Религия и Атеизм
МІЖНАРОДНИЙ УНІВЕРСИТЕТ БІЗНЕСУ І ПРАВА
Кафедра держави та права
Религия и Атеизм
Реферат
з дисципліни
«Соціологія»
Виконав:
Студент групи 101
О.С. Щебля
Перевірив:
Викладач Н.Г.
Батій
Херсон-2008
План
1.
Атеизм
2.
Типы Атеизма
3.
Религия и Атеизм
4.
АТЕИЗМ: Антитеизм и вентеизм
Атеизм
АТЕИЗМ
есть отрицание существования личного Бога. Так как с понятием Бога имеют дело
религия и философия, то термин “А.” применяется и в той, и в другой; но
разграничение области религии от философии - дело весьма трудное, и
перечисление видов А. весьма затруднительно. Обычное перечисление - А.
отрицательный и положительный, теоретический и практический, скептический и
догматический - в действительности является чисто внешним, не касающимся
существа дела. Таким характером отличается и деление, предложенное Гогоцким,-
“по степени и обширности атеистического направления мысли”, ибо количественный
признак не может служить основанием деления. Несколько удовлетворительнее
деление, предложенное Пьером Бейлем в его “Dictionnaire historique”. Он
признает три вида:
А.-
отрицающий бытие Бога, отрицающий лишь свободу в Боге и отрицающий творчество
Бога; но если встать на точку зрения Бейля, то непонятно, почему не признать
атеистами отрицающих и другие признаки Бога, напр. Ренана, отрицающего
неизменную природу Божества и учащего о “Deus in fieri” [“Бог в становлении”],
и т.д. Единственной правильной точкой зрения нам представляется та, которая
ограничивает понятие А. религиозной сферой и устраняет его из сферы
философской. С такой точки зрения атеистом следует считать того, кто не
признает личного Бога, т.е. того, кто вовсе отрицает существование Бога или,
подобно деистам, допускает лишь существование безличного верховного начала,
или, наконец, того, кто, подобно пантеистам, отождествляет Бога с природою.
В
истории религиозной жизни мы не встречаем указанного ограниченного
словоупотребления; напротив, легко заметить весьма широкое пользование термином
“А.”. Очень многие философы, даже такие, которые были воодушевлены истинным
религиозным вдохновением, не избежали обвинения в А. и понесли незаслуженную
кару вследствие того, что люди не умели разграничить область веры, признанной
государством, от свободного философского исследования. В древности Анаксагор
подвергся изгнанию, Сократ должен был выпить бокал цикуты; в новое время Ванини
и Джордано Бруно были сожжены на костре; имя Спинозы произносилось в течение
целого столетия с настоящим ужасом как имя величайшего атеиста; Фихте Старший
должен был покинуть Иену ввиду тяжкого обвинения в безбожии. Понятие философа о
Боге не должно быть подводимо под религиозные категории, покоящиеся на вере, а
не на разуме. За философией следует признать право свободного исследования и в
области религиозного творчества, и для обвинения в А. не должно быть места,
когда философское понятие о Боге не совпадает всецело с религиозным. Обычно в
А. обвиняют два философских направления - материализм и пантеизм. Древние
материалисты (Демокрит и эпикурейцы), равно как в новые (Гольбах, Бюхнер,
Геккель и многие другие), считаются атеистами на том основании, что они
отрицают существование Бога; но в действительности они отрицают его более на
словах, чем на деле, ибо многие из атрибутов Божества приписываются ими
материи: она вечна, она есть источник жизни, из нее все происходит и все
постоянно совершенствуется. Можно утверждать, что материализм имеет ложное
представление о Боге, но утверждение, что он не имеет никакого о нем
представления, оказывается ошибочным. Точно так же неосновательно и обвинение в
А. тех философов, которые, как, напр., Дж. Бруно, Спиноза и Шеллинг, говорили
об имманентном божестве, т.е. ставили в теснейшую связь Бога и природу. И здесь
мы имеем лишь попытки разрешения проблемы об отношении Бога к миру, причем
представление об имманентности Бога миру вовсе не влечет за собой по
необходимости отождествления Бога и мира. Шеллинг, напр., энергично протестовал
против обвинения в таком отождествлении. Больше оснований имеет обвинение в А.
систем, ведущих к солипсизму; но солипсизм развился на почве философии Беркли и
Фихте Старшего, а между тем оба признавали личного Бога и деятельность
индивидуального “я” выводили из абсолюта.
Только
Штирнер придал солипсизму характер, исключающий вполне представление о Боге.
Ницше боролся против идеи Бога и против христианства, но и его вряд ли можно
назвать атеистом, как нельзя подводить под этот термин миросозерцание
Шопенгауэра и Гартмана.
Вероучение
слагается в определенные формы и получает признание со стороны государства; кто
его перетолковывает, считается еретиком, кто его отвергает, рассматривается как
безбожник. Но религиозная жизнь есть по преимуществу жизнь внутренняя,
требующая личных переживаний; содержание религиозных представлений и догматов
нужно понять и умственно воссоздать. Этот процесс личного участия в религиозной
жизни неминуемо влечет за собой определенное отношение к общепризнанному
учению, и это отношение получает различные формы, с одной стороны - в
религиозной мистике, с другой - в различных формах свободомыслия. Мистика и
религиозное просвещение, или свободомыслие, суть две главные силы, приводящие в
движение религиозное сознание. Оба направления часто кажутся одинаково
враждебными определенной религиозной форме, и оба поэтому навлекают на себя
обвинения в А.; особенно это заметно по отношению к свободомыслию, хотя в
действительности оно направлено не столько на существо религии, сколько на
суеверие, и имеет целью защиту права индивидуального сознания устанавливать
свое отношение к безусловному началу. Это направление впервые появилось у
софистов, отрицавших положительную религию и защищавших идею естественной
религии; оно возникло вновь в 18 в., напр. в учении французских
энциклопедистов.
В
действительности религии опасно не свободомыслие; опасен религиозный
индифферентизм, наступающий в эпоху, когда религиозные догматы теряют силу над
людьми; так, напр., картину религиозно-индифферентного общества представляет
нам Римская империя во время возникновения христианства. “Nulla mini, inquam,
religio est” [“Нет у меня никакой религии”], - говорит Гораций. “Глупостью
считается мысль и) вызывает смех, что в храмах во время жертвоприношения
присутствует Божество”,— говорит Ювенал (13, 35 и ел.). “Многие сомневаются,
существуют ли вообще боги”,— говорит Овидий. По словам Марциала, “иные
убедительно доказывают, что представление о небе и существовании богов нелепо”
(Mart., ep. 4, 21).
В
средние века религиозные представления настолько преобладали над остальными,
что о проявлении свободомыслия и А. не могло быть и речи; но что гнет
религиозных представлений вызывал реакцию, принимавшую иногда весьма резкую
форму, об этом свидетельствует книга “De tribus unpostoribus” (“О трех
обманщиках”), упоминание о которой встречается начиная с 13 в. Папа Григорий IX
в энциклике 1239 приписал ее авторство императору Фридриху II, но без
достаточного основания; с тех пор пытались найти автора и приписывали ее разным
лицам разных времен (до Мильтона включительно). Свободу духовной жизни
старались гарантировать странным учением о “двойной истине”, впервые
высказанным Симоном из Турне (в начале 13 в.). Это учение утверждало, что одно
и то же положение может быть истинным в теологическом смысле и ложным в
философском, и наоборот. Таким образом, Помпонацци, напр., мог отрицать
индивидуальное бессмертие, говоря, что философски оно не может быть доказано,
Дж. Бруно на рубеже 16 и 17 вв. защищался от обвинения в ереси ссылкой на
учение о двойной истине.
Отголоски
этого учения можно проследить и до нового времени: так, выводы теоретического
разума в философии Канта находятся в резком противоречии с постулатами
практического разума. В этом противоречии теории и практики воскресло старое
учение о двойной истине, только роли переменились: в средние века двойной
истиной защищали право на свободное исследование, в философии Канта двойная
истина служит защитою веры против притязаний разума. В практической жизни
учение о двойной истине выразилось в отделении церкви от государства, Само
собою разумеется, что с точки зрения ортодоксальной все защитники свободы
совести и веротерпимости, начиная с софистов и кончая Толандом и французскими
энциклопедистами, должны были казаться атеистами. Вторая сторона свободомыслия
состоит в борьбе с суевериями, Гольбах в “Системе природы” определяет атеиста
как “человека, который уничтожает пагубные для человечества иллюзии (des
chimeres nu-isibles), чтобы вернуть людей к природе, к опыту, к разуму”. В
действительности это определение относится к свободомыслящим; под термином
chimeres nuisibles следует понимать не религию вообще, а лишь суеверия, которые
пышно расцветают на религиозной почве. Суеверия свойственны всем временам и
встречаются у всех народов, но с особой силою они проявились в первые
христианские века, в эпоху Возрождения, когда возникли и распространились
“тайные науки”, и в наше время, коща вера во все чудесное возросла
пропорционально прогрессу естествознания. Приходится припомнить мнение Бэкона,
что “поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же
философии обращают умы людей к религии”. Борьба с суеверием не есть борьба с
религией; нет никакого основания обвинять в А. тех, кто вступается за права
разума.
Типы
атеизма
В
духовной жизни страны постепенно, но неуклонно формируется представление об
атеизме и атеистах как явлениях антиобщественных, антикультурных,
антиморальных. Последние годы особенно "урожайны" на моральное
бичевание атеистов, издевки над которыми стали обычными в СМИ, в художественной
и публицистической литературе. Издаются сочинения авторов, которые обвиняют
атеистов в наклонности ко лжи, злобе, воровству и предательству (Д.Панин);
переиздаются сочинения, авторы которых выражают желание предать
"преступников» - атеистов смертной казни. Это объяснимо: изменилась
социально-политическая ситуация в стране - изменилось и отношение к атеизму со
стороны как правящих кругов, так и значительной части интеллигенции. Кроме
того, многовековая традиция преследования неверующих, опиравшаяся на
разнообразные способы обоснования травли атеистов, не может быть преодолена в
одночасье. Одномерный негативный подход к атеистам, вообще к неверующим, не
только наносит громадный моральный вред обществу, но и препятствует познанию
сложного внутреннего мира человека как такового. Обличители атеизма по незнанию
или сознательно игнорируют факт огромного многообразия проявлений неверия в
Бога или богов.
В
нашей исследовательской литературе разрабатывалась проблема типологии атеистов,
при этом как правило определялась степень последовательности атеистических
взглядов, т.е. речь шла о разных уровнях рационально-критического отношения к
религии. Меньше внимания уделялось антропологическим характеристикам атеистов,
психологическим и нравственным различиям среди неверующих. Между тем, в
сочинениях мыслителей прошлого обнаруживается как попытка различения неверующих
не только по мировоззренческому признаку, так и позиция, позволяющая отнести
того или иного неверующего мыслителя к определенному типу атеиста. Впервые
вопрос о различиях между aтeистами был поставлен Платоном в "Законах",
где говорится об атеистах "коварных и злокозненных", "которые
заслуживают более чем смертной казни", и тех, кто отрицает существование
бога, но не совершает дурных поступков и заслуживаою лишь "увещевания и
тюремного заключения". Во времена христианского средневековья неверующие
отождествляются с язычниками и еретиками, при этом богословы остаются
безразличными к внутреннему миру осуждаемых, приписывая им в соответствии с
христианской традицией только пороки. Пробудившийся в эпоху Возрождения интерес
к античной культуре позволил через нравственную реабилитацию Эпикура раскрыть
горизонты для проникновения в сложный духовный мир вольнодумцев, которые в
Новое время рассматриваются уже не столь одномерно, как прежде. Надо сказать,
что и в Новое время было немало попыток - не только со стороны теологов, но и
известнейших философов Ф.Бэкона. Д.Локка, Г.Лейбница, А.Коллинэа, Д. Беркли и
др. - поддержать еще господствовавшую религиозную традицию представлять
атеистов в черном свете. В суждениях некоторых из них можно обнаружить и
стремление вникнуть в суть атеизма, и попытки поразмыслить о его причинах.
Однако, в целом они не позволили выйти на новый уровень познания такого
сложного явления как атеизм. Этот новым уровень начался с творчества П.Бейля,
впервые открыто заявившего о способности атеистов быть нравственными и уже
наметившего проблему различения атеистов по уровню нравственности и по
мотивации своего отказа от идеи Бога. Психологические и мировоззренческие типы
атеистов обрисованы П.Гольбахом в "Системе природы". Есть испорченные
люди, усваивающие атеизм, думая, что он даст простор их страстям, порокам. Они
не знают, что такое религия и впадают в полную анархию. Есть легковерные,
подверженные мнению других; есть тщеславные; есть те, кто считает религию мрачным
учением и стеснительной уздой, а также те, кто разочарован в религии, но
признает ее необходимость для народа.
Есть
и принимающие атеизм из выгоды. Как видим, Гольбах указывает и на мотивы
утилитаризма и прагматизма, побуждающие некоторых принять атеизм, но это
атеизм, с точки зрения Гольбаха, поверхностный. Наконец, существуют истинные
благочестивые атеисты, которым философ дает весьма лестные характеристики.
"Правильно понятый", "абсолютный" атеизм, основывающийся на
требованиях природы и разума, по существу есть не что иное как теоретический
атеизм, пронизанный высокоморальным духом. Разработку этих идей продолжил
С.Марешаль в "Словаре древних и новых атеистов", "Истинному
атеисту" он противопоставляет такие типы неверующих: сибарит, аморальный
развратник; фанатик, разбивающий все встречные священные изображения; лицемер,
правящий именем Бога, над которым он смеется, или же священник, продолжающий
служить, утратив при этом веру в Бога; светские люди, не желающие мыслить,
гордец-полузнайка, желающий быть единственным атеистом на свете, трусливый
эгоист, не верующий в Бога, но посещающий храмы, чтобы отвести подозрения в
безбожии; софист, пускающийся в хитроумные рассуждения против Бога. Истинные же
атеисты – “лучшие люди на земле”.
Как
видим, постановка вопроса о типах неверующих Гольбахом м Марешалем неизбежно
влечет за coбой потребность в анализе психологического и морального склада
личности, отрицающей бытие сверхъестественного, что, естественно, не исключает
учета обстоятельств его жизнедеятельности. Вероятно, имеет смысл говорить о
таких разновидностях вольнодумцев как, например, гуманист, романтик, нигилист,
гедонист, прагматик, бунтарь, борец и т.д., хотя иногда одна и та же личность
может совмещать в себе черты гуманизма и романтизма, прагматизма и гедонизма и
т.д. – речь идет о преобладающей направленности этой личности.
Богатейший
спектр типов неверующих дает художественная литература уже в XIX в., наиболее
благоприятном для развития свободомыслия. 0. де Бальзак описал тип гениального
хирурга, “откровенного, чистейшей воды атеиста”, отстаиваивавшего на коленях
обедню, выполняя пожелание умершего друга. Воплощением нигилистического
безверия и лицемерия представляется образ аббата Жюля в одноименном романе О.
Мирбо. Братья Гонкуры тонко описали психологию свободомыслящей, нравственно
чистой молодой женщины, постепенно превращающейся в фанатичную верующую,
утратившую добрые начала своей души (“Мадам Жервез”). В XX в. Р. Мартен дю Гар
представил типы активных деятелей свободомыслия XIX века, один из которых к
концу жизни обратится к вере, другой останется несломленным, убежденным
атеистом (“Жан Баруа”). XIX же век (а что говорить о XX веке!) представил и
множество различных типов атеизма, воплощенных в философских сочинениях:
альтруистический атеизм Л. Фейербаха, нигилизм М. Штирнера и Ф. Ницше,
диалектико-материалистический, гуманистический атеизм К. Маркса и Ф. Энгельса,
“романтический, космический” атеизм Ж. Гюйо и т.д.
Разумеется,
строго определенные типы атеизма и атеистов крайне редки. Будущего достойны те
типы атеизма, которые воплощают в себе гуманизм, действенность, высокие
принципы морали. Традиции такого типа атеизма, как мы знаем, сложились уже
давно.
Страницы: 1, 2
|