Согласно п. 4 ст. 575 ПС РФ, в отношениях
между коммерческими организациями не допускается дарение,
за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров заработной платы.
Первоначальной стоимостью
основных средств, полученных организацией по договору
дарения и другим безвозмездным основаниям, признается их текущая рыночная
стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 10 ПБУ 6/01).
При определении рыночной стоимости
используются:
·
данные о ценах на логичную продукцию,
полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
·
сведения об уровне цен, имеющиеся у органов
государственной статистики, торговых инспекций и
организаций;
·
сведения об уровне цен, опубликованные в
средствах массовой информации и специальной литературе;
·
экспертные заключения о стоимости отдельных
объектов основных средств.
В качестве источников
информации о рыночных ценах на те или иные объекты можно руководствоваться
ст. 40 НК РФ.
Кроме того, оценка рыночной
цены на продукцию может быть осуществлена в соответствии
с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в
РФ» (в редакции изменений от 21 декабря 2001 г., 21 марта 2002 г., 27 февраля
2003 г.), оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке.
Затраты по доставке объектов
основных средств, полученных безвозмездно, учитываются
как затраты капитального характера и относятся организациями получателями на увеличение первоначальной стоимости объекта. Указанные расходы
учитываются на соответствующих субсчетах к счету 08 в
корреспонденции со счетами учета расчетов и затрат: 60,
76, 23, 29 и др.
Приобретение основных
средств в обмен на другое имущество — это не что иное, как покупка имущества за плату с изменением формы платежа. Первоначальная
стоимость имущества, полученного по договору мены, включает
в себя договорную стоимость обмениваемого имущества,
а также все затраты по доставке, установке и государственной регистрации.
На дату перехода права
собственности обмениваемого имущества дебетуется счет 08 (по
соответствующим субсчетам) в корреспонденции с кредитом счета 60. Затраты по доставке указанных объектов основных средств как затраты капитального
характера относятся организациями-получателями на
увеличение первоначальной стоимости объекта и отражаются
по дебету счета 08 в корреспонденции со счетами учета расчетов 60,76.
При принятии к бухгалтерскому учету основных
средств, приобретенных в обмен на другое имущество,
составляется проводка: Дебет 01 Кредит
08.
Составляется бухгалтерская проводка на
стоимость активов, поставленных на обмен: Дебет
90, субсчет2 «Себестоимость продаж», или 91, субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит 04, 07, 10, 11,43.
Неучтенные объекты основных средств,
обнаруженные при инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому
учету по рыночной стоимости и оформляются бухгалтерской проводкой: Дебет 01
Кредит 91, субсчет 1 «Прочие
доходы», с последующим установлением причин возникновения
излишка и виновных лиц.
В соответствии с п. 28
Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
в РФ рыночная стоимость имущества определяется на дату проведения инвентаризации.
Стоимость излишков основных
средств включается в состав внереализационных доходов и учитывается при расчете
налога на прибыль.
Организация, получившая объекты основных
средств в хозяйственное ведение или оперативное управление от
государственного или муниципального органа, оформляет их стоимость
при принятии объектов к бухгалтерскому учету проводкой: Дебет
01 Кредит 08.
Отражение в бухгалтерском
учете коммерческих организаций объектов основных средств
за счет средств государственной помощи (в том числе субвенций, субсидий, бюджетных кредитов и т. п.), предоставленной организации, регулируется
Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной
помощи» ПБУ 13/00, утвержденным приказом Минфина РФ от 16
октября 2000 г. № 92н.
Во всех случаях согласно п.
21 ПБУ 13/00 суммы полученных организацией бюджетных
средств подлежат отражению на счетах учета финансовых результатов через признание внереализационных доходов в порядке, аналогичном безвозмездно
полученным активам.
В связи с этим суммы
полученного организацией целевого финансирования на приобретение
объектов основных средств отражаются в составе доходов будущих периодов при вводе объектов в эксплуатацию. Причем впоследствии в течение срока
полезного использования они обязательно относятся в размере
начисленной амортизации на финансовые результаты организации как внереализационные
доходы.
Если за счет полученных
организацией средств государственной помощи оплачивается только
часть стоимости приобретенного объекта, обеспечивается раздельный учет затрат.
Капитальные вложения в
многолетние насаждения, а также в коренное улучшение земель
(осушительные, оросительные и др. мелиоративные работы) включаются в состав основных средств в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию
площадям, независимо от окончания всего комплекса работ. Данный факт
оформляется проводкой:
Дебет 01 Кредит 08.
На сумму произведенных
затрат делаются соответствующие записи в инвентарной карточке с последующим
увеличением первоначальной стоимости объекта.
Одним из вариантов
поступления объектов основных средств в организацию является их аренда у других
хозяйствующих субъектов.
При этом плата за аренду
объектов основных средств, а также лизинговые платежи относятся
на затраты производства, учитываемые в целях налогообложения на основании подпункта 10 п. 1
ст. 264 главы 25 НК РФ.
Размер арендных платежей и
способ их перечисления устанавливаются договором, заключенным в порядке,
установленном гражданским законодательством. При этом указанные платежи
включаются в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения по налогу на прибыль, независимо от государственной
регистрации договора аренды (п. 1.10 комментария
к ст. 264 «Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль
организаций» НК РФ», утвержденных приказом МНС РФ от 20 декабря 2002 г. №
БГ-3-02/729).
Относятся на затраты
производства, учитываемые в целях налогообложения, также и расходы арендаторов
по ремонту амортизируемых объектов основных средств, при условии, что
договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение таких
расходов арендодателем не предусмотрено (п. 2 ст. 260 НК РФ).
Капитальные вложения
(признаваемые в бухгалтерском учете активами) в арендованные
основные средства являются собственностью арендатора, если иное не
предусмотрено договором аренды. При этом арендатор может
передать произведенные капитальные вложения арендодателю
(при его согласии принять их к бухгалтерскому учету), т. е. на сумму указанных капитальных вложений сформировать дебиторскую задолженность
(с кредита счета 08 в дебет счета 76) или признать в бухгалтерском учете их как
новый инвентарный объект. Стоимость законченных работ
капитального характера (по фактическим затратам, учтенным
в общем порядке на счете 08 субсчет 3 «Строительство объектов основных средств») относится на увеличение первоначальной стоимости основных
средств с кредита счета 08 в дебет счета 01. При этом на
сумму собственных капитальных вложений арендатором открывается
отдельная инвентарная карточка.
При переходе арендованного предприятия после
выкупа в собственность арендатора объекты основных средств принимаются к
бухгалтерскому учету по стоимости, определенной в соответствии с передаточным
актом и договором аренды предприятия.
Затраты, связанные с
приобретением изданий (книг, брошюр, журналов и т. п.) для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании
услуг, а также в управлении, отражаются в бухгалтерском учете проводками:
Дебет08 Кредит 71,76 — на стоимость
приобретенного издания;
Дебет 01 Кредит 08 — на стоимость приобретенного издания;
Дебет 26 Кредит 02 — на сумму начисленной амортизации в размере 100 % стоимости
приобретенного издания.
Литература, приобретаемая организацией, может
учитываться в дебете счета 10, субсчет 9
«Инвентарь и хозяйственные принадлежности» с кредита счетов 71,76 и в процессе передачи
ее в производство может быть списана бухгалтерской проводкой:
Дебет 26 Кредит
10, субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».
Оценка объектов основных
средств, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте,
производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, который действует на дату
приобретения организацией объектов на правах собственности, хозяйственного
ведения, оперативного управления или договора аренды.
В соответствии со ст.ст.
223,224 ГК РФ право собственности у приобретателя на объект возникает с момента его передачи, если иное не предусмотрено законом
или договором. Передачей признается вручение объекта
приобретателю. Объект считается врученным с момента его
фактического поступления во владение приобретателя. К передаче объекта
приравнивается передача коносамента или иного
товаросопроводительного документа на него.
При составлении контракта пользуются едиными
унифицированными нормами, содержащими
базисные условия поставок, которые определены Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс 90».
В соответствии с условиями поставок право
собственности на импортируемый товар может
переходить на дату отгрузки с завода или склада продавца; при доставке товара
на пристань или погрузке на судно; при поставке с судна, причала или на
границе.
В соответствии с ПБУ 3/00
при принятии импортного товара к учету для пересчета его стоимости
в рубли используют курс ЦБ РФ, действующий на дату перехода права собственности на
импортированный товар к импортеру.
В бухгалтерском учете на контрактную стоимость объекта
составляются проводки:
Дебет 08, субсчет 4 «Приобретение объектов
основных средств»
Кредит 60 — на сумму,
указанную в контракте;
Дебет 08, субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств»
Кредит 60,76 — на
транспортные расходы.
Товары, ввозимые на
территорию России, подлежат таможенному оформлению. Организации
предоставляют таможенную декларацию в установленные сроки и на ее основании производят таможенные платежи (таможенную пошлину; сборы за оформление;
хранение товара; налог на добавленную стоимость).
При поступлении товара
(основных средств) на таможенную территорию покупатель выплачивает
таможенные сборы за оформление декларации: 0,1 % в рублях и 0,05 % в инвалюте,
а также НДС в размере 20 % таможенной стоимости поступившего объекта. Необходимо оговориться, что таможенная стоимость не всегда совпадает со
стоимостью, указанной в контракте.
В стоимость таможенных платежей включается
таможенная стоимость товара, которая, в
свою очередь, состоит из контрактной стоимости товара и расходов по его
доставке в иностранной валюте.
Суммы таможенных платежей оформляются
бухгалтерскими проводками:
Дебет 08, субсчет 4 «Приобретение объектов
основных средств»
Кредит 76 — на сумму таможенных сборов за
оформление товара в рублях (0,1%);
Дебет 08, субсчет 4 «Приобретение объектов
основных средств»
Кредит 76 — на сумму таможенных сборов в
инвалюте (0,05 %).
Сумма НДС по товарам, ввозимым на территорию
РФ, определяется в рублях или инвалюте от таможенной стоимости товаров с учетом
таможенной пошлины:
Дебет 19, субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств»
Кредит 76 — на сумму НДС,
уплаченную таможне;
Дебет 08, субсчет 4 «Приобретение объектов
основных средств»
Кредит 71,76 — стоимость регистрации;
Дебет 01 Кредит
08, субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств» — принят к учету и введен в эксплуатацию объект (автомобиль);
Дебет 71; 76
Кредит 91, субсчет 1 «Прочие
доходы» — приняты к учету суммы положительной курсовой,
а также суммовой разницы;
Дебет 91, субсчет 2 «Прочие
расходы»
Кредит 71,76 — приняты к
учету суммы отрицательной курсовой, а также суммовой разницы.
Суммовая разница формируется
в случаях, если счета-фактуры предъявлены в валюте иностранных государств или
условных денежных единицах, а оплата производится в рублевом
эквиваленте. Положительная суммовая разница увеличивает налогооблагаемую прибыль, а отрицательная ее не уменьшает.
В соответствии с п. 31
Методических указаний по учету основных средств затраты по перемещению предметов (оборудования), не требующих монтажа (транспортные
передвижные средства, свободно стоящие объекты основных
средств, строительные механизмы и др.), внутри
организации относятся на издержки производства (обращения).
По передвижным строительным
машинам и механизмам (экскаваторы, канавокопатели,
подъемные краны, камнедробилки, бетономешалки и т. п.), числящимся в составе основных средств, затраты по доставке на стройку, по монтажу, демонтажу
учитываются в составе расходов по эксплуатации указанных машин и механизмов
(счет 25).
Затраты по монтажу перемещенных
объектов и устройству фундамента на новом месте их
эксплуатации отражаются в порядке, установленном для учета капитальных
вложений, с последующим увеличением первоначальной
стоимости объекта.
3.
Оценка и переоценка основных средств
Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость
основных средств.
В бухгалтерском учете основные средства отражаются, как правило,
по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:
• изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за
плату у других организаций и лиц — исходя из фактических
затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая
расходы по доставке, монтажу, установке;
•
внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд)
— по договоренности сторон;
•
полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также
неучтенных объектов основных средств — по текущей рыночной стоимости на дату
оприходования;
•
приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств
(оплату) неденежными средствами, — по стоимости ценностей, переданных или
подлежащих передаче организацией. Стоимость этих ценностей устанавливается
исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация
определяет стоимость аналогичных ценностей.
При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или
подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных
организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств
неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в
сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.
Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление
основных средств слагаются:
•
из сумм, уплачиваемых организацией в соответствии с договором
купли-продажи (продавцу), а также за осуществление работ по договору
строительного подряда и иным договорам и за информационные и консультационные
услуга, связанные с приобретением основных средств;
•
регистрационных сборов, государственных пошлин и других
аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением (получением) прав
на объект основных средств;
•
таможенных пошлин и таможенных сборов;
•
невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением
объекта основных средств;
•
вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации и иным
лицам, через которых приобретен объект основных средств;
•
иных затрат, непосредственно связанных с приобретением,
сооружением и изготовлением объекта основных средств, и затрат по доведению их
до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств
определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц,
возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме,
эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под
суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой, выраженной в
иностранной валюте (условных денежных единицах) кредиторской задолженности по
оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному
согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой
оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному
согласованному курсу на дату ее погашения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|