Буровые установки глубокого бурения
Буровые
установки глубокого бурения
Скважину бурят при помощи буровой
установки, представляющей собой сложный комплекс машин, механизмов, аппаратуры,
металлоконструкций, средств контроля и управления, расположенных на
поверхности.
В комплект буровой установки входят: вышка для подвешивания талевой
системы и размещения бурильных труб, оборудование для спуска и
подъема инструмента, оборудование для подачи и вращения инструмента, насосы
для прокачивания промывочной жидкости, силовой привод, механизмы для
приготовления и очитки промывочной жидкости, механизмы для автоматизации и механизации
спускоподъемных операций (СПО), контрольно-измерительные приборы и
вспомогательные устройства. В комплект установки входят также металлические
основания, на которых монтируется и перевозится оборудование.
Различные условия и цели бурения при наличии
большого разнообразия глубин и конструкций скважин не могут быть удовлетворены
одним типоразмером буровой установки, поэтому отечественная промышленность
(ОАО «Уралмаш» и ОАО «Волгоградский вой техники») выпускает ряд буровых
установок (БУ).
ОАО «Уралмаш»
выпускает комплектные буровые установки и
наборы бурового оборудования (НБО) для бурения нефтяных и газовых скважин глубиной 2500... 8000 м с дизельными(Д) и дизель-гидравлическим (ДГ) приводами,
электрическим приводом переменного
тока (Э) и регулируемым (тиристорным) электроприводом постоянного тока (ЭР) с
питанием от промышленных сетей, а
также от автономных дизель-электрических станций (ДЕ).
Волгоградский завод буровой техники (ВЗБТ)
производит комплектные буровые установки для бурения нефтяных и газовых скважин
глубиной 1000...3500 м с дизельным (Д) и дизель-гидравлическим (ДГ) приводами, электрическим приводом переменного тока (Э) и регулируемым
(тиристорным) электроприводом постоянного тока (ЭП) с питанием от промышленных сетей, а также от автономных
дизель-электрических станций (ДЭП).
Буровую установку для бурения конкретной
скважины или группы скважин выбирают по допускаемой нагрузке на крюке,
которую не должна превышать масса (в воздухе) наиболее тяжелой обсадной
колонны.
Использование установок более
высокого класса, чем это требуется по конструкции скважины,
нерационально, так как, не давая существенного повышения скорости
бурения, это приводит к увеличению стоимости работ. При выборе типоразмера и
модели установки данного класса следует учитывать конкретные геологические,
климатические, энергетические, дорожно-транспортные и другие условия
бурения. В соответствии с этим выбирается тип привода
(дизельный, электрический и т.д.), а также схема монтажа и
транспортировки буровой установки. Каждая буровая установка
характеризуется схемами транспортирования, монтажа и
монтажно-транспортной базой. Установки для бурения скважин на нефть и газ
подразделяются на самоходные и несамоходные. В странах СНГ бурение на нефть и
газ осуществляется в основном несамоходными буровыми установками.
Для несамоходных буровых установок
характерны следующие три метода монтажа и транспортировки: агрегатный
(индивидуальный),
мелкоблочный и крупноблочный.
Агрегатный метод заключается в
индивидуальной транспортировке и монтаже каждого агрегата установки и применяется,
как правило, при ее первичном монтаже. Для повторного и последующего
монтажа агрегатным способом установку разбирают на агрегаты и
узлы и перевозят на универсальном транспорте на новую точку
бурения, где вновь монтируют оборудование и сооружения. Этот
метод связан с большим комплексом трудоемких работ (строительных,
плотничных, слесарных, подсобно-вспомогательных и др.), выполняемых при
разборке и монтаже буровых установок на новом месте, что вызывает увеличение сроков монтажа. Поэтому агрегатный метод в настоящее время
применяется редко, в основном при
бурении опорных скважин, монтаже буровых установок большой
грузоподъемности и при перевозке установок на большие расстояния.
Мелкоблочный метод заключается в том, что
агрегаты и узлы
установки перевозят и монтируют на металлических основаниях. Такое основание со смонтированным на нем каким-либо узлом установки составляет мелкий блок
(секцию-модуль). Число таких блоков
определяется конструкцией установки, условиями разработки месторождения и географическими условиями.
Обычно буровая установка расчленяется на 15...20 мелких блоков, габаритные размеры и масса которых позволяют перевозить их
на универсальном транспорте, а в труднодоступных районах — на
вертолетах.
Этот метод монтажа буровых установок широко
применяют в разведочном бурении, а в некоторых районах и в эксплуатационном бурении,
когда из-за сложных природно-географических условий невозможно
перевозить установки крупными блоками.
Крупноблочный метод заключается в
перевозке агрегатов и узлов установки крупными блоками на специальном
транспорте (тяжеловозах, подкатных тележках на гусеничном или пневмоколесном
ходу), установке блоков на фундаменты и соединении коммуникаций между ними.
При этом буровую установку расчленяют на два-три блока массой по 60...
120 т. Крупный блок состоит из металлического основания, перевозимого на
специальных транспортных средствах, и смонтированных на нем агрегатов и узлов
буровой установки, кинематически связанных между собой. При перевозке таких
блоков практически не нарушаются кинематические связи узлов установки и коммуникаций,
не демонтируются укрытия, что позволяет исключить трудоемкие работы,
выполняемые при других методах монтажа, такие как строительные,
плотничные, слесарные и ряд подсобно-вспомогательных. Применение крупных
блоков позволяет сократить сроки монтажа буровых установок до минимума. Однако
промышленное обустройство нефтяных площадей, наличие линии
высоковольтной передачи, железных и шоссейных дорог, а также
ограничения, налагаемые охраной земельных угодий, снижают возможности
применения этого способа, особенно в центральных районах страны. В то же
время обычный и мелкоблочный методы монтажа буровых установок
занимают много времени и резко снижают производительность
буровых установок.
Промышленностью выпускаются буровые
установки, изготовленные так, что они могут перевозиться в зависимости от
местных условий различными способами. Эти установки называются установками
универсальной монтажеспособности.
Буровые вышки и оборудование для
спуска и
подъема бурильной колонны
Процесс бурения сопровождается
спуском и подъемом бурильной колонны в скважину, а также поддержанием ее
на весу. Масса инструмента, с которой приходится при этом оперировать
достигает многих сотен килоньютонов. Для того чтобы уменьшить нагрузку на канат и
снизить установочную мощность двигателей применяют подъемное
оборудование (рис. 2.2), состоящее из вышки, буровой лебедки и талевой
(полиспастовой) системы. Талевая система, в свою очередь, состоит из
неподвижной части — кронблока (неподвижные блоки полиспаста),
устанавливаемого наверху фонаря вышки, и подвижной части — талевого
блока (подвижного блока полиспаста), талевого каната, крюка и штропов. Подъемное
оборудование является неотъемлемой частью всякой буровой установки независимо
от способа бурения.
Буровая вышка предназначена для подъема и
спуска бурильной колонны и обсадных труб в скважину, удержания бурильной
колонны на весу во время бурения, а также для размещения в ней талевой
системы, бурильных труб и части оборудования, необходимого для
осуществления процесса бурения. Буровые вышки различаются по
грузоподъемности, высоте и конструкции Буровые вышки для буровых установок
завода «Уралмаш» изготавливаются следующих типов Наиболее серьезной опасностью при работе на буровых вышках является частичное
или полное их разрушение. Основная причина, приводящая к падению
или разрушению вышек — недостаточный надзор за их состоянием в процессе
длительной эксплуатации. По этим причинам были введены изменения в правилах
безопасности предусматривающие обязательные периодические проверки вышек, в том
числе с полной разборкой и ревизией их деталей, а также испытания с
нагружением вышек в собранном виде.
Кроме того, вышка должна подвергаться тщательному осмотру проверке
каждый раз до начала буровых работ, перед спуском обсадных колонн,
освобождением прихваченной бурильной или обсадной колонны, при авариях и после
сильных ветров (15 м/с для открытой местности, 21 м/с для лесной и таежной
местности, а также когда вышка сооружена в котловане). Вышки мачтового типа
монтируются в горизонтальном положении, а затем поднимаются в вертикальное
положение при помощи специальных устройств. Транспортировка вышки
осуществляется в собранном виде вместе с платформой верхового рабочего в
горизонтальном положении на специальном транспортном устройстве. При этом
талевая система не демонтируется вместе с вышкой. При невозможности из-за
условий местности транспортирования вышки целиком она разбирается на секции и
транспортируется частями универсальным транспортом.
В практике бурения кроме вышек мачтового типа продолжают использоваться вышки
башенного типа, которые собираются методом сверху—вниз. Перед началом
монтажа на вышечном основании монтируют подъемник. После окончания
сборки вышки подъемник демонтируют.
Одновременно с монтажом буровой установки и установкой вышки ведут
строительство привышечных сооружений. К ним относятся следующие сооружения.
1.
Редуктор (агрегатный) сарай, предназначенный для укрытия двигателей и
передаточных механизмов лебедки. Его пристраивают к вышке со стороны её задней
панели в направлении, противоположном мосткам. Размеры редукторного сарая
определяются типом установки.
2.
Насосный сарай для размещения и укрытия буровых насосов и силового
оборудования. Его строят либо в виде пристройки сбоку фонаря вышки редукторного
сарая, либо отдельно в стороне от вышки. Стены и крышу редукторного и насосного
сараев в зависимости от конкретных условий обшивают досками, гофрированным
железом, камышитовыми щитами, резинотканями или полиэтиленовой плёнкой.
Использование некоторых буровых установок требуется совмещение редукторного и
насосного сараев.
3.
Приемный мост, предназначенный для укладки бурильных обсадных и
других труб и перемещения по нему оборудования инструмента,
материалов и запасных частей. Приемные мосты бывают горизонтальные и
наклонные. Высота установки приемных мостов регулируется высотой установки рамы
буровой вышки. Ширина приемных мостов до 1,5...2 м, длина до 18 м.
4.
Система устройств для очистки промывочного раствора выбуренной
породы, а также склады для химических реагентов и сыпучих материалов.
5.
Ряд вспомогательных сооружений при бурении: на электроприводе —
трансформаторные площадки, на двигателях внутреннего сгорания (ДВС) —
площадки, на которых находятся емкости
для
горючесмазочных материалов и т. п.
6.
Объекты соцкультбыта: столовая, вагоны-общежития и т.п.
Буровые лебедки и талевая система.
Инструменты
для свинчивания и развинчивания БТ.
Буровую
лебедку применяют для спуска и подъема бурильной колонны,
спуска обсадных колонн, удерживания на весу неподвижной бурильной колонны
или медленной ее подачи в процессе бурения. В ряде случаев буровая лебедка
используется для передачи мощности от двигателя к ротору, свинчивания и
развинчивания труб, подтаскивания грузов и других вспомогательных работ.
Лебедка является одним из основных агрегатов буровой установки.
Спуск
и подъем бурильных колонн производят много раз. Все операции повторяются систематически
в строго определенной
последовательности, а нагрузки на
лебедку при этом носят циклический
характер. При подъеме крюка мощность
подводится к лебедке от двигателей, а при спуске, наоборот, тормозные устройства
должны преобразовывать всю
освободившуюся энергию в теплоту. Для
лучшего использования мощности во время подъема крюка с переменной по величине нагрузкой приводные трансмиссии лебедки или ее привод должны быть многоскоростными.
Лебедка должна оперативно переключаться с больших скоростей подъема на малые и обратно, обеспечивая плановые включения с минимальной затратой времени на эти
операции. В случаях прихватов и затяжек колонны сила тяги при подъеме должна быть быстро увеличена. Переключение
скоростей для подъема колонн
различной массы осуществляется периодически.
Буровая лебедка состоит из сварной рамы, на
которой установлены подъемный и трансмиссионные (один или два) валы на подшипниках
качения, ленточный и гидравлический или электрический тормоза и пульт управления. Кроме
того, на некоторых лебедках монтируются
коробки перемены передачи, позволяющие сократить число валов лебедки. По числу
валов буровые лебедки делятся на одно-, двух- и трехвальные.
Кинематическая связь между валами лебедок
осуществляется посредством цепных передач.
Подъемный вал является основным валом буровой
лебедки, а в некоторых и единственным. На нем, кроме звездочек цепной передачи барабан для
навивки талевого каната, ленточный тормоз и муфта, соединяющая
вал с гидравлическим или электрическим тормозом.
Трансмиссионный и промежуточный (катушечный) валы буровой лебедки осуществляют
кинематическую связь между подъемным валом и приводом лебедки.
Трансмиссионный вал в ряде случаев используется для передачи вращения
ротору и присоединения к лебедке автомата подачи долота. На промежуточном
валу, кроме звездочек цепной передачи для передачи вращения подъемному валу,
монтируют специальные катушки для проведения работ по подтаскиванию
грузов и свинчиванию и развинчиванию труб при спускоподъемных операциях.
Для выполнения этих работ применяются вспомогательные лебедки и
пневматические раскрепители. В результате этого упрощаются конструкции буровой
лебедки и повышается безопасность работ по подтаскиванию грузов и
вспомогательных работ при спускоподъемных операциях.
Пневмораскрепители предназначены для
раскрепления замковых соединений бурильных труб. Пневмораскрепитель
состоит из цилиндра, в котором перемещается поршень со штоком. Цилиндр с обоих концов закрыт крышками, в одной из которых установлено уплотнение
штока.
На штоке с противоположной стороны от поршня крепится металлический трос,
другой конец которого надевается на машинный ключ. Под действием
сжатого воздуха поршень перемещается и через трос вращает машинный ключ.
Максимальная сила, развиваемая пневматическим цилиндром при давлении сжатого
воздуха 0,6 МПа, равна 50...70 кН. Ход поршня (штока) пневмоцилиндра
740...800 мм.
Подъём и спуск бурильных труб в целях замены
сработавшегося долота состоит из одних и тех же многократно повторяемых
операций. Причём к машинам относятся операции подъёма свечи из скважин и
порожнего элеватора. Все остальные операции являются машинно – ручными или
ручными требующими затрат больших физических усилий.
К
ним относятся:
• при подъеме:
посадка
колонны на элеватор;
развинчивание
резьбового соединения;
установка
свечи на подсвечник;
спуск
порожнего элеватора;
перенос
штропов на загруженный элеватор;
• при спуске:
вывод
свечи из-за пальца и с подсвечника;
свинчивание
свечи с колонной;
спуск
свечи в скважину;
посадка
колонны на элеватор;
перенос
штропов на свободный элеватор.
Для производства спускоподъемных операций
буровая бригада должна быть оснащена, во-первых, инструментом для захвата и
подвешивания колонны труб. В качестве такого инструмента применяются
элеваторы, клинья и слайдеры (элеваторы с плашечными захватами).
Во-вторых, инструментом для свинчивания и развинчивания бурильных и обсадных
труб (машинные, круглые ключи и т.п.).
Устройства для захвата и подвешивания колонн
различаются по размерам и грузоподъемности. Обычно это оборудование
выпускается для
бурильных труб размером 60, 73, 89, 114, 127, 141, 169 мм с номинальной
грузоподъемностью 75, 125, 140, 170, 200, 250,
320 т. Для обсадных труб диаметром от 194 до 426 мм применяют клинья четырех
размеров: 210, 273, 375 и 476 мм, рассчитанные на грузоподъемность от 125 до 300 т.
Элеватор служит для захвата и удержания на весу колонны бурильных
(обсадных) труб при спускоподъемных операциях и других работах в буровой.
Применяют элеваторы различных типов, отличающиеся
размерами в зависимости от диаметра бурильных или обсадных труб,
грузоподъемностью, конструктивным использованием и материалом для их
изготовления. Элеватор при помощи штропов
подвешивается к подъемному крюку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|