Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль главного бухгалтера
Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии
и роль главного бухгалтера
Бухгалтерский учет на
коммерческом предприятии - существенное звено формирования экономической
политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления
производством и сбытом продукции. Он способствует совершенствованию организации
производства, оперативного и долгосрочного планирования, прогнозирования и
анализа хозяйственной деятельности.
На основе бухгалтерского
анализа может быть определена тенденция развития предприятия.
Бухгалтерский учет
позволяет представить полную картину имущественного и финансового состояния
предприятия. В нем содержится всеобъемлющая синтетическая и аналитическая
информация по основным средствам, материальным, трудовым и денежным ресурсам,
что позволяет управлять процессом хозяйственной деятельности и контролировать
выполнение плана по прибыли.
Важнейшие функции
бухгалтерского учета как информационно-аналитической подсистемы контура
управления коммерческим предприятием:
1) контроль процесса
производства и реализации продукции (работ, услуг);
2) обеспечение
сохранности ценностей;
3) снабжение руководства
и менеджеров различных уровней необходимой информацией;
4) поддержание обратной
связи между производством и административно-хозяйственным аппаратом;
5) анализ хозяйственной
деятельности.
1. Функция контроля
процесса производства и реализации продукции осуществляется в трех видах.
Предварительный контроль
производится до начала хозяйственной операции, чтобы прогнозировать ее конечный
результат.
Текущий контроль
осуществляется во время совершения хозяйственной операции и обеспечивает ее
выполнение с наибольшим эффектом.
Последующий контроль
проводится после завершения хозяйственной операции и позволяет корректировать
полученный результат и предвидеть дальнейший ход событий.
2. Функция обеспечения
сохранности ценностей достигается использованием развернутого плана счетов и
системы бухгалтерских проводок, охватывающих все аспекты движения и хранения
материальных ценностей и денежных средств. Эта функция усиливается развитым
механизмом учета и инвентаризации.
3. Информационная
функция достигается непрерывностью и документированностью бухгалтерского учета,
в котором в любой момент может быть представлена полная информация о состоянии
дел на предприятии.
4. Функция обратной
связи реализуется налаженным сбором и анализом сведений о хозяйственных
средствах и хозяйственных процессах. Результаты этого анализа оперативно
передаются в необходимые инстанции для принятия ответственных решений.
5. Аналитическая функция
проявляется через профессионализм кадров, хорошее программное обеспечение и
большой практический опыт руководства бухгалтерии. Она позволяет оценить
рациональность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов
предприятия, эффективность инвестиций и кредитной политики. С ее помощью
выявляются основные рычаги рентабельности предприятия, находятся узкие места в
хозяйственной деятельности, обобщается материал для прогноза и принятия решений
в области долгосрочной финансовой политики предприятия.
Все перечисленные выше
функции достаточно легко программируются на персональном компьютере, поскольку
бухгалтерский учет имеет свой специфический язык кодирования хозяйственной
деятельности и хозяйственных средств. Словарем этого языка служит план счетов
бухгалтерского учета.
Структура бухгалтерии и
организация дела в ней должны обеспечивать выполнение учетных задач в
минимальные сроки и с высоким качеством.
Главные задачи
бухгалтерского учета на коммерческом предприятии:
1) предоставлять полную
и точную информацию руководству предприятия о финансово-экономическом состоянии
предприятия, о критических ситуациях в сфере договорных отношений и в области
материальных поставок, о нарастающем дефиците денежных средств;
2) осуществлять и
регулировать расчетные взаимоотношения с дебиторами и кредиторами, сотрудниками
предприятия по оплате труда и по средствам, выданным в подотчет;
3) контролировать работу
материально-ответственных лиц предприятия;
4) отвечать за
своевременное и в полном объеме выполнение предприятием своих обязательств по
платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
5) нести ответственность
за полноту и четкость операций по наличному и безналичному денежному обороту
предприятия;
6) выполнять в срок и
предоставлять в государственные контролирующие органы исчерпывающий и точный
баланс, другую финансовую отчетность предприятия.
Абсолютную
ответственность перед руководством коммерческого предприятия за выполнение
указанных задач несет главный бухгалтер - ключевая финансовая персона на
предприятии. Главная его обязанность по важности и профессиональной
принадлежности - это организация, управление и контроль повседневной, подчас
рутинной, учетной работы.
Бухгалтерский учет
должен быть скрупулезным и идеальным. На первый взгляд, прозрачность
бухгалтерского учета находится в некотором противоречии с соблюдением
коммерческих тайн предприятия. Но это не так. Четкость учета, его абсолютная
ясность и легкая читаемость необходимы, в первую очередь, самому бухгалтеру,
чтобы иметь возможность принимать важные решения в предельно сжатые сроки.
Коммерческие тайны целесообразно выделять отдельно. Лучше, чтобы их было
немного, тогда оберегать их будет легче.
Для успешного решения
финансово-экономических проблем предприятия в современных условиях необходимо
планировать положительный финансовый результат, обозначать его реальные
границы, намечать пути достижения и затем воплощать принятое решение в виде
первичных документов. Но для этого необходимы дополнительные условия и
полномочия.
Бухгалтер должен активно
участвовать в формировании и осуществлении договорной, финансовой, налоговой и
учетной политики предприятия. Каждый из этих элементов - составная часть общей
экономической стратегии предприятия, и каждый теснейшим образом связан со многими
зависящими и не зависящими от личности бухгалтера обстоятельствами.
Дополнительные условия,
которые необходимы для достижения прогнозируемого финансового результата:
1) ведущая роль
бухгалтера на предприятии и его признанный авторитет в глазах руководителя;
2) четкие и отлаженные
договорные отношения предприятия с дебиторами, кредиторами и финансовыми
институтами;
3) деловые, партнерские
и согласованные взаимодействия предприятия (через главного бухгалтера) с
налоговой службой и другими контролирующими государственными органами;
4) выверенный, точный и
оперативный механизм бухгалтерского учета на предприятии.
Первый (ключевой)
фактор, способствующий развитию планирования финансового результата и налоговых
платежей, - это ведущая роль бухгалтера на предприятии и его партнерские
взаимоотношения с руководителем. Правовой основой этих взаимоотношений является
Федеральный закон РФ "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N
129-ФЗ (с изменениями от 23.07.1998 г.), где в ст.7 регламентируются права и обязанности
главного бухгалтера на предприятии. Однако речь идет о более высокой форме
сотрудничества. Критериями ее наличия могут служить, например, возможности
главного бухгалтера участвовать в заключениях договоров со смежными
организациями, а также оперативно и самостоятельно принимать важные
финансово-экономические решения в отсутствие руководителя.
Второй важнейший элемент
общей экономической стратегии предприятия - это его взаимоотношения с
дебиторами и кредиторами. Их тоже надо планировать и формировать. Участие
главного бухгалтера в данном процессе совершенно необходимо, поскольку
договорные отношения во многом предопределяют ритмичность работы, а также сроки
и прогнозируемую величину финансового результата. Сложность формирования
отношений с поставщиками, покупателями, кредитными и страховыми организациями
часто возникает из-за отсутствия достоверной информации об их финансовой
устойчивости. К сожалению, получить ее весьма сложно.
Как отмечалось выше, в
странах с развитой рыночной экономикой коммерческие банки по договорам со
своими клиентами предоставляют им подобные сведения, полученные по своим
информационным сетям. В России это пока не принято: такую информацию относят к
категории коммерческой тайны. Вспоминается один любопытный случай. Однажды
автору пришлось обратиться за такими сведениями в один известный московский
банк. Управляющий очень удивился такой просьбе и отказал, мотивируя отказ
святостью коммерческих секретов. А через несколько месяцев этот же управляющий
обратился к автору с личной просьбой помочь банку реализовать китайский
ширпотреб. Оказалось, что банк опрометчиво выдал кредит торговой фирме под
залог ширпотреба, видимо не обладая достаточной полнотой сведений ни о
финансовом состоянии клиента, ни о степени ликвидности залога.
Проблема установления
объектов коммерческой тайны предприятия и их сохранения не очень проста. Чтобы
ориентироваться в данном вопросе, следует знать, какую информацию российское
законодательство относит (не относит) к коммерческим секретам. Согласно
постановлению Правительства РСФСР "О перечне сведений, которые не могут
составлять коммерческую тайну" от 5 декабря 1991 г. N 35, не могут
составлять коммерческую тайну предприятий и предпринимателей:
1) учредительные
документы и Устав;
2) документы, дающие
право заниматься предпринимательской деятельностью;
3) сведения по
установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и другую
информацию, необходимую для проверки правильности исчисления и уплате налогов и
других обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
4) документы о
платежеспособности;
5) информация о
численности, составе работающих, их заработной плате, а также о наличии
свободных рабочих мест;
6) данные об уплате
налогов и обязательных платежей;
7) сведения о
загрязнении окружающей среды, о нарушении антимонопольного законодательства, о
несоблюдении безопасных условий труда, о реализации продукции, вредной для
здоровья и размерах причиненного при этом ущерба;
8) данные об участии
должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах,
акционерных обществах и других коммерческих предприятиях.
Третий существенный
компонент общей экономической стратегии предприятия - это взаимодействие с
налоговой инспекцией и другими контролирующими государственными органами. Здесь
роль главного бухгалтера чрезвычайно велика. Нормативных документов,
регламентирующих это взаимодействие, достаточно много. Не перечисляя их,
отметим, что любые инструкции и предписания могут трактоваться по-разному,
поэтому очень важно с самого начала найти взвешенный, уважительный и
профессиональный стиль общения с представителями проверяющих организаций. В тех
случаях, когда стороны не могут прийти к согласию, на наш взгляд, следует
проявлять определенную гибкость. В непринципиальных вопросах и в случаях
незначительных сумм платежей целесообразно отдавать приоритет контролирующим
органам, т.е. придерживаться правила: "налоговый инспектор всегда
прав". Это вовсе не исключает использования в решающих ситуациях третьей
стороны, например арбитражного суда. По имеющейся информации около 50% дел по
налоговым спорам в арбитражных судах выигрывают предприятия.
Одной из удачных форм
договорных отношений с налоговой инспекцией в настоящее время является учетная
политика предприятия. Если представители МНС РФ приняли ее у предприятия без
замечаний, то она (учетная политика) становится своего рода разрешительным
документом. Поэтому рекомендуем бухгалтеру спорные, сомнительные и не очень
ясные вопросы включать в учетную политику в трактовке предприятия. Отсутствие
возражений будет означать согласие с данной трактовкой. Кроме того, в настоящее
время у организаций появилась возможность официальных письменных запросов,
направляемых в территориальные органы МНС РФ по интересующим их конкретным
проблемам налогообложения.
Самый главный момент,
подводящий определенную черту во взаимоотношениях с налоговой инспекцией,
фондами социального страхования и обеспечения, а также органами статистики -
это сдача баланса и отчетности. На этой стадии от бухгалтера требуется
максимальное внимание, сдержанность, терпение и оптимизм. Неоднократно
приходилось видеть, как коллеги-бухгалтеры на этом этапе допускали элементарные
просчеты.
На наш взгляд, в любой
ситуации бухгалтеру следует сохранять свою профессиональную гордость и чувство
достоинства.
Четвертый важный
элемент, способствующий проведению эффективной экономической политики
предприятия - это организация бухгалтерского учета, а именно: выбранная форма,
методология, содержание и способы ведения. В большинстве случаев решение
подобных вопросов в руках бухгалтера и полностью от него зависит. О них
разговор будет вестись во многих последующих главах.
Современный
бухгалтерский учет опирается на фундаментальные разработки отечественных и
зарубежных ученых и практиков; является важнейшим разделом экономики и включает
в себя все используемые сегодня виды учета: бухгалтерский, налоговый,
управленческий, финансовый и инвестиционный.
Конечно, бухгалтерский
учет не единственный источник информации, необходимой руководству коммерческого
предприятия для принятия ответственных решений. Однако сущность бухгалтерской
работы и ее исторический опыт показывают, что она с наибольшей полнотой и
точностью отражает все аспекты деятельности фирм с учетом экономических
законов, юридических норм и правил.
Появившаяся в ряде современных
публикаций тенденция толкования бухгалтерского учета, как отрасли гуманитарной
науки, в основе которой лежат некие субъективные финансово-производственные
идеи, первичные по отношению к хозяйственной материальной деятельности
организации, и поэтому не дающие оснований для точного количественного
измерения ее результатов - это проявление очевидных недостатков системы
образования в современной России.
Утверждения ряда
теоретиков о том, что бухгалтерская прибыль некое формальное определение, и по
этой причине ее нельзя считать реальной движущей силой экономического развития,
опровергнуто многовековой человеческой практикой. Предприниматели и бухгалтеры
коммерческих предприятий это хорошо знают, и вводить их в заблуждение
псевдонаучной риторикой не следует.
В последнее время по
инициативе различных министерств и ведомств усиливается тенденция выделения в
самостоятельные направления различных видов учета, в частности бухгалтерского,
налогового и управленческого. Это противоречит интересам коммерческих предприятий,
а также экономике страны в целом.
Как определено в ГК РФ,
в рыночной экономике коммерческая деятельность ведется без привлечения
бюджетных средств и при полной ответственности за ее конечный результат
руководства и собственников (учредителей) организации. Поэтому право выбора
количества и видов учета должно принадлежать только им. А требования
государственных органов по предоставлению им определенной отчетности о
деятельности организации должны быть сформулированы максимально четко,
конкретно и экономически обоснованно. Отчетность не должна быть самоцелью
коммерческой организации и ее основной обязанностью.
Более того, дело не
только в налоговой отчетности. Одной из самой острых и мучительных проблем,
препятствующих успешной деятельности коммерческих предприятий является
чрезмерно жесткая и запутанная система налогообложения. Если исполнять все
предъявляемые ею требования, то можно в кратчайшие сроки разорить любую, даже
крепкую компанию. Многолетняя чехарда в принятии и отмене законов и инструкций,
написании и переписывании статей Налогового кодекса приносят экономические
дивиденды только их авторам.
Нужно изменить принцип
налогообложения в России. В странах с развитой рыночной экономикой платят
налоги только прибыльные предприятия. Вот, например, какую рекомендацию дают
предпринимателям ведущие специалисты по торговому бизнесу в Англии:
"Никогда не ставьте
налоговые соображения во главу угла при принятии деловых решений. Гораздо
целесообразнее получать большую прибыль и платить большие налоги, чем не
платить никаких налогов из-за отсутствия прибыли!".
Что же касается учета и
отчетности, по мнению многих бухгалтеров-профессионалов, есть настоятельная
необходимость формирования всех категорий учета на базе первичных бухгалтерских
документов, важными свойствами которых являются их юридический статус,
взаимосвязанность и контролируемость.
Сегодня не существует
принципиальных трудностей выделения того или иного вида учета. Все они в той
или иной степени отражают различные аспекты реальной экономики предприятия.
Специалисты служб бухгалтерского учета на большинстве коммерческих предприятий
обладают высокими профессиональными качествами, обеспечивающими большую
эффективность работы. Их, как правило, характеризуют:
Страницы: 1, 2
|