Реализация хладоресурса углеводородных топлив в силовых и энергетических установках
На правах рукописи
ГАЛИМОВ ФАРИД МИСБАХОВИЧ
Реализация хладоресурса
углеводородных топлив в силовых и энергетических установках
05.14.04
–Промышленная
теплоэнергетика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора технических
наук
Казань
Работа выполнена в Казанском государственном технологическом
университете
Научный консультант: доктор
технических наук, профессор, член-корреспондент АН Татарстана Гарифуллин
Ф.А.
Официальные оппоненты:
доктор технических
наук, профессор,
член-корреспондент
Российской АН Назмиев Ю.Г.
доктор технических
наук, профессор Шевченко И.В.
доктор технических
наук, профессор,
член-корреспондент
АН Татарстана Даутов Г.Ю.
Ведущая организация –Центральный
институт авиационного моторостроения, г.Москва
Защита состоится «____» ____________
2001 года в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.080.06 в
Казанском государственном технологическом университете по адресу: 420015,
г.Казань, ул.К.Маркса,68, аудитория А-330, зал заседаний Ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казанского
государственного технологического университета.
Автореферат диссертации разослан «___»_________ 200__ г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор технических
наук, профессор А.Г.Лаптев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Удовлетворение потребностей современной промышленности и общества в
электрической и тепловой энергии может быть решено путем переоборудования
существующих отопительных котельных в теплофикационные энергетические
газотурбинные установки. Наиболее эффективными газотурбинными
установками малой мощности являются установки, выполненные на базе авиационных
газотурбинных двигателей (Скибин
В.А., Солонин В.И., Цховребов М.М. Перспективы авиационных двигателей в
развитии транспорта и энергетики// Конверсия в машиностроении. –1999. №2. ‑С.28‑35.;
Алемасов В.Е., Кравцов Я.И. и др. Автономная ТЭЦ на базе газотурбинных
технологий /Матер. научно-практ. конф.«Энергосбер. в хим. технол.»
Казань,2000.С.60-63.). На базе серийных и опытных
авиационных двигателей в России разработана широкая номенклатура наземных
газотурбинных установок класса мощности от 0.5 до 60 МВт. Целый ряд таких
установок на сегодняшний день уже освоен и успешно эксплуатируется на
газоперекачивающих станциях. Назначенный ресурс таких установок составляет
величину 100 000 часов, а межремонтные 25 000 часов. Кроме того, авиационные
двигатели, отработавшие свой ресурс в авиации, находят широкое применение в
качестве высокоэффективных источников механической, газодинамической и тепловой
энергии в судостроении, сушильных установках, пожаротушении, в аэродромных и
железнодорожных снегоочистителях и других индустриальных установках,
используемых во многих отраслях народного хозяйства. Наземный ресурс таких
установок соизмерим, а в ряде случаев в несколько раз превышает отработанный.
При дальнейшей эксплуатации возникают проблемы, связанные с образованием
коксовых отложений и влиянием его на теплопередающие свойства поверхности.
Аналогичные
проблемы возникают и в нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности,
энергетике, автомобильной промышленности и других отраслях народного хозяйства.
Актуальность работы
Диссертация
посвящена решению актуальной научно-технической проблемы –обеспечению
эффективного применения жидких углеводородных топлив в теплонапряженных узлах
силовых, энергетических и технологических установок. Повышение топливной
экономичности связано с увеличением хладоресурса и удельной работоспособности
углеводородных топлив и реализации их в термодинамическом цикле. Значительного
прироста хладоресурса и работоспособности можно достичь при перегреве топлив,
т.е. за счет повышения их предельных температур нагрева, однако при этом
происходит образование смолистых и коксовых отложений. Эти отложения, прежде
всего, отрицательно сказываются на ресурсе и надежности агрегатов установки, в
связи с чем при разработке последних остро встает вопрос по снижению
интенсивности образования коксоотложений. Работы в этом направлении в настоящее
время носят чисто эмпирический характер и не опираются на научные представления
о механизме образования коксоотложений. Одной из ключевых задач решения этой
проблемы является изучение процессов, происходящих в топливах при их нагреве,
закономерностей тепло- и массообмена в углеводородных топливах в широком
диапазоне изменения режимных параметров, свойств образовавшихся при этом
отложений, механизмов их подавления и удаления.
Данные
исследования проводились в соответствии с Координационным планом НИР Академии
наук по комплексной проблеме “Теплофизика и энергетика” на 1986‑1990 гг.
(разделы 1.9.1.3., 1.9.1.9., 1.9.1.10); Межотраслевых программ “Химическая
регенерация тепла для повышения экономичности, надежности и экологической
чистоты силовых и транспортных средств”; темы “Федерация -МАП” на 1991‑1995
гг.; Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и
разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского
назначения» 1997-1999 г.г. комплексной программы Минвуза РСФСР “Человек и
окружающая среда”, а также по договорам с ЦИАМ им. П.И.Баранова.
Целью работы является разработка научных
основ повышения охлаждающей способности углеводородных топлив для охлаждения
теплонапряженных узлов и каналов силовых и энергетических установок. Для
достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
-исследовать закономерности образования смолистых и коксовых отложений
в каналах при течении жидких углеводородных топлив в условиях жидкофазного
окисления;
-изучить влияние отложений на процессы теплообмена на греющей
поверхности нагревателя;
-экспериментально определить теплофизические свойства отложений;
-разработать методы подавления процессов образования смолистых и
коксовых отложений;
-разработать методы удаления смолистых и коксовых отложений;
-исследовать закономерности образования смолистых и коксовых отложений
в каналах при течении жидких углеводородных топлив в условиях термической
деструкции;
Научная новизна
В
данной работе впервые комплексно исследованы процессы образования смолистых и
коксовых отложений в каналах при течении жидких углеводородных топлив в условиях
жидкофазного окисления и термической деструкции. Учтено влияние целого ряда
факторов, влияющих на образование отложений, таких, как химический состав и
фазовое состояние топлива, материал и состояние поверхности, контактирующих с
топливом стенок. Комплексно рассмотрены вопросы подавления образования
отложений. Разработаны высокоэффективные методы удаления отложений,
отличающиеся от прототипов низкой энергоемкостью, высокой (практически 100
%-ной) эффективностью и возможностью сохранения каталитических свойств
поверхности стенок канала.
Автором
получены новые данные:
-по закономерностям образования смолистых и коксовых отложений в
каналах при течении жидких углеводородных топлив в условиях жидкофазного
окисления;
-по влиянию отложений на процессы теплообмена на греющей поверхности
нагревателя;
-по теплофизическим свойствам отложений;
-по закономерностям подавления процессов образования смолистых и
коксовых отложений;
-по закономерностям удаления смолистых и коксовых отложений из
элементов силовых, энергетических и технологических установок;
-по закономерностям образования смолистых и коксовых отложений в
каналах при течении жидких углеводородных топлив в условиях термической
деструкции.
Достоверность полученных данных
обеспечивалась применением аттестованных измерительных средств и апробированных
методик измерения и обработки данных, анализом точности измерений,
повторяемостью результатов, а также воспроизводимостью результатов по
теплообмену, свойствам, по подавлению и удалению отложений и применением статистических
методов оценки погрешностей и обработки экспериментальных данных.
Практическая ценность
Результаты
работы послужили основой для создания:
-способов
охлаждения теплонапряженных узлов силовых, энергетических и технологических
установок;
-способов
подавления процессов образования отложений в топливных системах силовых и
энергетических;
-способов
удаления отложений из авиационных двигателей и силовых, энергетических и
технологических установок.
Реализация основных положений диссертации
Основные
результаты исследования использованы в следующих организациях:
-МКБ
«Гранит» в комплексе работ по разработке методов очистки топливных коллекторов
от смолистых и коксовых отложений;
-в
СГНПП «Труд» в комплексе работ по подавлению смолистых и коксовых отложений при
проектировании топливного коллектора;
-в
Центральном институте авиационного моторостроения в комплексе работ по
повышению охлаждающей способности реактивных топлив в условиях фазовых
превращений и разработке методов и программ по созданию НТЗ по перспективной
тематике;
-в
НПО «Пищепромпроектмаш» при проектировании теплообменного оборудования пищевой
промышленности;
-в ЗАО
«Татнефтьавиасервис» в работах по предотвращению и удалению отложений в
топливоподающих трубопроводах и емкостях по хранению углеводородных топлив;
-в
учебных курсах авиационных, технологических и энергетических специальностей
ВУЗов (МГФТУ, КГТУ, МАИ, МЭИ и др.).
Основные положения, выносимые на защиту
Новые
результаты экспериментальных исследований, методик расчета теплообмена, закономерностей
подавления образования отложений, внедрение которых в практику способствует
обеспечению эффективного применения жидких углеводородных топлив в
теплонапряженных узлах силовых и энергетических установок. Способы удаления
смолистых и коксовых отложений из элементов силовых, энергетических,
технологических установок и двигателей летательных аппаратов.
Апробация работы
Основные
результаты доложены на научно-технических конференциях, в т.ч. на:
· на ежегодных научно-технических конференциях
КГТУ-КХТИ (г.Казань 1989-2000 гг.);
· II
Межотраслевой научно-технической конференции по проблеме химической регенерации
тепла в летательных аппаратах и силовых установках (Москва 1991 г.);
· II
Минском международном форуме по тепломассообмену (Минск 1992 г.);
· научно-технической конференции «Экологическая
защита городов» (Москва 1996г.);
· 11 международном симпозиуме по физике кипения
и конденсации (Москва 1997 г.).
·
11 и 12ом Межвузовском
научно‑техническом семинаре «Внутрикамерные процессы в энергетических
установках, акустика, диагностика» (Казань 1999, 2000).
·
Международной научной
конференции «Двигатели XXI века» (Москва 2000 г.)
Публикации
По
теме диссертации опубликовано 33 печатных работы, в т.ч. 9 монографий.
Объем и структура работы
Диссертация
состоит из введения, шести глав, заключения и списка использованной литературы.
Содержание диссертации изложено на 250 страницах машинописного текста, содержит
9 таблиц, 54 рисунка. Список использованной литературы включает 212
наименований.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении
обоснована актуальность темы диссертации и дан краткий обзор содержания глав
диссертации.
В главе 1 представлено
состояние проблемы и сформулированы цели и основные задачи исследования, его
научная новизна и практическая значимость. Отмечено, что при реализации
хладоресурса топлив возможны ограничения по температуре нагрева, накладываемые
термической стабильностью топлива и давлением насыщенных паров.
Физический
хладоресурс стандартных углеводородных топлив вследствие небольших значений теплоемкости,
относительно невелик, и при нагреве до температуры начала кипения не превышает
500-600 кДж/кг (Рис.1). Реализация теплоты парообразования и перегрев до 400оС
позволяет достичь хладоресурса до 1300-1400 кДж/кг, однако увеличение
предельных температур нагрева топлив осложняет процесс теплообмена тем, что на
поверхности образуются коксоотложения, которые влияют на теплопередачу как за
счет роста термического сопротивления стенки, так и за счет влияния на
теплоотдачу вследствие изменения состояния поверхности. Одним из основных
факторов, определяющих процесс образования кокса, является жидкофазное
окисление топлив растворенным в них кислородом.
Рис.1. Хладоресурс топлив DНх
в зависимости от температуры Т при Р=0.1 МПа:
1 –хладоресурс топлива Т-6, соответствующий максимальной температуре
применения;
2 –хладоресурс топлива РТ, Т-8, соответствующий максимальной
температуре применения;
3 –хладоресурс топлива Т-1, ТС-1, Т-2, соответствующий максимальной
температуре применения.
Анализ
показывает, что образование отложений является весьма сложным процессом,
зависящим как от кинетики химических превращений, так и от внутренних
характеристик течения и теплообмена, которые в свою очередь могут во многом
определяться структурой и свойствами самих отложений.
Значительный
прирост хладоресурса и работоспособности может быть достигнут при перегреве
топлив за счет использования эндотермического разложения топлив в паровой фазе.
Суммарный хладоресурс углеводородных топлив при нагреве до 700-800 оС
может достигать значений 2500-4000 кДж/кг. Однако вместе с тем следует
отметить, что процессы, происходящие в топливах в области высоких температур,
практически не изучены. Кроме того, при фазовых превращениях и деструкции
топлив в силовых, энергетических и технологических установках происходит
образование смоло- и коксоотложений, которые в свою очередь приводят к росту
гидравлического сопротивления трубопроводов и термического сопротивления
стенок. Образование кокса в топливных коллекторах и форсунках камер сгорания,
прежде всего, отрицательно сказывается на ресурсе и надежности агрегатов и
установок, в связи с чем при разработке последних стремятся снизить
интенсивность образования коксоотложений. Работы в этом направлении в настоящее
время носят чисто эмпирический характер и не опираются на научные представления
о механизме образования коксоотложений при течении нагреваемых топлив (горючих)
в узлах и каналах аппаратов.
В главе 2 приведены
экспериментальные установки для изучения закономерностей образования отложений
в условиях жидкофазного окисления углеводородных топлив. Отмечено, что
образование низкотемпературных отложений, которые в основном отмечаются на
стенках складских топливных резервуаров, фильтрах тонкой очистки заправочных
средств, а также в топливных системах самолетов на фильтрах тонкой очистки,
деталях топливоподающей аппаратуры и в топливомасляных радиаторах могут
забивать фильтры, нарушать работу топливорегулирующей аппаратуры и снижать
эффективность охлаждения двигателей и теплообменных аппаратов. Обнаружено, что
механизм окисления топлив меняется при достижении температур 110 ¸ 130 оС.
На рисунке 2 представлены данные по образованию нерастворимых осадков при
хранении топлив Т-1, ТС-1 и РТ в зависимости от температуры при статических
(при контакте с надтопливным воздухом) условиях.
Как видно из этого рисунка, при низких температурах нет принципиального
различия в механизме образования отложений в реактивных топливах. Эти данные
соответствуют выводам работ Г.Ф.Большакова (Образование гетерогенной системы при окислении
углеводородных топлив/ Большаков Г.Ф. -Наука. Сиб. Отд-ние, 1990. –248 с.), в которой отмечается, что, начиная от температуры начала
кристаллизации и до температур начала вытеснения легких фракций, меняется лишь
скорость процесса отложения нерастворимых осадков.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|