ее молодежном слое, среде ( молодые селяне, молодые
инженеры, молодые предприниматели, молодые рабочие и т.п.), или в рамках
молодого поколения выделять соответствующие группы;
-
возрастная,
когда целостный процесс социализации и индиви-дуализации молодежи
разграничивается на определенные временные этапы и соответствующие им
возрастные группы внутри молодежи;
-
субкультурная,
когда критерием дифференциации выступают различия и особенности тех или иных
групп молодежи по образу и стилю жизни, характеру ценностных ориентаций и
установок.
Но дифференциация
молодежи не должна абсолютизироваться, иначе это может негативно сказаться на
ее видении как целостного социального фено-мена. Вот почему одна из
серьезнейших проблем социологии молодежи – выявление интегрирующих ее факторов,
признаков ее целостности. В их ряду прежде всего можно отметить общность
социально-психологических качеств молодежи (бескорыстие и отзывчивость,особая
эмоциональная восприим-чивость, стремление к идеалу, стремление к максимальному
провлению сил и т.д.).
2.
Религиозный состав населения России начала XXI
В течение
последнего десятилетия ХХ в. структура религиозного прост-ранства России
существенно изменилась. К началу 1990-х гг. она была представлена всего 15 – 20
религиозными направлениями [2]. Поскольку истори-чески носителями определенных
религий были коренные этносы или группы этносов, ареалы их традиционного,
исторически сложившегося расселения являлись одновременно и ареалами
распространения исповедуемых ими религий. Для современного общества характерна
тенденция к росту религи-озного разнообразия, что связано с изменением
национальной структуры населения регионов, внешней и внутренней открытостью
страны. Сейчас практически во всех регионах России проживают люди, как минимум,
50 – 60 национальностей – последователи 20 – 30 религиозных направлений.
Поли-религиозность распространяется на те регионы, которые были прежде
моно-религиозными, что неизбежно влечет столкновение интересов различных
религиозных организаций.
В этой связи
анализ интегрирующих или дезинтегрирующих тенденций в современном российском
обществе с учетом роли христианских религиозных институтов выдвигает в качестве
ведущей аналитической категории – межре-лигиозную конфликтогенность. При этом
общероссийские конфликто-генные тенденции пока не имеют религиозной базы, т.к.
в их основе лежат острые социальные проблемы, в то время как ни одна из
конфессий пока не смогла выразить идею защиты социальной справедливости на
языке религиозной доктрины и облечь ее в доступную для масс форму. Следует
учитывать также фиксируемый посредством социологических опросов фактор
внерелигиозной ориентации устойчивой группы населения постсоветской России (до
50% населения).
Роль и влияние
христианского фактора в современной России в первую очередь связаны с
религиозной самоидентификацией части населения и уров-нем религиозности (т.е. с
долей верующих в общем составе населения страны). Однако трудности для их
изучения создает то, что религиозный состав населения в ХХ в. специально
изучался только однажды – в ходе пере-писи населения 1937 г., когда свыше
половины населения СССР заявили о своей религиозности. Во Всероссийской
переписи населения 2002 г., нес-мотря на предложения ученых Российской академии
наук, вопросы о конфес-сиональной принадлежности отсутствовали. В результате
сегодня официаль-ные службы (Министерство юстиции, Госкомстат) не располагают
современ-ными, полными и достоверными данными о количестве верующих как по
стране в целом, так и по отдельным регионам и религиозным направлениям. При
отсутствии статистических данных по индивидуальной религиозной принадлежности
исходными материалами для определения численности той или иной конфессии может
служить количество зарегистрированных в рос-сийских органах юстиции религиозных
организаций соответствующего направления и данные социологических опросов.
3.
«Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности
Основываясь на данных
социологических опросов последних лет, несколько российских ученых независимо
друг от друга указали на появление качественно нового феномена религиозной
жизни России – верующих «ново-го типа», «новых православных». Попытаемся
ответить на вопрос: действи-тельно ли в России образовалась новая, отличная от
традиционной, пра-вославная религиозность (с новой практикой, духовностью,
новым церков-ным устройством и учением) или же укрепился новый образ религии,
создаваемый самими учеными? Иными словами, с чем мы имеем дело, гово-ря о «новых
верующих»: с новым явлением в религиозной жизни или с новым стереотипом
верующих в академической литературе? Рассмотрим смысл понятия « новые верующие»
сначала в рамках западной социологии религии, а затем – в публикациях
российских ученых.
3.1
«Новый
тип» верующих в западной социологии религии
Пример
сравнительного анализа современной и традиционной форм религиозности – теория
приватизации религии Т. Лукмана. Речь идет о сме-щении чувства трансцендентного
из области церковного учения в более приземленные сферы жизни, такие как
политика и наука, а также о сведении его к представлениям о независимости
личности, правах человека, индиви-дуальности и самодостаточности.
Соответственно, религиозность становится менее ориентированной на церковь и
более направленной на земные проб-лемы общества и человека. П.Бергер
подчеркивает не столько мирскую направленность, сколько еретичность
современного религиозного мышления. Мир, по его мнению, сделал «гигантский шаг
от судьбы к выбору». Религия уже не является фактором, присущим человеку от
рождения, но зависит от его личного решения. Момент выбора при этом
сопровождается религи-озным творчеством, в котором человек самостоятельно
создает свою собст-венную религию из элементов известных ему верований и учений
[3].
В делении на
«старое» и «новое» может также присутствовать оценочный момент, оттенок
прогресса, переход от «несовременного» к «современному», от «плохого» к
«хорошему». «Несовременное» в таком случае ассоциируется с отжившим, уходящим в
прошлое. Это напоминает о кризисе, в котором западное христианство оказалось в
эпоху Просвещения, о критике религии со стороны светского общества, сейчас уже
не столь актуальной. Однако многие российские ученые продолжают сегодня
обсуждать проблемы религии имен-но в системе понятий идеологии Просвещения. Они
ожидают от религии своего рода прогресса и критикуют церковь за его отсутствие.
Важным аспектом российской религиозности является тот факт, что она сохранила
свою глубинную ортодоксальность, консерватизм, бережное и очень строгое
отношение к традиционным ритуальным формам, церковному учению, структуре
церковной жизни, этическим и эстетическим представлениям. Православная церковь
сохранила статус национальной церкви и сумела огра-дить свою традицию от
влияния сект и ересей.
Чтобы говорить о
массовом сдвиге российской религиозности в направ-лении еретичности и
обмирщенности, необходимо прежде всего вникнуть в особенности исторического
развития России, ее религиозного менталитета. При таком подходе перед
отечественными специалистами встает более слож-ная, чем перед их западными
коллегами, задача – не только изучить рели-гиозную ситуацию в свободном от
атеизма и оценочности ключе, но и критично осмыслить границы применимости к
российской действительности социологических концепций, разработанных в западной
науке.
3.2
Новый тип в сравнении со старым стереотипом
Понятие «новый
тип» в применении к современным верующим часто встречается в публикациях
российских ученых. Мысль о появлении верующих нового типа противопоставляется
старому советскому стереотипу верующих. Во многих академических работах
приводятся данные о демографическом составе верующих, о том, как они оценивают
те или иные политические партии и экономические реформы. Отмечается, в
часности, что религиозность помодела, что среди верующих стало больше
образованных. Но на основании изменения социального состава верующих нельзя
говорить об изменении типа верующих. В последние десятилетия в России
действи-тельно произошли огромные перемены, которые коснулись и верующих. Но
эти изменения не затрагиваютвероучительных и обрядовых характеристик и потому
не дают основания утверждать о появлении нового религиозного типа. Вернее
говорить не о новом типе верующих как социальной реальности, а о некоторых
новых типологических чертах общественно-политического образа современного
верующего.
Во многих
социологических работах осмысливается прежде всего измене-ние официального
отношения к верующим. Если раньше социальная значи-мость религиозной веры
занижалась, то теперь она оценивается весьма высоко. Если раньше верующий
считался маргинальной личностью, то сегодня вера рассматривается как признак
личной культуры человека. И социологи фиксируют именно это изменение. Но
говорить в связи с этим о формировании нового религиозного типа как социо-культурной
реальности неоправдано. Называя большинство верующих «новыми» и акцентируя
массовый характер религиозной новизны, российские ученые лишь способствуют
изменению в общественном мнении стереотипа верующих.
3.3
Новые верующие и старые церкви
Современные
верующие отличаются от традиционных тем, что они не прилагают усилий для
регулярного посещения церкви, плохо знают молитвы и церковное учение. Их вера
поверхностна, несерьезна и номинальна. Даже если со временем некоторые из
номинальных верующих перейдут в группу традиционных, это не повлечет изменений
в религиозной ситуации, опре-деляемой специалистами как «триумф
неопределенности»
Обращает на себя
внимание следующее наблюдение: оказывается, неко-торые верующие в церковь
вообще не ходят, а вот некоторые неверующие, напротив, ходят. Исследователи
утверждают, что в смысле твердости убеждений большой разницы между «верующими»,
«неверующими», и «колеблющимися» нет. Все они одинаково безразличны к
«абсолютным вопросам бытия». Но тогда любой россиянин может быть назван «новым
верующим». Триумф неопределенности характеризует не мировоззрение россиян, а
скорее понятия, используемые в данном исследовании.
Подобно другим,
эти авторы выделяют среди всех верующих настолько малую группу «традиционно
верующих», что называют ее «исчезающей» не только в процентном отношении, но и
в буквальном, физическом. Доказав незначительность этой группы, можно
заключить, что все остальные верую-щие являются нетрадиционными, т.е. новыми.
На самом деле ни
церковное устройство, ни обряды, ни церковное учение со времен наших дедов и
прадедов не изменилось. Более того, если в конце 1970-х гг в Москве было 39
церквей, то сегодня их около 400. и церкви не пустуют. Сюда приходит молодежь,
здесь много молодых священников. Наряду с духовными академиями и семинариями
новые учебные заведения, Свято-Тихоновский и Иоанно-Богословский институты
готовят не только будущих священников и богословов, но и катехизаторов,
иконописцев, регентов, православных экономистов, психологов, юристов (не только
церковного, но и общего права) и даже журналистов. Церковь расширяет и
обновляет свою инфраструктуру. Группа глубоко воцерковленных людей растет,
становится более многочисленной. Так, по данным опросов Фонда «Общественное
мнение» за 1992 и 2000 годы, верующие стали чаще ходить в церковь, и среди них
на одну треть увеличилось число тех, кто молится не своими, а церковными
молитвами. В исследованиях Фурмана Каариайнена группа традиционных верующих
оказалась «исчезающе малой» потому, что авторы смешивают традиционную
религиозность с воцерковленностью, а это допустимо только в малой религиозной
группе, секте, но не в православии.
Ученые не
учитывают типичную для народного православия способность сочетаться с
«местными» религиозными традициями, позволившую россия-нам сохранить веру даже
во время суровых гонений на церковь. В годы госу-дарственного атеизма
традиционная религиозность не исчезла, а приняла более неофициальные, размытые
формы. Сегодня происходит обратный про-цесс – восстановление церковной,
централизованной религиозности на месте нецерковных, местных, обмирщенных
выражений духовности и святости. Кроме того, индивидуальная религиозная жизнь
тех, кто исповедует право-славие, меньше зависит от общих, институциональных
критериев, чем в традиционных западных формах христианства.
Страницы: 1, 2
|