а) Предстоят
многие годы сотрудничества в продвижении глобальной многополярности и создании
нового международного порядка.
В совместном
заявлении, обнародованном в апреле 1997 г., стороны выступили с инициативой
развития нового порядка. Эта же инициатива про-звучала и в совместном заявлении
двух стран в ноябре 1998 г. Однако реализовать эту инициативу в короткие сроки
невозможно, учитывая прежде всего то обстоятельство, что США с удвоенной
энергией стремятся создать однополюсный мир, оказывают колоссальное давление на
Россию в Европе и Азии и одновременно сдерживают Китай. А Западная Европа и
Япония оказывают поддержку США в создании международного порядка под эгидой
Запада. Борьба между многополярностью и однополярностью, т.е. между
представлениями Китая и России, с одной стороны, и Западом, с другой,
относительно будущей мировой ситуации будет принципиальной проблемой,
подразумевающей длительную борьбу между Востоком и Западом. Ради достижения
своей цели западные страны во главе с США будут навязывать свою волю многим
странам, принуждать Россию и Китай к вынужденной борьбе с их абсурдными
действиями. Вместе с тем будет углубляться процесс глобальной многополярности
и продолжаться борьба за создание справедливого и рационального нового
международного политического и экономического порядка». Нынешние же условия
таковы, что США и другие западные державы обладают силовым превосходством,
Россия же не вышла из кризиса и трудностей, для восстановления ее совокупной
мощи и развития ей потребуется достаточно длительный процесс. Китай - тоже
развивающаяся страна, ему тоже потребуется довольно продолжительное время,
чтобы достичь уровня развитых государств. В таких условиях Китай и Россия
обречены на многолетнее сотрудничество. Таков общий стратегический выбор и
общая миссия двух стран, возложенная на них историей.
б) Китай и
Россия имеют важные общие интересы в АТР.
Этот регион после
распада СССР приобрел для России большую, чем прежде, значимость. Особенно
после расширения НАТО на Восток, когда эта организация оказалась у российского
порога. Дальний Восток стал для РФ «зоной безопасности», а Азия - ее
«стратегическим тылом». Экономические интересы России также сместились на
Восток, и ускорение развития восточных районов встало на повестку дня.
Стратегическое положение в АТР для России явно становится все более важным.
Китай - это
крупная азиатская держава. Политическое и экономическое положение, ситуация в
области безопасности в Азии имеют для КНР жизненно важное значение. Обеспечение
политической стабильности и экономического развития этого региона имеет для
него непреходяще важное значение. Поэтому руководители двух стран за последние
1-2 года постоянно обменивались мнениями и согласовывали действия в связи с
ситуацией в АТР и азиатским финансовым кризисом, а также проблемами Южной Азии.
На пороге нового
столетия положение в АТР осложнилось. Острие обновленного договора безопасности
между США и Японией нацелено на азиатских соседей. Еще большую угрозу несет для
безопасности КНР, России, Кореи и других стран замышляемый Соединенными Штатами
план ПРО. В этих условиях стратегическое сотрудничество Китая и России имеет
долгосрочные совместные цели.
в) Далеко не
исчерпан потенциал сотрудничества двух стран в области экономики.
4 тыс. км. общей
границы создают условия для тесного сотрудничества Китая и России в области экономики.
В настоящее время между ними прогрес-сирует тенденция к росту политических
связей, тогда как экономические отношения отстают от них. В последние годы
китайско-российская торговля колеблется на уровне 5-6 млрд. долл., во внешней
торговле России это составляет лишь 5%, а во внешней торговле КНР - лишь около
2%, что, разумеется, явно не соответствует хозяйственным возможностям обеих
стран.
Правительства
обеих стран предпринимают ряд мер, чтобы в этой области складывалась новая
ситуация. Например, во время своего визита в Россию в апреле 1999 г. премьер
Госсовета Чжу Жунцзи обсудил конкретные проекты сотрудничества во многих
сферах, в том числе в использовании лесных ресурсов России, освоении
энергетики, строительстве транспортной инфраструктуры, сотрудничестве в сфере
трудовых ресурсов, а также в развитии торговли военной техникой и т.д. В целом
было заключено более 10 проектов сотрудничества. Сейчас началась их реализация,
и перспективы этого внушают оптимизм.
Если говорить об
условиях, существующих в обеих странах, то Россия обладает достаточно хорошей
индустриальной базой, стоит на передовом в мире научно-техническом уровне,
располагает чрезвычайно богатыми природными ресурсами и высококачественными
научно-техническими кадрами. Китай в результате политики реформ и открытости
также располагает многими благоприятными возможностями для сотрудничества с
другими государствами: с одной стороны, он имеет емкий рынок для зарубежных
товаров, а с другой, возможности для экспорта целого ряда товаров и в первую
очередь продукции легкой промышленности и бытовой электроники. Эта
взаимодополняемость в области экономики создает необычайно благоприятные
условия для расширения торговли и экономического взаимодействия между Китаем и
Россией.
г) Модель
китайско-российских отношений стратегического сотруд-ничества имеет
долгосрочные перспективы для развития.
За почти 10 лет
развития отношений между КНР и Россией выявилась очень успешная модель,
характеризующаяся несколькими важными особен-ностями :
Во-первых, исходным моментом, лежащим
в основе этих отношений, являются интересы страны. Они не подвержены
ограничениям идеологии н различного социального строя.
Во-вторых, обе стороны добиваются
международных условий мира и развития, вместе работают над созданием
стабильного окружения, чтобы каждой сосредотачивать усилия для развития своей
экономики.
В-третьих, стороны проявляют взаимное
уважение в области политики, сотрудничают в экономике, уважают суверенитет и
национальное достоинство друг друга. В международных делах они вместе трудятся
над углублением тенденции многополярности и созданием нового международного
порядка.
В-четвертых, создаваемые двумя странами
партнерские отношения не являются союзом, они также не направлены против
третьих стран, не представляют угрозы для какого-либо государства, а активно
отстаивают дело мира и безопасность данного региона. Поэтому модель подобных
межгосударственных отношений, без сомнения, жизнеспособна. За последние годы
она получила успешное развитие и создает условия для дальнейшего развития и
углубления этих отношений.
Центр тяжести китайско-росснйских отношений
концентрируется в согласовании политики и обновлении мышления.
Для углубленного развития
китайско-российских отношений необходимо укреплять согласованность в
политической сфере и добиваться новых прорывов в подходах к некоторым
проблемам. В связи с постоянными изменениями обстановки постоянно
корректируются и отношения между крупными держа-вами. Развитие
китайско-российских отношений также должно соответствовать складывающейся ситуации.
Кроме того, они должны также быть еще более практичными. В последние годы между
странами заключено много соглаше-ний, однако, в ходе реализации некоторых из
них не были достигнуты постав-ленные цели, Это также затрагивает проблему
политики и подходов.
1) в области стратегического
сотрудничества двум странам необходимо дальнейшее укрепление доверия,
согласование механизма развития отношений с многими странами. Новые моменты,
выявившиеся в международных отноше-ниях в последние годы, состоят в том, что
между крупными державами пос-тоянно корректируются отношения. В этом есть
позитивная сторона, но есть н негативный фактор. Например, в общественном
мнении России проявляется по-дозрительность и опасения, когда у КНР развиваются
связи с другими госу-дарствами, особенно когда улучшаются китайско-американские
отношения. В таких случаях некоторые представители российской общественности
демонст-рируют опасения, будто это «затрагивает интересы России», считая, что
разви-тие отношений КНР и США приведет к «втягиванию» Китая в проектируемую США
стратегическую систему и для России сложится неблагоприятное положение.
Далее,
общеизвестно, что для политики США в отношении Китая характерна двойственность:
в ней есть и «контакты», и сдерживание. Политика Китая в отношении США с самого
начала принципиальна, развитие Китаем отношений со всеми странами не наносит
ущерба третьим странам. Реальная же ситуация заключается в том, что и Китай, и
Россия являются объектами давления со стороны США, которые не откажутся от
своих замыслов создать «однополюсный» мир и поэтому не позволят России
восстановить бывший Советский Союз и стать подлинно мощной мировой державой.
Разумеется, они точно так же не хотят видеть и Китай сильной державой. Курс США
ясен: в достаточно продолжительный период времени в будущем они не могут
допустить, чтобы в мире появились страны, способные бросить вызов их интересам.
Поэтому перед лицом силовой политики и своевольных действий США Китаю и России
остается лишь укреплять взаимное сотрудничество, отстаивать справедливость,
укреплять взаимное доверие, двигать вперед многополярность в мире и процесс
создания нового международного политического и экономического порядка. Только
так китайско-российское стратегическое сотрудничество сможет играть растущую
роль.
2) в области внешней политики необходимо полностью
использовать созданный двумя странами механизм регулярных встреч на высшем
уровне, чтобы он непрерывно играл эффективную роль. В последние два года одним
из важных результатов этих контактов и связи по «горячей линии» в чрезвычайных
ситуациях является обсуждение в любое время важных проблем двусторонних
отношений и международных инцидентов, согласование по ним политики. Такого
рода механизм консультаций в условиях крупных изменений в современной
международной обстановке особенно важен. Война в Косово подтвердила, что новый
интервенционизм НАТО, возглавляемой США, замет-но усилился, и Запад даже
осмелился использовать силу для покорения очень маленькой страны. Этот блоковый
интервенционизм стал угрозой, безопасности многих стран, он представляет собой
новое изменение в глобальной тенденции многополярности. Поэтому многим
государствам следует задуматься об этой реальности развития обстановки.
И Китай, и Россия являются объектами
прессинга по различным проблемам и ситуациям со стороны западных стран во главе
с США. Однако в связи с развитием процесса экономической глобализации оба
государства и той или иной степени занимают идентичную политику в отношении
Запада. Например, с одной стороны, Россия политически отчаянно сопротивляется
давлению Запада во главе с США на ее сферу безопасности, а с другой стороны,
экономически она очень нуждается в западной помощи. Поэтому по некоторым
вопросам она постоянно идет на компромиссы и уступки, проявляя колебания и
неустойчивость в своей внешней политике. Китай в сфере экономики также имеет
довольно важные интересы в отношениях с западными государствами и, принимая
некоторые решения, он также должен взвешивать все за и против. Однако его
политический подход при этом отличается от российского. В этом отношении
стороны должны активизировать консультации и согласования для поддержания
взаимопонимания и противостояния западному неоинтервенционизму с единых
позиций.
3) в экономической сфере
правительства двух стран уже проявили большую активность, однако, по-прежнему
лишь достижение еще большего взаимопонимания в наших подходах и политике даст
возможность активнее мобилизовывать потенциал сотрудничества. Проблем в
области экономического взаимодействия между Китаем и Россией довольно много, но
много и возможностей для их устранения:
а)
«Взаимодополняемость» в торгово-экономических связях не проявляется в должной
мере, при этом препятствия в подходах являются важным сдерживающим фактором.
Всем ясно, что Россия обладает невиданными при-родными ресурсами. Ее
энергетические и лесные ресурсы н другие полезные ископаемые недостаточно
освоены. Все эти богатства находятся в сибирских и дальневосточных районах,
расположенных вблизи Китая. У Китая же – изобилие рабочей силы и возможностей
освоения природных богатств. Это – чрезвычайно благоприятные условия для
сотрудничества обеих сторон. В настоящее время в экономическом сотрудничестве
западных стран с Китаем в очень большой степени используется многочисленная н
дешевая китайская рабочая сила. Они вкладывают большие значительные прямые
инвестиции в Китай, создавая там частные и смешанные предприятия. Это и есть
форма сотрудничества, сочетающая финансовый капитал и рабочую силу. В
результате резко растет торговля между КНР и западными странами, объем сделок
становится все больше.
В то же время
российская политика «охраны природных ресурсов» ограничивает экспорт сырьевых
материалов. В результате экономическое сотрудничество Китая и России серьезно
тормозится. В России даже опасаются, что экспорт в эту страну китайской рабочей
силы может привести к переселению китайского населения на российскую
территорию. С подобными настроениями трудно добиться того, чтобы
взаимодополняемость в экономике двух сторон обрела должную роль. Такими же
причинами объясняется и то обстоятельство, что выполнение многих заключенных
соглашений о сотрудничестве встречается с очень большими трудностями.
б) Потенциал
экономического сотрудничества приграничных районов и мест между Китаем и
Россией, в том числе торговли между городами полностью не используется. В
конце 80-х - начале 90-х гг. торговля и экономическое сотрудничество между
приграничными районами двух стран получило довольно большое развитие, причем
неожиданно высокими темпами. Стали быстро возникать многочисленные пункты
пропуска на границе. Однако а 1993 г. в политике Китая и России произошли
подвижки. Россия ввела ограничения на экспорт сырьевых товаров. Аналогично и
Китай, осуществляя макрорегулирование в экономике, сократил государственное
кредитование мест, предприятий и компаний. В этой связи приграничная торговля
быстро пошла на убыль, а расцветающие пункты пропуска на границе стали хиреть.
Значительным оказался ущерб для развития экономического сотрудничества. Это
показывает, что обе стороны находятся в тисках политики. Отрадно, однако, что в
последнее время в китайско-российской приграничной торговле вновь наблюдается
подъем. Это показывает, что как только политические условия позволяют, эта
торговля, а также экономическое сотрудничество мест раскрывает свой большой
потенциал.
4) в военной сфере. Торговля
военной техникой между КНР и РФ также подвержена сильному лимитированию из-за
воздействия политики и концептуальных подходов. Если снять эту проблему, то
можно добиться значительного прогресса. Россия обладает военной наукой и
техникой глобального порядка и вот уже несколько лет поддерживает в этой
области определенные контакты с Китаем. Однако, у нее очень много опасений,
касающихся обменов в военной области, и здесь она лимитирована политически.
Отдельные представители российской общественности постоянно прокламируют
концепцию «китайской угрозы», и поэтому все это сильно ограничивает
сотрудничество России с Китаем в области военной техники и вооружений. Между
тем для этих двух стран данная область сотрудничества таит громадный потенциал
и, в то же время, взаимовыгодна. Она позволяет непосредственно двигать вперед
торгово-экономические связи между ними. Ограниченный импорт Китая вооружений и
военной техники предназначен лишь для усиления его оборонительных возможностей.
КНР придерживается мирного и оборонительного курса в военной сфере и известное
усиление се обороноспособности преследует лишь одну цель - обеспечение ее
независимости и суверенитета. Обладание Китая определенной обороноспособностью
благоприятствует миру и стабильности, в том числе, в Азиатско-Тихоокеанском
регионе, и отнюдь не представляет угрозы безопасности какого-либо государства.
Что касается
неправительственных обменов Китая с Россией, то они пока мало развиты и далеко
отстают от отношений между правительствами. Народная дипломатия еще не занимает
видного места, хотя каналы неправительственных обменов очень важны и дополняют
правительственную дипломатию. Народам двух стран не достает взаимопонимания,
ощущается еще немало психологических негативных факторов, оставленных историей.
И хотя за последние несколько лет межгосударственные отношения развиваются
довольно успешно, теория «китайской угрозы» еще находит спрос среди части
россиян. Это тем более говорит в пользу необходимости значительного усиления
неправительственных обменов. Ощущается острый дефицит контак-тов в области
культуры, которые являются важной областью неправи-тельственных обменов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|