Религиоведческие теории
Религия
как явление находилась всегда во внимании исследований.
В 19 веке их попытки сформировали комплексную отрасль
религиоведческого знания.
Религиоведение изучает: процесс возникновений функционирование и
развитие религии, ее структуру, компоненты, многообразные направления в истории
общества и современную эпоху, ее роль в жизни отдельного человека и конкретного
народа; взаимосвязь с другими областями культуры.
Исторически первыми формами религиоведческого знания были ТЕОЛОГИЯ
и БОГОСЛОВИЕ.
ТЕОЛОГИЯ – учение о Боге в католицизме и протестантизме.
БОГОСЛОВИЕ – учение о прославлении Бога в православии.
Теолого-богословский подход исходит из учения, что познать религию
может только верующий человек. Сделать это он может с позиции самой религии.
РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
1. ФИЛОСОФСКАЯ. Она пытается изучать религию в различных
течениях философии:
- Объективно-идеалистическая (Гегель, Шеппинг). Они
считали, что религия – ступень в развитии абсолютной идеи мирового Духа.
- Субъективно-идеалистическая (Фихте, Берки, Юм). Религия
– главная сущность человеческого «Я», без которой «Я» не существует.
- Антропонно-материалистическая (Фейербах). Религия –
продукт и форма отчуждения человеком своей сущности. Поэтому на место любви к
Богу нужно ставить любовь к человеку.
- Диалектико-материалистическая теория. (Маркс, Энгельс).
Религия – духовная надстройка, своеобразно отражающая экономический базис
общества. Религия – является приходящей и носит исторический характер. Маркс
называл религию – сердцем бессердечного мира, душой будущих порядков, опиумом
для народа. Ленин – «Р» - род духовной сивухи.
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ (Гюсконт, Кант, Вебер, Дюркгейм).
Они считали «Р» - тип мотивации социального поведения людей.
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (У. Джеймс, Фрейд, Юнг)Источник
религии – инстинктивное бессознательное впечатление человека, находящееся
глубоко в психике.
4. ЭТИОЛОГИЧЕСКАЯ (Тайлор, Фоейзер, Малиновский, Браун)
5. Мифолого-лингвистическая (Гримм, Мюллер, Соссюр)
Религия располагает методами исследования:
1. Кузанский (причинный)
2. Метод историзма в развитии истории.
3. Типологический.
4. Феноменологический, смысл религиозных
действий.
5. Структурно-физич. анализ – структура религии и
особенности ее функционирования.
Принципы изложения религиозных знаний.
1. Объективность рассмотрений религиозных
явлений.
2. Рассмотрение религии в свете развития духовной
культуры.
3. Решение мировоззренческих вопросов в аспекте
бытия человека, цели и смесле жизни, смерти и бессмертии.
4. Топерантность – терпимость и уважение к иным
взглядам и убеждениямю
Корни религии.
1. Естественно природные. Они связаны
с бессилием человека перед стихиями природы. Но чем больше покорение природы,
тем более ощутимость становилась зависимость от нее.
2. Социальные
- ограниченность общественных отношений текущими интересами и
потребностями людей.
- неспособность людей в полной мере сознательно управлять развитием
общества.
- невозможность предвидеть последствия своих действий.
- бессилие человека перед стихией сознательных процессов –
эпидемиями, голод, войны, революции, и т.д.
3. Гносеологические
Структура религии – это взаимосвязь элементов.
Центральный элемент:
- религиозное сознание в единстве религиозной идеологии (богословии)
на теоретическом уровне и религиозная психология на обыденном уровне.
- ядро религиозного сознания – ВЕРА
- возникающие религиозные отношения между верующими.
·
Религиозная деятельность
·
Религиозные объединения
·
Религиозные учреждения –
ЦЕРКОВЬ
Роль религии в обществе выполняется через функции:
1. Мировоззренческая
2. Компенсаторная (обещание лучшей жизни после
смерти)
3. Коммуникативная
4. Регулятивная
5. Воспитательная
6. Интеграционно-дезинтегрирующая (сплочение и
разделение)
7. (Узаконивание порядков и вывод их из действия)
Легитинирующая – разлегитимирующая
8. Культур – трансирующая (передача
историко-культур. ценностей поколениям).
Классификация религий:
По социальному охвату и масштабам распространения:
- родоплеменные
- народностно-национальные
- мировые
Родоплеменные религии – складывались в условиях первобытного общества,
формировались на условиях жизни конкретного рода или племени.
К историческим первым религиозным верованиям относят:
АНИМИЗМ (душа) – вера в существование души и духов, которые населяют
животных, растений, явления природы, они обладают сверхъестественными
возможностями. Верование существует на территории данного племени.
ФЕТИШИЗМ (освящение, обожествление). Эта вера в сверхъестественные возможности
неодушевленных предметов.
ТОТЕМИЗМ (тотем – «его род»)Вера в кровнородственную связь с животными, которое
является родоначальником и защитником данного рода, обладающими
сверхъестественными возможностями.
МАГИЯ (колдовство) Вера в способность возможность сверхъестественным образом
действовать через духов и богов на людей, животных, социальные и природные
явления в тех или иных интересах.
По мере разложения родоплеменной организации и складывание этнических
общностей родоплеменные религии вытесняли.
Народно-национальными и мировыми.
Однако родоплеменные религии существуют у народов Австралии и Океании,
Африки, Азии, у индейцев северной и южной Америки.
Свойства н-н.
1.
Детальная ритуализация
повседневного поведения людей.
2.
Специфический обряд,
который затрудняет общение с иноверцами.
3.
Строгая система
предписаний и запретов
К этим религиям относятся: Индуизм, Джайнизм, Даосизм, Конфуцианство,
Синтоизм, Иудаизм, Сикхизм, Парсизм.
По мере становления государств и попыток складывания мировых империй
формируются мировые религии. Особенности становления мировых религий – буддизм,
христианство, ислам.
1. Возникло в эпохе великих исторических
переворотов.
2. Большая роль в их развитии, кот. смогли понять
и адекватно выразить потребности масс в новой религии.
3. В мировой религии отражен образ жизни многих
народов, которые находились на разных уровнях экономического развития и живущих
в разных регионах.
4. В мировой религии проповедуется идея равенства
людей, не существует обрядность прежних религий.
По особенностям объекта и веры, различают:
- политиистические и монотеистические типы религии.
От сюда – полидемонизм
Полидемонизм возникает в условиях позднеродового строя, когда безличные
духи наделялись своими функциями, видами, дятельностью.
Постепенно формируется иерархия духов, выделяется главный дух –
покровитель. В последствии появляется дух племени.
Сейчас политеотич. Религиями являются: буддизм, индуизм, синтоизм,
парсизм.
По мере разделения труда и социальной дифференциации возникают
религиозные формы политеизма переходные к монотеизму.
Переходные формы:
1.
Супремотеизм – почитание
многих богов при приоритете одного главного.
2.
Генотеизм – признания
существования множества богов, но почитание одного.
3.
Монотеизм – представление
о существовании одного единственного бога. Это христианство, ислам, сикхизм и
иудаизм.
ИНДУИЗМ – в южной Азии, в Индии (~ 80% населения, в Непале). Сторонников ~
800 млн. человек.
ИНДУИЗМ сформировался из древнеиндийской религии, брахманизм и стал религией в
начале н.э.
ИНДУИЗМ унаследовал многие стороны брахманизма.
1.
Священные тексты ВЕДЫ.
2.
Учение о роли брахмана как
посредника в общении с богом.
3.
Признание социального
неравенства людей в форме каст.
4.
Основные понятия:
- дхарма – долг (совокупность религии и общественные обязательства)
- сансара – учение о перенесении душ
- карма – общественный закон, который состоит из 8 ступеней
(нравственный закон воздаяния, который предполагает наказание (неотвратимое) за
содеенное в данной жизни)
- нирвана – состояние прозрения, внутреннего равновесия и
благостности.
Важнейшими Богами Индуизма является Брахма, Шива,
Виншу.
Брахма – создатель и первооснова мира, но в культе его значение не
велико.
В зависимости от почитания одного их 2-х других богов, в индуизме
возникают 2 направления: ШИВАИЗМ и ВИНШУИЗМ.
ШИВАИЗМ:
Бог Шива – разрушитель, олицетворяет мужское животворящее начало. Это
начало называется Лингам (символ мужского пола и объект поклонения бездетных
женщин).
Супруга Шивы – КАЛИ. Она повелевает демонами, насылает болезни и
несчастья.
ВИНШУИЗМ:
Бог – Вишну – хранитель мирового порядка. Он может появляться в
воплощениях – АВАРАТЫ ((10)рыба, кабан и т.д.)
Он так же является (8-ая аватара) – КРИШНЫ – бог защитник, и (9-ая
аватара) – РАМА – рыцарь-царевич, победитель демона.
ДЖАЙНИЗМ:
Сложился в 6 веке до н.э. на территории индийского штата Бихар.
Основатель – ВАРДХАМАНА, выходец из касты воинов за заслуги он получил
титул – Джина - победитель МАХАВИРА – герой.
По титулу Джима пошло название – Джайны.
Сейчас Джайнов ~ 5 5 млн. человек.
Вероучения:
1.
Используется индуистская
концепция кармы и нирваны.
2.
Непризнание существование
бога-творца, так как мир изначален.
3.
Душа – вечная инстанция,
она выше материальной оболочки тела.
- совершенствование души через аскетизм ведет к нирване.
- освобождение души от материи и кармы (которая материальна) является
главной целью – МОКША
- Условиями достижения МОКШИ является 3 драгоценности.
·
Вера в истинность
джайдонистского учения
·
Знание его сути
·
Ведение праведной жизни в
соответствии с 5-ю обетами:
1.
не вредить живому
2.
не красть
3.
не стяжать
4.
не прямодействовать
5.
быть искренним и благочестивым
4.
Признание всеобщей
одушевленности природы, что является запретом на охоту, рыболовство, земледелие
скотоводство, с другой стороны поощрение ремесла, торговли и растовщительства.
5.
Особенности религиозного
культа и действий:
- отрицание святости ВЕД, т.к. джайнизм противостоит индуизму.
- отвергание богов как главных объектов почитания
- отрицание кровавых жертвоприношений
- отвергание сословий и каст
- призывы щадить лучшую жизнь
- побуждение к отшельничеству
- допущение к монашеству женщин
предписание совершать ритуалы обнаженным
СИКХИЗМ:
Возник на рубеже 15-16 вв. на северо-западе Индии в районе 5 великих
притоков ИНДА в месте ПАНДЖАБ (сейчас это инд. штат). Имеет черты индуистской и
исламской культур. Основатель ГУРУ НАНАК, ученики – СИККИ (пер.-ученик).
Сикхизм признает единого бога, имя которого – ХАРИ – он не видим, вечен,
всемогущ и т.д.
Мировые религии ВОСТОКА.
Буддизм – самая древняя из мировых религий. Возникла в 6 веке до н.э. в
Индии. Корни религии в браманизме.. Основатель – принц Гаутамма, из рода Шакья.
Основные положения буддийского вероучения.
Истины:
1.
существуют страдания,
которая наполняет наша жизнь
2.
самудая – Дукха имеет причину:
страдания, вызываются алчностью людей, их стемлению к наслаждению
3.
Ниродха – дукху, можно
прекратить, т.е. люди смогут преодолеть эгоистические желания, если погасят и
отрекуться от них
4.
Мага – есть путь
прекращения дукхи.
Правильные поведения достигают через 10 рецептов:
1. Избегать лживых речей
2. Не принимай алкоголь и наркотики
3. Не ешь в запретное время – после полудня
4. Не танцуй и не пой
5. Не живи в роскоши
6. Не пользуйся косметикой и украшениями
7. Не принимай золота и серебра (в значении
денег)
8. Не владей и не обладай ничем
9. Не убивай, не вреди людям и животным
10.
Не вступай в брак и не прелюбодействуй
Истина + Рецепты = арья – сатья
Правильное знание предполагает внутреннее самоуглубление и созерцание
истины, т.е. медитацию
Стадии медитации:
1. Чистый и невозмутимый ум, сосредоточен на
осмыслении истин
2. Усиленное невозмутимое размышление
3. Достижение совершенной невозмутимости и
освобождение от ощущения ……..
4. Полное состояние совершенной невозмутимости,
безразличия, невосприимчивости, при котором достигается прекращение страданий,
т.е. нирвана.
Как и в индуизме основными понятиями Буддизма
являются: Дхарма, Сансара, Карма, Нирвана.
Джарма – нематериальная частица.
При различных комбинациях и потоков дхарм соединяет бытие человека,
животное, растение, камни.
Распад этих комбинаций – смерть, но дхармы не исчезают, а образуют
новую комбинацию – т.е. происходит перерождение – САНСАРА.
САНСАРА
– бесконечная цепь перерождения всего живого и неживого на Земле. Смерть в
данной жизни – начало следующей жизни.
В сансаре имеется 6 видов существ, в которые происходит реникарнация:
1. Боги – каждый достигает нирваны, может переродиться в Будду (Будд
- много)
2. Асуры – низвергнутые демоны, которые противостоит Богам
3. Люди
4. Животные
5. Преты – духи умерших
6. Обитатели Нараки, туда попадают за преступления, но по достижении
вины происходит возврат в сансару.
Человек, который решил выйти из круга сансары и достичь состояния
Будды, называется Ботхисатва.
Как и Будды, Ботхисатхвы являются объектом поклонения и обожествления.
КАРМА –
воздаяние в последующей жизни в зависимости от поведения в нынешней жизни.
Эти поступки и представляют вид нового поведения.
Карма имеет роковой характер, т.е. чем не может избежать последствии
своих поступков, но способен своей добродетельной жизнью разорвать сансара и
достичь нирвану.
НИРВАНА
– состояние умиротворенности, благостности слияние с Буддой. Здесь угасают
дхармы, нет перерождения и возвращения в мирскую суету. По достижении нирваны –
спасение.
В многобожном Буддизме не Бога – творца, мир существует сам по себе,
развиваясь в вечном круговороте сансары.
Буддизм не однороден, он имеет 3 направления:
Страницы: 1, 2
|