Религиозные памятники Евпатории
Свято-Николаевский собор
Этот храм построен на месте старой греческой церкви. Он был
заложен 11 июля 1893 года (по старому стилю) в память об освобождении
города от англо-франко-турецких войск и торжественно освящен 16 февраля
1899 года преосвященным Никоном, епископом Вольским. Здание,
рассчитанное на две тысячи прихожан, проектировал архитектор А. И.
Бернардацци. Оно построено в византийском стиле, с подчеркнуто большим,
даже огромным куполом.
Протоиерей Яков Чепурин затратил на строительство все личные
средства, заложив домашнее имущество, посвятил богоугодному делу всю свою
энергию, всю душу — и не дожил до освящения храма. Здесь, под стенами, осталась
могила самоотверженного христианина; его именем названа церковно-приходская
школа. Рядом с Чепуриным похоронен доктор Н. А. Оже, впервые научно
обосновавший грязелечение — дело, которым живет Евпатория сегодня.
По высоте, площади и по вместимости этот храм в настоящее время —
первый в Крыму. Уступает он лишь находящемуся на реставрации Владимирскому
собору в Херсонесе. Первоначально собор замышлялся почти без росписи: белые
стены, окна без витражей и светлое безоблачное небо, с которого Христос глядит
в широко раскрытые глаза прихожан. Только в 70-е годы XX века начали покрывать
стены орнаментами.
Покровитель мореплавания и торговли Николай Угодник особо
почитается бесстрашными и бесшабашными моряками. Более того, это единственный
из святых, поминать которого бранным словом запрещает неписаный морской закон,
что бы ни случилось на море. И военные моряки, и торговые, и даже богохульники-пираты
— все, со времен зарождения христианства, почитали и почитают Николая
Чудотворца. Многие хранят его образ в медальонах рядом с фотографиями близких.
Традиция эта неотделима от Евпатории — города морского и в прошлом купеческого.
Мемориальная доска слева от входа напоминает о посещении собора
российским императором. В мае 1916 года он прибыл в Евпаторию на открытие
госпиталя имени императрицы Александры Федоровны. Это был последний приезд
августейшего семейства в Крым. В собор Святого Николая приходил царь Николай,
тоже причисленный теперь к лику святых.
В советское время служба в храме прекратилась, а в 1942 году
немецкие оккупанты вновь открыли его, как открывали все молитвенные заведения
(даже синагоги), — лишь бы они работали против большевиков. Старожилы
рассказывают, что на открытие пришли в парадной форме немецкие и румынские офицеры.
К торжественному моменту — видно, это было угодно Святому Николаю — с якоря
сорвало большую донно-якорную мину (как потом выяснилось, времен первой мировой
войны). Мина прибилась к берегу и, выброшенная волной на песок, взорвалась. В
соборе взрывной волной выбило стекла; перепуганные румыны в ужасе повалились
на пол, а немцы продолжали стоять, только сильно побледнели. Все, должно быть,
подумали, что это действия партизан.
Кончилась война, прошли десятилетия. Постепенно менялось отношение
власти к культовым сооружениям — на них начинали смотреть как на объекты
культурной ценности. Был даже проект позолотить купол Николаевского собора;
исполком дал разрешение православной общине на закупку золота. Но началась
инфляция, и золочение купола отложили на неопределенное время...
На прощание поглядим на крест, венчающий собор. В прошлом он был
вдвое больше, и на него смотрели, уходя от родного берега, труженики моря,
искатели опасных, но, как видно, увлекательных приключений. Смотрели с
надеждой.
Мечеть Джума-Джами
Краса и гордость Евпатории — два ее минарета тоже служат
своеобразным маяком для тех, кто уходит в море. Они же помогают разобраться в
лабиринте улочек «Старого города» и найти выход к набережной. Чтобы не
заблудиться, нам тоже надо чаще поднимать голову и смотреть на эти минареты.
Считается, что мечеть Джума-Джами была построена Ходжи
Синаном ибн Абдулменнаном, одним из самых известных зодчих мусульманского
мира. Мимар (архитектор) Синан родился в деревне Аирнас в Малой Азии в семье
греков-христиан. Полагают, что его настоящее имя было Христодулу. В 1512 году
Синан был привезен в Стамбул и стал янычаром (так называли обращенных в ислам
юношей, составлявших отборную пехоту турецких султанов). О жизни архитектора
сложены легенды. Говорят, еще юношей Синану удалось во время военного похода,
навести мост-переправу через болото, и за это султан назначил его старшим
архитектором. Большего доверия заслуживает другая история. В 1538 году во
время военных действий в Молдавии Синан навел мост через реку Прут за
тринадцать дней и тем заслужил высокую оценку султана Сулеймана I — назначение главой
имперских архитекторов. В этой должности Синан пробыл пятьдесят лет. Как
военный инженер он строил мосты, акведуки, водопроводы, фонтаны, подземные ходы
и кладовые, как архитектор — возводил мечети, медресе, мавзолеи,
караван-сараи, приюты и дворцы. Он строил не только в Турции. Шедевры Синана
сохранились в Сирии и Македонии, Боснии и Герцеговине. За свою долгую жизнь
Синан построил более четырехсот зданий (131 мечеть, 55 медресе, 19
мавзолеев, 7 библиотек, 17 караван-сараев, 31 дворец, 35 бань и множество
других сооружений). Постройки Синана подчинены всепобеждающей логике
геометрических форм. Они строгие, почти суровые снаружи, а внутри поражают
разнообразием и обилием многоцветного убранства, чем вполне отвечают
мусульманской идее «скрытой архитектуры».
В списке сооружений Синана мечеть Джума-Джами значится под
номером 77. Синан приступил к ее созданию в 1552 году и очень увлекся работой.
Однако султан Сулейман отозвал архитектора в Константинополь для постройки
собственной мечети. Синан не торопился покидать Гёзлёв, и тогда султан прислал
нового гонца и напомнил, что сто лет назад другой зодчий был казнен за
медленное исполнение султанского указа. Мечеть Джума-Джами достраивали ученики
Ходжи Синана, а знаменитый мимар еще долго творил в других городах. На
могильной плите великого мастера начертано: «...Этот искусный архитектор воздвиг
в 80 городах мечети и умер, прожив больше ста лет».
Исключительная по изяществу и простоте, рациональности и
гармоничной возвышенности, мечеть Джума-Джами органично сочетает архитектурные
формы Византии и мусульманского Востока. По красоте ей не было, да и нет
равной в Крыму. Снаружи мечеть напоминает куб, увенчанный куполом, диаметр которого
11 метров. Этот крытый свинцом купол прорезан пятнадцатью большими окнами.
Вокруг — 11 куполов меньшего размера. Гармоничное сочетание разновеликих
куполов оживляет строгие формы строения. Высота мечети 22 метра. В здание ведет
три хода: западный, восточный и северный. С запада и востока к мечети примыкают
два минарета. В XVII веке они пострадали от землетрясения или бури, но позднее были
восстановлены. Высота их 35 метров.
Над минаретом установлен знак алем — символ величия Аллаха.
Под ним два кружочка: нижний — наша земная жизнь, верхний — жизнь
потусторонняя. На балкончик минарета (шер-фе), украшенный орнаментом,
ведет спиралевидная лестница с выходом точно на юг, в сторону Мекки, в сторону
Каабы — священного места, куда мусульмане совершают паломничество. Пять раз в
день муэдзины призывали на молитву правоверных жителей средневекового Гёзлёва.
В муэдзины обычно принимали людей с хорошим голосом и плохим зрением, дабы с
высоты он не увидел чего-либо недозволенного (например, лица незнакомой
женщины, запретного, как красивый цветок в чужом саду).
Внутреннее пространство мечети двумя рядами каменных столбов
разделено на три нефа. На галереи второго этажа ведет каменная винтовая
лестница, настолько узкая, что на ней не разойтись двоим. На полуоткрытую
высокую кафедру — мим-бар — ведут 12 крутых ступеней. Только мулла имел право
подниматься по ним и обращаться к правоверным. В пятьдесят девять небольших
окон различной формы льется ровный рассеянный мягкий свет. Об убранстве
Джума-Джами в ханские времена мы можем только догадываться. Известно, что
здесь хранился Коран, написанный первоклассным каллиграфом в 1314 году, то
есть за 250 лет до сооружения самой мечети.
В небольшой арочке с фасада, которую называют михраб, служитель
читает сурры из Корана, зазывая прихожан на молитву. В мечети тоже есть
михрабная ниша с полочкой, где до революции хранились старинные фолианты и
Кораны. Во время гражданской войны часть этих раритетов затерялась, некоторые
попали в музей. В мечети нет икон и скульптур: ислам запрещает изображать
людей; передать чувства и мысли можно только символами. Треугольник — глас
Аллаха, четыре вертикальные черточки — имя Аллаха. Цветовая гамма тоже говорит
о состояниях души человека. Например, голубой означает стабильность, зеленый —
верность. Не только поэты, но и архитекторы имели возможность передать свои
мысли и чувства, рассчитывая на современников, а еще больше — на потомков,
которые сумеют их понять.
Женщины проходили в мечеть по боковой лесенке на второй этаж и во
время чествования ханов стояли за решеточкой (чилте-ром). Простолюдинки
на церемонию не допускались. Когда приезжал наместник султана, стоявших в
мечети жен влиятельных особ старались задобрить, потому что они, выражая скрытую
волю своих мужей (а иногда и собственную), могли дать понять, что новый хан не
угоден городу. Кричать в мечети нельзя, но можно выразить свое несогласие
дружным подергиванием плеч, чтобы в тишине храма раздавался перезвон золотых и
серебряных украшений.
Так что возразить можно было, не раскрывая рта, и даже вынудить
несостоявшегося хана вернуться в Турцию. За время существования мечети
Джума-Джами здесь объявляли султанский фирман (указ, дававший право на
ханство) восемнадцати ханам, поэтому ее называли еще Хан-Джами.
Претендента на ханскую власть вызывали в Стамбул, во дворец. Султан встречал
его сидя; хан клялся султану в верной службе и целовал землю. В ответ султан
держал речь о том, какую милость он ему дарует, назначая ханом, требовал
покорности и заключал речь словами: «С этого времени ты должен быть другом
моему другу и недругом недругу». Хану подавали соболью шубу, крытую парчою, и
хан, надевая ее, целовал воротник шубы. Потом ему подносили дорогую саблю,
украшенную драгоценными камнями. Хан опоясывался ею, кланялся в землю и
выходил.
Собираясь в мечеть, женщины надевали много дорогих украшений. На
всякий случай. Если муж долго отсутствовал, не присылая вестей, или жестоко
обращался с женой, она была вправе подать на него в суд, требуя наказания. Но
нельзя и супруге забывать о своей зависимости. Ведь стоило мужу трижды
произнести в мечети слово «таллак» (развожусь!), брак считался
расторгнутым, и жена уходила к родителям, в чем стояла — то есть, со всеми
своими драгоценностями. Женщины верили (и вряд ли часто ошибались), что чем
больше будет на них золота и серебра, тем серьезней, задумается муж, прежде
чем произнести роковое слово.
Когда-то рядом с Джума-Джами был небольшой источник, под которым
прихожане омывали руки и ноги; из него можно было испить чистейшей воды. Сейчас
на этом месте растут деревья. У восточного минарета поставлены памятники
турецким генералам времен Крымской войны. Надо только суметь прочитать
орнаменты на этих памятниках. Расцветший цветок означает вершину творческих возможностей,
а надломленная веточка — гибель в расцвете лет. Изображение чалмы над могилой
означает, что покойный при жизни совершил хадж в Мекку. Здесь же из поколения
в поколение хоронили служителей мечети, а один обелиск (черный) поставлен
условно, в честь первого президента Крыма Намана Челеби Джахана, убитого
большевиками в Севастополе.
В 70-е годы в городе пропали защитные ограждения вокруг многих
учреждений и культурных объектов, но остался забор вокруг мечети. Его
охранительная функция подчеркивается символом — восьмиконечной звездой. Знак
заимствован после прихода ислама в Персию и подавления зороастризма
(восьмиконечные звезды носили на своих плащах поддерживаемые государством
персидские маги — астрологи). Говорят, что если убрать забор с этими
охраняющими знаками, мечеть потеряет защиту от энергетических ударов. Впрочем,
жизнь показывает, что даже самый обыкновенный забор лучше все-таки не убирать.
Небесный свет проникает в мечеть сквозь окна, украшенные
витражами разного цвета: теплые тона льются с юга, символизируя весну, когда
зарождаются жизненные планы, и лето — время свершений. Холодные тона исходят с
севера, напоминая о неизбежном часе подведения итогов. Пока ты молод, пока еще
полон сил, сумей воплотить в жизнь благие дела, выполняя волю Аллаха! А потом,
когда придет час, — закрой глаза и спокойно жди его суда.
Я молюсь не в сторону Каабы
(школа-медресе)
Неподалеку от ханской мечети находилась школа-медресе, где
мальчики обучались грамоте. Здесь учился Ашык Омер (1621— 1707) — известный
поэт, паломник и путешественник, про которого литературоведы говорят, что был
он «Есениным средневековья». Само слово «ашык» по-арабски означает
«влюбленный». Родился Ашык в Гёзлёве, в семье скорняка. Он был единственным
сыном, его любили, о нем заботились. Когда пришло время, родители отправили
сына в школу.
Дальнейшие факты судьбы поэта неразделимо переплелись с легендой.
Она гласит, что мальчик учился плохо, над ним смеялись товарищи, его ругали
учителя. И так устал он, что однажды пошел на кладбище и стал призывать ангела
смерти Израила, чтобы тот прекратил его никчемную жизнь. Долго молился мальчик,
а потом, утомленный, уснул. Во сне явилась к нему с небес прекрасная гурия и
вручила музыкальный инструмент — саз. Она сказала, что
молитва услышана Аллахом, что суждено Ашыку отныне быть первым среди избранных
— сочинять стихи и песни, да так, словно «низать жемчуга мудрости»! Будет он
скитаться по белу свету и петь для людей о жизни и любви. На прощание небесная
дева сказала: «Когда ты умрешь, Ашык, мы снова встретимся, уже не на земле, но
в садах Фердевса, на небе. Там будет тебя ждать моя любовь».
Проснулся мальчик и, должно быть, горько пожалел, что это был
всего лишь сон. И пошел на другой день в постылое медресе, уверенный, что и
сегодня его ждут одни только понукания и насмешки. И вдруг... (о, как похожи
сказки разных народов этим спасительным, чудесным «вдруг»!) — стал отвечать на
самые сложные вопросы, да не как-нибудь, а в стихах. За одну ночь из своего
божественного сна узнал он столько, сколько ведомо лишь выдающимся людям
ислама — Светильникам Веры.
Ашык ушел из своего города и стал бродячим поэтом. Он пел свои
стихи, иногда сочиненные экспромтом, и аккомпанировал себе на сазе. Помимо
многих странствий, совершил поэт святое дело мусульманина — хадж в Мекку. В
Гёзлёв он вернулся только к старости. Над его могилой возвели мечеть, чтобы
правоверные ценители поэзии приходили к нему на поклонение, как к святому.
Давно нет той мечети, а могила, как полагают ученые, осталась на
Карантинном мысу, возле нынешнего морского вокзала. Люди читают стихи Ашыка,
поют песни о его любви к гурии — небесной деве, которая принесла будущему
поэту дар Аллаха и потом дождалась его на небесах. Поют и не замечают того, за
чем ревниво следило мусульманское духовенство. Или просто прощают поэту, ведь
он Божий избранник, и Всевышний спросит с него строже, чем с простого человека,
но — за инное...
В земной жизни сила любви, да и сила личности Ашыка таковы, что он
бросает вызов даже религиозным общепринятым нормам. Как всякий мусульманин,
пять раз в день совершает он молитву, но когда все бьют поклоны в сторону
святой Каабы, что делает Ашык Омер? На это нам ответит его дерзкая стихотворная
строка, всего лишь образ, но какой! «Я молюсь не в сторону Каабы — я
поворачиваюсь к твоему лицу».
Произведения нашего знаменитого земляка, тюркоязычного барда,
долгое время оставались недоступными. Только в 1894 году Исмаил Гаспринский
издал книгу его стихов, а вторая вышла в свет еще почти сто лет спустя. Но и
теперь они ждут своего переводчика, который должен, кроме обладания поэтическим
мастерством и знания арабского и тюркского языков, подняться до философского
осмысления мира. Чтобы понять всю глубину поэзии Ашыка Омера, надо изучить
поэтов-суфистов Физулия, Руми, Саади и других, которые заметно повлияли на его
творчество. Более того, надо постараться постичь сам суфизм (о кем мы
расскажем позже). К примеру, некие высшие идеи передаются поэтом символически,
через образы соловья и розы. Здесь опять слышится перекличка с Есениным. Помните?
«Слышишь, розу кличет соловей...».
По-настоящему осмысленные стихи Ашыка Омера могут явить нам
отголоски той восточной мудрости, которую так и не постиг пресыщенный
цивилизацией Запад. А пока давайте, почитаем в готовом переводе то, что проще,
что в равной мере подходит для любой страны, для любого времени:
Страницы: 1, 2, 3
|