Российское государство
Введение.
Российское
государство – социальное государство, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социально-культурное
строительство – сложная и специфическая сфера государственного управления. Она
включает несколько отраслей, каждая из которых имеет ряд особенностей. Вначале
некоторые общие замечания относительного характера, содержания и степени
правовой урегулированности отраслей, составляющих социально-культурное
строительство (термин «социально-культурное строительство» – условен, несмотря
на то, что в течение длительного времени использовался в Конституции и
укоренился в учебниках по административному праву).
Отметим
также, что в связи с формированием в России рыночных отношений все больше
проявляется тенденция к децентрализации управления отраслями данной сферы,
возрастанию элементов самостоятельности, самоуправляемости структур,
предприятий и организаций, составляющих каждую из отраслей данной сферы. Что же
касается законодательного и в целом правового регулирования каждой из них, то в
настоящее время имеет пакет законодательных и иных юридических актов,
регламентирующих статус этих отраслей. В целом в сферу социально-культурного
строительства включаются следующие отрасли: образование, наука, культура,
здравоохранение, труд и социальное развитие, СМИ.
1.Управление образованием.
Образование
– сложный и целенаправленный процесс, включающий в себя различные виды обучения
и образовательных учреждений. К ним относятся: начальные, основные, средние
школы, лицеи, гимназии; профессиональные училища, центры и лицеи, техникумы,
училища, колледжи, университеты, академии, институты.
Право
на образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан
России.
Статья 43 Конституции говорит:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность
дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в
государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на
предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно
получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном
учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно.
Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного
общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает
федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные
формы образования и самообразования
Основным
общим образованием на данный момент считается образование девять классов,
которое считается обязательным для всех, но, к сожалению, в России на данный
момент наблюдается рост количества преступлений, совершенных малолетними,
исходя из чего можно сказать, что даже это образование получают не все.
За
последние восемь лет в связи с развитием рыночных отношений стали появляться
частные учебные образования начального, среднего и даже высшего уровня. Но
самыми престижными все же считаются государственные ВУЗы с уже сложившейся
системой преподавания и преподавательским составом. Но рост спроса на такие
специальности как юриспруденция, экономика и некоторые другие вынуждает ВУЗы
создавать соответствующие факультеты и готовить таких специалистов.
13
января 1996 г. принята новая редакция Федерального закона «Об образовании». В
соответствии с законом общество, государство, власти всех видов, форм, уровней
должны относиться к образованию как к приоритетной сфере, по той причине, что
уровень образования населения напрямую связан с благополучием страны и ее
дальнейшим развитием.
Законом
гарантированы общедоступность и бесплатность общего полного (среднего) и
начального профессионального образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях. В общеобразовательные учреждения и учреждения
начального профессионального образования принимаются без конкурса все желающие
и обучаются бесплатно. Но существуют и учреждения частного типа, в которых
обучение производится за установленную плату, также существуют школы с лицейскими
классами, готовящими к поступлению на определенную специальность. Получение
образования в таких учреждениях может проводиться не только на платной, но и на
конкурсной основе.
Государственная
политика в области образования основывается на следующих принципах:
гуманистический характер образования; единство федерального культурного и
образовательного пространства; общедоступность образования; светский характер
образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический государственно-
общественный характер управления образованием.
Важен
и принцип непрерывного образования, преемственность различных его ступеней,
возможность не только продолжения, но и смены типа образования.
Система
образования представляет собой совокупность образовательных программ и государственных
образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих
их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов
и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и
организаций.
Образование
может быть получено: в образовательном учреждении в форме очной, очно-заочной
(вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования и
экстерната. Для всех форм получения образования действует единый
государственный образовательный стандарт. Однако существует перечень
направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение
высшего профессионального образования в заочной форме или форме экстерната не
допускается. Эти ограничения установлены постановлением Правительства от 22
ноября 1997 г. В основу перечня положен такой критерий, как степень влияния
будущей профессиональной деятельности выпускника вуза на жизнь и здоровье
человека (что, естественно, касается всех медицинских специалистов), состояние
окружающей среды, обеспечение безопасности общества и государства. Учитывается
возможность получения студентами в процессе обучения сведений, содержащих
военную и государственную тайну, а также прохождения практики на режимных
предприятиях. Кроме того, имеется в виду и невозможность получения
профессиональных знаний, умений и навыков без непосредственных (аудиторных)
занятий с преподавателем.
28
марта 1998 г. принят Федеральный закон «О воинской обязанности и военной
службе», в соответствии, с которым в России вводится обязательная подготовка к
военной службе. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят
подготовку по основам поенной службы в государственных, муниципальных и
негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования,
образовательных учреждениях начального профессионального и среднего
профессионального образования в течение двух последних лет обучения.
В
целях создания необходимых условий для получения общего образования лицами,
осужденными к наказанию в виде лишения свободы приказом Министра образования РФ
от 9 февраля l999г. утверждено Положение о порядке организации получения
основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими
наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях я тюрьмах.
В
XX
веке Россия стала одной из самых образованных стран, что подтверждали
многочисленные научные открытия и исследования, о высоком уровне образованности
говорит и такой молоприятный фактор, как «утечка мозгов» за границу. Ни для
кого ни секрет, что наши ученые пользуются спросом за рубежом, и стараются
сделать карьеру именно в развитых странах. Причиной этому является,
естественно, финансовая политика нашего государства в отношении науки. Поэтому
Правительство ставит своей целью вывести Россию из кризиса в сфере образования,
для чего необходимо обеспечить:
·
реализацию конституционного права и равные
изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества;
·
сохранение и развитие единого образовательного
пространства России;
·
формирование в общественном сознании отношения к
образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;
·
воспитание молодого поколения в духе высокой
нравственности и уважения к закону;
·
создание социально-экономических условий для
приоритетного развития системы образования, качественное изменение ее финансирования;
·
стимулирование негосударственных инвестиций в
систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенный
льгот для юридических и физических лил/участвующих в развитии образовательных
учреждений;
·
предоставление бесплатных учебников для учащихся
общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования;
доступность учебной и научной литературы для студентов сред- него и высшего
профессионального образования; .
·
законодательное закрепление материальной,
административной и имущественной ответственности учредителей образовательных
учреждений и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного
финансирования учреждений сферы образования, соблюдение трудового
законодательства, в первую очередь, в части полной и своевременной оплаты
труда, реализацию социальных гарантий и льгот для работников образования и
обучающихся;
·
активный выход на рынок образовательных услуг,
расширение участия в образовательных программах международных организаций и
сообществ, а также решение других задач по вопросам образования, которые
относятся к сфере ответственности и интересов всего государства.
Четкое
понимание построения системы образования и актуальных проблем ее
информационного отображения определяет цели, принципы и направления
модернизации образования.
В
Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления
образованием:
1)
Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему образования;
2)
федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют под
ведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих
отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел,
здравоохранения);
3)
государственные органы управления образованием субъектов Федерации,
Местные,
(муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению
соответствующих органов местного самоуправления.
К
компетенции государственных органов управления образованием относятся:
·
разработка и реализация целевых федеральных и
международных программ в области образования;
·
разработка государственных образовательных
стандартов и установление эквивалентности документов об образовании;
·
государственная аккредитация образовательных
учреждений, со- действие их общественной аккредитации;
·
установление порядка аттестации педагогических
работников образовательных учреждений различных типов и видов;
·
формирование структуры системы образования;
разработка перечня профессий и специальностей, по которым ведутся
профессиональная подготовка и профессиональное образование;
·
прямое финансирование деятельности учрежденных
ими образовательных учреждении;
·
разработка государственных нормативов
финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической
обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;
·
контроль за исполнением законодательства в
области образования, государственных обязательных стандартов, бюджетной и
финансовой дисциплины в системе образования.
Министерство
образования Российской Федерации (Минобразование России), согласно
постановлению Правительства от 10 декабря 1999 г., является федеральным органом
исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим
управление в области образования, научной и научно-технической деятельности
учреждений высшего и среднего профессионального образования, научных и иных
организаций сферы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических
кадров высшей квалификации, а также координирующим в этой сфере в установленном
порядке деятельность иных федеральных органов исполнительной власти.
Оно
осуществляет функции бывших Министерства общего и профессионального образования
РФ и Высшей аттестационной комиссии РФ.
Основными
задачами Министерства, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением
Правительства от 5 апреля 1997 г., являются:
• осуществление государственной
политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого
образовательного пространства Российской Федерации и необходимые условия для
реализации конституционных прав граждан России на получение образования и для
удовлетворения потребностей государства и общества в работниках
квалифицированного труда;
• разработка и реализация системы
управления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских и
опытно- конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования;
• реализация кадровой политики в
сфере образования и сфере научной деятельности;
• совершенствование
организационно-экономического механизма функционирования сферы образования.
В
соответствии с возложенными на него задачами Минобразования России:
разрабатывает и реализует концепцию развития образования; координирует и
контролирует в пределах своей компетенции ее выполнение федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации,
органами местного самоуправления, учреждениями и организациями сферы
образования; разрабатывает целевые, федеральные, межгосударственные и межведомственные
программы и проекты в сфере образования; организует работу по формированию
целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и
оборудования для образовательных учреждений; формирует программы
научно-исследовательских рабств этой области и обеспечивает их реализацию.
Министерство
обеспечивает контроль за реализацией, законодательства в сфере образования и
сфере научной деятельности; рырабатывает типовые положения об образовательных учреждениях;
определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной
власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное
образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях. Оно
координирует деятельность государственных образовательных учреждений,
независимо от ведомственной принадлежности, по вопросам определения объемов и
структуры подготовки специалистов; устанавливает для подведомственных
образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий
обучающихся; устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения
среднего и профессионального образования; определяет перечень учебной и учебно-методической
литературы для образовательных учреждений.
Страницы: 1, 2, 3
|