Религия
РЕЛИГИЯ (от лат.
religio — набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а
также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на
вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы
развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые
(буддизм, христианство, ислам).
БУДДИЗМ, одна из
трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в
6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (см. Будда). Основные
направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. — нач.
1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии
и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в.
растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного
брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т. ч. ритуализма). В
центре буддизма — учение о “4 благородных истинах”: существуют страдание, его
причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение —
субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание —
состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно
пульсация дхарм; освобождение (нирвана) — состояние несвязанности личности
внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает
потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции —
человеческое “я” отождествляется с совокупным функционированием определенного
набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет
бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нем
постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи
(монашеские общины) и т. д.
Уже первые
документальные сведения о буддизме, которыми стали выбитые в камне указы
императора Ашоки (268-231 до н. э.), объединившего северо-восточную, северную и
центральную Индию, свидетельствовали об огромном влиянии Закона Будды на
политику государства. Ашока стремился воздействовать и на соседние страны,
посылая туда буддийские миссии, в том числе и на далекую Шри Ланку. Этим же временем
датируются и наиболее ранние памятники культового зодчества в буддизме, прежде
всего ступы — курганы над останками Будды Шакьямуни, которые раскопаны на
территории от долины Ганга до северной окраины империи в Гандхаре (восточная
часть современного Афганистана) и которые сохранились благодаря тому, что
примерно со 2 в. украшались каменными пьедесталами, барельефами, оградами и
становились центрами строительства храмово-монастырских комплексов.
Очевидно, что
сохранившиеся материальные памятники создавались значительно позднее прихода
буддийских миссионеров в возникающие государства. Так, в странах Юго-Восточной
Азии от Мьянмы (Бирмы) до Вьетнама буддизм закрепился постепенно в 1-3 вв. (в
Лаосе лишь в 16 в.). На острова Малайского архипелага (прежде всего Яву и
Суматру) буддизм проник в конце 7 в.
В страны Средней
Азии буддисты пришли в 1 в. во времена великой империи Кушан,
покровительствовавшей буддизму. Отсюда в этом же веке по двум основным
караванным тропам Великого шелкового пути буддисты прибыли в города-государства
на территории современного Синьцзяна (Восточный Туркестан) и в китайскую
столицу Лоян. Из Китая буддизм проникает во второй половине 4 в. на Корейский
полуостров, а оттуда в середине 6 в. в Японию.
В Тибете буддизм
распространялся преимущественно из Индии с середины 7 в. Он стал
государственной религией в Тибете со второй половины 8 в., в Тангутском
государстве 9-13 вв. (северо-западная часть современного Китая) — в 10 в., в
Монголии во второй половине 16 в.; с этого времени его приняли и ойраты
(западные монголы), сформировавшие в 17-18 вв. огромное Джунгарское ханство
(простиралось от Семипалатинска и степного Алтая до Тибета на юге и Тувы на
востоке), а также Калмыцкое ханство, вошедшее в середине 17 в. в Московское
царство. Тогда же в него вошло Забайкалье, которое одновременно с русскими
заселялось бурятами, уже исповедовавшими тибетский буддизм. В 1741 императрица
Елизавета Петровна узаконила буддизм и его монастыри в России (в 1991
праздновалось его 250-летие в нашей стране).
Одновременно с
распространением буддизма на Север и Восток с 8 в. начинается постепенный
упадок буддизма на западе и юге Индийского субконтинента, а также изгнание
монахов воинами ислама с земель современных Афганистана, республик Средней
Азии, Пакистана.
Направления
в буддизме и особенности их учений
Многочисленные формы
современного буддизма можно разделить на три основные направления, отличающиеся
сводами канонической литературы, культовыми, поведенческими и др. особенностями
— хинаяну, махаяну и ваджраяну.
Христианство.
ХРИСТИАНСТВО, одна
из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три
основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе — вера в
Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого
Божества (см. Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит
через участие в таинствах. Источник вероучения христианства — Священное
предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также “Символ
веры”, решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения
отцов церкви. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу
же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало
государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была
христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии
с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054
раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16
в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1 млрд. человек.
Христианство
возникло в 1 в. в Палестине в контексте мессианских движений иудаизма, с
которым, однако, вскоре оказалось в состоянии конфликта (исключение христиан из
синагогальной жизни после 70 года, завершившееся составлением формальных
проклятий против христиан как “еретиков”). Первоначально распространялось в
среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но уже начиная с первых
десятилетий приобретало все больше последователей среди других народов
(“язычников”). Вплоть до конца Римской империи распространие христианства
происходило преимущественно в ее пределах, причем особую роль играли восточные
окраины — Малая Азия, земля тех 7 церквей, которые в Откровении Иоанна
Богослова (гл. 2—3) символизируют судьбы Вселенской Церкви; Египет — колыбель
христианского монашества, и расцветшей в городской среде Александрии
христианской учености и философии; необходимо отметить также значение таких
“буферных” территорий между Римской империей и Ираном (Парфянской, позднее
Сасанидской империей), как Армения (официально принявшая христианство несколько
ранее знаменитого Миланского эдикта 313 римского императора Константина).
Христианство (как
позднее и ислам) унаследовало созревшую в ветхозаветной традиции идею единого
Бога, имеющего Свою причину в Себе Самом, по отношению к Которому все личности,
существа и предметы являются творениями, созданными из ничего, а всеблагость,
всевидение и всемогущество — уникальными атрибутами. Личностное понимание Абсолюта,
свойственное Библии, получает в христианстве новое развитие, выраженное в двух
центральных догматах христианства, составляющих его важнейшее отличие от
иудаизма и ислама — Триединства и Боговоплощения. Согласно догмату Триединства,
внутренняя жизнь Божества есть личное отношение трех “Ипостасей”, или Лиц: Отца
(безначального Первоначала), Сына, или “Слова” — Логоса (смыслового и
оформляющего Начала) и Святого Духа (“животворящего” Начала). Сын рождается от
Отца, Св. Дух “исходит” от Отца (по православному учению) или от Отца и Сына
(т. н. filioque, особенность католической доктрины, усвоенная также
протестантизмом и ставшая общим достоянием западных конфессий); но как
“рождение”, так и “исхождение” совершается не во времени, а в вечности; все три
Лица были всегда (“предвечны”) и равны по достоинству (“равночестны”).
Христианское “тринитарное” учение (от лат. Trinitas — Троица), разработанное в
эпоху т. н. отцов Церкви (“патристика”, расцвет которой приходится на 4 — 5
вв.) и явно отвергаемое только в некоторых ультрапротестантских деноминациях,
требует “не смешивать Лица и не разделять Сущность”; в акцентированном
размежевании уровней сущностного и ипостасного — специфика христианского
Триединства сравнительно с триадами других религий и мифологий (например,
тримурти индуизма). Это не слитность, неразличенность или двойничество; Лица
христианской Троицы мыслятся доступными взаимному общению именно в силу
безусловного “ипостасного” самостояния и имеют это самостояние благодаря
взаимной открытости в любви.
Ислам.
ИСЛАМ (араб., букв.
— покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с
христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в 7
в. Основатель — Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием
христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на
Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост.
Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы —
поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда
пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную
жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам
ислама:
1) вера в то, что
нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
2) пятикратное
ежедневное совершение молитвы (салат);
3) милостыня в
пользу бедных (закат);
4) пост в месяце
рамадан (саун);
5) паломничество в
Мекку(хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное предание — сунна.
Основные направления — суннизм и шиизм. В 10 в. создана система теоретического
богословия — калам; правовая система ислама разработана в шариате. В 8-9 вв.
возникло мистическое течение — суфизм. Число последователей ислама оценивается
в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским
населением ислам является государственной религией.
Основатель ислама —
Мухаммад (Мухаммед, Мохаммед) (570?-632) происходил из рода хашим, влиятельного
мекканского племени курейш. До Мухаммада арабам были известны монотеистические
религии — иудаизм и христианство (последнее — преимущественно в
неортодоксальных формах: арианство, несторианство, монофиситство); в качестве
самостоятельной формы монотеизма в Аравии был распространен ханифизм. Под
определенным влиянием этих религий в 610-612 началась религиозная проповедь
Мухаммада, первоначально не признаваемого и гонимого мекканцами. После
переселения в 622 с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (хиджра,
которая позже стала точкой отсчета для мусульманского летосчисления, ведущегося
по лунному календарю) Мухаммад выступает уже не только как проповедник, но и
как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных
областях жизни.
Религиозные
предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, — это прежде всего
“пять столпов ислама”: 1) словесное исповедание единобожия и пророческой миссии
Мухаммада, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: “Нет
божества, кроме Бога, и Мухаммад — раб Его и Посланник Бога”; 2) ритуальная
молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день; 3) очистительная
милостыня в пользу нуждающихся; 4) пост в месяц рамадан (см. Рамазан), который
состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время
суток; 5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской
святыне — Каабе. Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со
всего мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общины, которая в
идеале не признает национальных и культурных различий. После окончания
паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник — ид
ал-адха или курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний
день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о
жертвоприношении Авраама. Второй по значимости мусульманский праздник — ид
ал-фитр или ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц
рамадан. Очень кратко свод основных и обязательных вероисповедных истин и
религиозных обязанностей мусульман дан всего лишь в одном кораническом айате
(стихе): “Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока
или запада, а благочестие — кто уверовал в Бога, и в последний день, и в
ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к
нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и
выстаивал молитву, и давал очищение, — и исполняющие свои заветы, когда заключат,
и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, — это те, которые были
правдивы, это они — богобоязненные” (Коран 2:177).
Другие религии.
СЕКТАНТСТВО
религиозное, обозначение религиозных объединений, оппозиционных по отношению к
тем или иным доминирующим религиозным направлениям. В истории форму сектантства
нередко имели социальные, национально-освободительные движения. Некоторые секты
приобрели черты фанатизма и экстремизма. Ряд сект прекращает существование,
некоторые превращаются в церкви. Известны: адвентисты, баптисты, духоборы,
молокане, пятидесятники, хлысты и др.
АДВЕНТИСТЫ (от лат.
adventus — пришествие), протестантская церковь (главным образом в США, возникла
в 30-х гг. 19 в.). Проповедуют близость “второго пришествия Христа” и
наступления на Земле “тысячелетнего царства божия”. Наиболее многочисленны
адвентисты седьмого дня (в России с 1880-х гг.).
БАПТИЗМ (от. греч.
baptizo — окунаю, крещу водой), разновидность протестантизма. Возник в нач. 17
в. Наибольшее число баптистов — в США. В России баптизм распространился в 60-х
гг. 19 в. Баптисты упростили культовую и церковную организацию. Не признавая
таинства, рассматривают крещение и причащение как церковные обряды, не имеющие
мистического смысла. Крещение совершают над взрослыми.
ПЯТИДЕСЯТНИКИ,
христианская секта. Возникла в США в кон. 19 — нач. 20 вв. В России появилась в
нач. 20 в. Название связано с мифом о сошествии святого духа на апостолов в
50-й день после вознесения Христа. Не признают официальных церковных обрядов,
икон, креста.
|