Реинжиниринг виртуального предприятия
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение
2. Понятие реинжиниринг
3. Понятие виртуального предприятия
Проектирование процессов. BPR
Привязка к ресурсам.
Привлечение ресурсов по контрактам.
Эксплуатация созданного
предприятия.
Мониторинг процессов.
Управление предприятием.
4. Особенности организации и
управления виртуальными предприятиями
5. Заключение
Список литературы
Введение
«Можно начать
с Интернет и затем думать, как это использовать в бизнесе, ... а можно начать с
бизнеса и использовать Интернет для его совершенствования»
Конни Мур, Giga Information Group
О виртуальных компаниях уже
сегодня говорят много, но, к сожалению, не всегда внятно. Вместе с тем в
условиях современной сетевой экономики их роль существенно возрастает. Основной
целью виртуальной компании является создание гибкой, географически
распределенной совокупности компаний-партнеров, наиболее приспособленной для
скорейшего вывода на рынок новых продуктов и услуг, повышения ее
конкурентоспособности и оперативной поставки на рынок. Участники рынка,
объединяющиеся в виртуальную компанию, «…разрабатывают совместный проект,
находясь между собой в отношениях партнерства, кооперации, сотрудничества…» (Тарасов
В. Б. Предприятия XXI века: проблемы проектирования и управления //
Автоматизация проектирования, № 4, 1998).
Сам термин «индустриальное
виртуальное предприятие» (Industrial Virtual Enterprise) еще окончательно не
устоялся. Иногда встречается также обозначение «виртуальная компания » (Virtual
Company). Обобщением ряда определений является следующее: виртуальная компания
– это временное сетевое объединение организаций или людей, обладающих ключевыми
компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа.
Виртуальная компания
оказывается успешной, если в процессе ее работы обеспечивается максимальное
удовлетворение требований клиента–заказчика продукции или услуги. Более того,
именно требования клиента по существу определяют основные требования заказа,
структуру и функции как самой виртуальной компании, так и предприятий и
организаций, участвующих в ее работе (их также называют агентами). Многие
эксперты указывают, что в процессе выполнения таких проектов возникает
синергетический эффект (Бютрих Х. А., Филипп А. Ф. Виртуализация как
возможный путь развития управления // Проблемы теории и практики управления, №
5; 1999, Виттих В. А., Скобелев П. О. Мультиагентные системы для моделирования
процессов самоорганизации и кооперации // Proc.of XIII International Conferention
on the Application of Artificial Intelligence in Engineering. Galway, Ireland,
1998), приводящий к существенному повышению эффективности работы каждого
агента в сети и их совокупности в целом.
Виртуальные организации
характеризуются не только уникальными задачами, целями и функциями, но и
необходимостью совместной работы над заказом (проектом), в связи с чем
организация информационного взаимодействия между агентами приобретает весьма
существенное, в ряде случаев даже определяющее, значение.
Любое предприятие
представляет собой сложную систему, обусловленную многопрофильностью
деятельности, большим числом связей с партнерами. При этом возрастает
динамичность бизнес – процессов, связанная с постоянно изменяющимися
потребностями рынка, ориентацией производства товаров и услуг на индивидуальные
потребности клиентов, непрерывным совершенствованием технических возможностей
и сильной конкуренцией.
В этих условиях в
менеджменте предприятий происходит смещение акцентов в управления отдельными
ресурсами и соответственно функциональными подразделениями на управление
сквозными бизнес- процессами, связывающими воедино деятельность подразделений
предприятия. Поэтому существует острая необходимость в новых инструментах и
методах, способных помочь предприятиям функционировать эффективнее. Таким
инструментам становиться реинжиниринг бизнес- процессов.
2. Понятие
реинжиниринг
Реинжиниринг –
это широкий подход, подразумевающий осуществление изменений на предприятий,
предназначенных для повышения эффективности производства и скорости реакции
предприятия на изменения рынка: требований потребителя, действия конкурентов и
др.
Основы теории
реинжиниринга сформировались в США в 1984-1990 г.г. и с тех пор вызывают
активный интерес специалистов в области менеджмента и информационных
технологий. С 1994 г. в теории реинжиниринга накоплен существенным научный
практический материал, преимущественно изложенный в трудах зарубежных ученых.
Основоположники
теории реинжиниринга М. Хаммер и ДЖ. Чампи определяют реинжиниринг бизнес процессов
(BPR) как фундаментальное
переосмысления и радикальное проектирование деловых процессов для достижения
резких скачкообразных улучшений в решающих, современных показателей
деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы. Это определение
содержит четыре ключевых слова.
Первое из них
фундаментальное. При реинжиниринге организаторы производства должны задать себе
основные вопросы, касающиеся работы компаний: Почему мы делаем то, что мы
делаем? И почему мы делаем это так , а не иначе? Такие вопросы заставляют
задуматься над негласными правилами и предложениями, определяющими управление
бизнесом. Подобные правила часто оказываются устаревшими, ошибочными или просто
неподходящими для конкретной ситуации, тем не менее, они изначально заложены в
большинстве процессов. Поэтому BPK
начинается с отбрасывания всех предложений и всех данностей. Например, вопрос:
«Как наиболее эффективно проверить кредитоспособность клиента?» предлагается,
что такая проверка необходима. Однако во многих случаях затраты не нее могут
превысить потери, связанные с неуплатой долгов, которые эта проверка помогает
избежать. То есть при перепроектировании сначала определяется, что должна
делать компания, а затем как она должна это делать. ВРК не принимает ничего как
данность, игнорируя то, что есть, и концентрируясь на том, что должно быть.
Второе ключевое
слово в определении – радикальное. Радикальное перепланирование означает
проникновение в корень вещей – не поверхностные изменения, а отбрасывания
старого и изобретение абсолютно новых путей выполнения работ. ВРК – это почти
то же, что изобретение бизнес заново, а не просто улучшение,
усовершенствование, модификация бизнеса.
Третье ключевое
слово – резкий. При ВРК не просто вносятся незначительные изменения, а резко (в
разы и порядки) увеличивается показатели. Если, например, требуется на 10 %
повысить производительность и улучшить качество обслуживания клиентов, то эта
компания не нуждается в ВРК. Из ямы глубиной 10% могут вытащить традиционные
методы - начиная от произнесения зажигательных речей перед сотрудниками и
заканчивая проведением программ повышения качества. Незначительные улучшения
достигаются путем настройка; чтобы добиться резких улучшений, необходимо
взорвать все старое и заменить новым.
Четвертое ключевое
слово – процессы. Это наиболее важное в определении слово одновременно является
наиболее затруднительным для понимания, так как большинство людей
ориентированны не на процессы, а на задачи, рабочие места, персонал. Под бизнес
процессом понимается совокупность действий, получающая на входе данных
различных типов и продуцирующая результат, имеющий ценность для потребителя.
Например, процесс выполнения заказа на входе получает заказ и выдает в качестве
результата заказанные товары, т.е. доставка заказанных товаров потребителю и
есть та ценность, которую создает процесс. Находясь под влиянием идей Адама
Смита о разбивки работы на простейшие задачи и поручений каждой из них
низкоквалифицированному специалисту, современные компании сосредотачиваются на
отдельных задачах, составляющих это процесс, - оформление заказа, получение
товаров на складе и т.п., и имеют тенденцию терять из виду главную цель –
доставку товаров в руки заказчика. Отдельные составляющие данного процесса, безусловно,
важны, но для заказчика ни одна из них не будет иметь значение, если весь
процесс в целом не работает, т.е. не производить доставки товаров.
Необходимость
реинжиниринга связывается с высокой динамичность современного делового мира.
Непрерывные и довольно существенные изменения в технологии, рынка сбыта и
потребностях клиентов стали обычным явлением, и компании, стремясь сохранить
свою конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать корпоративную
стратегию и тактику.
В наше время
потребитель имеет существенно большой выбор не только товаров и услуг, но и
технологий. В результате производитель вынужден непрерывно приспосабливаться
как к новым технологиям, так и к постоянно меняющимся запросам своих клиентов:
Изменение бизнес – процессов превращается в практику повседневной жизни
компаний, а инерционность пирамидальной структуры становиться тормозом на пути
у их выживанию.
Решение
проблемы - в смене основных принципов организации компаний и в переходе к
ориентации не на функции, а на процессы. Из всех концепций менеджмента,
основных на процессах , ВРК считается наиболее эффективной, революционностью
которой по мнению М. Хаммера обусловлена современным состояние информационных
технологий.
3. Понятие виртуального
предприятия
Виртуальное
предприятие
- это сетевая, компьютерно-интегрированная совокупность подразделений реальных
предприятий, территориально удаленных друг от друга, но реализующих совместные
проекты.
Понятие
виртуального предприятия является полностью ориентированным на заказчика, так
как его основные характеристики - быстрота выполнения заказа (minimal
time-to-market) и полнота удовлетворения потребностей клиента. Создание
виртуального предприятия означает интеграцию уникального опыта,
производственных возможностей и передовых технологий ряда предприятий - партнеров
вокруг некоторого проекта, который они не могут выполнить в отдельности.Необходимо
отметить, что создание виртуального предприятия требует решения ряда задач,
таких, как:
-
выбор критериев и оценка эффективности предприятий при их отборе для участия в
виртуальном предприятии;
-
выбор оптимального проектного решения по разработке маршрутных технологических
процессов изготовления гаммы изделий;
-
определение оптимальной производственной структуры виртуального предприятия для
разработки, изготовления и продвижения на рынок конкурентоспособного изделия и
др.
Виртуальное
предприятие должно обеспечивать реализацию всего производственного цикла
изделия. При этом портфель заказов может изменяться в короткие сроки, так же
как и состав участвующих в его выполнении организаций. Поэтому организация
производства виртуального предприятия требует наличие специальной
инфраструктуры. В современных условиях борьба за рынок вынуждает отечественные
предприятия постоянно совершенствовать свои технологии, производственные фонды,
структуру, управление, готовить и вести переподготовку кадров. Эти работы
связаны с необходимостью овладения наукоемкими, современными, быстро
обновляемыми производственными, обучающими и информационными
технологиями.Система управления большинства современных традиционных
предприятий имеет ярко выраженную функциональную направленность. В основе
подобной организации управления лежит принцип разделения и специализации труда.В
нынешних условиях подобная организация становится не очень эффективной:
- нет
заинтересованности работающих в конечном результате, поскольку система оценки
их деятельности оторвана от результативности работы предприятия в целом;
- их
видение происходящего чаще всего не выходит за рамки подразделений, в которых
они работают;
- они
не ориентированы на целевые задачи предприятия;
-
главным потребителем результатов труда работника является его вышестоящий
начальник;
-
чрезмерно усложнен обмен информацией между различными подразделениями,
работающими в рамках одного бизнес-процесса, что приводит к большим накладным
расходам.
Новый
подход, который сформировался в начале-середине 80-х и явился некоторой
альтернативой «функциональному» подходу, тезисно выражается следующим образом:
-
организация - это не просто множество департаментов, отделов, цехов и групп, а
совокупность бизнес-процессов, и работа должна быть организована вокруг
бизнес-процессов;
- не
товары, а процессы их создания приносят компаниям долгосрочный успех;
-
резерв предприятия по улучшению его ключевых показателей (издержки, качество,
быстрота реакции и т.д.) заключается в совершенствовании его бизнес-процессов,
преодолении их фрагментарности и разорванности (технологической, информационной,
организационной).
Нельзя
просто так сформировать оптимальную структуру предприятия. Необходимо сначала
выстроить и описать структуру бизнес-процессов и их взаимодействие, а затем уж
«подгонять» или выстраивать заново оргструктуру, которая бы эффективно
поддерживала эти бизнес-процессы.
Выделяют
следующие этапы создания виртуального предприятия.
Проектирование
процессов. BPR (business process reengineering) - инструментальные системы
реинжиниринга бизнес-процессов можно использовать для описания новых процессов.
Когда все поддерживающие процессы полностью определены и оценены, под
технико-экономическое обоснование планируемого предприятия подводится гораздо
более серьезный фундамент, а команда разработчиков получает в свое распоряжение
исчерпывающую спецификацию, описывающую, как оно должно функционировать.
Привязка
к ресурсам.
Каждую функцию в каждом процессе необходимо привязать к определенному ресурсу.
Например, некоторые функции, требующиеся в цепочке поставок, можно привязать к
складу. На этом уровне вопрос о том, какой именно это будет склад и где он
располагается, пока не стоит. Цели этого этапа заключаются лишь в том, чтобы
определить необходимость склада и выбрать функции, которые он должен выполнять.
По завершении этого этапа в распоряжении разработчиков оказывается список
необходимых ресурсов, а для каждого ресурса - список функций, которые он должен
будет выполнять, вместе с описанием входа, описанием выхода и спецификациями
качества обслуживания.
Привлечение
ресурсов по контрактам. Применительно к виртуальному предприятию основной принцип на
этом этапе состоит в том, чтобы найти ресурсы вне структуры предприятия. Сюда
входит аренда складских, справочных, производственных, сборочных, бухгалтерских
услуг, размещение приложений электронной коммерции и т.д. Идея заключается в
том, чтобы, опираясь на сравнение результатов или финансовых обязательств
различных поставщиков с эталонными показателями в данной отрасли, выбрать
наилучшего поставщика для каждого ресурса с учетом ранее составленных
спецификаций функций. Особый подход требуется только к ресурсам, имеющим
критическое значение. Одним из важнейших преимуществ такой организации является
резкое сокращение размера стартового капитала для основания нового дела,
поскольку большинство необходимых ресурсов будет привлекаться на контрактной
основе и оплачиваться по мере предоставления услуг. Вторым преимуществом
является существенное сокращение времени, необходимого для пуска сервиса в
эксплуатацию.
Эксплуатация
созданного предприятия. После того как все ресурсы на месте, самым насущным вопросом
становится способность руководства предприятия эксплуатировать сложный комплекс
ресурсов, подконтрольных множеству различных и независимых организаций.
Важнейшую роль в этом призваны сыграть инструменты workflow в Internet.
Мониторинг
процессов.
Инструменты workflow позволяют решать эту задачу при помощи механизмов
регистрации, которые фиксируют каждое событие с указанием даты, времени и
участника. Такой подробный регистрационный журнал обеспечивает полную
прослеживаемость и служит основой для мониторинга и управления качеством услуг,
предоставляемых каждым субъектом в цепочке.
Управление
предприятием.
В рамках виртуального предприятия существует один субъект, который организует и
направляет деятельность остальных. Этим субъектом является тот, кто разработал
и внедрил данную службу, занимается его эксплуатацией и маркетингом и является
его владельцем. Такое предприятие по необходимости опирается на одного
индивидуума или на небольшую группу перспективно мыслящих лидеров, которые
изначально разработали сервис и решили его внедрить.
Для
электронного бизнеса ключевым является четкое определение бизнес-процессов.
Системы workflow жизненно необходимы для виртуальных предприятий, потому что
они нацелены на автоматизацию процессов, «умея» интегрировать различные
приложения, а также «умея» связываться между собой.Некоторые динамично
развивающиеся компании, обслуживающие традиционные предприятия, уже являются
виртуальными организациями и тем самым подталкивают своих клиентов к
перестройке собственной деятельности. Если они будут выполнять свои контракты
по обслуживанию, это новое направление приобретет очень большое сходство с
виртуальным предприятием, с тем отличием, что подразделения будут иметь большую
автономию. Процесс эволюции к подлинно виртуальному предприятию в России
требует многочисленных изменений в нынешней практике, существующей во многих
сферах деятельности. Такая эволюция будет иметь правовые последствия, потребует
новых методов оценки активов предприятия, основывающихся не только на их
физических характеристиках и численности штата, но и на таких существенных
факторах, как способность привлекать большую клиентуру, безупречно вести дело и
предоставлять продукты и услуги, обладающие реальной дополнительной ценностью,
изменит отношения между профсоюзами и предприятиями, породит массовые
перемещения деятельности между странами и крупными экономическими регионами,
приведя к необходимости создания новых механизмов регулирования для
распределения работы на международном уровне, а также изменит характер
конкуренции между предприятиями, в некоторых случаях разрушив нынешний барьер,
препятствующий приходу новых конкурентов в существующий бизнес, благодаря
привнесению новых способов дистрибуции и производства.
Страницы: 1, 2
|