Режимы работы асинхронных двигателей
Министерство
Образования Российской Федерации
Самарский
Государственный Технический Университет
Кафедра
«Электромеханика и нетрадиционная
энергетика»
РЕФЕРАТ
Тема:
“РЕЖИМЫ РАБОТЫ
АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ.”
Выполнил:
Ст-т
6-ого куса, 12 гр.,
спец.
1801,
Полукаров
А.Н.
Проверил:
Булгаков
В.В.
Самара
2006
1. ВВЕДЕНИЕ.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АСИНХРОННЫХ МАШИНАХ.
Асинхронной машиной называется двухобмоточная электрическая
машина переменного тока, у которой только одна обмотка (первичная) получает
питание от электрической сети с постоянной частотой ω1, а вторая обмотка (вторичная)
замыкается накоротко или на электрические сопротивления. Токи во вторичной обмотке
появляются в результате электромагнитной индукции. Их частота ω2 является функцией угловой
скорости ротора Ω,
которая в свою
очередь зависит от вращающего момента, приложенного к валу.
Наибольшее распространение получили асинхронные машины с
трехфазной симметричной разноименнополюсной обмоткой на статоре, питаемой от
сети переменного тока, и с трехфазной или многофазной симметричной
разноименнополюсной обмоткой на роторе.
Машины такого исполнения называют просто «асинхронными
машинами», в то время как асинхронные машины иных исполнений относятся к
«специальным асинхронным машинам».
Асинхронные машины используются в основном как двигатели; в
качестве генераторов они применяются крайне редко.
Асинхронный двигатель является наиболее распространенным
типом двигателя переменного тока.
Разноименнополюсная обмотка ротора асинхронного двигателя
может быть короткозамкнутой (беличья клетка) или фазной (присоединяется к
контактным кольцам). Наибольшее распространение имеют дешевые в производстве и
надежные в эксплуатации двигатели с короткозамкнутой обмоткой на роторе, или
короткозамкнутые двигатели. Эти двигатели обладают жесткой механической
характеристикой (при изменении нагрузки от холостого хода до номинальной их
частота вращения уменьшается всего на 2—5%).
Двигатели с короткозамкнутой обмоткой на роторе обладают
также довольно высоким начальным пусковым вращающим моментом. Их основные
недостатки: трудность осуществления плавного регулирования частоты вращения в
широких пределах; потребление больших токов из сети при пуске (в 5—7 раз
превышающих поминальный ток).
Двигатели с фазной обмоткой на роторе или двигатели с
контактными кольцами избавлены от этих недостатков ценой усложнения конструкции
ротора, что приводит к их заметному удорожанию по сравнению с короткозамкнутыми
двигателями (примерно в 1,5 раза). Поэтому двигатели с контактными кольцами на
роторе находят применение лишь при тяжелых условиях пуска, а также при необходимости
плавного регулирования частоты вращения.
Двигатели с контактными кольцами иногда применяют в каскаде с
другими машинами. Каскадные соединения асинхронной машины позволяют плавно
регулировать частоту вращения в широком диапазоне при высоком коэффициенте
мощности, однако из-за значительной стоимости не имеют сколько-нибудь
заметного распространения.
В двигателях с контактными кольцами выводные концы обмотки
ротора, фазы которой соединяются обычно в звезду, присоединяются к трем
контактным кольцам. С помощью щеток, соприкасающихся с кольцами, в цепь
обмотки ротора можно вводить добавочное сопротивление или дополнительную ЭДС
для изменения пусковых или рабочих свойств машины; щетки позволяют также
замкнуть обмотку накоротко.
В большинстве случаев добавочное сопротивление вводится в
обмотку ротора только при пуске двигателя, что приводит к увеличению пускового
момента и уменьшению пусковых токов и облегчает пуск двигателя. При работе
асинхронного двигателя пусковой реостат должен быть полностью выведен, а
обмотка ротора замкнута накоротко. Иногда асинхронные двигатели снабжаются
специальным устройством, которое позволяет после завершения пуска замкнуть
между собой контактные кольца и приподнять щетки. В таких двигателях удается
повысить КПД за счет исключения потерь от трения колец о щетки и электрических
потерь в переходном контакте щеток.
Выпускаемые заводами асинхронные двигатели предназначаются
для работы в определенных условиях с определенными техническими данными,
называемыми номинальными. К числу номинальных данных асинхронных двигателей,
которые указываются в заводской табличке машины, укрепленной на ее корпусе,
относятся:
механическая мощность, развиваемая двигателем, Рн
= P2н;
частота сети f1;
линейное напряжение статора U1лн
линейный ток статора I1лн;
частота вращения ротора nн;
коэффициент мощности cos φ1н;
коэффициент полезного действия ηн.
Если у трехфазной обмотки статора выведены начала и концы фаз
и она может быть включена в звезду или треугольник, то ука-зываются линейные
напряжения и токи для каждого из возможных соединений (Υ/Δ).
Кроме того, для двигателя с контактными кольцами приводится
напряжение на разомкнутых кольцах при неподвижном роторе и линейный ток ротора
в номинальном режиме.
Номинальные данные асинхронных двигателей варьируются в очень
широких пределах. Номинальная мощность — от долей ватта до десятков тысяч киловатт.
Номинальная синхронная частота вращения п1н = 60 f1/р при частоте сети 50 Гц от 3000 до
500 об/мин и менее в особых случаях; при повышенных частотах — до 100 000
об/мин и более (номинальная частота вращения ротора обычно на 2—5% меньше
синхронной; в микродвигателях — на 5—20%). Номинальное напряжение от 24 В до 10
кВ (большие значения при больших мощностях).
Номинальный КПД асинхронных двигателей возрастает с ростом их
мощности и частоты вращения; при мощности более 0,5 кВт он составляет
0,65—0,95, в микродвигателях 0,2—0,65.
Номинальный коэффициент мощности асинхронных двигателей,
равный отношению активной мощности к полной мощности, потребляемой из сети,
также возрастает с ростом мощности и частоты вращения двигателей;
при мощности более 1 кВт он составляет 0,7—0,9; в микродвигателях 0,3—0,7.
2.
ОБЩИЕ
СВЕДЕНИЯ О РЕЖИМАХ РАБОТЫ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ.
В двигательном режиме разница частот вращения ротора и поля статора в
большинстве случаев невелика и составляет лишь несколько процентов. Поэтому
частоту вращения ротора оценивают не в абсолютных единицах (об/мин или об/с), а
в относительных, вводя понятие скольжения:
s = (пс - п)/пс,
где
пс — частота вращения поля (синхронная частота вращения);
п — частота вращения ротора.
Скольжение выражается либо в относительных единицах (s = = 0,02; 0,025 и т. п.), либо в
процентах (s - 2 %; 2,5 % и т. п.).
Частота тока и ЭДС, наводимая в проводниках обмотки ротора,
зависят от частоты тока и ЭДС обмотки статора и от скольжения:
f2 - f1s; Е'2 - E1s,
где
Е1— ЭДС обмотки статора; Е'2 — ЭДС
обмотки ротора, приведенная к числу витков обмотки статора.
Теоретически асинхронная машина может работать в диапазоне
изменения скольжения s = -∞...+∞ (рис.
2.1),
Рис. 2.1. Механическая
характеристика
асинхронной машины
|
но не при s = 0, так как в этом случае п - пс
и проводники обмотки ротора неподвижны относительно поля статора, ЭДС и ток в
обмотке равны нулю и момент отсутствует. В зависимости от практически возможных
скольжений различают несколько режимов работы асинхронных машин (рис. 2.1):
генераторный режим при s
< 0,
двигательный при 0 < s
< 1,
трансформаторный при s = 1 и тормозной при s > 1. В генераторном режиме ротор машины
вращается в ту же сторону, что и поле статора, но с большей частотой. В
двигательном — направления вращения поля статора и ротора совпадают, но ротор
вращается медленнее поля статора: п = пс(1 - s). В трансформаторном режиме ротор
машины неподвижен и обмотки ротора и статора не перемещаются относительно друг
друга. Асинхронная машина в таком режиме представляет собой трансформатор и
отличается от него расположением первичной и вторичной обмоток (обмотки
статора и ротора) и наличием воздушного зазора в магнитопроводе. В тормозном
режиме ротор вращается, но направление его вращения противоположно направлению
поля статора и машина создает момент, противоположный моменту, действующему
на вал. Подавляющее большинство асинхронных машин используют в качестве
двигателей, и лишь очень небольшое количество — в генераторном и
трансформаторном режимах, в тормозном режиме — кратковременно.
Для оценки механической характеристики асинхронного двигателя
моменты, развиваемые двигателем при различных скольжениях, обычно выражают не
в абсолютных, а в относительных единицах, т. е. указывают кратность по
отношению к номинальному моменту: М* = M/Мном. Зависимость М* = f(s) асинхронного двигателя (рис. 2.2)
имеет несколько характерных точек, соответствующих пусковому М*п,
минимальному М*min,
максимальному М*max
и номинальному М*ном моментам.
Пусковой момент М*п характеризует
начальный момент, развиваемый двигателем непосредственно при включении его в
сеть при неподвижном роторе (s - 1). После трогания двигателя с места его момент несколько
уменьшается по сравнению с пусковым (см. рис. 2.2). Обычно М*min на 10...15 % меньше М*п.
Большинство двигателей проектируют так, чтобы их М*min был больше М*ном ,
так как они могут достигнуть номинальной скорости лишь при условии, что момент
сопротивления, приложенный к валу, будет меньше, чем М*min .
Максимальный момент М*max характеризует перегрузочную способность
двигателя. Если момент сопротивления превышает М*max, двигатель останавливается. Поэтому М*max называют также критическим, а
скольжение, при котором момент достигает максимума, — критическим скольжением sкp. Обычно sкр не превышает 0,1...0,15; в двигателях
с повышенным скольжением (крановых, металлургических и т. п.) sкp может быть значительно большим.
В диапазоне 0 < s < sкр характеристика М - f(s) имеет устойчивый характер. Она
является рабочей частью механической характеристики двигателя. При скольжениях
s > sкр двигатель в нормальных условиях
работать не может. Эта часть характеристики определяет пусковые свойства
двигателя от момента пуска до выхода на рабочую часть характеристики.
Трансформаторный режим, т. е. режим, когда обмотка статора подключена
к сети, а ротор неподвижен,
называют также режимом
Рис.
2.2. Зависимость тока и момента
асинхронного двигателя от скольжения
короткого замыкания
двигателя. При s = 1 ток двигателя в несколько раз
превышает номинальный, а охлаждение много хуже, чем при номинальном режиме.
Поэтому в режиме короткого замыкания асинхронный двигатель, не рассчитанный для
работы при скольжениях, близких к единице, может находиться лишь в течение
нескольких секунд.
Режим короткого замыкания возникает
при каждом пуске двигателя, однако в этом случае он кратковременен. Несколько
пусков двигателя с короткозамкнутым ротором подряд или через короткие
промежутки времени могут привести к превышению допустимой температуры его
обмоток и к выходу двигателя из строя.
3. АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ГРАФИЧЕСКОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЖИМОВ РАБОТЫ АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ
Электромеханическое преобразование энергии
может происходить в асинхронной машине в следующих трех режимах:
в режиме двигателя 0 < s < l, Ω1 > Ω > 0;
в режиме генератора s < 0, Ω > Ω1;
в режиме тормоза s > 1, Ω < 0.
Кроме
того, важны еще два характерных режима работы, в которых электромеханическое
преобразование энергии не происходит: режим идеального холостого хода (s = 0, Ω = Ω1) и режим короткого замыкания
(s = 1, Ω = 0).
В
режиме двигателя (область Д на рис. 3.2) под воздействием
электромагнитного момента Μ > 0, направленного в сторону поля, ротор машины вращается
в сторону поля со скоростью, меньшей, чем скорость поля (Ω1 > Ω > 0, 0 < s < 1). В этом режиме
Ρэм = ΜΩ1 = > 0; Ρмех = ΜΩ = Ρэ2 > 0.
Электрическая мощность Р1 = Рэм
+ Рм + Рэ1 > 0 преобразуется
в механическую мощность Р2 = Рмех — Ρд — ΡΊ > 0, передаваемую через вал приводимой в
движение машины.
Энергетические
процессы в режиме двигателя иллюстрируются рис. 3.1, а, на котором
направление активной составляющей тока ротора i2а совпадает с индуктированной в роторе ЭДС. Направление электромагнитного
момента Μ
определяется
электромагнитной силой Bmi2a, действующей на ток i2a .
Полезная
механическая мощность Р2 оказывается меньше потребляемой
из сети мощности на потери ΣΡ:
Ρ2 = Ρ1-ΣΡ = Ρ1 -(Ρэ1
+ Ρм+Ρэ2 + Ρд + Ρт),
И КПД двигателя выражается
формулой:
η = = 1- = f(s)
В
режиме генератора (область Г на рис. 3.2) под воздействием внешнего
момента Мв > 0, направленного в сторону поля (рис.
3.1, б), ротор машины вращается со скоростью, превышающей скорость поля (Ω > Ω1, s < 0). В этом режиме в связи с
изменением направления вращения поля (Ω^) относительно ротора активная составляющая тока ротора г'2а
изменяет свое направление иа обратное (по сравнению с двигательным режимом).
Поэтому электромагнитный момент Μ = Bmi2a, уравновешивающий внешний момент, направлен против поля и
считается отрицательным (М < 0), мощности Рэ„ и Ртх
также отрицательны:
Ρэм = ΜΩ1
= < 0; Ρмех = ΜΩ = Ρэ2 < 0.
Рис. 3.1. Режимы работы
асинхронной машины.
а — двигательный;
б — генераторный;
в — тормоза;
г — трансформатора (или короткого замыкания).
Направление преобразования энергии изменяется на обратное:
механическая мощность Рг, подведенная к валу машины, преобразуется
в электрическую мощность Plt поступающую
в сеть. Поскольку мощность потерь всегда положительна (в любом режиме работы
эти мощности превращаются в тепло), механическая мощность:
Ρмех = Ρэм - Ρэ2 < 0 при s < 0
по абсолютному значению
больше, чем электромагнитная (рис. 3.2):
|Ρмех| = | Ρэм | + Ρэ2
Рис. 3.2. Электромеханические характеристики асинхронной
машины (в относительных единицах при 1/х = 1; /0 =
0,364; cos <р0 = 0,185; Хг =
Х'2 = 0,125; Кг = 0,0375; R's = 0,0425).
По той
же причине потребляемая механическая мощность
P2 = P1 - ΣΡ < 0
по абсолютному значению на потери
больше электрической мощности, отдаваемой в сеть:
|Ρ2| = | Ρ1 | + ΣΡ,
и КПД генератора
η = = 1-.
В
режиме тормоза (область Т на рис. 3.2) под воздействием внешнего момента
Мв < 0, направленного против вращения поля (рис.
3.1, в), ротор машины вращается в сторону, противоположную полю (Ω<0, s = >1). В этом режиме электромагнитный момент
М, уравновешивающий внешний момент, как и в режиме двигателя
(направление вращения поля Ω.5 относительно ротора остается таким же, как в режиме
двигателя), направлен в сторону поля и считается положительным (М >
0). Однако, поскольку Ω <
0, механическая мощность оказывается отрицательной:
Ρмех = ΜΩ = Ρэ2 < 0
Это
означает, что она подводится к асинхронной машине. Электромагнитная мощность в
этом режиме положительна:
Ρэм = ΜΩ1
= > 0
Это означает, что она
поступает из сети в машину.
Подведенные к ротору машины со стороны сети |Ρэм| и вала |Ρмех| мощности превращаются в электрические
потери Рэ2 в сопротивлении ротора R'2 (рис. 3.2):
|Ρмех| + | Ρэм | = Ρэ2 + Ρэ2
= Ρэ2 = m1 R'2(I '2)2 .
Асинхронная машина в этом режиме может быть использована для
притормаживания опускаемого подъемным краном груза. При этом мощность | Ρмех | = | ΜΩ | поступает в ротор машины
(см. рис. 3.1).
В режиме идеального холостого хода внешний вращающий момент Μв, момент трения Μт = Ρт/Ω и момент, связанный с добавочными
потерями, Мд = Ρд/Ω равны нулю. Ротор вращается со скоростью
поля (Ω =
Ω1, s = 0) и не развивает полезной
механической мощности (М = 0, Рмех = ΜΩ = 0).
В режиме идеального холостого хода внешний момент, приложенный
к валу машины, равен нулю (Мв
= 0).
Считается также, что отсутствует момент от трения вращающихся частей. Ротор
машины вращается с той же угловой скоростью, что и вращающееся поле (Ω = Ω1), скольжение равно нулю (s = 0); ЭДС и токи в обмотке ротора не
индуктируются (I2=0), и электромагнитный
момент, уравновешивающий внешний момент и момент сил трения, равен нулю (М =
0).
Режим холостого хода асинхронной машины аналогичен режиму
холостого хода трансформатора. В асинхронной машине и в трансформаторе ток в
этом режиме имеется только в первичной обмотке I1 ≠ 0, а во вторичной —
отсутствует (I2 = 0); в машине и в трансформаторе
магнитное поле образуется в этом режиме только первичным током, что позволяет
называть ток холостого хода намагничивающим током (I1 = I0). В отличие от трансформатора
система токов I0 в фазах многофазной обмотки статора
образует вращающееся магнитное поле.
По аналогии с трансформатором уравнение напряжений необходимо
составить при холостом ходе только для фазы обмотки статора, являющейся
первичной обмоткой:
,
где — ЭДС, индуктированная в фазе вращающимся магнитным полем с потоком Фга;
— фазное напряжение первичной сети;
R1, Х1 — активное и индуктивное сопротивления рассеяния фазы
первичной обмотки (см. далее).
В силу малости падений напряжений X1I0 и R1I0 напряжение почти полностью уравновешивается ЭДС т. е. = -.
В режиме холостого хода R'мех = R'2 = ∞, ток R'2 = 0 и схема замещения содержит только одну ветвь Z1 + Z0 (Т-образная и Г-образная схемы не отличаются друг от друга).
В режиме короткого замыкания под действием внешнего момента Μ в, уравновешивающего электромагнитный
момент М, ротор удерживается в неподвижном состоянии (Ω = 0, s = = 1) и не совершает полезной механической
работы (Рмех = Μ Ω = 0).
Направление тока i2a и электромагнитного момента Μ остается таким же, как в режиме двигателя, и Μ > 0 (см. рис. 3.1, г).
Электромагнитная мощность Рэм = ΜΩ1 > 0 — она поступает в
ротор из статора и превращается в электрические потери (Рэм = = Рэ2).
В этом режиме асинхронная машина работает как коротко-замкнутый со вторичной
стороны трансформатор, отличаясь от него только тем, что в ней существует
вращающееся поле взаимной индукции вместо пульсирующего поля в трансформаторе.
В режиме короткого замыкания R'мех = R'2
= 0 и сопротивление
схемы замещения по рис. 42-3 определяется параллельно включенными
сопротивлениями Z1 + Z0 и Z1 + Z'2. Имея в виду, что |Z1 + Z'2| « |Z1 + Z0|, можно отбросить ветвь Z1 + Z0 и считать сопротивление схемы
замещения при коротком замыкании равным
Zк = Z1 + Z'2 = Rк + jXк (43-3)
где
Rк= R1+ R'2
Если к неподвижному ротору асинхронной машины подключить
симметричную систему дополнительных сопротивлений R2д + jХ2д, то она будет работать как трансформатор,
преобразующий электрическую энергию, поступающую из первичной сети, в
электрическую энергию с другими параметрами, потребляемую дополнительными
сопротивлениями R2д + jХ2д. Поэтому режим при s = 1 называется также режимом трансформатора.
Изменить режим работы асинхронной машины или скольжение
машины в данном режиме (при U1 = const и f1 = const) можно только путем изменения внешнего момента Мв, приложенного
к валу машины. При Мв = 0 ротор вращается со скоростью
поля (Ω = Ω1, s = 0) и машина не совершает полезного преобразования энергии. При
воздействии на вал ротора внешнего момента Мв, направленного
против направления вращения поля, скорость ротора уменьшается до тех пор, пока
не появится электромагнитный момент Μ = f(s), который уравновесит момент Мв.
Машина переходит в режим двигателя s = >
0. Наоборот, при воздействии внешнего момента Мв
направленного по вращению поля, скорость ротора делается большей, чем скорость
поля (Ω
> Ω1), и машина переходит в режим генератора
(s=<0).
Наконец, к режиму тормоза можно перейти из режима двигателя,
изменяя внешний момент Мв таким образом, чтобы ротор
сначала остановился, а затем пришел во вращение в противоположную сторону (по
отношению к полю).
4.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Иванов-Смоленский А. В.
Электрические машины: Учебник для вузов. – М.: Энергия, 1980. – 928 с., ил.
2. Вольдек А. И. Электричесие
машины. Учебник для студентов высших учебн. Заведений. Л., «Энергия», 1974.
3. Проектирование электрических
машин: Учеб. Для вузов / Под ред. И. П. Копылова. М.: Высш. Шк., 2002. – 757
с.: ил.
|