Руководство и структура подразделений ДПС
дисциплина:
«Безопасность движения транспорта и пешеходов»
тема: «Руководство
и структура подразделений ДПС»
П Л А Н :
1.
Роль и
основные задачи дорожно-патрульной службы
2.
Виды и
структура подразделений дорожно-патрульной службы
3.
Способы и
формы организации дорожно-патрульной службы
4.Основные
организационные формы профессиональной подготовки
5. Контроль и оценка
работы личного состава
Роль и основные
задачи ДПС
Очевидно, что без
детального правового регулирования сферы, в которой функционируют ТС –
источники повышенной опасности, без четкой системы дозволений и запретов, а
также контроля их выполнения невозможно осуществлять эффективные перевозки
грузов и пассажиров. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности
федеральных и местных органов исполнительной власти признается «осуществление
государственного контроля выполнения законодательства Российской Федерации,
правил, стандартов, технических норм и других нормативных актов в области
обеспечения безопасности дорожного движения». Выполнение этой задачи
возлагается в основном на специализированные органы, наделенные
соответствующими надведомственными полномочиями, такие как Российская
транспортная инспекция Министерства транспорта РФ, Гостехнадзор Министерства
сельского хозяйства и продовольствия РФ, Госкомитет по стандартизации,
метрологии и сертификации РФ, а также ГИБДД МВД РФ.
Важнейшие службы
ГИБДД имеют следующие основные задачи:
1.Автотехническая
инспекция:
- контролирует соблюдение
нормативов, устанавливающих требования к конструкции, состоянию и
переоборудованию механических ТС (транспортных средств) и прицепов к ним;
-
организует
и проводит государственных технический осмотр ТС;
-
проверяет
работу предприятий, фирм, учреждений, ведомств в части обеспечения БДД
(безопасности
дорожного движения);
-
участвует
в осмотре технического состояния ТС, занятых в перевозках опасных,
тяжеловесных, крупногабаритных грузов, а также ТС, причастных к ДТП
(дорожно-транспортных происшествий).
2.
Подразделения
организации дорожного движения и дорожной инспекции:
-
контролируют
соблюдение правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве,
реконструкции, содержании и ремонте автомобильных дорог, дорожных сооружений,
ЖДП, технических средств регулирования дорожного движения, линий городского
электротранспорта в части обеспечения БДД;
-
изучают
условия дорожного движения и принимают меры по совершенствованию организации
движения ТС и пешеходов;
-
согласуют
проекты по организации дорожного движения на улицах и автомобильных дорогах;
-
осуществляют
методическое руководство деятельностью специализированных
монтажно-эксплуатационных подразделений.
1.
Регистрационно-экзаменационные
подразделения:
-
контролируют
исполнение нормативных актов, устанавливающих требования по подготовке
водителей ТС;
-
принимают
экзамены по ПДД (правилам дорожного движения), навыкам вождения ТС, а также
выдают водительские удостоверения;
-
регистрируют
автомототранспортные средства, выдают их владельцам регистрационные знаки и
документы;
-
ведут
учет автомототранспортных средств;
-
осуществляют
розыск ТС в процессе регистрационно-экзаменационной работы;
2.
Подразделения
пропаганды:
-
осуществляют
разъяснение и пропаганду ПДД и других нормативных актов по вопросам БДД с
использованием СМИ (средств массовой информации);
-
организуют
проводят работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
-
разрабатывают
методические рекомендации, листовки, информационные бюллетени, брошюры и другие
печатные материалы по вопросам БДД;
-
организуют
смотры, конкурсы, рейды и другие мероприятия по профилактике ДТА
(дорожно-транспортных аварий);
-
проводят
систематическое изучение общественного мнения о работе ГИБДД.
3.
Подразделения
информационного обеспечения:
-
участвуют
в разработке территориальных и межрегиональных планов оперативно-поисковых
мероприятий и координируют действия подразделений ГИБДД;
-
обеспечивают
круглосуточное функционирование федеральной базы данных о ТС, находящихся в
розыске;
-
осуществляют
сбор, обработку и оценку текущей информации о совершенных и готовящихся
преступлениях, связанных с использованием ТС, и доводят ее по назначению.
4.
Дорожно-патрульная
служба.
Актуализация
потребности в текущем контроле состояния ТС, параметров ТИ, поведения
участников дорожного движения и в немедленном выполнении
распорядительно-регулировочных действий при возможных осложнениях условий
движения, а также исключительно высокая распространенность и латентность
правонарушений, связанных с посягательством на безопасность дорожного движения,
общественный порядок и права собственников транспортных средств, обусловливают
необходимость их активного выявления, пресечения и профилактики независимо от
родовых объектов посягательства. Качественное своеобразие данных проступков,
проявляющееся в использовании ТС, в единстве сферы (дорожное движение) и
субъектов ответственности, позволяет рассматривать их совокупность как некую
общность деликтов, образующих один из важнейших компонентов управляющего
воздействия ГИБДД.
К
основным задачам ДПС отнесены:
-
сохранение
жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных
прав и интересов, а также интересов общества и государства;
-
обеспечение
бесперебойного и безопасного дорожного движения ТС;
-
предупреждение
и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного
движения.
В связи с этим на
ДПС возлагаются следующие функции:
-
оказание
в пределах своей компетенции содействия и помощи участникам дорожного движения
в осуществлении их законных прав и интересов;
-
осуществление
контроля за соблюдением Правил дорожного движения РФ, а также нормативны
правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
-
регулирование
дорожного движения, обеспечение организации движения ТС и пешеходов в местах
проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;
-
охрана
общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на улицах,
дорогах и иных общественных местах;
-
осуществление
розыска угнанных и похищенных транспортных средств, а также ТС, водители
которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий;
-
осуществление
в соответствии с действующим законодательством производства по делам об
административных правонарушениях;
-
осуществление
неотложных действий на месте ДТП, а также принятие мер по эвакуации людей и
оказанию им первой медицинской помощи, содействие в транспортировке поврежденных
транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;
-
проведение
в соответствии с действующим законодательством дознания по делам о
преступлениях против безопасности движения и эксплуатации ТС;
-
осуществление
в установленном порядке сопровождения ТС;
-
выявление
причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушение правил дорожного
движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного
движения, принятие мер по их устранению;
-
информирование
населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о
складывающейся обстановке в сфере дорожного движения, причинах ДТП и
принимаемых мерах по их предупреждению;
-
контроль
за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования,
соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на
автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению
причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения;
-
участие
совместно с таможенными органами в осуществлении контроля за соблюдением
иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил
въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда на транспортных средствах
через территорию РФ.
Виды и структура ДПС
В составе ГИБДД дорожно-патрульная служба формируется
преимущественно в виде строевых подразделений.
В зависимости от
количества зарегистрированных ТС, протяженности автомобильных дорог, уровня
ДТА, а также наличия необходимых ресурсов в пределах административно-территориальных
единиц могут комплектоваться следующие подразделения ДПС:
1)группа
2)отдельный взвод
3)моторированный
взвод (группа)
4)отдельная рота
5)отдельный
батальон
6)полк.
Рассмотрим
организационную структуру строевого подразделения ДПС на примере отдельного
батальона с общей численностью личного состава от 200 до 300 чел. По
функциональному признаку в его структуре можно выделить следующие
специализированные группы:
а) руководство
б)штаб
в)дежурная часть
г)группа кадров
д)группа
административной практики
е)группа дознания
и розыска
ж)группа
пропаганды
з)финансовая
часть
и)техническая
часть
к)служба
обеспечения и обслуживания
л) группа службы
м)роты (взводы)
1.
В
руководство подразделений ДПС входят их командиры, заместители и помощники
командиров. Командиры и заместители устанавливают обязанности подчиненных,
разрабатывают планы расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС,
контролируют выполнение служебных обязанностей и соблюдение законности
подчиненными, оказывают им методическую и практическую помощь.
2.
В состав
штаба входят старший инспектор по анализу и планированию, юрисконсульт,
госавтоинспектор дорожного надзора, делопроизводитель и машинистки. Их работой
руководит начальник штаба.
3.
Дежурная
часть предназначается:
-
для
непрерывного управления силами и средствами, занятыми обеспечением контроля
дорожного движения;
-
сбора,
обработки и регистрации информации об оперативной обстановке и результатах
несения службы личным составом;
-
организации
выезда на места ДТП;
-
обеспечения
личного состава необходимой информацией, оружием, оперативной техникой и
служебной документацией;
-
установления
личности граждан, доставленных в подразделение, и принадлежности задержанных
ТС.
4.
Группа
дознания проводит дознание по делам о ДТП с целью выявления обстоятельств,
причин и условий их совершения. В состав группы входят старший инспектор
инспектора по дознанию. Они осуществляют входящие в их компетенцию
оперативно-розыскные и следственные действия по фактам ДТП.
5.
Группа
розыска состоит из одного или нескольких инспекторов, которые занимаются
розыском ТС, скрывшихся с мест ДТП, а также взаимодействуют с подразделениями
УР для проведения розыска угнанных т похищенных ТС и веду розыскную
документацию.
6.
Группа
административной практики производит прием, проверку и обработку материалов,
составленных по фактам нарушений ПДД, следит за своевременным и правильным
исполнением постановлений по делам об административных нарушениях в сфере БДД.
В состав группы ходят старший инспектор и инспектора по административной
практике.
7.
В группу
кадров входят старший инспектор, инспектора по кадрам и психолог, которые
занимаются комплектованием, обучением и воспитанием личного состава
подразделения, оформляют личные дела сотрудников, готовят материалы на присвоение
им первичных и очередных специальных званий, аттестование и представление к
наградам, принимают участие в проверках и служебных расследованиях по фактам
нарушений служебной дисциплины.
8.
Техническая
часть предназначена для обеспечения личного состава средствами транспорта,
связи и оперативной техники. В ее состав входят начальник технической связи,
инженер по связи и оперативной технике, техник по ремонты и обслуживанию ТС.
9.
Роты ДПС
занимаются контролем дорожного движения на улицах и дорогах, осуществляют его
регулирование, выявляют и пресекают случаи нарушения ПДД и общественного
порядка, следят за состоянием дорог и дорожных сооружений, оказывают помощь
участникам дорожного движения и производят неотложные действия на местах ДТП.
Взводы комплектуются инспекторами ДПС. В состав взвода входят несколько
отделений (групп), во главе которых стоят старшие инспектора ДПС.
Способы ДПС
К важнейшим способам дорожно-патрульной службы принято
относить следующие:
1.
Наблюдение
за дорожным движением
2.
Предостережение
участников дорожного движения от нарушений установленных правил
3.
Контроль
дорожных условий, элементов ДИ, действий участников дорожного движения,
технического состояния ТС, водительских, регистрационных и путевых документов.
4.
Выполнение
регулировочно-распорядительных действий при осложнении условий движения.
5.
Пресечение
неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц.
1.
Наблюдение
за дорожным движением служит основой применения всех последующих способов ДПС.
В процессе наблюдения сотрудник оценивает состояние дорожного покрытия, средств
регулирования и других элементов ДИ на обслуживаемом участке, оценивает
характер и параметры транспортного потока и выбирает наиболее рациональные для
данных условий места и формы несения службы.
2.
Предостережение
участников дорожного движения от нарушений установленных правил достигается,
главным образом, за счет долговременного и повсеместного нахождения сотрудников
ДПС на виду у водителей и пешеходов.
Предостережение
участников дорожного движения может выполняться путем подачи специальных жестов
и сигналов либо устными обращениями к ним.
3.
Контроль
дорожных условий, элементов ДИ, действий участников дорожного движения,
технического состояния ТС, водительских регистрационных и путевых документов
состоит в изучении поведения участников дорожного движения, оперативном
реагировании на их неправомерные действия, установлении подлинности и
соответствия предъявляемых документов, а также проверке работоспособности
систем ТС, влияющих на безопасность дорожного движения.
3.1.
Открытый
контроль осуществляется сотрудниками ДПС в форменной одежде со специальным
снаряжением, а также с использованием транспортных средств, имеющих окраску и
оборудование . предусмотренное для патрульных автомобилей и мотоциклов. При
ведении открытого контроля сотрудники располагаются на местах, где они хорошо
виды участникам дорожного движения и имеют возможность оперативного
вмешательства в их действия с целью предупреждения и пресечения возможных
правонарушений.
3.2.
Скрытый
контроль ведется сотрудниками ДПС в гражданской одежде и на автотранспортных
средствах обычного исполнения, оборудованных радиостанцией и
оперативно-техническими средствами.
3.3.
Смешанный
контроль ведется инспекторами в форменной и гражданской одежде, соответственно
использующими ТС специального и обычного исполнения. Сотрудники, несущие
службу в гражданской одежде, занимаются выявлением и фиксацией правонарушений,
а также передают информацию о них обычным нарядам ДПС, которые производят
остановку ТС и принимают к нарушителям предусмотренные меры воздействия.
4.
Выполнение
распорядительно-регулировочных действий при осложнении движения предпринимается
в целях оптимизации транспортных потоков применительно к складывающимся
условиям за счет их распределения по направлениям, полосам движения, а также
разрешения, запрещения или ограничения отдельных маневров. При этом применяется
ручное регулирование дорожного движения жестами и жезлом, изменяются режимы
работы светофоров, устанавливаются временные дорожно-сигнальные знаки и
ограждения. К проведению мероприятий по восстановлению движения привлекаются
соответствующие должностные лица, а также участники дорожного движения.
5.
Пресечение
неправомерных действий частников дорожного движения и должностных лиц
производится для предотвращения ДТП и других преступлений. В настоящее время
данный метод должен быть доминирующим в деятельности ДПС. К этому обязывают
высокая латентность нарушений ПДД, а также характер и уровень преступности,
связанной с использованием ТС. В свою очередь, интенсификация обоснованного
вмешательства в неправомерные действия участников дорожного движения требует
высокого уровня организации ДПС на основе непрерывного и качественного ведения
анализа ДТА и административно-правовой деятельности подразделений ГИБДД,
широкого внедрения динамических форм контроля дорожного движения и тщательной
координации взаимодействия сил, привлекаемых к несению службы. Обладая
значительной трудоемкостью, данный метод, вместе с тем, в наибольшей степени
способствует реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные
правонарушения и обеспечивает максимальный превентивный эффект.
Формы организации
ДПС
Совокупность форм организации контроля дорожного движения
можно условно подразделить на две группы: мобильные и статичные.
К первой из них
относятся:
1.
Пеший
патруль (пост)
2.
Автомобильный
патруль (автопатруль)
3.
Мотоциклетный
патруль (мотопатруль)
4.
Патруль с
применением вертолетов и других летательных аппаратов ( воздушный патруль)
Вторую группу
составляют:
1.
Стационарный
пост ДПС
2.
Контрольный
пост милиции (КПМ)
3.
Контрольно-пропускной
пункт (КПП)
4.
Специальный
пост ДПС
5.
Автоматические
устройства контроля дорожного движения и фиксации правонарушений.
Применение той
или иной формы контроля
определяется
конкретными условиями дорожного движения и соответствующими служебными задачами
нарядов ДПС. Каждая из них имеет свои достоинства и не может рассматриваться в
качестве универсальной.
Основные
организационные формы профессиональной подготовки
Проблема
профессиональной подготовки сотрудников ДПС решается преимущественно за счет
функционирующей в рамках МВД системы обучения рядового и начальствующего
состава, которая реализуется в форме первоначальной, служебной, боевой,
физической подготовки и ежедневного инструктажа.
Первоначальная
подготовка проводится в три этапа:
а) ознакомление с
работой подразделения под руководством наставника (до 6 месяцев)
б) обучение в
учебных центрах МВД (от 1 месяца до 1 года)
в) стажировка в
занимаемой должности по месту службы под руководством наставника (начальника).
Особая роль в
совершенствовании профессиональных качеств принадлежит служебной, боевой и
физической подготовке, еженедельно проводимой руководством подразделений ДПС,
ГОРОВД и аппаратов ГИБДД.
Ее программа
разрабатывается с учетом:
1)
условий
несения службы;
2)
уровня
теоретической подготовки и наличия практического опыта у обучаемых;
3)
наличия
технических средств контроля за дорожным движением и другой аппаратуры,
используемой при выполнении задач ДПС;
4)
возможностей
учебных заведений МВД и других ведомств, дислоцированных на территории,
обслуживаемой подразделением.
А в частности, для инспекторов и старших инспекторов ДПС
программа курса должна строиться так, чтобы имелась возможность оценить их
знания и умения, как минимум, по следующим дисциплинам:
1) ПДД и другие нормативные
акты, определяющие порядок дорожного движения, требования к его участникам,
транспортным средствам и важнейшим элементам ДИ;
2) регулирование дорожного движения
с помощью жезла и технических средств;
3) скоростное маневрирование на
автомобиле (мотоцикле)
4) применение приемов
преследования и задержания преступников;
5) стрельба из табельного
оружия;
6) оказание доврачебной
медицинской помощи пострадавшим при ДИП;
7) оформление материалов по
фактам ДТП;
8) квалификация правонарушений в
сфере БДД и охраны общественного порядка.
Одной из
важнейших форм непрерывной профессиональной подготовки личного состава является
инструктаж нарядов, который проводится для каждой смены перед заступлением ее
на службу. В его проведении участвуют руководители отделов (отделений) ГИБДД и
строевых подразделений ДПС, старшие инспектора-дежурные, а также представители
других служб милиции, которые могут приглашаться для разъяснения порядка
взаимодействия при выполнении отдельных правоохранительных функций.
Контроль и оценка
работы личного состава
Учет ДТП и
административно-правовой деятельности составляют основу для ведения
аналитической работы в строевых подразделениях ДПС. Сопоставление показателей
аварийности и результатов надзора за дорожным движением позволяет устранить их
взаимные несоответствия и избрать рациональные варианты расстановки сил,
используемых в обеспечении БДД.В настоящее время обработка и анализ обработка и
анализ данных о ДТП ведутся, в основном, по единой методике. Однако в
организации учета административно-правовой деятельности единого подхода нет,
причем в большинстве случаев не оцениваются данные, характеризующие
направленность и эффективность контроля за дорожным движением. Вместе с тем
многолетний опыт функционирования подразделений ДПС показывает, что их
эффективная работа обеспечивается только тогда, когда деятельность личного
состава оценивается объективно, по количественно определенным и понятным для
него критериям. Активизация так называемого «человеческого фактора» является
важнейшим компонентом интенсификации и улучшения качества правоохранительной
деятельности службы, которая, в основном, сама определяет себе объем и
направленность работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Закон РСФСР «О милиции»
2.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
3.Конституция РФ
4.Дорожно-патрульная служба,
С.Н. Дмитриев, М., Спарк,2000г
|