Русская культура конца IX - начала XX века
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение 2
2.
Русская культура
конца IX –
начала XX
века на примере творчества И. И. Левитана 3
2.1
Демократический
реализм в русской живописи 4
2.2
Выставки
передвижников 5
2.3
Влияние дружбы
Чехова с Левитаном на их творчество 7
3.
Психологизм
творчества 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16
ВВЕДЕНИЕ
Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом,
охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в
прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего
общественно-политического строя.
Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху
русского культурного ренессанса начала века - одну «из самых утонченных эпох в
истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии
после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой
чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и
положительных и отрицательных. Никогда еще не были так сильны у нас всякого
рода прельщения и смешания. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия
надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то
страшное, надвигающееся на Россию и мир... Религиозные философы проникались
апокалиптическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может
быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой,
императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную
эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего
устойчивого более не было. Исторические тела расплавились. Не только Россия, но
и весь мир переходил в жидкое состояние... В эти годы России было послано много
даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли,
расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного
беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души,
были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли
чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».
В эпоху культурного ренессанса произошел как бы
«взрыв» во всех областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только
в изобразительном искусстве, но и в театре... Россия того времени дала миру
огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались
различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые
направления во всех областях культуры.
В данной работе мы рассмотрим развитие русской
культуры конца IX – начала XX века на примере творчества русского художника
И. И. Левитана.
ТВОРЧЕСТВО И. И. ЛЕВИТАНА
Родился Исаак Ильич Левитан в августе 1860 года в
небольшом литовском городке Кибартай. Почти нет сведений о детстве художника.
Он никогда не вспоминал о своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой
архив, письма родных и близких. В его бумагах нашли пачку писем, на которых
рукой Левитана было написано: “Сжечь, не читая”. Воля умершего была исполнена.
Но воспоминания людей, близко, знавших Левитана, дают возможность восстановить
основные факты биографии художника.
Отец Левитана был мелким служащим. Поселившись с
семьей в Москве, он стремился дать сыновьям хорошее образование. Вероятно, в
выборе жизненного пути Исаака Левитана решающую роль сыграл его старший брат -
художник. Он часто брал мальчика с собой на этюды, на художественные выставки.
Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища
живописи, ваяния и зодчества.
Учителями Левитана были Алексей Саврасов и Василий
Поленов. “Левитану давалось все легко, - вспоминал его товарищ, известный
русский живописец Михаил Нестеров, - тем не менее, работал он упорно, с большой
выдержкой. Как-то пришел к нам в натурный класс и написал необязательный для
пейзажистов этюд голого тела, написал совершенно по-своему, в два-три дня, хотя
на это полагался месяц. Вообще Левитан работал быстро, скоро усваивая то, на
что другие тратили немало усилий.
Его неоконченный “Симонов монастырь”, взятый с
противоположного берега Москвы-реки, приняли как некое откровение. Тихий покой
летнего вечера был передан молодым собратом нашим прекрасно”.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ
Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому
реализму, национальности, современности обозначился в конце 50-х годов, вместе
с революционной ситуацией в стране, с общественным возмужанием разночинной
интеллигенции, с революционным просветительством Чернышевского, Добролюбова,
Салтыкова-Щедрина, с народолюбивой поэзией Некрасова. В “Очерках гоголевского
периода” (в 1856 г.) Чернышевский писал: “Если живопись ныне находится вообще в
довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение
этого искусства от современных стремлений”. Эта же мысль приводилась во многих
статьях журнала “Современник”.
Но живопись уже начинала приобщатся к современным стремлениям
- раньше всего в Москве. Московское Училище и на десятою долю не пользовалось
привилегиями петербургской Академии художеств, зато меньше зависело от ее
укоренившихся догм, атмосфера была в нем более живая. Хотя преподаватели в
Училище в основном академисты, но академисты второстепенные и колеблющиеся, -
они не подавляли своим авторитетом так, как в Академии Ф. Бруни, столп старой
школы, в свое время соперничавший с Брюлловым картиной “Медный змий”.
Перов, вспоминая годы своего ученичества, говорил, что
съезжались туда “со всех концов великой и разноплеменной России. И откуда у нас
только не было учеников!.. Были они из далекой и холодной Сибири, из теплого
Крыма и Астрахани, из Польши, Дона, даже с Соловецких островов и Афона, а в
заключение были и из Константинополя. Боже, какая, бывало, разнообразная,
разнохарактерная толпа собиралась в стенах Училища!..”.
Самобытные таланты, выкристаллизовавшиеся из этого раствора,
из этой пестрой смеси “племен, наречий, состояний”, стремились наконец поведать
о том, чем они жили, что им было кровно близко. В Москве этот процесс был
начат, в Петербурге он скоро ознаменовался двумя поворотными событиями,
положившими конец академической монополии в искусстве. Первое: в 1863 году 14
выпускников Академии во главе с И. Крамским отказались писать дипломную картину
на предложенный сюжет “Пир в Валгалле” и просили предоставить им самим выбор
сюжетов. Им было отказано, и они демонстративно вышли из Академии, образовав
независимую Артель художников по типу коммун, описанных Чернышевским в романе
“Что делать?”. Второе событие - создание в 1870 году Товарищества передвижных
выставок, душою которого стал тот же Крамской.
Товарищество передвижников не в пример многим позднейшим
объединениям обошлось без всяких деклараций и манифестов. В его уставе лишь
говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не
завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить
их в разные города (“передвигать” по России), чтобы знакомить страну с русским
искусством. Оба эти пункта имели существенное значение, утверждая независимость
искусства от властей и волю художников к широкому общению с людьми не только
столичными. Главная роль в создании Товарищества и выработке его устава
принадлежала помимо Крамского Мясоедову, Ге - из петербуржцев, а из москвичей -
Перову, Прянишникову, Саврасову.
ВЫСТАВКИ ПЕРЕДВИЖНИКОВ
Открывшаяся в 1871 году первая выставка передвижников
убедительно продемонстрировала существование нового направления,
складывавшегося на протяжении 60-х годов. На ней было всего 46 экспонатов (в
отличие от громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных, и хотя
выставка не была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась
достаточно ясно. Были представлены все жанры - исторический, бытовой, пейзажный
портретный, - и зрители могли судить, что нового внесли в них передвижники. Не
повезло только скульптуре (была одна, и то мало примечательная скульптура Ф.
Каменского), но этому виду искусства “не везло” долго, собственно всю вторую
половину века.
К началу 90-х годов среди молодых художников московской школы
были, правда, те, кто достойно и серьезно продолжали гражданственную
передвижническую традицию: С. Иванов с его циклом картин о переселенцах, С.
Коровин - автор картины “На миру”, где интересно и вдумчиво раскрыты
драматические (действительно драматические!) коллизии дореформенной деревни. Но
не они задавали тон: близился выход на авансцену “Мира искусства”, равно
далекого и от передвижничества и от Академии, - об этом новом художественном
течении скажем дальше.
Как выглядела в ту пору Академия? Ее прежние ригористические
художественные установки выветрились, она больше не настаивала на строгих
требованиях неоклассицизма, на пресловутой иерархии жанров, к бытовому жанру
относилась вполне терпимо, только предпочитала, чтобы он был “красивым”, а не
“мужицким” (пример “красивых” неакадемических произведений - сцены из античной
жизни популярного тогда С. Бакаловича). В массе своей неакадемическая
продукция, как это было и в других странах, являлась буржуазно-салонной, ее
“красота” - пошловатой красивостью. Но нельзя сказать, чтобы она не выдвигала
талантов: очень талантлив был упоминавшийся выше Г. Семирадский, рано умерший
В. Смирнов (успевший создать впечатляющую большую картину “Смерть Нерона”);
нельзя отрицать определенных художественных достоинств живописи А. Сведомского
и В. Котарбинского. Об этих художниках, считая их носителями “эллинского духа”
одобрительно отзывался в свои поздние годы Репин, они импонировали Врубелю, так
же как и Айвазовский - тоже “академический” художник. С другой стороны, не кто
иной, как Семирадский, в период реорганизации Академии решительно высказался в
пользу бытового жанра, указывая как на положительный пример на Перова, Репина и
В. Маяковского. Так что точек схода между передвижниками и Академией было
достаточно, и это понял тогдашний вице-президент Академии И.И. Толстой, по
инициативе которого и были призваны к преподаванию ведущие передвижники.
Но главное, что не позволяет вовсе сбрасывать со счетов роль
Академии художеств, прежде всего как учебного заведения, во второй половине
века, - это то простое обстоятельство, что из ее стен вышли и Репин, и Суриков,
и Поленов, и Васнецов, а позже - Серов и Врубель, причем они не повторили
“бунта четырнадцати” и, по-видимому, извлекли пользу из своего ученичества.
Точнее, они все извлекли пользу из уроков П.П. Чистякова, которого поэтому и
называли “всеобщим учителем”. Чистякова заслуживает особого внимания.
Есть даже что-то загадочное во всеобщей популярности
Чистякова у художников очень разных по своей творческой индивидуальности.
Несловоохотливый Суриков писал Чистякову длиннейшие письма из-за границы. В.
Васнецов обращался к Чистякову со словами: “Желал бы называться вашим сыном по
духу”. Врубель с гордостью называл себя чистяковцем. И это не смотря на то, что
как художник Чистяков был второстепенным, писал вообще мало. Зато как педагог
был в своем роде единственным. Уже в 1908 году Серов писал ему: “Помню вас, как
учителя, и считаю вас единственным (в России) истинным учителем вечных, незыблемых
законов формы - чему только и можно учить”. Мудрость Чистякова была в том, что
он понимал, чему учить можно и должно, как фундаменту необходимого мастерства,
а чему нельзя - что идет от таланта и личности художника, которые надо уважать
и относиться с пониманием и бережно. Поэтому его система обучению рисунку,
анатомии и перспективе не кого не сковывала, каждый извлекал из нее нужное для
себя, оставался простор личным дарованиям и поискам, а фундамент закладывался
прочный. Чистяков не оставил развернутого изложения своей “системы”, она
реконструируется в основном по воспоминаниям его учеников. Эта была система
рационалистическая, суть ее заключалась в сознательном аналитическом подходе к
построению формы. Чистяков учил “рисовать формой”. Не контурами, не “чертежно”
и не тушевкой, а строить объемную форму в пространстве, идя от общего к
частному. Рисование по Чистякову, есть интеллектуальный процесс, “выведение
законов из натуры” - это он и считал необходимой основой искусства, какая бы не
была у художника “манера” и “природный оттенок”. На приоритете рисунка Чистяков
настаивал и со своей склонностью к шутливым афоризмам выражал это так: “Рисунок
- мужская часть, мужчина; живопись - женщина”.
Уважение к рисунку, к построенной конструктивной форме укоренилось
в русском искусстве. Был ли тут причиной Чистяков с его “системой” или общая
направленность русской культуры к реализму была причиной популярности
чистяковского метода, - так или иначе, русские живописцы до Серова, Нестерова и
Врубеля включительно чтили “вечные незыблемые законы формы” и остерегались
“развеществления” или подчинения аморфной красочной стихии, как бы ни любили
цвет.
В числе передвижников, приглашенных в Академию, было двое
пейзажистов - Шишкин и Куинджи. Как раз в то время начиналось а искусстве
гегемония пейзажа и как самостоятельного жанра, где царил Левитан, и как
равноправного элемента бытовой, исторической, отчасти и портретной живописи.
Вопреки прогнозам Стасова, полагающего, что роль пейзажа будет уменьшаться, она
в 90-е годы возросла, как никогда. Преобладал лирический “пейзаж настроения”,
ведущий свою родословную от Саврасова и Поленова.
ДРУЖБА ЛЕВИТАНА С ЧЕХОВЫМ
Одна из самых значительных страниц биографии Левитана
- его дружба с А. П. Чеховым. Чехов и Левитан - ровесники. Судьбы их во многом
схожи. Оба приехали в Москву из провинции.
“Когда я узнала Левитана, - вспоминала сестра Чехова
Мария Павловна, - он жил на гроши, как и мой брат Николай, да и большинство
других учеников, заработанные то продажей на ученической выставке, то
исполнением кое-каких заказов. Ближе всего Левитан сошелся с нашей семьей уже
после окончания школы, когда мы поселились в красивом имении Бабкине, под
Москвой... С утра до вечера Левитан и брат были за работой... Левитан иногда
прямо поражал меня, так упорно он работал, и стены его “курятника” быстро
покрывались рядами превосходных этюдов... В дни отдыха мы часами просиживали с
удочками где-нибудь в тени прибрежных кустов... Левитан любил природу как-то
особенно. Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность... Искусство было
для него чем-то даже святым... Левитан знал, что идет верным путем, верил в
этот путь, верил, что видит в родной природе новые красоты».
С Антоном Павловичем Чеховым у Левитана установились
своеобразные отношения. Они всегда поддразнивали друг друга, но те немногие
высказывания и письма, которые дошли до нас, говорят о том, что Левитан
открывал свою душу только Чехову.
“Но что же делать, я не могу быть хоть немного
счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи”, - признавался
Левитан Чехову в одном из писем. В это же время Чехов пишет одному из своих
адресатов: “Со мной живет Левитан, привезший... массу (штук 50) замечательных
(по мнению знатоков) эскизов. Талант его растет не по дням, а по часам...”
Константин Паустовский находил в творчестве Чехова и
Левитана много общего. “Картины Левитана, - писал Паустовский, - требуют
медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно
чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее
становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков”.
В повести Чехова “Три года” есть эпизод посещения
художественной выставки а Училище живописи. Героиня повести Юлия рассеянно
ходит по залам, и ей кажется, что на выставке много картин одинаковых. Но вот
она “остановилась перед небольшим пейзажем и смотрела на него равнодушно. На
переднем плане речка, через него бревенчатый мостик, на том берегу тропинка,
исчезающая в темной траве, поле, потом справа кусочек леса, около него костер:
должно быть, ночное стерегут. А вдали догорает вечерняя заря.
Страницы: 1, 2
|