Религиозные организации и силовые структуры: совместное воспитание патриотизма
|
Санкт-Петербургский государственный
университет телекоммуникаций
Факультет информационных систем и технологий
|
«Религиозные
организации и силовые структуры: совместное воспитание патриотизма»
|
Студент
группы 064у
Беленко
П.А.
Санкт-Петербург
|
|
Реферат
по религиоведению:
Содержание
О
патриотизме
Религия
и патриотическое воспитание
Немного
истории
Совместная
деятельность Русской Православной Церкви и силовых структур
Преимущества
сотрудничества
Проблема
многоконфессиональности
О
светскости государства
Совпадение
интересов
Зарубежный
опыт
Заключение
Перечень
используемой литературы
О
патриотизме
После трагического инцидента в Челябинском танковом училище
тема так называемых неуставных отношений в Вооруженных силах приобрела особое
звучание. Этот вопиющий случай, получивший широкую огласку, вынудил
подключиться к решению армейской проблемы не только военных и политиков, но
даже Русскую Православную Церковь.
Видимо, никакие штатные воспитатели солдат не могут заполнить
идейный и духовный вакуум в Вооруженных силах. Раньше он худо-бедно заполнялся
коммунистической идеологией. Патриотическая идея без высшей цели тоже, как
оказалось, не работает. Остается проверенное веками православие. Патриотизм --
это всегда лишь следствие более высокой идеи.
Почему такое внимание
уделяется патриотическому воспитании за рубежом и в России? Теме патриотизма
посвящено огромное количество научных и публицистических работ. Отметим лишь
некоторые функциональные свойства данного явления.
Во-первых, патриотизм –
это осознание личностью истории своего народа (страны), великих свершений,
достоинств в настоящем, исторических перспектив в будущем – в качестве своей
истории, достижений своих предков, своего настоящего и своих перспектив в
будущем.
Во-вторых, подобное
осознание дополняется чувством уважения к своему народу (стране).
В-третьих, осознание и
чувство предполагают сформированное в процессе воспитания умения и готовности
поддержать свой народ (страну) действием.
Наконец, патриотизм
означает и потребность видеть своих детей членами своей общности (народа,
страны). Итак, патриотизм – это комплекс знаний, умений и определенного опыта
чувственного переживания.
Но ни первое, ни второе,
ни третье не существуют сами по себе относительно длительное время: однажды
возникнув в период рождения общности (народа страны), патриотизм (как комплекс
знаний, умений и переживаний) нуждается в постоянном воспроизведении,
поддержании, развитии.
Соответственно любая
общность нуждается в некой силе, организации, способной выполнять такие задачи.
Иными словами, речь идет о процессе общественного воспитания и социализации
личности, органичным элементом которого является и воспроизводство в поколениях
этнокультурной идентичности. Таким образом, патриотическое воспитание личности
– есть форма позитивного воспроизведения ее этнокультурной идентичности.
Религия и патриотическое
воспитание
Какие же силы в нашей
стране реально способны воспитывать патриотизм? Список таковых весьма скромен…
Сегодня в нашей стране ни школа, ни семья, ни искусство, ни культура в целом с
такой задачей не справляются. А вот религия как особое социокультурное явление
обладает значительным воспитательным потенциалом. Именно поэтому во многих
странах мира в патриотическом воспитании активно участвуют традиционные
религиозные организации их народов.
Президент Путин поручил министерству обороны и генпрокуратуре
разработать план "по улучшению воспитательной работы в армии и на
флоте". Во время экстренного заседания генпрокурор России Владимир Устинов
заявил, что одними силовыми мерами с неуставными отношениями не справиться. Он
предложил своим коллегам "подумать о восстановлении должности полковых
священников", отметив, что подобная практика успешно действует во многих
странах мира.
Главный военный прокурор Александр Савенков, выступая в
Совете Федерации, сообщил, что вскоре представит законопроект о введении
института военных священников. Он подчеркнул, "что сотрудничество с
Русской Православной Церковью и ее представителями заметно снижает уровень
преступности в ВС".
Начальник главного управления воспитательной работы Николай
Резник сказал, что "вопрос о введении института военного духовенства в
армии и на флоте требует тщательной проработки с учетом свободы вероисповедания
военнослужащих и равноправия религиозных организаций в нашем государстве".
Следует заметить, что уже имеется значительный положительный опыт служения православных
священников, особенно в ВДВ и в ракетных войсках стратегического назначения.
Ясно, что все эти инициативы не просто вызваны дедовщиной, о
которой всем давно известно. Они также не являются следствием очередных
аппаратных игр, а свидетельствуют о действительно трагической ситуации, которую
нужно как-то преодолевать.
Немного истории
Еще в марте 1994 г. патриарх Алексий II и министр обороны
Грачев подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве. Был создан
Синодальный отдел Московского патриархата, координирующий связи с вооруженными
силами и правоохранительными учреждениями. Главой этого отдела был назначен
епископ Савва (Волков). Сам вопрос о введении института военного духовенства
был впервые поставлен в октябре 1994 г. При этом инициатива создания такого
института исходила от военного руководства.
Взаимодействие значительно усилилось, когда Синодальный отдел
возглавил энергичный протоиерей Димитрий Смирнов. Его стараниями число
священников, на постоянной основе опекающих военнослужащих, достигло двух
тысяч, а с июня 2003 г. стали регулярно проводиться сборы армейского
духовенства.
На Архиерейском соборе 2004 г. отец Димитрий отметил, что
необходимость присутствия православного пастыря рядом с человеком в погонах,
который по долгу службы находится в экстремальных условиях, сейчас понимается
на всех уровнях военного управления. И предложил, следуя зарубежному опыту,
ввести в армии около 400 штатных должностей для православного военного
духовенства и около 30 для мусульманского.
В девяностые годы минувшего
века начала стихийно складываться традиция взаимодействия силовых ведомств
Российской Федерации и религиозных организаций. В этот же период были
заключены соглашения о сотрудничестве Русской Православной Церкви с
Министерством обороны, Министерством внутренних дел и другими ведомствами.
В ноябре 2004 г. было
подписано новое долгосрочное Соглашение о сотрудничестве между РПЦ и МВД
Российской Федерации. Целью Соглашения является: «Возрождение духовности,
основанной на традиционных нравственных ценностях, что является важнейшим
фактором благополучия и безопасности общества»[1]
В документе говорится,
что особую тревогу, как у Русской Православной Церкви, так и у МВД вызывают
такие явления, как терроризм, экстремизм, коррупция, наркомания, рост беспризорности
и правонарушений со стороны несовершеннолетних. Преодоление таких опасных
явлений требует объединения усилий всего общества: как правоохранительных
органов, так и общественности.
Совместная деятельность
Русской Православной Церкви и
силовых структур
В «Основах социальной
концепции Русской Православной Церкви» обозначены направления совместной
деятельности Церкви и силовых структур, в их числе: «… в) духовное, культурное,
нравственное и патриотическое воспитание; г) дела милосердия и благотворительности,
развитие совместных социальных программ; … ж) попечение о воинах и сотрудниках
правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание; з) труды по
профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения
свободы…»[2]
Помимо соглашений о
сотрудничестве между МВД России и Московской Патриархией, заключаются
соглашения между епархиями РПЦ и подразделениями МВД в субъектах Федерации.
Аналогичная тенденция свойственна и учебным заведениям МВД.
Подразделения силовых
структур выбирают различные формы и методы взаимодействия с религиозными
организациями, руководствуясь двумя подходами.
Суть первого сводится не
только к проведению совместной работы в сфере духовно-нравственного и
патриотического воспитания, участию в торжественных ритуалах, но и привлечению
военнослужащих к обрядам. Так, например, командование Воронежского военного
института радиоэлектроники (ВВИРЭ) разработало годовой план совместных
мероприятий с Воронежской епархией, положения которого включают подготовку к принятию
крещения курсантами института, а также к их непосредственному участию в других
таинствах и обрядах, участие военнослужащих в восстановлении и строительстве
храмов Воронежа[3]
В рамках второго подхода
не планируется воцерковление сотрудников подразделения, а вся работа
сосредоточена на воспитательных и просветительских мероприятиях. Например, в
августе 2005 г. Соглашение о сотрудничестве было заключено между Красноярской
епархией РПЦ и Сибирским юридическим институтом МВД России.
В качестве важнейших направлений
совместной деятельности соглашение определяет: духовно-нравственное просвещение
сотрудников, курсантов и слушателей на добровольной основе;
научно-исследовательские изыскания; проведение просветительских, познавательных
и информационных мероприятий, направленных на укрепление общественной
нравственности[4]
23 сентября 2005 г. было
подписано аналогичное соглашение между Тверской епархией и Тверским филиалом
Московского университета МВД. Документ зафиксировал факт существующего на
протяжении нескольких лет сотрудничества: священники епархии окормляют
заключенных, проводят со студентами занятия по "Основам православной
культуры"[5]
Преимущества
сотрудничества
Итак, в наши дни
складывается практика сотрудничества силовых ведомств и религиозных организаций
в деле патриотического и духовно-нравственного воспитания. Оправдано ли такое
сотрудничество?
1). Каждое успешное
государство уделяет значительное внимание духовно-нравственному и
патриотическому воспитанию своих граждан, и особенно тех из них, кому доверено
охранять и защищать суверенитет своей страны и правопорядок на ее пространстве.
2). Преимущественно
силовые ведомства сотрудничают с организациями, представляющими традиционные
религии своих народов. В нашей стране в данный процесс наиболее активно вовлечена
Русская Православная Церковь. Это обстоятельство не случайно.
Церковь сыграла немалую
роль в становлении российской культуры и государственности, традиционно
воспитывала своих последователей в духе любви к Богу и к Отечеству. В
“Концепции национальной безопасности Российской Федерации”, утвержденной Указом
Президента России (17 декабря 1997 г.), отмечается: “Важнейшую роль в
сохранении традиционных духовных ценностей играет деятельность Русской
православной церкви и церквей других конфессий…”[6]
Религия обладает мощным
интегративным потенциалом, сплачивая людей как на уровне религиозной общины,
так и на уровне этноса, государства, общества.
Кроме того, религия как
социальное явление выполняет в обществе и культуротранслирующую функцию:
традиционные религии народов выполнили в прошлом и продолжают осуществлять ныне
основополагающую роль в сохранении этнической культуры, духовных ценностей,
национальной идентичности. Благодаря особым консервативным качествам религии,
осуществляется поддержание и сохранение языка, культуры, национального
самосознания.
Председатель
Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и
правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов отметил: «Религия
играет огромную роль в жизни народа. Она – хранительница духовных ценностей,
нашей исторической памяти. Если бы у нас не было Церкви, мы с вами не помнили
бы ни об Александре Невском, ни о Димитрии Донском.
Они остались в памяти
народа благодаря летописям, которые составлялись церковными людьми, которые читались
в храмах и в домах на протяжении семисот лет становления нашего народа»[7]
3). Религия любого
народа, ставшая духовной основой его культуры и ключевым интегрирующим
фактором, всегда была с ним и в победах, и в поражениях.
Примером тому служат
события времен Великой Отечественной войны. РПЦ, выполнившая отнюдь не
второстепенную роль в становлении и развитии страны и ее культуры, к 1941 г.
как организация была практически разгромлена: множество священнослужителей и
мирян были уничтожены или находились в лагерях, государство препятствовало
выбору патриарха, закрыты духовные школы, разгромлено множество храмов.
Тем не менее, с первых
дней войны Церковь немало делала для победы. Не случайно, в 1943 г. советское
государство во многом облегчило положение религиозной организации, оказавшей
значительную роль в патриотическом сплочении общества.
Параллельно происходила
смена интернационально-атеистического на патриотическое (даже умеренно
религиозное) направление в идеологии. Такая перемена была обусловлен рядом
причин.
В их числе: 1) очевидная
неэффективность искусственной революционной идеологии, неспособной должным
образом объединить население в тылу и воинов на фронте для отпора врагу; 2)
жизненно важная задача пробудить патриотические чувства у населения; 3)
фактически сложившаяся с первых дней Великой Отечественной войны патриотическая
деятельность Московской Патриархии.
Главной же причиной было
то, что в церкви вновь увидели опору государственности и единения общества.
Согласно этим же обстоятельствам произошло обращение к отечественным
национальным и патриотическим традициям, что прослеживалось во всех областях -
«от культурно-исторической до религиозной.
В процессе завершения
перехода от интернационального к национально-патриотическому курсу церкви отводилась
роль катализатора и цементирующего компонента»[8]
Большинство
священнослужителей поддерживало патриотический дух советских людей, оказавшихся
на оккупированной территории, способствовало партизанскому движению. В
проповедях осуждалось дезертирство, сдача в плен, сотрудничество с оккупантами,
измена Отечеству приравнивалась с изменой вере. Немало священников, монахов
сражались на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах.
Подвиги многих из них были отмечены орденами и медалями.
4). Православие и другие
традиционные религии народов России пользуются огромным авторитетом у
населения. Стоит согласиться с мнением о том, что Церковь и армия – это те
институты нашего общества, которые пользуются наибольшим доверием у населения.
Кроме того, армия и Церковь - это наиболее патриотично настроенные и
организованные части нашего общества[9]
Институт военного
духовенства обладает значительными возможностями в сфере воспитания личного
состава, нормализации психологического климата в подразделениях.
Не случайно в силовых
структурах многих стран мира огромное внимание уделяется институту капелланов,
призванному способствовать предотвращению нарушений дисциплины, присяги,
суицидов, и других негативных явлений.
Помимо этого военное
духовенство организует и проводит работу с гражданской молодежью по пропаганде
службы в армии и других силовых структурах.
5) Наконец,
сотрудничество силовых структур с религиозными организациями в деле
духовно-нравственного и патриотического воспитания и профилактики правонарушений
не противоречит ни нормам международного права, ни законодательству Российской
Федерации.
Страницы: 1, 2
|